Инклюзивное образование
статья

Чанцева Татьяна Владимировна

Для учителей - предметников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx161.3 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городской конференции учителей русского языка и литературы "Слагаемые качества филологического образования"

 

"Инклюзивное образование в рамках преподавания русского языка: проблемы и  перспективы"

Чанцева Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ г.Иркутска СОШ № 28

 

Инклюзивное образование. Что это такое?

Инклюзия –это реализация права на образование.

Инклюзия (от inclusion - включение) – процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, где учитываются их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Актуальность введения инклюзивного образования  обусловлена профессиональными потребностями педагогов, работающих  с детьми с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день наблюдается увеличение количества таких детей.

Необходимость создания классов для детей с ЗПР.

  Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Основные задачи, стоящие перед учителем:

- обеспечить равное отношение ко всем детям;

- дать полноценное качественное образование;

- обеспечить успешную социализацию детей.

Основные формы при осуществлении инклюзивного обучения в массовой школе

   - Временная (эпизодическая) интеграция-это  этап подготовки ребёнка к вхождению в систему массовой школы (оптимальна на дошкольной ступени образования).

- Частичная (фрагментарная) интеграция – это посещение занятий в массовой школе, содержание которых ребенку доступно и соответствует его возможностям. В остальное время они обучаются по индивидуальной программе , но в помещениях массовой школы.

- Комбинированная интеграция – это посещение занятий в течение всего дня в классе  вместе с обычными детьми, но, кроме того, посещает коррекционно-развивающие занятия у специалистов.

       - Полная интеграция подразумевает помещение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычный класс массовой школы на весь срок обучения.

 В России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако   такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.

    Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

    Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

    Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование - в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

   Однако инклюзивное образование в процессе своего внедрения сталкивается не только с

трудностями организации так называемой «безбарьерной среды» (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введением в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования. Чтобы такой переход совершился необходимо изменить отношение субъектов образовательной деятельности и общества в целом к проблеме данной категории детей, сформировать благоприятное общественное мнение.

Основные условия функционирования инклюзивного  ОУ:

•Создание в ОУ здоровьесберегающей  обучающей и воспитательной среды.

•Преемственность в учебно-воспитательном процессе  с 0 по 3 ступени.

•Непрерывность учебно-воспитательного и оздоровительного процессов .

•Разнообразие форм и методов обучения и воспитания в т.ч. дистанционных.

•Личностно-ориентированный подход  в учебно-воспитательной и    оздоровительной деятельности.

•Разработка учебного плана  школы на основе интегрированных курсов, с   включением в него предметов, ориентированных на здоровьесбережение.

•Работа в режиме « полного дня».

•Оздоровительный  модуль, входящий в режим дня школы, в расписание уроков и внеурочных занятий («Оздоровительные» и «Динамические» часы).

•Обеспечение медико-психологического сопровождения образовательного   и оздоровительного процессов .

•Организация мониторинга  за динамикой состояния физического и психологического здоровья детей.

Познавательные и личностные особенности  детей с особыми образовательными потребностями

  • Замедленное и ограниченное восприятие;
  • Снижение скорости восприятия и переработки всех видов информации;
  • Нарушения в становлении  моторики ( в том числе  для формирования навыков письма, чтения), в развитии пространственных представлений;
  • Проблемы речевого развития (трудности в формировании словесных обобщений, в номинации объектов, нарушение или замедление интеграции на уровне нервных центров и др.);
  • Специфика мыслительной деятельности;
  • Ослабленная познавательная активность;
  • Пробелы в знаниях об окружающем мире и межличностных отношениях;
  • Отклонения от нормы в развитии личности.

Создание инклюзивной образовательной среды в школе и на уроке

ЭТО  модификация, то есть изменение, преобразование, адаптирование в соответствии  с образовательными потребностями  и индивидуальными возможностями учащихся

-содержания, методов, приемов, средств обучения;

- организационных форм обучения;

-форм и способов контроля и критериев оценки результатов обучения;

-предметно-пространственной и социальной среды класса, школы;

ЭТО  серьезная профессиональная переподготовка педагога.

Объекты  модификации(изменения)

  • Учебные программы;
  • Учебники и рабочие тетради;
  • Способы работы учащихся с особыми образовательными потребностями в классе;
  • Способы предъявления и выполнения  заданий;
  • Способы выполнения письменных заданий;
  • Способы контроля и оценки знаний, компетенций;
  • Межличностные отношения всех участников образовательного процесса и поведение учащихся.

Модификация учебников и рабочих тетрадей

  • Обеспечение двухуровневыми учебниками и/или рабочими тетрадями или дополнительной рабочей тетрадью  с упрощенным содержанием;
  • Обеспечение аудио-учебниками;
  • Обеспечение электронными приложениями к обычным учебникам, обеспечивающим коррекционную направленность обучения для учащихся данной категории;
  • Обеспечение учебниками и учебными материалами на основе  брайлевского шрифта (для слепых)или напечатанных в соответствии с требованиями к учебникам для слабовидящих;

Модификация способов предъявления и выполнения заданий

  • Предъявление инструкций, указаний как в устной, так и в письменной форме;
  • Повторение инструкции, указания индивидуально учащемуся с ОВ;
  • Объяснение задания в  малой группе;
  • Выявление понимания инструкции, задания («Повтори, ч то  надо сделать»);
  • Поэтапное разъяснение заданий;
  • Последовательное выполнение задания. Предложение для сопровождения процесса работы  предметно-операционных карт;
  • Демонстрация образца выполнения задания;
  • Выполнение задания  в парах  обычный ученик -ученик с ОВ;
  • Выполнение задания в малой группе,  где ученик с ОВ  выполняет ту часть общего задания, которое для него посильна;
  • Индивидуальное выполнение задания, имеющего коррекционную направленность.

Проблемы учителей-словесников  в  процессе инклюзивного образования

1.  В своей  практике учитель-словесник часто  сталкивается  с ситуацией, когда в общеобразовательном классе находятся дети с ОВЗ (инвалиды, дети  с ЗПР). Часто это связано с отказом  родителей переводить ребенка в спец. учреждение или специальный класс, например, коррекционный.

2.  Проблемы, связанные с обучением ребенка-мигранта, очень похожи на проблемы обучения и социальной адаптации аутичного ребенка: он не понимает, как устроен мир вокруг него, а окружающие не могут представить себе, что он действительно может этого не понимать.

Может показаться, что эта аналогия неправомерна, ребенок-мигрант хочет как можно быстрее адаптироваться, а аутист, наоборот, не хочет ни с кем общаться. На самом деле аутичный  ребенок может очень стремиться общаться и страдать от того, что у него не получается. И среди мигрантов могут быть самые разные случаи.

Возникает вопрос: как преподавать? Ориентироваться на самого слабого нельзя, иначе самые сильные дети сорвут урок (им будет нечего делать). Если обращать внимание на сильных детей, то третья часть класса не усвоит программу.

3.Программа и учебники  в сильных и слабых классах одни и те же, опять возникает проблема для учителя-предметника, адаптация рабочей программы по предмету, учебных заданий в классе и дома, учитель-словесник "привязан" к программе.

Как же реализуются принципы инклюзивного образования на практике?

Учитель языка и литературы должен учитывать нарушение устной и письменной речи учащихся, то есть обращать внимание на уровень развития звукопроизносительной, лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Основные диагностические признаки ЗПР

А.  Незрелость эмоционально-волевой сферы : 1) преобладание игровых интересов над познавательными; 2) эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость и дурашливость; 3) неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм; 4) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам.

 Б. Нарушение интеллектуальной работоспособности: 1) повышенная утомляемость; 2) по мере утомляемости - нарастание психической медлительности либо импульсивности; ухудшение концентрации внимания, памяти; немотивированные расстройства настроения, слезливость, капризность и т.п.; вялость, сонливость либо двигательная расторможенность и болтливость, ухудшение почерка; 3) повышенная чувствительность к шуму, яркому свету, духоте, головные боли; 4) неравномерность учебных достижений.

В. Нарушения предпосылок интеллекта: 1) недостаточность тонкой моторики рук; нарушения артикуляционной и графо - моторной координаций (нарушение каллиграфии); 2) зрительно-пространственные нарушения: нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановки их при чтении и написании; трудности ориентации в пределах тетрадного листа; 3) нарушение звуко - буквенного анализа и звуковой структуры слов; 4) трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса; 5) нарушение зрительной, слуховой, слухо -речевой  памяти; 6) трудности концентрации и распределения внимания, фрагментарность восприятия.

Из опыта работы

Мои наблюдения на уроках показали, что отмечается неравномерность в развитии психической сферы учащихся: при выраженных затруднениях в решении словесно-логических задач дети относительно хорошо справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного характера, с обобщением на наглядном уровне. Нужно использовать дифференцированный подход с элементами группового обучения. Здесь  хорошо применить достаточно известный прием: при объяснении новой темы класс делится на пары, группы. Сильный ученик  должен еще раз объяснить тему слабому . В качестве контроля даются  индивидуальные задания  как письменные, так и устные.

Во-вторых, использование игровых методик, ролевых игр. Каждый педагог сталкивался с ситуацией, когда ученики не желают ничего делать: читать не буду, писать не хочу, говорить не  могу и т.п. В этом случае помогает неожиданная смена деятельности и формы урока (экскурсия, игра, викторина.) Урок перестает быть уроком, оставаясь им по сути. Однако необходимо тонко чувствовать грань между дидактической  игрой и развлечением ( например, «Поле чудес»).

         В-третьих, ориентация на индивидуальный прогресс. В классах,   где обучаются дети  с   разными познавательными  возможностями, необходимо вести мониторинг достижений по каждому ребенку.(идеальный вариант - это тандем учитель-предметник  и школьный психолог).(Если в школе более 1000   учащихся, а психолог 1 на всех, весь негатив, идущий от ученика, который не понимает многого на уроках, а в настоящее время и не стремиться понимать- лежит на учителях русского языка в первую очередь(подготовка к ОГЭ, ЕГЭ). А чтобы проверить одно сочинение, изложение или диктант у слабых учащихся нужно потратить много времени, и нет уверенности ,что всё будет понятно. Учитель надеется на развитие индивидуального достижения.

На своих уроках я применяю индивидуально дозированную стимулирующую помощь: логика работы по устранению недостатков учебной деятельности состоит в оказании каждому ученику необходимой дозированной помощи в решении конкретных учебных заданий с нацеленностью на последующие самостоятельные действия, здесь я конкретизирую задания, вновь обращаюсь к некоторым примерам учебных заданий;

направляющую помощь: эта помощь ведет детей от неправильного ответа к правильному  с помощью наводящих вопросов;

 обучающую помощь: она состоит в разъяснении детям, например: почему правильное выполнение задания требует выделения из записи второго и четвертого из рассматриваемых предложений. Как видно  из  моих  наблюдений, даже при оказании наибольшей обучающей помощи, дети отнюдь не механически следуют за учителем, а обдумывают, осознают предлагаемые им решения и ответы.

Особые образовательные потребности  

  • в содержание общеобразовательных предметов   вносить корректировки: вводить пропедевтические курсы, адаптирование и более мелкое дозирование учебного материала, введение вспомогательных материалов

(работу над словарем и оборотами речи, дополнительные иллюстрации, пооперационные карты и т.д.);

  • необходимо изменить  способы и условия подачи учебного материала, а также время, отводимое на его закрепление и усвоение;
  • формы и способы контроля  (предъявление контрольных  заданий, условия и темп их выполнения) должны соответствовать индивидуальным возможностям ученика;
  •  необходимо предусмотреть  коррекционные занятия, направленные на коррекцию вторичных нарушений и отклонений в развитии;
  •  необходима спокойная и доброжелательная атмосфера;
  • нужно, чтобы окружающая  среда обеспечивала доступность  коммуникации, передвижения, восприятия окружающего мира, минимум усилий для перемещения из дома в школу.

Отдельно стоит отметить, что  использование  инклюзивного образования не может полностью решить   проблемы при обучении детей с  в классах, где уровень умственного развития неоднороден , поскольку зачастую детям с ОВЗ нужна помощь специалистов.

Ожидаемый результат:

Обеспечить возможность преподавателям общеобразовательных учреждений использовать в своей педагогической деятельности инновационный опыт  по обучению, воспитанию и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями  здоровья в среде общеобразовательного учреждения.

C:\Users\admin\Desktop\prezentatsija-na-temu-gosudarstvenn_9.jpg 

Итак:

  1. Учить детей надо вне зависимости от уровня их развития .
  2. Социальная адаптация  ребенка происходит легче.
  3. Нельзя в классах, где есть дети с ОВЗ использовать традиционные  методы и формы работы.
  4.  Составление индивидуальных учебных маршрутов и проведение мониторингов становится необходимым.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В 2008-2009  учебном году в  нашей школе открылись классы коррекционного обучения.  Классы, готовые работать с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был бы наделе...

Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниенными возможностями здоровья

Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства:задача инклюзивной школы - построить систему, которая удовлетворяет потребность каждого; в ...

Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"

Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"

Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...

От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию

Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...