Рабочая программа по родному языку (7 класс).
рабочая программа (7 класс)

Рабочая программа по родному языку (7 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_rodnomu_yazyku_7klass.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза П.И. Николаенко»

                                                                                                                                                                               

Согласовано на

методическом объединении.

Протокол №1

от 29 августа 2019г.

Рук.ШМО_________

                                                                                      «Утверждаю»                                                                                       директор школы

_______ Салакаева Н.З.

 Приказ № 27

 от «26» августа 2019г.

Протокол №1

                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ

7 КЛАСС

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                Рабочую программу разработала: Деревянко Светлана Сергеевна

должность: учитель русского языка и литературы

Подпись разработчика: ______

2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Родной русский язык и родная русская  литература» является одной из частей образовательной области «Филология». В учебном плане ОУ занимает  35 часов, т. е. 1 час в неделю (0,5ч. – родной русский язык, 0,5ч. – родная русская литература)

Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова.

Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности  и произведения как явления искусства слова. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой.

Рабочая программа для 7 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников.  Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.

Цель: заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, учить создавать текст, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.

Задача: формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности — прежде всего как явления искусства слова.

Данная программа предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории  искусства слова — 7-9 классы.

В 7 классе изучают разновидности употребления языка,  формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски.

В 7 классе школьники не только учатся различать роды и жанры, как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой.

Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. На уроках осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.

В результате изучения учебного предмета «Родной русский язык и родная русская литература» ученик должен:

знать/понимать

·  богатство лексики русского языка;

·  особенности употребления лексики русского языка;

·  эпические жанры народной словесности и особенности их языка;

·  особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;

уметь

·  определять лексическое значение слова;

·  определять виды лексических единиц;

·  различать жанры народной словесности;

·  различать эпические, лирические и драматические произведения;

аудирование и чтение

·  выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;

·  пересказывать прозу;

·  работать со словарями;

·  находить в текстах лексические единицы;

говорение и письмо

·  строить диалог;

·  создание собственных текстов различных типов речи;

·  создание собственных текстов различных жанров;

·  употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;

·  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·  осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;

·  творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (родной русский язык)

          1. Введение – 2ч.  

Значение языка в жизни человека и общества. Слово и словесность.

2. Разновидности употребления языка – 3ч.

Разговорный язык. Разновидности разговорного языка. Язык художественной литературы.

3. Формы словесного выражения – 2ч.

Формы словесного выражения в нехудожественной словесности. Формы словесного выражения в художественной словесности. Диалог и монолог.

4. Стилистическая окраска слова – 9ч.

Стилистическая и эмоционально-экспрессивная  окраска слов. Стилистические возможности синонимов. Стилистические возможности антонимов. Стилистические возможности фразеологизмов. Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола. Стиль в художественной словесности.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Темы уроков

Дата

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Введение

1.

Значение языка в жизни человека и общества.

Научиться составлять рассуждение на лингвистическую тему.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять нужную информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова.

Формирование сознания того, что русский язык — важнейший показатель культуры человека.

2.

Слово и словесность.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Разновидности употребления языка

3.

Разговорный язык. Разновидности разговорного языка.

Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение понятий: устная речь и разговорный язык.

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой и аналитической деятельности.

4.

Язык художественной литературы.

Знать богатство лексики русского языка; роль лексических единиц в произведениях словесности; стилис-тические возможности изученных языковых единиц.

Коммуникативные: восприятие на слух литературных произве-дений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.                                    

Регулятивные: самостоятельно определять цели учебной задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.                 Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отно-шения, выявляемые в ходе исследования.                                      

Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров.

5

Развитие речи. Сочинение «Вот и лето прошло».

Уметь создавать текст на заданную тему, составлять план, определять основную мысль, отбирать содержание, выстраивать его в определенной последовательности.

Коммуникативные:формулировать собственное мнение и пози цию, аргументировать ее

Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов.

Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста.

Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию

Формы словесного выражения

6

Диалог и монолог в нехудожественной словесности.

Выразительно читать тексты; строить диалог и монолог.

Коммуникативные: строить монологическое контекстное выс-казывание; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия.

Осознавать роль слова в выражении мысли.

7

Диалог и монолог в художественной словесности.

Выразительно читать тексты; строить диалог и монолог.

Коммуникативные: строить монологическое контекстное выс-казывание; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Познавательные: осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия.

Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня.

Стилистическая окраска слова

8

Стилистическая и эмоционально-экспрессивная  окраска слов.

Употреблять в собственных высказываниях слова и выражения в соответствии с их стилистической и эмоциональной окраской.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.

Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов.

Познавательные осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия.

Интерес к изучению языка.

9

Стилистические возможности синонимов.

Знать стилистические возможности синонимов, уметь находить в тексте близкие по значению слова.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для орга низации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Регулятивные: планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач.

Познавательные: осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия.

Осознание лексического богат ства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию

10

Стилистические возможности антонимов.

Знать стилистические возможности антонимов, уметь находить в тексте противоположные по значению слова.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтакси-ческими нормами родного языка.

Регулятивные: планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познава-тельных задач

Познавательные: осуществлять поиск информации с исполь-зованием ресурсов библиотек и Интернета.

Усвоение лексического много образия русского языка. Умение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества.

11

Стилистические возможности фразеологизмов.

Знать стилистические возможности фразеологизмов, уметь находить в тексте.

Коммуникативные: уважительно относиться к партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую инфор-мацию.

Познавательные отбирать и систематизировать материал на определенную тему.

Осознание отражения во фразеологии духовной культуры русского народа.

12

Развитие речи. Подготовка к написанию сжатого изложения.

Знать определение текста, его признаки, умеют доказывать принадлеж-ность к тексту, употреблять смысловую и грамматическую связь пред ложений в тексте, подбирать заглавие, отражающее тему.

Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.

Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста.

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к самосовершенствованию

13

Развитие речи. Сжатое изложение.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач.

Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста.

Осознание ответственности за написанное; интерес к созда-нию сжатой формы исходного текста.

14

Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола.

Знать стилистические возможности сущ., прилаг., глаголов, уметь находить в тексте противоположные по значению слова.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы.

Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов.

Познавательные: отбирать и систематизировать материал на определенную тему.

Вормирование общей культуры и мировоззрения.

15

Контрольный диктант.

Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пункту ационные навыки; выявить наиболее часто встречаю-щиеся ошибки и отработать их.

Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой.

Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: явления, процессы, связи и отношения, выяв ляемые в ходе выполнения контрольной работы.

Способность к самооценке.

16-17

Стиль в художественной словесности.

Уметь различать слова по их стилистической окраске.

Коммуникативные: осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

Регулятивные: планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Интерес к изучению языка.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному языку 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха тылын уерэтиини суруннуур бырагыраама....

Рабочая программа по родному языку 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха тылын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родному языку 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха тылын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родному языку 6 класс 2017-2018уч.год

Тонафнемань предметть основной целенза: Максомс содамошит морфологияста; ладямс системас и крхкалгофтомс иттнень содамошиснон теоретическяй материалть коряс и касфтомс синь практическяй навыкснон фоне...

Рабочая программа по родному языку 7 класс 2017-2018уч.год.

Тонафнемань курсть характеристикац: Рабочай программась тиф Мордовия Респубикань Образованиянь Министерствать программанц коряс М.А.Келин, Т.И.Ломакина "Мокшень кялень программат 5-11 классненди...

Рабочая программа по родному языку 8 класс 2017 2018 уч.год.

Тонафнемань курсть основной целенза:Максомс содамошит валзюлмоть и простой валрисьмоть тонафнемста; шачема кяльть лезксонц вельде, сонь лангозонза нежедезь, касфтомс иттнень логическяй мяльснон -...