Современные приемы и методы преподавания русского языка и литературы
статья

Волкова Олеся Михайловна

Современные приемы и методы преподавания русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii.docx135.35 КБ

Предварительный просмотр:

Современные приемы и методы преподавания русского языка и литературы

Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. И одним из таких способов, способности системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации – введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования.
Деятельность современного учителя невозможна без использования современных методов обучения , поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся следующие технологии: проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, кейс-технология. Получив информацию о каждой ,  принимаю попытки внедрять их  в свою практике.  Предпочтение же  отдаю  нескольким из них, т. к. они кажутся мне наиболее эффективными.

Использование ИКТ на уроках даёт возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Мультимедийная презентация - самый быстрый и современный способ донести любую информацию. Мультимедийные презентации использую и с целью демонстрации занимательного материала (логические задачи, ребусы, кроссворды); а также при организации словарной работы (толкование, проверка правописания) на этапе контроля (тестовые задания).

«Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными» . Поэтому достаточно часто  использую в рамках урока элементы игровой технологии  в виде кроссвордов, ребусов, загадок, анаграмм.

    Предпочтительность же  использования активных методов обучения в рамках технологии проблемного обучения и развития критического мышления,  обоснована и подкреплена следующими данными, полученными педагогами и психологами в результате опыта педагогической деятельности и экспериментов, из которых следует, что человек запоминает:

10% того, что читает;

20% того, что слышит;

30% того, что видит;

50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;

80% когда обучающийся самостоятельно обнаруживает и формулирует проблему;

90% когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, в выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

      Реализации данных технологий, на мой взгляд, способствуют интегрированные уроки и проведение их в нестандартной форме. Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности учащихся.(лекции, беседы, практикумы, защита проектов, уроки-путешествия («Страна Глаголия,  «По Лермонтовским местам») ,уроки-презентации(  повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» , театрализованные  представления  (в рамках изучения басен А.Крылова,  пьесы "Двенадцать месяцев»)и др.

    Интеграция  уроков русского языка и литературы заключается в следующем:

Уроки русского языка строю на материале художественных текстов изучаемых произведений или литературно – критических статей о творчестве писателей (в качестве дидактического, раздаточного материала, контрольного диктанта, изложения). На уроках литературы анализируем язык художественных произведений (лексика, синтаксис, изобразительно – выразительные средства)

 Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения. Считаю, что в своей работе надо применять разнообразные методы не обхожусь  без репродуктивных методов обучения, но стараюсь  вводить  новые.

   Основу содержания деятельности и учителя, и ученика на уроке составляют три взаимосвязанных этапа урока: целеполаганиесамостоятельная продуктивная деятельностьрефлексия.

   Поэтому приемы можно классифицировать по данным этапам, но это не постулат. Одни и те же приемы допустимы на разных этапах урока, другие помогают в организации учебного процесса. В рамках реализации перечисленных технологий  и применяемых   форм организации  и проведения уроков, на перечисленных этапах урока использую следующие приемы:

Этап целеполагания:

Кто не знает, в какую гавань он плывёт,

для того нет попутного ветра.
Сенека.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и принимает ее как лично для него значимую, его деятельность становится мотивированной и целенаправленной. Именно на начальном  этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

Таким образом, самостоятельная формулировка темы учащимися позволяет включить их в деятельность с первой минуты урока, чтобы потом логично перейти к  целеполаганию, самостоятельной продуктивной деятельности .Поэтому  большое внимание уделяю именно этому этапу урока. На своих уроках я пользуюсь следующими приёмами подведения к теме урока и соответственно целеполаганию.

Прием «Исключение». Даются слова: окно, правдивость, уникальный, город, общение. Задается вопрос: какое слово лишнее? Как правило, учащиеся находят слово «уникальный», так как оно отвечает на вопрос какой? а не что? Тема «Имя прилагательное»

Прием «Яркое пятно». Этот прием заключается в том , что в начале урока я или подготовленный ученик  сообщаем какие-либо интересных запоминающиеся факты по теме.

Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашем лицее. Цифра  расскажет о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а всего лишь одна капля нефти делает непригодным для питья 25 литров воды.

При изучении произведения К.Паустовского «Заячьи лапы» зачитываю детям интересные факты о зайцах.

- Зайцев можно встретить в любой стране на земле, так как они обитают по всему земному шару; 
- в летнюю жару зайцам помогают спасаться от перегрева уши. Они активно выводят тепло из организма; 
- во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попадала вода и они не простудились; 
- зайцы могут несколько километров подряд пружинить на своих лапках со скоростью 50 километров в час, при этом совершая немыслимы виражи. Можно сказать, что у них в лапах настоящие пружины; 
- зубы у зайцев растут всю жизнь. Они стираются, когда зайцы грызут еду, но расти никогда не прекращают; 
- зайцы являются территориальными животными. Даже когда этот зверек убегает от охотника или хищника, то перемещается в пределах своей территории; 
- многие заблуждаются, полагая, что зайцы являются вегетарианцами. На самом деле эти животные едят не только капусту и морковку, но и мясо. 
- для общения между сородичами зайцы используют свою «барабанную дробь», которую они выбивают лапками. Также, как слоны, зверьки топают ногами по земле, предупреждая других зверей, что территория занята; 
зайцев часто называют косыми, хотя на самом деле косоглазия у этих зверьков нет. А называют их так, из-за умения зайчика петлять во время бега. Таким спобом заяц старается запутать своего преследователя и уйти от погони. Зверек все время петляет еще и из-за ассиметрично развитых левых и правых лапок; 
- зимой у зайцев на брюшке шерсть удлиняется на пару миллиметров, чтобы животное не заморозило животик. Отрастают волоски и вокруг носика, защищая его от мороза; 
- известен случай, когда зайца воспитала домашняя собака. Зверек перенял от своего "воспитателя" манеру поведения: бросался на других собак и даже кусал их; 
- раньше зайцев относили к отряду грызунов, однако теперь для них выделили отдельный отряд зайцеобразных; 
-в хорошую погоду, когда зайцу грозит опасность, он ставит уши вертикально, а сам прильнув к земле, обследует все вокруг, при этом оставаясь незаметным. 
- живут зайцы не более 9 лет, а самцы и того меньше – около 5. Однако были зафиксированы случаи, когда заяц доживал и до 13,5 лет. 
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением К Паустовского «Заячьи лапы». 

Прием «Творческое задание». Предлагаю детям заменить словосочетания одним подходящим по смыслу словом с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.

- прекратить знакомство (расстаться);

- жестокий поступок ( бессердечный);

- беспечное настроение ( беззаботное).

Почему вы выбрали написание  з или с ? Как будет звучать тема урока?

Тема: «Правописание приставок на з и с.

Прием  Ассоциаций  учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке.

Прием Мозаика. На доске помещается мозаика, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока

Прием Иллюстрация После просмотра фильма или картины, возможно, портрета  участники формулируют тему урока и цели.

Прием «Проблемный вопрос»

Предлагаю детям посмотрите на рисунок. Вспомнить басню. (И.А.Крылов. « Квартет»)

Какое слово я забыла? (сыграть)

А как же правильно его написать? (Варианты)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Какую цель мы поставим?

        Прием  «Подводящий диалог» представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.

Фрагменты урока №1. «Многозначные слова».

    В рамках урока-путешествия, предлагаю детям  взять  в руки кораблик с заданием, в котором нужно отгадать  3 слова по лексическому значению и записать в тетрадь. В процессе работы дети понимают, что они записали три раза одно и то же слово. В процессе дальнейшей беседы приходим к тому, что слово, имеет несколько (или много) лексических значений,  и называется оно  многозначным. Далее дети формулируют тему и цели.

Фрагменты урока №2. «Стили речи»

При изучении стилей речи предлагаю детям прослушать сказку о курочке Рябе в научном и художественном стилях. В ходе дальнейшей беседы дети приходят к выводу, что выбираемый стиль общения зависит от речевой ситуации , т.е. от того, ГДЕ мы говорим, С КЕМ и ЗАЧЕМ .И уже могут самостоятельно сформулировать тему и цели.

 «Курочка Ряба» в научном стиле


Существовали на планете Земля два человека, относящиеся к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, роду Человек (Homo), виду Человек разумный (Homo sapiens) – дед и баба. И была у них куриная самка отряда птиц по имени Ряба. По каким-то странным стечениям обстоятельств снесла Ряба клетку овальной формы в скорлупе, оболочке из драгоценного металла желтого цвета, ковкого, инертного на воздухе, твердого и прочного, находящегося в I группе периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, атомный номер которого 79, а атомная масса 196,9665.
И вот Homo sapiens дед попытался разбить клетку овальной формы в скорлупе, оболочке , но не смог этого сделать, так как золото – твердый и прочный металл. Homo sapiens баба также попыталась разбить клетку овальной формы в скорлупе, оболочке , но и в этот раз клетка овальной формы в скорлупе, оболочке

не претерпела значительного физического изменения.
Представитель семейства млекопитающих отряда грызунов мышь, жившая на территории деда и бабы незаконно - без прописки, давно разыскиваемая полицией нравов деда и бабы, бежала по зоне питания Homo sapiens - по столу. По необъяснимой случайности на столе оказалась клетка овальной формы в скорлупе, оболочке

. Мышь, в свою очередь, убегающая от представителей власти, смахнула своим обособленным подвижным задним отделом тела золотой запас деда и бабы. Клетка овальной формы в скорлупе, оболочке упала и разбилась.
Вследствие этого дед и баба стали издавать звуки, называемые рыданиями. Но курица привела Homo sapiens в адекватное состояние данным ею обещанием.
Наука поражена появлением на свет говорящей курицы, несущей золотые и простые клетки овальной формы в скорлупе, оболочке вперемежку.

Жили себе дед да баба,
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко.
Яичко не простое — золотое.
Дед бил, бил – Не разбил.
Баба била-била – Не разбила.
Мышка бежала, Хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – простое».

Фрагменты урока №3. «Омонимы».  Изучая тему «Омонимы», предлагаю детям взять чистый лист и выполнить мои команды. По окончании действий у ребенка  должен получиться человечек, но при предъявлении их классу, дети понимают , что человечки почему-то получаются разными, не смотря на то, что говорила я всем одно и то же. В результате размышлений дети приходят к выводу, что так происходит, потому что мы все внешне одинаковы, но каждый индивидуален, мыслит и воспринимает по своему, т.е все мы одинаковы , но в то же время разные, так же как и слова  с которыми они будут знакомиться на уроке. Далее формулируем  тему: «О словах разнообразных – одинаковых, но разных»

Итак, в центре листа изобразите квадрат, внизу квадрата изобразите два прямоугольника, но постарайтесь, чтобы они обязательно соприкасались  с квадратом любым способом (одной точкой, стороной, частью стороны), как вам нравится больше. Слева и справа от квадрата нарисуйте два треугольника, соприкасающихся с квадратом, вверху, над квадратом – круг, над кругом один треугольник. А теперь, используя знакомые фигуры, дорисуйте лицо. У каждого из вас получился человек. Но в ваших работах я заметила одну очень интересную деталь..(говорила я всем одинаково, а результат почему-то разный, есть несколько вариантов).

Давайте  подумаем, почему так вышло? Внешне мы с вами одинаковые, у каждого из нас две руки , две ноги, но мы разные внутри

  • Мыслим по-разному
  • Воспринимаем по-разному
  • Каждый из нас – индивидуален, у каждого из нас свой внутренний мир,
  •       При подготовке к написанию  сочинения  описания интерьера читаю детям описание жилищ сказочных героев из произведений  Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей, И.Тургенев «Му-му»)
  • Дети легко узнают героев произведений и приходят к выводу, что обычно дом становится похож на тех, кто в нем живет, легко определяют  цель урока.
  • Текст 1. И вдруг на одной из крыш он действительно увидел домик. Очень симпатичный с зелеными ставенками и маленьким крылечком. Малышу захотелось как можно скорее войти в этот домик и своими глазами увидеть все паровые машины и все картины с изображением петухов, да и вообще все, что там находилось.В домике было очень уютно. Это малыш сразу заметил: красный деревянный диванчик, который стоял у стены. Кроме деревянного диванчика, в комнате стоял верстак, служивший также и столом, шкаф, два стула и камин с железной решеткой, и таганком, но паровой машины пока что-то не было видно. (Карлсон  - маленький сказочный человечек – озорник, мечтатель, выдумщик. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»))
  • Текст  2.  А он знал много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг он сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора. (Знайка  Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей)
  • Текст 3. Герасиму отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся… (Герасим Тургенев «Му-му»)
  1. Определение темы урока.
  • Как вы узнали героев,ведь их имена не были названы? (по описанию их жилищ)
  • К какому типу речи относятся данные тексты? (описание)
  • Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать, чему должны научиться?
  • Запись  темы в тетради и на доске. Эпиграф к уроку: «Обычно дом становится похож на тех, кто в нем живет».( М Рощин)

 Этап   самостоятельной  продуктивной  деятельности.

      К каждой новой теме я разрабатываю проблемные ситуации. И стремлюсь ,чтобы на этапе открытия нового знания учащимися  велась самостоятельная работа, чаще всего это групповая работа или работа в парах . Предлагаю детям   карточки , где путем наблюдений нужно  вывести необходимое знание и сформулировать правило, («Знаки препинания при прямой речи», «Знаки препинания при обращении»),либо предлагаю детям представить себя лингвистами, которым нужно назвать данные явления, придумать термины или составить их, исходя из тех знаний, которыми они обладают.(«Омонимы»), а иногда дети самостоятельно работают над описанием картины , используя банк данных вопросов и слов-помощников (Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птица»).

  • Тема урока «Знаки препинания при обращении».
  • - Мой друг ,Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
  • - А мы с тобой ,брат, из пехоты.
  • - Приди ко мне ,любезный друг.
  • Что общего в строении данных предложений? Чем они различаются? (позиция
  • обращения). Запишите предложения. Какое затруднение возникло? Почему?
  • Прочитайте предложения, интонационно выделяя обращения. Как вы думаете, как в письменной речи нужно оформить обращения? Сформулируйте правило. Проверьте
  • себя по учебнику.
  •  
  • Тема урока «Омонимы».
  • Предлагаю детям  представить себя лингвистами, которым нужно назвать данные явления, придумать термины или составить их, исходя из тех знаний, которыми они обладают.
  • - Что общего в паре: замок – замок?
  • Какой раздел лингвистики изучает способы выражения звуков на письме и буквально в переводе с греческого означает «пишу»?
  • Попробуем назвать термин по аналогии: омонимы (от греч. «омос»  - «одинаковый», «онима» - «имя»), а если взять «омос»  - «одинаковый» + «grapho» - «пишу»), то получаем… .
  • Рассмотрим следующую пару: компания – кампания . Слова отличаются написанием, но одинаково произносятся. Какой раздел лингвистики изучает звуки?
  • Что получится, если сложить «одинаковый» и «звук» «омос»  - «одинаковый» + «phone» - «звук»?
  • - Чем необычна последняя пара: мой (портфель) – мой (пол)Попробуйте просклонять местоимение «мой», назовите неопределённую форму данного глагола, поставьте в настоящее, прошедшее и будущее время. Что заметили?
  • Следовательно, как можно назвать данную пару? («омос»  - «одинаковый» + форма).
  • Сравним с эталоном .

На этом же этапе использую приемы:

Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты и птица»

Вопрос

Слова-помощники

1.

Что изобразил художник на картине?

Ваза        стеклянная ваза; грушевидная форма; кристально чистая вода…

Цветы        изысканный букет; красивые цветы; белые и нежно-розовые соцветия; причудливо изогнуты узкие тёмно-зеленые листья; длинные стебли …

Фрукты        веточки красной и белой смородины; свежие и прозрачные ягоды; краснобокие яблоки; на бело-розовой мякоти видно тёмно-коричневое семечко; кисть спелого винограда; крупные ягоды; кажется, брызнут сейчас сладким соком; ярко-изумрудного цвета; светятся на солнце…

Птичка        изящная птичка; необычное оперение; голубая шапочка; голубые перышки спинки; наклонила  головку к яблоку; что-то высматривает на его блестящей кожице …

Бабочка        красивые бабочки; дивной красоты; хрупкое создание; порхают над цветами и фруктами. …

2.

Где стоят цветы?

3.

Где стоит ваза?

4.

Как выглядят лепестки?

5.

Цветы куда повернули головки?

6

Какого цвета один из лепестков?

7.

Что этим хотел показать художник?

8.

Какая вода в вазе?

9.

Что расположено вокруг вазы?

10.

Что видим на переднем плане картины?

11.

Как они выглядят?

12.

Как изображена мякоть яблока?

13.

Что дополняет картину?

14.

Если приглядеться, что еще видим?

15.

Какую птицу она напоминает?

16.

Что придают картине парящие над фруктами бабочки?

17.

Где расположил всю композицию художник?

18.

Чем привлекают краски, которые использовал художник?

19.

Когда долго смотришь на картину, что начинаешь понимать?

20.

Чему учит художник?

Приём «Инсерт» заключается в маркировке текста (или его отрывка) специальными символами, имеющими следующее функциональное назначение:
«+» - «узнал  новое»
«~» - «уже знал»
«-» - «думал иначе»
«?» - «есть вопросы»

             Прием «толстые и тонкие вопросы».

Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

       Приём «Жокей и лошадь»

Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

Прогнозирование.На литературе предлагаем спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной ситуации

     На завершающей стадии урока я применяю след. методы: синквейн, кластер, 5-минутное эссе, прием «МОПС-формула»,

Кластер

Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

Синквейн

Один из приёмов активизации познавательной активности учащихся на уроке.

В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Пример синквейна:

Фразеологизмы

Яркие, красочные

Называют, изображают, не изменяются

Не чуя под собой ног

Образность

Проанализировав образ Герасима, пятиклассники составляли такой синквейн:

Герасим

добрый, трудолюбивый

заботится, любит, работает

не должен страдать из-за жестокости людей

человек

Приём «Шесть шляп» на примере произведений «Муму» Тургенева и К. Паустовского «Заячьи лапы».

Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.

Формирует:

  • умение осмысливать свой опыт;
  • умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;
  • ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.

Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.

Пример.

Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.

Желтая шляпа – позитивные суждения.

Черная – отражает проблемы и трудности.

Красная – эмоциональные суждения без объяснений.

Зеленая – творческие суждения, предложения.

Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь.

Коллаж

Не менее важным на уроках такого типа является обучение навыкам формулирования и оформления результатов деятельности школьников. Нередко я использую во время подведения итогов урока такой прием как «Коллаж».

http://pedsovet.su/_pu/61/83093369.jpg

Буктрейлер (англ. Booktrailer – «book» - книга, «trailer» - киноафиша) —

  • небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.

На этапе рефлексии: «Три М», «Рюкзак», «Незаконченное предложение» , зпритчи, пословицы.

Наберись смелости – сделай попытку!


Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных и
подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал и попросил открыть его.


Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».

Я желаю и  нам в новом учебном  году  набраться смелости и не бояться  делать попытки по освоению  все новых и новых современных технологий и методов обучения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий в преподавании русского языка и литературы.

Знание системы современных педагогических технологий, их целевого назначения и характеристик составляет содержательный компонент технологической культуры педагога. Но какие педагогические технологии и...

"Современные образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы".

Сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное направление моей работы. Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек в полной мере может стать творцом своей суд...

Доклад на тему: "Использование современных педагогических технологий в преподавании русского языка и литературы"

В докладе сообщается об использовании новых образовательных технологий на уроках русского языка. Даётся объяснение «инновационному обучению» и раскрываются его особенности. ...

Эффективные приемы и методы обучения русскому языку и литературе

Нередко учителей русского языка и литературы называют учителями – словесниками. Но очень часто можно встретить толкование различных подходов к урокам русского языка и литературы. Языковедение и литера...

Современные педагогические технологии в преподавании русского языка и литературы

В работе представлены современные педагогические технологии в преподавании русского языка и литературы...