Рабочая программа по родному языку, 10 класс
рабочая программа (10 класс)

Климина Ангелина Игоревна

Рабочая программа по родному языку 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.yazyk_10_kl.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного предмета

«Родной язык»

для   10   класса

Количество часов - 34

Учитель:Климина А.И.

2022-2023 учебный год

Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

·                     воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

·                     совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разныхсферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

·                     углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

·                     совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

·                     развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Основные содержательные линии программы учебного предмета

«Родной язык (русский)»

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.

В первом блоке «Язык и культура» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально- культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Второй блок «Культура речи» ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

В третьем блоке «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Родной язык (русский)»

Планируемые личностные результаты

·                     российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

·                     уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

·                     формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

·                     воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

·                     ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

·                     готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

·                     готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

·                     приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.

·                     нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

·                     принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

·                     развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

·                      

Планируемые метапредметные результаты

1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·                     самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

·                     оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

·                     ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

·                     оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

·                     выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

·                     организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

·                     сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·                     искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

·                     критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

·                     использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

·                     находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

·                     выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

·                     выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

·                     менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·                     осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

·                     при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

·                     координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

·                     развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

·                     распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Планируемые предметные результаты освоения ООП

Выпускник научится:

·                     использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

·                     использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

·                     создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

·                     выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

·                     подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

·                     правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

·                     сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;

·                     использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

·                     анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

·                     извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

·                     преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

·                     выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

·                     соблюдать культуру публичной речи;

·                     соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

·                     оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

·                     использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник получит возможность научиться:

·                     распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

·                     анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

·                     комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

·                     отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

·                     использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

·                     иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

·                     выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

·                     дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

·                     проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

·                     сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

·                     создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

·                     соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

·                     соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

·                     соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

·                     осуществлять речевой самоконтроль;

·                     совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

·                     использовать основные   нормативные   словари   и   справочникидля расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

·                     оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Родной язык (русский)», 10 класс

Раздел 1. Язык и культура (10 ч.)

Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).

Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи (11ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (12 ч.)

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Понятие речевого (риторического) идеала.

Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.

Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих.

Текст как единица языка и речи

Категория монолога и диалога как формы речевого общения.

Структура публичного выступления.

Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.

Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.

Функциональные разновидности языка

Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и справочники.

Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография.

Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Тематическое планирование «Родной язык» 10 класс

№ раздела

Название раздела

Кол-во часов

Основные направления воспитательной работы

Информационно-образовательные электронные ресурсы

 1

Язык и культура (8 часов)

8 ч.

Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.

https://uchi.ru/

https://www.yaklass.ru/

2

Культура речи

12 ч.

Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; групповая  работа или работа в парах, которая учит обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися

https://uchi.ru/

3

Речь. Речевая деятельность

14 ч.

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.

https://uchi.ru/

https://www.yaklass.ru/

Итого

34 ч.

 

Календарно- тематическое планирование

10 класс (1 час в неделю/34 часа в год)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

 

Язык и культура (8 часов)

 

1

Русский язык  в современном мире.

1

2

Система русского языка, его единицы и уровни.

1

3

Основные тенденции активных процессов в современном русском языке.

1

4

Изменение значений и переосмысление имеющихся в русском языке слов, их стилистическая переоценка

1

5-6

Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни современного общества»

2

7

 Развитие современного русского языка

1

8

Развитие современного русского языка

1

 

Культура речи (12 часов)

 

9

Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

1

10

Речевая избыточность и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

1

11

Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.

1

12

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

1

13

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов

1

14

Типичные ошибки в построении сложных предложений.

1

15

Этика и этикет в электронной среде общения.

1

16

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

1

17-18

Урок-рассуждение «Что такое культура речи?»

2

19

Контрольная работа в форме теста по теме «Современные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского языка»

1

20

Анализ контрольной работы

1

 

Речь. Речевая деятельность. Тест (14 часов)

 

21

Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения.

1

22

Оратория: мастерство публичного выступления.

1

23

Техника импровизированной речи.

1

24

Категория монолога и диалога как формы речевого общения

1

25

Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика

1

26-27

Р/р Публичное выступление (практическое занятие)

2

28

Функциональные разновидности языка. Публицистический, научный, официально-деловой стили речи

1

29

Язык художественной литературы. Разговорная речь

1

30

Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка»

1

31

Анализ контрольной работы

1

32

Защита проекта по предложенной теме

1

33-34

Резервные уроки

2

 

Примерные темы проектных и исследовательских работ

·                     Жанр интервью в современных газетах

·                     Искусство вести беседу

·                     Телевидение и литература: что окажется сильнее

·                     Как влияют социальные сети на язык.

·                     Край родной в легендах и преданиях.

·                     Научные открытия А.А. Шахматова.

·                     Причины заимствования в современном русском языке.

·                     Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.

·                     Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

·                     Структурные особенности русских метафор.

·                     Средства речевой выразительности в различных типах политического текста (на материале предвыборных публикаций).

·                     Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия.

·                     Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.

·                     Сетевой знак @ в разных языках.

·                     Слоганы в языке современной рекламы.

·                     Являются ли жесты универсальным языком человечества?

·                     Роль "ников" в интернете.

·                     Язык как отражение национального характера.

·                     Место русского языка среди других предметов в нашей школе.

·                     Языковой портрет ученика нашей школы.

·                     Как влияют социальные сети на язык?

·                     Особенности языка СМС сообщений.

·                     Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий.

·                      

Литература для учителя

1.                  Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и школьников. – М.: «Издательство АСТ», 2018.

2.                  Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.: Дрофа, 2009.

3.                  Горшков А.И. Русская словесность. – М.: Дрофа, 2000.

4.                  Нарушевич А.Г. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы. Ростов-на-Дону: Легион, 2017.

5.                  Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Санкт-Петербург: «Литера», 2005.

Литература для учащихся

1.                  Анненкова И. Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Для школьников и абитуриентов. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.

2.                  Арбатова Е.А Правила русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2009 г.

3.                  Арбатова Е.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.

4.                  Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Новое знание, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному языку и литературе в 11 классе С(К)ОУ VIII вида

Рабочая программа по предмету "Родной язык и литература" в 11 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования по двум модуля...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА

Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...

рабочая программа по родному языку и литературе 5 класс

рабочая программа по родному языку 5 кл...

Рабочая программа по родному языку и родной литературе 5 класс

Рабочая программа для родного русского языка...

Рабочие программы "Русский родной язык" 5-9 класс и "Русский язык" 5-9 класс по УМК В.В.Бабайцевой

В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" и "Русский родной язык", содержание учебного предмета по классам, сетка часов и к...

Рабочие программы по родному языку и родной литературе, методические материалы

Рабочие программы по родному языку и родной литературе, методические материалы...