Статья "К вопросу об изменении школьной программы по литературе"
статья (8 класс)

Рыданова Людмила Алексеевна

Статья "К вопросу об изменении школьной программы по литературе".

В этой статье я пытаюсь изложить и обосновать свое мнение о необходимости изменения школьной программы по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу об изменении школьной  программы по литературе.

Автор: Рыданова Людмила Алексеевна.

В марте 2016 года было создано Общество русской словесности, которое возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Одной из задач общества является объединение усилий ученых, педагогов, деятелей культуры, широкой общественности для сохранения ведущей роли русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

В частности, Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства выразила несогласие со школьной программой по литературе. Было предложено убрать из школьной программы рассказы А.П.Чехова «О любви» и И.А.Бунина «Кавказ»,  так как в этих рассказах воспевается «свободная любовь». Художественные образы этих рассказов признаются «миной замедленного действия для наших детей».

Действительно, эти произведения изучаются на уроках литературы в восьмом классе. Авторы учебника (Коровин В.И., Коровина В.Я.) посвящают теме семьи три рассказа, которые следуют один за другим. Вначале ребятам предлагают познакомиться с рассказом А.П. Чехова. Герой произведения Алехин повествует о своей несчастной любви. Фактически Чехов, рассуждая от его имени, пытается найти ответ на вопрос: «Нужно ли сохранять семью, если любовь прошла?» Воспитанный в православной семье писатель так и не решается дать окончательный ответ. Произведения Чехова всегда художественно правдивы, так и в этот раз чеховский Алехин не решается разбить семью, в которой к тому же есть дети. Он не может разрушить семью, в которой его принимают как близкого, родного человека. Но в конце рассказа мы все-таки слышим смелый призыв писателя: «…когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель…»

Вот она эта «мина». Ведь не будь Алехин таким нравственным и порядочным человеком, он бы разрушил семью своих друзей и правильно сделал, как бы говорит нам Чехов. В довершение всего сразу после рассказа идет статья, написанная самим автором учебника, где упреки совести Алехина, которые герой не в силах заглушить, названы «дурной рефлексией», «грузом серьезных нравственных сомнений», который «неизменно тянет вниз». Чеховский герой, по мнению В.И.Коровина, «по собственной воле истощает чувства и убивает здоровые порывы и стремления». К счастью, как учителю литературы мне хочется отметить, что невинные детские души каким-то чудом остаются невосприимчивы к подобным мнениям. Они жалеют несчастного Алехина, жалеют и семью его друзей, ни на миг не допуская в своем нравственно здоровом сознании, что человек, являющийся другом дома, может повести себя так вероломно: разрушить семью, лишить детей матери (в то время, уходя из семьи, она обязательно должна была оставить детей мужу). Да и сам Чехов, вероятно, в глубине души не совсем уверен в том, будет ли счастлив его герой в будущем.  Человеческие чувства непостоянны, любовь может пройти, а рядом окажется чуждый и ненужный человек (повесть А.П. Чехова «Дуэль»).

Нужно признать, что автор учебника, пытаясь обратить внимание ребят на уникальность, ценность чувства любви («ибо тайна сия велика есть»),  пытается сформировать у них ложное намерение слепо следовать своим страстям во взрослой жизни. По его мнению, нет понятия грех и добродетель, и если есть любовь, то можно ничуть не сомневаясь, смело строить свое счастье на несчастье других.

Сразу после статьи В.И.Коровина следует рассказ И.Бунина «Кавказ», в котором измена уже состоялась, любовники уехали, а обманутый муж с горя убивает себя. Если рассказ «О любви» все-таки заканчивается многоточием, а образ человека, идущего по дороге домой, символизирует странника, который только ищет свой путь. То бунинский «Кавказ» как бы «взрывает» детскую душу. В нем все обнажено до предела. Во время изучения произведения приходилось видеть, как бедные ребята сильно переживают, жалея несчастного мужа, доведенного до отчаяния. Дети захлебываются от грязи, лжи и жестокости, которые показаны в рассказе: вот как можно жить. Вычеркнуть из жизни когда-то близкого человека, обмануть, предать и ничуть не раскаиваться в содеянном. К счастью, завершается семейная тема прекрасным рассказом А.Куприна «Куст сирени», в котором, наконец, детям показан счастливый семейный союз, где жена и муж не просто любовники, но сроднившиеся души, друзья; жена настоящая помощница мужа, искренне преданная ему.

Как учителю, мне хочется подытожить сказанное. Если рассказ Чехова «О любви» все-таки можно оставить в программе, так как здесь происходит воспитание от противного: ребенок, проанализировав произведение, может не согласиться  с его автором, то статью В.И.Коровина «О героях рассказа А.П.Чехова «О любви»» и рассказ И.А.Бунина «Кавказ» желательно исключить из школьной программы.  

Хочется добавить, что в ХХ веке в России был разрушен многовековой уклад жизни народа. Современные молодые люди, вступая в брак, часто оказываются совершенно не готовыми к тому, чтобы строить семью, становиться родителями, воспитывать детей. Мы должны помогать нашим детям на нелегком жизненном пути, а не передавать негативный опыт прошлого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы православия в школьном курсе литературы.

Доклад готовился к Рождественским встречам. В нём рассматривается ряд произведений, изучая которые нельзя не затрагивать вопросы православия. Учитель должен быть вооружён знанием христианской литерату...

"Русь", "русский" в художественной речи (на материале произведений, вошедших в школьную программу по литературе и русскому языку)

Для любого человека особой духовной ценностью является название своего народа (этноним) с рядом близких этому понятию имён, ведь именно в слове т...

Изменения в рабочую программу по литературе 7 класс по Г.С.Меркину

  В связи с внесенными изменениями в годовой  календарный график на 2013-2014 учебный год, организационный раздел ООП НОО, ООП ООО, учебный план на 2013-2014 учебный год  ( прика...

Изменения в рабочую программу по литературе 6 класс по Г.С.Меркину

  В связи с внесенными изменениями в годовой  календарный график на 2013-2014 учебный год, организационный раздел ООП НОО, ООП ООО, учебный план на 2013-2014 учебный год  ( прика...

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года  в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции....

Использование ресурсов школьной библиотеки для успешного освоения школьной программы по литературе

Сотрудничество учителя литературы и школьного библиотекаря открывает оргомные возможности для решения важнейшей на сегодняшней день задачи  - преодолеть нежелание читать и научить понимать прочит...

Рабочая программа по литературе под редакцией Коровина , 2019 год с изменениями

новая программа по литературе , Издательчтво "Просвещение", 2014, 2019 год...