Формирование читательской грамотности средствами технологии «Развитие критического мышления»
презентация к уроку

Мордовская Людмила Михайловна

В презентации освещается роль технологии развития критического мышления в формировании читательской грамотности. Приводятся примеры применения приемов  и методов ТРКМ на уроках русской и родной литературы. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование ч итательской грамотности средствами технологии « Развитие критического мышления» Подготовила: Мордовская Л.М.,учитель русского и родного языка и литературы МБОУ «5 Мальжегарской СОШ им.И.П.Никифорова »

Слайд 2

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Д.Дидро французский писатель, философ-просветитель XVIII века

Слайд 3

Читательская грамотность «Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности , участвовать в социальной жизни».

Слайд 4

Цель обучения читательской грамотности Развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в дальнейшей жизни. Формировать умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений

Слайд 5

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности напрямую связана с системно - деятельностным подходом в образовании Цель подхода : воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты

Слайд 6

Принципы построения обучения в СДП Использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая будет способствовать активным формам познания окружающего мира.

Слайд 7

Современные технологии проектное обучение проблемное обучение коллективная система обучения дифференцированное обучение развитие критического мышления модульное обучение игровая деятельность

Слайд 8

Цель технологии ТРКМ Научить такой работе с источниками информации, в процессе которой информация понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение

Слайд 9

Методы и приемы ТРКМ Ведение читательских дневников (с 5 класса) Автор Произведение Главные герои Краткое содержание Тема, поднимаемые проблемы Н.В.Гоголь Шинель Акакий Акакиевич, сотрудники, значительное лицо Действие повести происходит в середине XIX века в Петербурге. Герой решил, ограничивая себя во всем заказать себе новую шинель. В первый же вечер у него отняли шинель. Жизнь чиновника самого низшего ранга в царской России. Проблема «маленького человека» в обществе, где власть имущим нет дела до его проблем… Название произведения указывает на значимость новой шинели в жизни скромного чиновника, благодаря которой он мог заслужить уважение коллег.

Слайд 10

Приемы технологии на стадии осмысления Прием инсерт (пометки на полях) Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация) Прием «Сводная таблица» Прием «Тонкие и толстые вопросы» Прием « Зиг-заг » Прием «Мое мнение» Прием «Мозговой штурм» Прием « Фишбоун » Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов:что ?, где?, когда?) Прием «Мудрые совы»

Слайд 11

Прием «Толстые и тонкие вопросы» Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы

Слайд 12

Тонкие и толстые вопросы по повести «Со h уччу үөрүү » Өкүүсэ аҕата өлөрүгэр хас саастааҕый? Аҕата өлүө ҕ үттэн хас сыл ааспытый ? Өкүүсэ билигин саа h а ха h ый ? Өкүүсэ ийэтэ кимий ? Дэли h иэй Өкүүсэни кимиэхэ эргэ биэрээри гынна ? Дэли h иэй Өкүүсэни то5о эргэ биэрэ сатыырый ? Сэмэн өлөөрү сытан эргэ эрэ барыма , о ҕоҕун, оҕоҕун… диэн ти h эх тылларын хайдах өйдүөххэ сөбүй ? Өк үүсэ кырдьа ҕас оҕонньорго эргэ тахсыбаппын диэн тоҕо утарыласпат ?

Слайд 13

Приём “Бортовой журнал” Что я знаю по теме урока? (на стадии вызова) Л.Н.Толстой – великий русский писатель Герои рассказа – его современники, дворяне, военные… Что узнал нового? ( на стадии осмысления) Действие происходит в Николаевскую эпоху. Главный герой оказался перед сложным выбором: жениться на любимой девушке, отец которой оказался жестоким, бездушным, двуличным человеком. Или отказаться от любви, но сохранить в себе человечность, нравственность

Слайд 14

Прием «Чтение с остановками» 1 стадия - вызов . На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. 2 стадия - осмысление . Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3 стадия - рефлексия . Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Слайд 15

Приём «Создание викторины» Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование.

Слайд 16

КЛАСТЕР по рассказу «После бала» Полковник Студент Варенька Высший свет Татарин Солдат

Слайд 17

ИНСЕРТ Маркировка текста значками по мере его чтения (обеспечивает вдумчивое внимательное чтение, делают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому») « V » «+» «-» «?» Знаю Не знаю Противоречие Непонятно

Слайд 18

Фишбоун Полковник

Слайд 19

Приемы технологии на стадии рефлексии Написание эссе Рефлексивный экран вопросов Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение») Что нового вы узнали на уроке

Слайд 20

Приём “ Верные-неверные утверждения” Утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус» Если этот прием использовать для выполнения д / з , то дети должны будут прочитать осмысленно, чтобы исключить неверные утверждения.

Слайд 21

СИНКВЕЙН СИНКВЕЙН - Творческая работа в форме короткого стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы 4 строка – фраза, несущая определенный смысл 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Слайд 22

Женщина Румяна, любима Готовит, косит, трудится Она находка для любого Царица! ( Карина ) Женщина Красивая, ловкая Трудится, волнуется, заботится У русских женщин золотые руки! Умница! ( Сайаана ) Женщина Красивая, трудолюбивая Трудится, заботится, терпит Русская женщина – чистое золото Красавица! ( Виталина )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Выступление на курсах повышения квалификации, обобщение опыта работы...

Статья "Формирование читательской компетенции через урочную и внеурочную деятельность

В данной статье поднята проблема  развития  и поддержки общественного интереса к чтению и книге,  поддержания престижа чтения в сознании обучающихся, воспитания культуры чтения, во...

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

Докла "Читательские интересы современных школьников и проблемы формирования читательской компетенции"

В докладе рассматриваются проблемы формирования читательской компетенции современных школьников...

Организация работы с читательским дневником как средство формирования читательской самостоятельности школьников 5-9 классов. Описание практики.

      Читательская самостоятельность – это способность читателя без постороннего вмешательства обращаться к книгам, предварительно определив для себя цель  чтения, и у...