План проекта по родному русскому языку по теме «Профессия и речь»
проект (8 класс)

Медведева Людмила Григорьевна

Учебный проект: родной русский язык.

Предметные области: русский язык, литература, история, обществознание.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Категория  обучающихся: 8 классы.

Продолжительность: средней продолжительности (1,5 месяца)

Актуальность проекта. Современная жизнь требует приобретения метапредметных  коммуникативных умений и навыков, т.е. умения работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли. Широко востребованы  многообразные человеческие контакты, знакомства с разными точками зрения на одну проблему. Значимы для развития обучающихся умения пользоваться исследовательскими методами, собирать необходимую информацию, уметь анализировать факты, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_proekta_po_rrya_professiya_i_rech.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

План проекта по родному русскому языку

по теме «Профессия и речь»

8 класс

Шляхова Светлана Александровна (МАОУ «Лицей №11», г. Ростов-на-Дону),

Медведева Людмила Григорьевна (МАОУ «Лицей №11», г. Ростов-на-Дону),

Учебный проект: родной русский язык.

Предметные области: русский язык, литература, история, обществознание.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Категория  обучающихся: 8 классы.

Продолжительность: средней продолжительности (1,5 месяца)

Актуальность проекта. Современная жизнь требует приобретения метапредметных  коммуникативных умений и навыков, т.е. умения работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли. Широко востребованы  многообразные человеческие контакты, знакомства с разными точками зрения на одну проблему. Значимы для развития обучающихся умения пользоваться исследовательскими методами, собирать необходимую информацию, уметь анализировать факты, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

 Цели:

  • способствовать развитию языковой компетенции;
  • формировать умение различать общеупотребительную и необщеупотребительную лексику;
  • расширить словарный запас учащихся;
  •  создать условия для формирования умения оперировать терминами при анализе языкового явления;
  • ознакомить учеников с профессионализмами и специальными словами (терминами);
  • формировать умение различать специальную и общеупотребительную лексику, находить в толковом словаре профессиональные слова (спец.) и обосновывать их использование в разговорном, публицистическом и деловом стилях речи;
  • обеспечить  понимание учащимися роли профессионализмов в повседневной жизни общества.

Задачи:

  • развитие познавательных навыков учащихся;
  • развитие умения самостоятельно конструировать свои знания;
  • развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;
  • совершенствование навыков исследовательской деятельности и навыков работы с информацией;
  • развитие навыков работы в группах.

Гипотеза исследования:

  • предположим, что профессионализмы являются показателем культуры общества и нужны  для лаконичного и точного выражения мысли в общении между людьми определённых профессий.
  • умелое употребление профессионализмов придает официальной речи определенный колорит, помогает продемонстрировать знание предмета, характерное для профессионализма.
  • работа по теме позволит выяснить роль профессиональной лексики в речи, познакомиться с языковыми единицами разных профессий.

Методы и приёмы изучения:

  • исследовательский метод,
  • творческий метод,
  • самостоятельная работа,
  • изучение и анализ различных источников информации по теме (справочная литература, интернет-ресурсы),
  • эвристическая беседа,
  • выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Этапы проведения проекта

  1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)
  • Актуализация проблемы.
  • Определение сферы исследования.
  • Выбор темы исследования.
  • Определение цели, формулирование задач.
  • Формулирование гипотезы исследования.
  • Формирование групп для проведения исследования.
  • Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
  • Выбор форм представления проекта.

  1. Поисково-исследовательский этап (организация деятельности)
  • Выявление и систематизация подходов к решению проблемы, выбор форм и методов исследования.
  • Обсуждение: определение последовательности проведения исследования.
  • Составление вопросов для проведения анкетирования.
  • Анкетирование одноклассников с целью определения сферы работы родителей.
  • Сбор словарного материала: опрос родственников и родителей.
  • Обработка информации, полученной в ходе анкетирования.
  • Фиксация наблюдений с целью распределения заданий для работы в группе.
  • Самостоятельная работа в группах: анализ и обобщение полученных данных.
  • Подготовка учащимися отчетов по теме работы .

  1. Отчётно-оформительский этап
  • Предзащита проекта.
  • Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
  • Оформление паспорта проекта.
  • Подготовка к публичной защите проекта:
  • определение даты и места защиты
  • определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.)
  • стендовая информации о проекте
  • Анализ работы группы и самоанализ \ взаимоанализ своего вклада и вклада каждого.

  1. Информационно-презентативный (защита проекта)

  • Публичная защита проекта.
  • Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

Проект:

1. по характеру доминирующей деятельности

Информационный, исследовательский,  практико-ориентированный

2. по предметно-содержательной области

межпредметный

3. по продолжительности

 средней продолжительности (1,5 месяца)

4. по количеству участников

Коллективный (внутриклассный)

5 по ценностно-ориентированным признакам

Культурологический, языковедческий

Оборудование:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • толковые словари.

Подготовительный этап

Приступая к проекту, учитель вместе с учениками определяет направление будущего исследования, предлагая ряд проблем, учащиеся выбирают уже из  имеющихся.

Обсуждаемые  вопросы при выборе проблемы:

- Насколько общество заинтересовано в решении этой проблемы, насколько это важно, как это отражается?

-Есть ли доступные материалы по теме, каково их количество?

 Затем определяем сферу исследования:

объект исследования – слова-профессионализмы;

предмет исследования – среда и  способы применения профессионализмов;

объектная область исследования - русский язык, литература, история, обществознание

Далее обучающиеся формулируют тему, определяют цель, ставят задачи, формулируют гипотезу исследования. Для реализации проекта создаются творческие группы, выдаются письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.), определяются задания для каждой из них, осуществляется подбор языкового материала, намечается форма отчёта для каждой группы, а также выбирается проектный продукт (презентация, словарь профессионализмов).

Задания группам

Группа «Теоретики»

Проблемный вопрос: нужны ли профессиональные слова и специальные слова-термин?

Учебные вопросы:

1.Какие слова называются профессиональными?

2.Какие слова называются терминами?

3.Почему профессионализмы слова-термины проникают в общеупотребительную лексику?

4.Каковы пути и способы  проникновения профессионализмов и слов-терминов в нашу речь?

5.Всегда ли следует избегать в речи употребления профессиональных слов и слов-терминов слов?

Группа «Библиографы»

Словарные статьи Толкового словаря - друзья и помощники

Проблемный вопрос: о чём может рассказать словарная статья с пометкой СПЕЦ.?

Учебные вопросы:

1.Какие Толковые словари существуют в наше время?

2.Почему важно ознакомиться с предисловием словаря?

3.Как построена словарная статья?

4.Каковы источники появления профессиональных слов и слов-терминов?

Группа «Грамматисты»

Проблемный вопрос: что надо знать, чтобы грамотно использовать в своей речи слова-термины?

Учебные вопросы:

1.Почему в русском  языке  общеупотребительными становятся профессионализмы?

2.Как избежать речевых ошибок в использовании профессионализмов и слов-терминов?

3.Можно ли обойтись без профессионализмов и слов-терминов в речи?

4.Какие орфоэпические нормы нужно знать современному человеку при использовании профессионализмов и слов-терминов?

5.Какие вы знаете наиболее часто употребляемые в русском языке профессионализмы и слова-термины?

Группа «Знатоки русского языка».

Проблемный вопрос: уместно ли использование профессионализмов и слов-терминов в речи?

Учебные вопросы:

1.        Можно ли считать профессионализмы и слова-термины богатством русского языка?

2.        Не засоряют ли профессионализмы и слова-термина русскую речь?

3.        Знаем ли мы значение профессионализмов и слов-терминов?

4.        Легко ли произносить профессионализмы и слова-термины?

5.        Когда уместно использовать профессионализмы и слова-термины?

Поисково-исследовательский этап (организация деятельности)

На данном этапе каждая группа работает по своему направлению.

Деятельность учителя: наблюдает за работой, организует при необходимости консультации групп, где выполняет роль куратора, направляя обучающихся, подсказывая им необходимые источники информации, а также давая советы по подготовке презентации.

 Деятельность учеников: выполняют исследовательскую, информационную, практико-ориентированную работу по проекту, советуются между собой и учителем, накапливают материал.

В результате проделанной работы обучающиеся приходят к следующим выводам:

  1. Использование профессионализмов и слов-терминов – естественный процесс языкового развития.
  2. Использование профессионализмов и слов-терминов обогащает язык и не вредит его самобытности.
  3. Лишь необоснованное использование профессионализмов и слов-терминов засоряет наш язык.

Отчётно-оформительский этап

Деятельность учителя: помогает составлять отчёт, корректирует окончательный вариант отчёта и выступления, а также помогает выполнить анализ, участвует в оценке созданного объекта как рядовой участник.

Деятельность учеников: по окончании работы над проектом каждая группа знакомит учителя с  содержанием подготовленных материалов, анализирует информацию, выясняют её недостатки, оценивают созданный собственным трудом объект, что нужно для более эффективного и удачного проведения общей итоговой защиты проектной деятельности., составляют список используемых источников, готовят выступление: репетируют заранее, для возможного исправления ошибок перед своим и параллельным классом, перед преподавателями смежных дисциплин, которые сыграют роль экспертов и помогут отработать этап ответов на вопросы.

Итогом работы группы является презентация и словарь профессионализмов и слов-терминов выбранных сфер деятельности.

Информационно-презентативный этап (защита проекта)

Деятельность учителя: слушает, задаёт вопросы, оценивает усилия обучающихся, креативность и качество использования источников, выступления, проект в целом, резюмирует и оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др., подводит итоги, выставляет отметки.

Деятельность учеников: ученики группой выступают у доски и презентуют свою работу в электронном и письменном виде (каждый участник группы должен иметь возможность высказаться), отвечают на вопросы учителя, принимают участие в самоанализе и коллективном анализе и оценке.

Оценка проектной деятельности учащихся

Критерий 1

Продукт (материализованный результат ПДУ)

Баллы

Показатель

1.1

Новизна. Оригинальность. Уникальность

1-2

1.2

Оптимальность (наилучшее сочетание параметров продукта)

1

1.3

Эстетичность

1-2

Максимальное количество баллов

5

Критерий 2

Процесс (работа по выполнению проекта)

Показатель

2.1

Актуальность

1-2

2.2

Проблемность

1-2

2.3

Соответствие требованиям объема

1

2.4

Содержательность

1-3

2.5

Завершенность

1

2.6

Наличие творческого компонента в процессе проектирования

1-2

2.7

Коммуникативность (в групповом проекте)

1-2

2.8

Самостоятельность

1-3

Максимальное количество баллов

16

Критерий 3

Качество оформления материала

Показатель

3.2

Материал оформлен с грубыми нарушениями требований

0

3.3

Допущены незначительные нарушения требований

1-2

3.4

Материал оформлен в соответствии с требованиями

3-4

Максимальное количество баллов

4

Критерий 4

Защита проекта

Показатель

4.1

Качество доклада (системность, композиционная целостность,

полнота представления проблемы, краткость, четкость, ясность формулировок)

1-3

4.2

Ответы на вопросы

1-3

4.3

Личностные проявления докладчика

1-2

4.4

Культура речи докладчика

1-2

Максимальное количество баллов

10

Максимальное количество баллов по всем критериям

35

Перевод баллов в оценку

85% от максимальной суммы баллов, 35-30 баллов – «5»

70-85 %, 29-25 баллов – «4»

50-70 %, 23-17 баллов – «3»

0-49 % - «2»

Использованная литература

  1. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык: учебник / под ред. Н. С. Валгиной. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002.
  2.  Вовк С. М. Профессионализмы в речи членов моей семьи. // Русский язык. Методическая газета для учителей - словесников. - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2010.- № 18
  3. Касаткин Л.Л.,  Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку.  – М., 1995.
  4. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка». М., 1992 год
  5. Розенталь Д. Э. и Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1976.
  6. Творческие мастерские учителей России: информационно-методический сборник. – Ростов-на-Дону, 2022.
  7. Юрчук В.В. «Современный словарь по психологии». М., 2000 год
  8. Ярцева В.Н. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  9. Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь.  - М.: Сов. энциклопедия, 1990. 
  10. http://studopedia.ru/5_40912_professionalizmi.html
  11. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/160268
  12. http://www.studfiles.ru/preview/5373559/page:5/
  13. https://tvorcheskie-proekty.ru/node/70 

Приложение 1.

Анкета для родителей.

  1. Ваша сфера деятельности.
  2. Профессия.
  3. Какие профессиональные слова Вы часто используете в своей речи?

Приложение 2.

Анкета для детей.

  1. Кем работают Ваши родители?
  2. Какие слова часто используют Ваши родители в повседневной жизни?
  3. Знаете ли Вы лексическое значение слов, употребляемых Вашими родителями?
  4. Употребляете ли Вы профессиональные слова в разговоре с родителями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Перспективно-тематический план по учебной дисциплине "Русский язык" для профессии среднего профессионального образования 23.01.03 «Автомеханик»

ПТП учебной дисциплины Русский язык для обучающихся первого курса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) для профессий среднего профессионал...

Тест по русскому языкупо теме "Причастие" для учеников 7 класса

Тест по русскому языкупо теме "Причастие" для учеников 7 класса...

Перспективно-тематический план по учебной дисциплине "Русский язык" для профессии среднего профессионального образования 19.01.17 «Повар, кондитер»

Перспективно-тематический план по учебной дисциплине "Русский язык" для профессии среднего профессионального образования 19.01.17 «Повар, кондитер»...

Перспективно-тематический план по учебной дисциплине "Русский язык" для профессии среднего профессионального образования 29.01.21 «Оператор оборудования отделочного производства» (общие профессии производства текстиля)

Перспективно-тематический план по учебной дисциплине "Русский язык" для профессии среднего профессионального образования 19.01.17 «Повар, кондитер»...

Урок в 5 классе по теме «Части речи». Предмет: русский язык. Тема урока: Части речи.

Урок в 5 классе по теме «Части речи».Предмет: русский язык.Тема урока: Части речи.Цель урока: Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным? Уметь определять час...

Социально значимый проект по предмету "Русский язык" "Молодежь и культура речи"

Программа социализации   "Молодёжь и культура речи". Участие обучающихся в социально значимых проектах по предмету "Русский язык"...