Рабочая программа по родном (татарскому) языку для 6 класса
рабочая программа (6 класс)

Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной (татарский) язык», соответствует примерной программе учебного предмета «Родной (татарский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (5-11 классы) утвержденным Министерством образования и науки Республики Татарстан (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 16 мая 2017 г. № 2/17),

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6kl._rp_po_rodnomu_yazykutat.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по  родном (татарскому) языку  для  6  класса составлена на основе:

- приказа МО и Н РФ (от 05.03.2004 № 1089) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказа МО и Н РФ от 23.06.2015 № 609  «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089»

- Основной образовательной программы среднего общего образования  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мурзинская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан, реализующего Федеральный компонент государственного стандарта  среднего общего образования

- Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мурзинская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2021 – 2022 учебный год  (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 31 августа 2021 года и приказом МБОУ «Мурзинская СОШ» от 31 авгута 2021 г, №58).

Общая характеристика ученого предмета

Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной (татарский) язык», соответствует примерной программе учебного предмета «Родной (татарский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (5-11 классы) утвержденным Министерством образования и науки Республики Татарстан  (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 16 мая 2017 г. № 2/17),

Место  предмета «Родной(татарский) язык» в базисном учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 70 часов   из расчета  2  часа в неделю .

 Продолжительность учебного времени в 6 классе – 35 учебных недель,

Цель обучения

реализация требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования,  а также формирование  в процессе обучения у учащихся школ с русским языком обучения лингвистической, коммуникативной, культуроведческой  компетенций.

Задачи обучения: 

1. Усиление мотивации к изучению родного языка, заложенной в начальных классах, уважительное отношение к своей национальности, его истории и культуре, а также воспитание положительного отношения к представителям других  национальностей и их духовному наследию.

2. Последовательное  обучение в соответствии со всеми видами речевой деятельности и разделами татарского языкознания.

3. Освоение различных способов  искусства общения; обучение красивому и грамотному общению на родном языке.

4. Совершенствование умений и навыков устной и письменной речи. Научить пользоваться всеми возможностями родного языка в повседневной жизни.

5. Беспрерывное получение знаний и накопление опыта комммуникации посредством родного языка.

6. Формирование навыков использования родного языка как средства получения знаний по другим предметам.  

7. Привлечение учащихся к изучению наследия татарской национальной культуры.

8. На уроках родного языка учитывать взаимосвязь образовательных и воспитательных задач. Обратить внимание на  воспитательное значение при выполнении письменных работ (изложений и сочинений).

9. Совершенствование логического мышления учащихся. Умение связно, доступно и последовательно излагать свои мысли на родном языке в устной и письменной форме.

10. Совершенствование умений и  навыков чтения, письма, работы с учебником, дополнительной и справочной литературой.

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты с учетом общих требований Стандарта и специфики учебного предмета «Родной (татарский) язык»  должны обеспечивать:

В разделе «Морфология» учащийся изучает:

- умеет различать группы слов на татарском языке;

- проверяет слова с точки зрения (морфологически) принадлежности к отдельной группе слов;

- использует различные формы словарных групп в рамках норм современного татарского литературного языка;

- использует морфологические знания и навыки в зависимости от правильного написания слов, других анализов.

Учащемуся предоставляется возможность освоить:

- проверка словарного состава учащейся морфологии;

- разделение грамматических омонимов;

- признание морфологических единиц в текстах публицистического и литературного жанров, знание морфологических форм, используемых в научном и специальном стиле работы;

- поиск необходимой информации по морфологии из различных словарей и мультимедийных мероприятий.

В познавательной сфере:

  • укрепление взаимодействия с фонетическими, словообразовательными и лексическими единицами;
  • умение проводить морфологический анализ самостоятельных, гласных, связочных и модальных словарных групп;
  • художественное чтение поэтических произведений;
  • выполнение видов работ, требующих логического мышления;
  • написание небольших рассказов на заданные темы, жизненные взгляды, эмоции;
  • привлечение учащихся к творческой деятельности - стимулирование проектной работы;
  • умение ощущать движение речевых единиц.

В сфере нравственных ценностей:

  • сближение нравственных и духовных ценностей татарского языка, литературы и культуры;
  • определение роли языка в обществе;
  • всестороннее воспитание читателя через тексты упражнений.

В коммуникативной сфере:

  • умение находить различные группы слов, отличать их друг от друга;
  • определение смысловых и строительных подгрупп словесных групп;
  • слух и прием литературных произведений различных жанров • понятное чтение, правильное понимание содержания;
  • умение рассказывать содержание прочитанного текста, размышлять над вопросами, связанными с текстом, отвечать на вопросы, устный монолог, диалог, беседа;
  • сочинение на заданную тему, творческие работы в классе или на дому, проектные работы на общеобразовательные темы.

В эстетической сфере:

  • понимание языковых единиц как явления словесного искусства, принятие через них эстетической стороны литературных произведений, поиск духовного вкуса литературных произведений;
  • понимание эстетической функции слова, силы изображения при создании литературных образов.
  • совершенствование видов речевой деятельности, обеспечивающих эффективное овладение учебным предметом «Родной (татарский) язык»  и взаимодействие с окружающими в ситуациях формального и неформального межэтнического и межкультурного общения;
  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
  • использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
  • систематизация научных знаний о языке, осознание взаимосвязи его уровней, освоение базовых понятий лингвистики;
  • формирование и развитие навыков проведения различных видов анализа слова: фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста;
  • овладение основными нормами литературного родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами татарского речевого этикета, приобретение опыта их использования в устной и письменной речевой практике;
  • формирование ответственности за языковую как общечеловеческую ценность.

Личные результаты:

  • совершенствование нравственно-духовных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональной стране, уважительного отношения к татарскому языку, литературе и языку других народов, литературе, культуре;
  • использование различных средств информации (словари, Интернет ресурсы и т.д.) Во время познания и общения;
  • обучение активности, самостоятельному мышлению • умственной и духовной деятельности, продолжение формирования личности;
  • умение применять полученные знания в различных условиях жизни, ориентироваться на свое место в жизни;
  • формирование национальной гордости, гражданских чувств;
  • усвоение норм морали • правил жизни в обществе;
  • оказание помощи соседу;
  • самореализация, измерение границ познания и незнания своих возможностей;
  • рассуждать о причинах своих успехов или неудач;
  • формирование индивидуального стиля деятельности.

Метапредметный результат:

Результатом изучения курса «татарский язык» является формирование универсальных учебных практик (УУД).

Регулятивный УУД (РУУД):

  • самостоятельно формировать проблему (тему) и цели занятия;
  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, находить доказательства для подтверждения своего мнения, различать причинно-следственную связь в устной (диалогической, монологической) и письменной речи, формировать результаты;
  • определение путей достижения цели;
  • наблюдение за эффективностью своей деятельности в достижении цели;
  • совместно с учителем оценить свою работу, ответы товарищей;
  • соблюдение правил, предписаний и совершение последующих действий;
  • контроль своей деятельности, самоконтроль;
  • проверка правильности выполнения заданий;
  • определение качества и уровня проделанной работы.

Познавательный (ПУУД):

  • самостоятельное выявление и постановка цели познавательного вопроса:
  • умение ученика самостоятельно организовывать свою деятельность • оценивать, определять сферу своей заинтересованности;
  • умение самостоятельно раскрывать тему текста • поднимаемую проблему, мыслить;
  • логическое мышление в решении учебной задачи;
  • формирование правил на основе выделения основных признаков;
  • умение работать с различными средствами массовой информации, находить, анализировать и использовать необходимую информацию в своей деятельности;
  • создание логической цепи мышления;
  • навыки морфологического анализа языковых единиц;
  • умение правильно и уместно использовать морфологические единицы в речевой деятельности с использованием различных средств;
  • приобщение языка к литературе, изобразительному и музыкальному искусству, демонстрация ценности словесного искусства, Обучение признанию красоты;
  • определение роли языковых единиц в создании литературного произведения; обучение определению общих проблем, общих правил, различий между языками путем перевода с татарского на русский, с русского на татарский;
  • использование словарей, словарей, справочных материалов;
  • донести до товарищей, учителя мнение по тому или иному вопросу, научить аргументировать свое отношение;
  • формирование представления о мире, жизни, природе, человеческом обществе, связав язык с предметами литературы, истории, обществознания, экологии;
  • ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативный УУД (КУУД):

  • сотрудничество с одноклассниками и учителем в организации учебной деятельности;
  • умение слушать, участвовать в построении диалога и коллективном обсуждении;
  • работа с учетом различных мнений;
  • умение аргументировать свое мнение с помощью жизненных примеров;
  • прослушивание, сравнение, подведение итогов различных ответов;
  • умение полностью и точно высказывать свое мнение;
  • прийти к общему мнению во время коллективной работы;
  • инициирование взаимодействия в сборе информации;
  • возможность задать вопросы по прочитанным текстам;
  • дальнейшее самовыражение представленных текстов, сравнение с мнением автора;
  • контролировать свою работу, помогать одноклассникам;
  • определение роли коммуникативных навыков в жизни человека;
  • умение высказывать свои мысли устно и письменно;
  • умение слушать, консультировать других;
  • выступление перед одноклассниками на разные темы;
  • оценка действий товарища, взаимодействие с соседом.

. Содержание с определением основных видов учебной деятельности в 6 классе.

Темы

Кол-во

часов

Основные понятия на тему

1

5 нче сыйныфта үткәннәрне кабатлау

/ Повторение материала за 5 класс.

4

Повторение материала за 5 класс. Овладевать основными понятиями фонетики.

Распознавать гласные и согласные звуки.

Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции: отдельные слова; особенности произношения и написания слова, звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги.

Проводить фонетический анализ слова. Смысл слова; по употреблению и происхождению.

Словари. Их виды. Словарь построения принципа. Использование различных словарей.

Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.

2

Морфология. Морфология турында гомуми мәгълүмат /

Морфология. Общее информирование о часть речи.

1

Морфология как раздел науки о языке.

Система частей речи в татарском языке.

Принципы выделения частей речи.

Самостоятельные части речи: имя существительное,  имя прилагательное, наречие, имя числительное, местоимение, глагол, звукоподражательные слова.

Предикативные слова.

Модальные части речи: частицы, междометия, модальные слова.

Служебные части речи: предлоги и союзы.

Определение принадлежности слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам. Морфологический анализ частей речи.

3

Исем / Имя  существительное

9

Охарактеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи.

Нарицательные и собственные имена существительные. Изменение существительных по падежам и принадлежности. Порядок присоединения аффиксов к существительным.

4

Сыйфат / Имя прилагательное

7

Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

Морфологический разбор имён прилагательных. Повтарение имён прилагательных.

5

Сан / Имя числительное

11

Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных.

Морфологический анализ числительных.

6

Рәвеш / Наречие

10

Грамматические признаки наречия.

Способы образования степеней сравнения наречий, уметь различать степени сравнения наречий и прилагательных.

Порядок морфологического разбора наречий.

Обобщить и закрепить знания по теме

7

Алмашлык / Местоимение

11

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.

8

Фигыль/Глагол как часть речи

14

Глагол как часть речи. Спрягаемые глаголы. Глаголы повелительного наклонения. Глаголы изъявительного наклонения. Глаголы условного наклонения .Разноспрягаемые глаголы. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Морфологический разбор глагола. Положительное и отрицательное глоголы. Образование глаголов. Временена глаголов: прошедшее, настоящее, будущее. Условные нокланение, формы глоголы.Повторение.

9

6 нчы сыйныфта үткәннәрне кабатлау / Повторение изученного в 6 классе

3

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе. Имя  существительное, сыйфат, имя числительное, наричия, местоимение, глоголы их упатреблние в предложениях. Морфологический анализ.

10

Развитие речи.

1. Создание диалога, содержащего 7-8 реплик, показывающих знание Правил дорожного движения.

2. Написать письмо с благодарностью родителям или родственникам.

3. Написать статью в газету об охране природы.

4. Составление небольших рассказов, исходя из жизненного опыта учащихся, используя изученные группы слов.

5. Написание сочинений с использованием произведений, изученных на уроках литературы.

6. Написание диктантов с грамматическим заданием, опираясь на полученные знания, изучая группы слов.

7. Перевод предложений различных словарных групп с татарского на русский, с русского на татарский.

8. Написание изложений по выбранным текстам с целью воспитания положительных человеческих качеств.

9. Написание сочинений по картинам (Елена Романенко «Яблоки», Борис Щербаков «Уходит вода», Юрий Ананьев «Фронтовая песня», Фаиль Зиязов «У самовара»).

10. Устный и письменный анализ при работе над ошибками.

Календарьно -тематическое планирование уроков родного (татарского) языка в 6 классе

Бүлекләр һәм темалар/Разделы и темы

Үткәрү вакыты/дата

план

факт

1.

Повторение материала за 5 класс. Фонетика.

2.

Повторение темы “Словообразование”. Сочинение на тему”Осенний лес”

3.

 Повторение раздела “Лексика”

4.

Морфология. Понятие о частях речи

5.

Имя существительное.Нарицательные и собственные имена существительные.

6.

Входная контрольная работа  

7.

Работа над ошибками / Множественное и единственное число  имен   существительных.

8.

Изменение существительных по падежам. РР Написание статьи на тему “Берегите природу”

9.

Склонение существительных  с категорией принадлежности./ Исемнәрнең тартым белән төрләнеше. Тартымлы исемнәрнең килеш белән төрләнеше

10.

Склонение существительных по падежам и принадлежности. Порядок присоединения аффиксов к существительным. /Алынма исемнәрнең  килеш белән тартым кушымчалары.

11.

Способы образования имен существительных /Исемнәрнең ясалышы/

12.

Морфологический анализ  имен существительных / Исемнәргә морфологик  анализ.

13.

Обобщение  / Исемнәрне гомумиләштереп кабатлау.

14.  

Изложение “После работы жалеть бесполезно»

15.

Работа над ошибками. Имя прилагательное. Словообразование имен прилагательных. / Хаталар өстендә эш. Сыйфат турында төшенчә. Сыйфатларның ясалышы./

16.

Сыйфат дәрәҗәләре. / Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения.

17.

Асыл һәм нисби сыйфатлар./ Качественные и относительные имена прилагательные.

18.

 Сыйфатларның исемләшүе/ Именование прилагательных.

19.

Сыйфатларга морфологик анализ ясау/ Морфологический разбор имён прилагательных.

20.

Сыйфатларны гомумиләштереп кабатлау./Повторение имён прилагательных.

21.

  Елена Романенконың  “Алмалар” картинасы буенча сочинение язу/Сочинение по картинке Елена Романенко  “Яблоки”

22

 Сан турында төшенчә. Саннарның исемләшүе/ Имя числительное как часть речи.

23

Саннарның ясалышы./Способы образования имен числительных

24.

Гарәп һәм рим цифрларының язылышы./Правописание арабских и римских цифр.

25.

Сан төркемчәләре./Разряды  числительных. Микъдар саны. / количественные числительные

26.

Тәртип саны. Тәрҗемә эше. / порядковые.числительные

27

Бүлем саны/ разделительные, числительные.

28

Чама саны/приблизительные числительные.

29

Җыю саны. /собирательные числительные.

30

 Контрольный диктант по теме  «Имя числительное»    «Батыр көткән кар»  

31

Хаталар өстендә эш. Саннарга морфологик анализ ясау / Работа над ошибками. Морфологический анализ числительных.

32.

Сан сүз төркемен кабатлау./ Повторение

33

Рәвеш турында төшенчә/Наречие. 

34.

Рәвешләрнең ясалышы/ Способы образования наречий.

35.

Рәвеш дәрәҗәләре/Разряды наречий

36.

Рәвешләрнең мәгънә төркемчәләре.Саф рәвешләр./ Разряды наречий. Наречия образа действия.

37

Охшату-чагыштыру рәвешләре./ Наречия сравнения.

38

Күләм-чама рәвешләре. /Наречия меры и степени.

39

Вакыт һәм урын рәвешләре/. Наречия времени и места.

40

Сәбәп-максат рәвешләре. /Наречия причины и цели.

41.

Рәвешләрне гомумиләштереп кабатлау/Повторение . Обобщение темы “Нанречие”

42

Изложение  “Канатлы дсларыбызны онытмыйк”

43

Алмашлык турында төшенчә. Алмашлыкларның ясалышы. / Местоимение как часть речи. Способы образования местоимений.

44

Алмашлык төркемчәләре.Зат алмашлыклары. /Группы местоимений. Личные местоимения.

45

Тартым алмашлыклары.Тәрҗемә күнегүләре./ Притяжательные местоимения.Выполнение упражнений

46

Күрсәтү алмашлыклары. / Указательные местоимения.

47

Күрсәтү алмашлыкларының тартым, килеш белән төрләнеше  / Склонение указательных местоимений  с категорией принадлежности и  по падежам.

48

Сорау алмашлыклары / Вопросительные и относительные местоимения.

49

Билгеләү алмашлыклары / Определительные местоимения.

50

Билгесезлек алмашлыклары / Неопределенные местоимения.

51.

Юклык алмашлыклары / Отрицательные местоимения.

52

Диктант. Авылым табигате / Природа моей деревни.    

53.

Алмашлыкларны гомумиләштереп кабатлау/ Повторение.

54

Фигыль турында төшенчә / Глагол как часть речи.

55

Фигыльләрнең ясалышлары/ Способы образования глаголов

56.

Фигыль төркемчәләре.Затланышлы һәм затланышсыз фигыльләр /Спрягаемые  и неспрягаемые глаголы.

57

Боерык фигыль, аның мәгънәләре, зат-сан белән төрләнеше/ Глаголы повелительного наклонения.

58

Боерык фигыльнең дөрес интонация һәм басым белән кулланылышы/ Правильная интонация и ударение повелительного наклонения.

59

Б. Щербаковның « Су китә» картинасы буенча сочинение язу/ Сочинение по картинке Борис Щербаков « Су китә»

60

Хәзерге заман хикәя фигыль / Глаголы изъявительного наклонения.Настоящее время изъявительного наклонения

61

Үткән заман хикәя фигыль / Прошедшее время изъявительного наклонения

62

Киләчәк  заман хикәя фигыль / Будущее время изъявительного наклонения

63

Шарт фигыль, аның мәгънәләре / Глаголы условного наклонения .

64

Шарт фигыль формалары / Условные наклонение, формы глаголы.

65

Шарт фигыльнең зат-сан белән төрләнеше / Склонение условного наклонения

66

Итоговой контрольный диктант

67

Хаталар өстендә эш. Исем, сыйфат сүз төркемнәрен кабатлау / Работа над ошибками.Повторение. Имя существительное, прилагательное

68

Фигыль сүз төркемен кабатлау /Повторение. Глагол

69.

Сан, рәвеш  сүз төркемнәрен кабатлау./ Повторение. Числительное, наречие

70.

Алмашлык, фигыль сүз төркемнәрен кабатлау / Повторение. Местоимение, глагол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по татарскому языку и татарскому литературному чтению для русскоязычных учащихся 3 класса в коррекционной школе VIIII вида

Программа    Мәгариф һәм фән министрлыгы тәкъдим иткән “VIII төр махсус (коррекцияләү) мәктәпләрендә укучы рус телле б...

Рабочая программа по татарскому языку для 6 класса (Татарская группа)

6 нчы  сыйныфта, 5 нче сыйныфларда үткәннәрне кабатлаганнан соң, морфология турында гомуми мәгълүмат бирелә. Сүз төркемнәре турында төшенчә бирелә , аларның лексик-грамматик мәгънәсе, морфологик-...

Рабочая программа по татарской литературе.9класс.Татарская группа русской школы

Аңлатма язуы   Яңа стандарттагы иң мөһим таләп мондый: мәктәпне тәмамлаганда, «укучы үз алдына максат куярга һәм аны тормышка ашыру юлларын үзе таба алу дәрәҗәсенә күтәреле...

Рабочая программа по татарскому языку для 6 класса с татарским языком обучения

Рабочая программа для 6 классов  по татарскому языку. В лицейских классах 4 часа татарского языка....

Рабочая программа по татарскому языку для 5 класса (татарская группа)

      5 нче сыйныфның татар төркеме өчен татар теленнән  эш программасы түбәндәге документларга нигезләнеп төзелде:-- Төп гомуми белем бирүнең Федераль дәүләт белем бирү ста...

Рабочая программа по татарскому языку для 5 класса (татарская группа)

      5 нче сыйныфның татар төркеме өчен татар теленнән  эш программасы түбәндәге документларга нигезләнеп төзелде:-- Төп гомуми белем бирүнең Федераль дәүләт белем бирү ста...