Рабочая программа по родной литературе 10 класс
рабочая программа

Белогурова Елена Филимоновна

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rod_lit_10_klass.docx54.7 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная область:

Родной язык и родная литература

  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

(10 класс)

Общая характеристика предмета:

Цель учебного предмета «Родная литература»: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.

Задачи учебного предмета «Родная литература»:

  • получение опыта медленного чтения произведений русской, родной (региональной) и мировойлитературы;
  • овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;
  • овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);
  • формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;
  • формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);
  • овладение умением определять стратегию своего чтения;
  • овладение умением делать читательский выбор;
  • формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;
  • овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);
  • знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;
  • знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).

Сама по себе «прочитанность» того или иного произведения или даже перечня рекомендованных для изучения произведений отечественной и мировой классики не может считаться достаточным итогом школьного литературного образования, если при этом не сформированы личностные компетенции читателя: способность самостоятельно ориентироваться в многообразии литератур, читать и воспринимать прочитанное, анализировать его и давать ему свою оценку и интерпретацию, рекомендовать для чтения другим читателям. Важно, чтобы чтение не прерывалось вместе с завершением основного образования, а прочитанное в школе становилось базой для дальнейшего чтения и осмысления произведений как классики, так и современной литературы, определяя траекторию читательского роста личности.

Формирование читательской самостоятельности – работа в сменяющихся форматах в зоне ближайшего развития читателя (совместное медленное чтение или деятельность по поиску информации, сопровождение или создание читательских мотиваций, условия для продуктивной самостоятельной деятельности) – это ключевая задача учителя, которая во многом определяется изменением его роли в учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС СОО.

Отличие углубленного уровня литературного образования от базового определено планируемыми предметными результатами и предполагает углубление восприятия и анализа художественных произведений, прежде всего в историко-литературном и историко-культурном контекстах, с использованием аппарата литературоведения и литературной критики; расширение спектра форм их интерпретации, в частности – других видов искусств; выполнение проектных и исследовательских работ, в том числе носящих межпредметный характер.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» на уровне среднего общего образования направлено на достижение обучающимися следующих  личностных,  метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

-Воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа (через анализ художественных произведений)

  • формирование чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

Метапредметные результаты: 

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

Предметные результаты

  • демонстрировать знание произведений русской литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
  • в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
  • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
  • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
  • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
  • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
  • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду).

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Дидактической единицей программы определен учебный модуль – логически самостоятельный компонент учебной программы. Учебный материал для составления модулей рабочей программы и их количество определяются составителем в зависимости от того, как будут распределены учебные задачи по достижению планируемых результатов. Достижение результата (или нескольких результатов) фиксируется обязательной итоговой (контрольной) работой в конце каждого модуля.

Для определения содержания модулей рассматривается проблемно-тематический принцип, который позволяет составителю рабочей программы выбрать учебный материал (список произведений для чтения на уроке, для самостоятельного чтения, перечень теоретико-литературных понятий, материал для формирования межпредметных связей, привлекаемый внешкольный ресурс и т.п.).

При определении содержания каждого из модулей учитывается следующее условие – обязательное присутствие среди учебного материала ключевых произведений русской литературы, наличие списка для самостоятельного чтения и заданий к нему. Присутствие произведений мировой и родной (региональной) литературы должно носить сбалансированный характер. Внутри отдельного модуля произведения различной жанрово-родовой принадлежности, времени создания и авторства, различных направлений и стилей даются в сравнительно-сопоставительном рассмотрении для последовательного формирования у обучающегося умения самостоятельно читать и выявлять общие темы и проблемы у двух и более произведений, видя и отмечая как общее, так и различия и делая выводы о художественных особенностях того или иного произведения.

Принцип формирования историзма восприятия литературы может быть осуществлен следующими способами: историко-хронологическим изучением – тематические блоки изучаются на произведениях отдельного исторического периода; проблемно-тематическим изучением, когда для раскрытия темы берется несколько произведений, принадлежащих разным историко-литературным периодам. В таком случае сходства и различия подходов писателей к конкретной проблеме или теме в разные эпохи могут быть осмыслены обучающимися в процессе сопоставительного анализа разных произведений.

Анализ художественного текста

Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. Определение жанрово-родовой принадлежности. Субъектная организация. Пространство и время в художественном произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта (конфликтов), его составляющих (вступление, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог). Предметный мир произведения. Система образов персонажей. Ключевые мотивы и образы произведения. Стих и проза как две основные формы организации текста.

Работа с интерпретациями и смежными видами искусств и областями знания

Анализ и интерпретация: на базовом уровне обучающиеся понимают разницу между аналитической работой с текстом, его составляющими, – и интерпретационной деятельностью. Интерпретация научная и творческая (рецензия, сочинение и стилизация, пародия, иллюстрация, другой способ визуализации); индивидуальная и коллективная (исполнение чтецом и спектакль, экранизация). Интерпретация литературного произведения другими видами искусства (знакомство с отдельными театральными постановками, экранизациями; с пластическими интерпретациями образов и сюжетов литературы). Связи литературы с историей; психологией; философией; мифологией и религией; естественными науками (основы историко-культурного комментирования, привлечение научных знаний для интерпретации художественного произведения).

Самостоятельное чтение

Произведения для самостоятельного чтения предлагаются обучающимся в рамках списка литературы к модулю. На материале произведений из этого списка обучающиеся выполняют итоговую письменную работу по теме модуля (демонстрируют уровень владения основными приемами и методами анализа текста).

Создание собственного текста

В устной и письменной форме обобщение и анализ своего читательского опыта. Устные жанры: краткий ответ на вопрос, сообщение (о произведении, об авторе, об интерпретации произведения), мини-экскурсия, устная защита проекта. Письменные жанры: краткий ответ на вопрос, мини-сочинение, сочинение-размышление

Примерное планирование модульного преподавания литературы:

1. Проблемно-тематические блоки

Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).

Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).

Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).

Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).

Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).

Тематическое планирование

10 КЛАСС (34 ЧАСА)

Введение

Притча «Чему учат книги?». Книги помогают нам понять мир, изучить его, познать, учат чувствовать и сопереживать.  «Без книги человек слеп».

Человек и его внутренний мир

Лиханов А. «Мой генерал». "Мой генерал" – так зовет пионер Антошка своего деда, боевого генерала Антона Петровича, который вышел в отставку и приехал из Москвы в Сибирь, где живут его сын и внук. О событиях радостных и грустных, смешных и трагических, рассказывает эта книга, посвященная дружбе двух близких людей.

Улицкая Л. «Народ избранный». Рассказ не только о «народе избранном», но и обо всех нас. Ведь мы не рождаемся для страданий и боли. Все достойны того, чтобы быть счастливыми, здоровыми, любимыми, успешными и благополучными. Только в жизни все складывается по-разному. Даже самому счастливому человеку дано познать; одиночество ,болезни, страдания и смерть.

Екимов Б. «Говори, мама, говори». Б.Екимов поднимает в произведении «Говори, мама, говори…» одну из важных проблем- проблему взаимоотношения родителей и их детей, отношения к матери, самому дорогому человеку.

Железников В. «Чучело». В.К. Железников поднимает такие проблемы, как детская жестокость, трусость и смелость, честность и предательство, умение бороться за своё место под солнцем.

Грин А. «По закону». Александр Грин поднимает проблему милосердия по отношению к преступникам. Герой рассказа считает, что обидчика можно простить, ведь раненый уже выздоравливал. Автор описывает состояние героя, услышавшего отказ выздоравливающего матроса: "Мне казалось, что у меня что-то отняли". Позиция автора в данном тексте выражается через восприятие рассказчика: преступник, раскаявшийся в содеянном, заслуживает прощения.

Толстая Т. «Легкие миры». Каковы истинные жизненные ценности? Какой след оставляют милосердные люди? Об этом эта книга.

Бондарев Юрий  «Взгляд». Проблема нравственного выбора (Можно ли ради удовольствия посмеяться издеваться над человеком, унижая его в глазах других?)

Бунин  Иван «Слепой». Жизнь есть, несомненно, любовь и доброта. Ощущение жизни есть ощущение любви, ибо всякое страдание есть наше общее страдание, нарушающее нашу общую радость жизни.

Человек, семья и общество

Алексин «Домашний совет». Повесть о подлости-незаметной, исподволь, которую могут сделать близкие тебе люди. И о цельности характера, умении вовремя сказать "нет", сбросить балласт, настоять на своем. И о том, что нельзя постоянно делать вид что все люди равны, даже если они братья.

Бакланов Г. «Непорочное зачатие». Чем может быть оправдана жизнь человека? Наверное, прежде всего, способностью к состраданию, умением принимать страдания, добротой и любовью по отношению к другим людям, пониманием их потребностей, чувством долга. Бакланов увидел страшную опасность, скрывающуюся в саморазложении семьи.  Его рассказ заставляет задумываться над тем, как сохранить и преумножить человеческое в человеке.

Солоухин «Под одной крышей». Рассказ учит разрешать конфликтные ситуации мирным путем и не идти на поводу у скандальных людей, поощряя их своими ответными действиями к дальнейшему развитию скандала.

Екимов Б. «Глядя на солнце».Своими непосредственным отношение к жизни и людям, доверчивой открытостью миру ребёнок способен расположить к себе людей даже с самыми сложными характерами.

Екимов Б. «Еще не лето». Только великодушный и отзывчивый человек в состоянии понять другого, однако равнодушное отношение к тем, кто нуждается во внимании к себе, недопустимо.

Куприн Александр «Святая ложь». Мать очень тонко чувствует ложь, материнское сердце нельзя обмануть. Однако ради своего сына мать готова принять ложь, погрузиться в этот самообман.

Екимов Борис «Ночь исцеления». В основе произведения – внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны. Среди уже немногочисленных фронтовиков, награжденных боевыми наградами, мы видим женщин. Без них не было бы Победы. Это женщины, которые, взвалив на себя всю тяжесть мужской работы, тоже приближали нашу Победу. Именно они сберегли детей и сохранили родные очаги и семьи. 

Тендряков Владимир "Люди или нелюди". Проблема нравственного выбора. Испытав огромный стад и унижение за содеянное, герой изменил свое представление о жизни и больше не воровал, даже пытался завоевать самоуважение, совершая добрые дела.

Алексин А. Безумная Евдокия». На примере трагической истории семьи автор утверждает христианский принцип: «Возлюби ближнего своего». Нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью и вниманием близких людей. Эгоистичное, корыстное, иногда просто легкомысленное отношение к близким тебе людям чревато болью, обидой, иногда бедой. 

Человек, природа, Родина и культура

Платонов Андрей «Иван Великий».Эпизод с лошадью дал Ивану понимание чего-то важного: «…наш конь, наша земля, жалей и береги ее». В этом смысл жизни солдата на войне. «А без смысла на войне нельзя», потому что побеждает тот, у кого есть смысл на войне. Платонов утверждает важную мысль: надо жить, верить в жизнь, защищать Родину, спасать погибающую лошадь, работать – и «мы все тогда отдышимся…»

Васильев Б. «Летят мои кони». В повести поднимаются важные проблемы, одна из них -  роль истории в жизни человека и общества.

Яковлев Ю. «Девочка с Васильевского острова». Рассказ заставляет нас пережить ужас блокады, понять, что война и дети – понятия несовместимые. Человеческую жизнь можно продлить лишь памятью, которая одна только побеждает время.

Астафьев   В.   "Затеси". Автор поднимает проблему ответственности. Он говорит, что "лошади не тревожились", ведь "в табуне есть старшой", который и "будет сторожить их, следить за порядком", и если нужно будет, то "разбудит всех, поведет куда надо". Автор считает, что нужно всегда быть готовым взять на себя ответственность, словно старый мерин, следующий "неведомому закону, зову природы".

Розов В. «Дикая утка». Даже в самых тяжёлых ситуациях человек может проявить гуманное отношение к тем, кто слабее; чувство сострадания,  великодушие  оказываются  сильнее голода; это позволяет сохранить веру в людей.

Симонов К. «Солдатская слава».Воинский труд разведчика стал для героя повседневным. Это уже опытный солдат, который знает свои обязанности. Чувство долга укоренилось в нём, стало для него привычным. Благодаря внутренней убежденности таких воинов и их ответственности за порученное дело, наступила победа.

Солоухин Владимир «Летний паводок».К миру природы нужно относиться бережно, не вмешиваться в её естественный ход развития.

Астафьев Виктор «Худого слова и растение боится». Природа «не слепок, не бездушный лик»: «есть, есть душа растений»; нетрудно понять язык природы, нужно только захотеть, и она в благодарность принесёт радость, счастье, одарит своей красотой и щедрыми плодами.

Крупин В.Н. « Сбрось мешок». Проблема человека и природа. Как влияет на человека красота природы, умение созерцать? Важно научить ребёнка видеть и понимать красоту природы, и тогда она обогатит его духовно. Секрет постижения красоты заключается в том, чтобы учиться созерцать природу, находить время любоваться ею. Родители, владеющие этим секретом, обязательно передают его своим детям.

Паустовский К. «Нет ли у вас молока?» Забота о детях, особая забота о детях войны. Поднимая проблему милосердия,  автор описывает случай, произошедший на фронте.

Паустовский К. «Бакенщик».Что значит для человека понятие родины? Что значит любить родную землю? Любить отчизну – значит ценить красоту родной земли и быть готовым защитить ее от уничтожения.

Яковлев Ю. «Балерина политотдела».Во время войны человеку для выживания необходимо искусство. Оно помогает людям выжить; оно нужно как хлеб, как воздух.

Проект «Моя золотая полка….»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,

ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

10 КЛАСС

Тематический блок

Количество

часов

Введение

1

Человек и его внутренний мир

8

Человек, семья и общество

9

Человек, природа, Родина и культура

12

Проект «Я читаю….»

3

        

Примерное календарно-тематическое планирование

Тематический блок

Тема занятия

Количество часов

Введение

1

Притча «Чему учат книги?».

1

Человек и его внутренний мир

2

Лиханов А. «Мой генерал»

1

3

Улицкая Л. «Народ избранный»

1

4

Екимов Б «Говори, мама, говори»

1

5

Железников В. «Чучело»

1

6

Грин А. «По закону»

1

7

Толстая Т. «Легкие миры»

1

8

Бондарев Юрий  «Взгляд»

1

9

Бунин  Иван «Слепой»

1

Человек, семья и общество

10

Алексин «Домашний совет»

1

11

Бакланов Г. «Непорочное зачатие»

1

12

Солоухин «Под одной крышей»

1

13

Екимов Б. «Глядя на солнце»

1

14

Екимов Б. «Еще не лето»

1

15

Куприн Александр «Святая ложь»

1

16

Екимов Борис «Ночь исцеления»

1

17

Тендряков Владимир "Люди или нелюди" 

1

18

Алексин А. Безумная Евдокия»

1

Человек, природа, Родина и культура

19

Платонов Андрей «Иван Великий»

1

20

Васильев Б.«Летят мои кони»

1

21

Яковлев Ю. «Девочка с Васильевского острова»

1

22

Астафьев   В.   "Затеси"  

1

23

Розов В. «Дикая утка»

1

24

Симонов К. «Солдатская слава»

1

25

Солоухин Владимир «Летний паводок»

1

26

Астафьев Виктор «Худого слова и растение боится»

1

27

Крупин В.Н. « Сбрось мешок»

1

28

Паустовский К. «Нет ли у вас молока?»

1

29

Паустовский К. «Бакенщик»

1

30

Яковлев Ю. «Балерина политотдела»

1

Проект «Я читаю….»

31

Моя золотая полка

1

33

Моя золотая полка

1

34

Моя золотая полка

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по родной литературе в 12 классе

12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 11 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...