Технологическая карта урока по родному русскому языку в 6 классе
план-конспект урока

Дряева Дарья Александровна

Технологическая карта урока по родному русскому языку в 6 классе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по родному русскому языку в 6 классе

Предмет: Родной русский язык
Класс: 6
Авторы учебного пособия: О. М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, И. П. Васильевых. Русский родной язык. 6 класс
Тема урока: Диалекты как часть народной культуры

Цели деятельности педагога

1. Повторить, обобщить и систематизировать материал по теме “Диалекты”. 2. Развивать навыки монологической речи; активизировать самостоятельную работу учащихся. 3. Воспитывать осознание значимости диалектизмов в русском языке, чувство любви к  малой  родине.

Тип урока

Урок систематизации знаний

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать основные понятия в области диалектологии; уметь опознавать и анализировать языковые единицы, их признаки.

Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,  вычитывать разные виды текстовой информации, преобразовывать её (кластер, ключевые слова).

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития русского языка; положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы
обучения

Наблюдение над языком; исследовательский, практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная форма работы

Образовательные
ресурсы

https://multiurok.ru/index.php/files/o-m-aleksandrova-o-v-zagorovskaia-iu-n-gosteva-i-n.html   

https://yandex.ru/video/preview?text=смотреть%20урок%20про%20диалекты&path 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6937/main/258560/ 

http://umoslovo.ru/index.php/rodnoj-yazyk/504-dialekty-kak-chast-narodnoj-kultury 

https://multiurok.ru/index.php/files/urok-rodnogo-russkogo-iazyka-v-6-klasse-dialekty-k.html   

https://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/dialektizmy-klass.html 

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: Презентация по теме урока.  Раздаточный материал. Звукозапись народных песен в исполнении М.Мордасовой. Фотографии из архива кружка «Народная культура», а также выполненные учителем.

Основные понятия

Диалектология, диалектные слова, многозначные слова, прямое и переносное значение слова

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятель ность
учащихся

Формы организации
взаимо-
действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

3 мин.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изученного материала

Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте, ребята. Мне хочется, чтобы сегодняшний урок подарил вам незабываемые впечатления, остался в душе на долгие годы. Я постараюсь сделать его ярким и интересным, а вы мне поможете.

/Звучит народная песня «Эх,ох, весело…» в исполнении М.Мордасовой

- Понравилась песня о веселой доярке? А удивительная игра на гармошке? Что вы знаете об этом музыкальном инструменте?

/Как правило, дети говорят, что это старинный инструмент, бабушки и дедушки под него танцевали и пели песни.

-Да, к сожалению, в деревне сейчас редко услышишь гармошку, а ведь несколько десятилетий назад гармонист был первый парень на деревне. Были такие замечательные люди и в нашем селе. Хотите узнать, кто это?

Слушают, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на столе, демонстрируют   готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно – познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия..

Коммуникативные: работают коллективно(обмениваются мнениями, учатся слушать товарища)

Устные ответы

2. Актуализация знаний

10 мин.

Просмотр учебной презентации, сопровождающей ход урока. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Чтение текста в учебнике

/Учитель демонстрирует на слайде отрывок из интервью с Епифановым Николаем  Павловичем, 1939 г.р.

«…с детства мечтал я выучиться играть на гармошке. Поехал батя в Москву, а я ему приказываю, чтобы привёз гармонику:

-Не привезёшь, батяня, обкричуся.

Приехал, привез гармонику.

-Вот она, моя красатуля.

Вечером, бывало, выйду на круг (улицу), все девки вокруг меня веером, так и ходют. Многих завидки брали. А я как заиграю, так  душа радуется. Пусть меня  безалаберным зовут, а я до сих пор пою, вот и девки-то мои уж в старушек превратились. А как заиграю, причипурятся и ну голосить…»

- Какие слова вам показались необычными? Как вы думаете, что они обозначают?

/Ответы детей

-Каким лингвистическим термином называются подобные слова? /Диалектными

- К какому разделу языкознания относятся? /Диалектология

-А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить? /О диалектных словах

Учитель записывает тему на доске, уч-ся  в рабочую тетрадь: «Диалекты как часть народной культуры».

- Подобные слова во многих случаях требуют специального объяснения. Обратимся к упражнению №12 в учебнике «Родной (русский) язык» под редакцией О.М.Александровой.

/Учащиеся читают материал, обсуждают прочитанное.

- Часто вы слышите подобные слова дома? На улице? Почему?

- Как вам кажется, диалекты заслуживают нашего внимания или это пережиток прошлого? На этот вопрос я попрошу ответить вас только в конце урока. А пока продолжим разговор о диалектных словах нашего села, помогать мне будет песня все той же Марии Мордасовой. Кто она такая, вы знаете?

/Слайд с краткой биографической справкой о тамбовской исполнительнице народных  песен Марии Мордасовой

Уч-ся  смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, отвечают на вопросы учителя

Индивидуальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные
связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные и письменные ответы

3.Исследовательская работа

7 мин.

Работа с записанными ранее интервью с жителями села Петровка

-Еще одна народная песня «Ой, блины, мои блины…» /звучит песня, на слайде следующий отрывок из интервью с Егоркиной Анастасией Васильевной, 1929 г.р.

«…праздников тогда было мало, но любили очень Масленицу, ждали и готовились к ней.

        Бывало, маманя заставит весь дом перемыть, занавески праздничные достанет, подзор на кровать – самый красивый.

        Мы спозаранку вскочим, ждём - за стол садиться. В будни на столе в основном щи пустые были да каша сливная, а тут пир! Напекут блинцов, блинов с припёком, в щи мяса покрошат, требуху нажарят, а накануне холодец разберут, без него какой праздник!

        Весь день гулянья. Лошадей загодя готовили к празднику – вычешут, в гриву ленты вплетут. Старались друг перед дружкой, выдидюльвались, чья лошадка красивее…»

 (Из воспоминаний Егоркиной Анастасии Васильевны, 1926г.р.)

-Какие диалектные слова вы заметили в этом тексте? Запишите их в рабочую тетрадь. Что они обозначают?

-Праздник заканчивался, и начинались рабочие будни. Нелегко приходилось нашим прабабушкам и прадедушкам. Об этом ещё одно интервью:

«…в военное лихолетье работала в колхозе водовозкой. Надо было,  чтобы трактора постоянно работали, а водой их остужали – так раскалялись. Была у меня лошадёнка, приеду на пруд, налью воды, а кой доеду, бочка наполовину уж пустая - дыры в ней повсюду были. Воду вычерпают и опять на пруд надо ехать. Так весь день и колготишься, домой явишься, вся чумазая…»

(Из воспоминаний Калашниковой Нины Семёновны, 1924г.р.)

- Какие диалектные слова вы заметили в тексте? Выпишите их в рабочую тетрадь. /Уч-ся выписывают диалекты, обсуждают запись

Уч-ся слушают, выполняют задания учителя, участвуют в диалоге

Фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные
связи.

Регулятивные: Умения анализировать свою деятельность

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

4.Физминутка

1 мин.

 Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

5.Восприятие и осмысление нового материала

5 мин.

Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Словесно-иллюстративный рассказ. Просмотр учебной презентации

-Некоторые из ныне существующих диалектных различий русского языка народных говоров – это остатки тех древних диалектов, на которых говорили жители разных территорий (княжеств) в период феодальной раздробленности Руси.

Современные говоры русского языка принято объединять в три большие группы. К северу от Москвы расположено севернорусское наречие, к югу – южнорусское. Между этими двумя, как мостик, полоса среднерусских говоров, возникший в результате смешения севернорусских и южнорусских диалектов.

- Как вы думаете, Тамбовская область, наше село Петровка к каким говорам относятся? Чем характеризуются южнорусские диалекты? /Ответы уч-ся

-Обратите внимание на слайд, который поможет нам в решении этой задачи.  /Работа с материалом слайда

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию.

Фронтальная

Познавательные: знакомятся с новой  информацией; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме

Регулятивные: организовывают свою учебную деятельность, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Задают вопросы для уточнения

информации

6.Закрепление знаний

10 мин.

Частично-поисковый метод

- Продолжим наше исследование. Для работы  мы используем интервью с жителями нашего села. Все эти материалы были собраны членами кружка «Народная культура». Это бесценный материал о жизни, быте наших земляков, подлинная история села Петровка. Так был собран и обработан материал по теме «Диалекты родного края», составлен словарик из диалектных слов.

-У вас на столе фрагменты  этого уникального словаря. Я предлагаю вам объединиться в микрогруппы и выполнить задание (парная работа):

1 группа выписывает диалекты фонетические

2 группа – диалекты грамматические

3 группа – диалекты лексические

Оформляет материал в виде кластера, с указанием значения диалектизма./Смотри приложение 1-4

Проверка выполненной работы, обсуждение в классе

Выполняют практическую работу

Парная

Познавательные:  извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания. 

Регулятивные: планируют в группе необходимые действия, действуют по заданию.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в рабочих группах

-сотрудничество в поиске и

сборе информации

Письменная работа

7.Обобщение и систематизация изученного материала

5 мин.

«Ассоциативное древо».

Создание цепочки слов-ассоциаций, связанных с понятием «диалект».

-Обратите внимание на «ассоциативное древо».  /Рисунок на доске, цветные мелки.

 В основе (ствол) слово «диалект», ветви – слова «язык», «история», «местность», «народ». Дополните каждую ветвь «листочками» - ассоциациями с тем или иным понятием.  /Возможные варианты ответа:

 «язык»- сила, красота, чувство

«история» - время, эпоха, былое, прошлое…

«народ» - страна, человек, братство, единство, славяне и т.д.

 «местность» - территория, земля, село, город…  

- Объясните свою ассоциацию. /Смотри приложение 5

Дополняют кластер (рисунок дерева на доске) словами, устно объясняя выбор того или иного слова

Индивидуальная, коллективная

Познавательные: учатся создавать цепочки слов-ассоциаций, видеть причинно-смысловые связи, стимулировать  воображение, развивать ассоциативную память.

Регулятивные: действуют по заданному алгоритму.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, аргументируют свою точку зрения

Устная и письменная работа

8.Подведение итогов. Рефлексия

2 мин.

Осмысление результатов работы на уроке

-Возвратимся к нашему проблемному вопросу в начале урока: Диалекты заслуживают нашего внимания или это пережиток прошлого? /Ответы детей

- Диалектные слова – это голос народа, это зеркало народной жизни, это часть народной культуры. Знакомясь с говорами, мы получаем не просто сведения о названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, за ними стоят определенные способы ведения хозяйства, особенности семейного уклада, обряды, обычаи, народный календарь. Человек не должен стыдиться языка своей малой родины, забывать его, изгонять из своей жизни, потому что диалект, с точки зрения истории языка и народа, с точки зрения культуры, имеет большое значение для потомков.

Диалекты стоят в одном ряду с поговорками, пословицами,  фразеологизмами  русского языка, поэтому для рефлексии выберите ту поговорку или тот фразеологизм, который отражает ваше эмоциональное состояние  в конце нашего урока.

/На слайде ряд пословиц и поговорок, уч-ся выбирают, объясняют выбор.

Отвечают на проблемный вопрос

Фронтальная

Познавательные:

 Осознают значимость диалектов с точки зрения истории языка.

Регулятивные: адекватно оценивают свою деятельность и работу товарищей.

Коммуникативные: умеют строить монологические высказывания, слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения

Устная. Групповая дискуссия.

9.Оценка работы учащихся.

Домашнее задание

2 мин.

Выбор домашнего задания

Варианты домашней работы:

1)Синквейн по теме урока. /Ключевое слово – диалект.

2)Составь словарик диалектов вашей семьи. /Понаблюдай за речью родных и близких, запиши диалекты.

3)Найди примеры диалектов в текстах художественной литературы, выпиши в рабочую тетрадь

Урок можно закончить еще одной песней М.Мордасовой «Как у наших у ворот…»

Выбирают вариант домашнего задания, уточняют детали, записывают в дневник

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку УМК Рыбченковой (5 класс) "Морфемика, Словообразование, Орфография"

Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку на тему "Морфемика, Словообразование. Орфография". К УМК Рыбченковой 5 класс. Тип урока: повторение и закрепление нового материал...

Технологическая карта урока (с самоанализом) русского языка в 6-м классе по теме "Повторение. Имя числительное".

Тип урока: общеметодологической направленности. Вид урока: урок-совершенствование....

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Технологическая карта урока-викторины по русскому языку «Счастливый случай»

Урок-игра для студентов 1 курса СПО на тему: обобщение знаний по части речи «Имя существительное»....

Технологическая карта урока по родному русскому языку в 6 классе

Технологическая карта урока по родному русскому языку в 6 классе...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...