Ситуация успеха, или как повысить учебную мотивацию школьника
опыты и эксперименты (6 класс)

В своей профессиональной деятельности    я всегда стремлюсь к тому, чтобы сформировать у учащихся положительную мотивацию к учебной деятельности, создать на уроках ситуацию успеха для каждого. Заметила,  что только успех поддерживает интерес ученика к учению.  Ребенку необходимо испытывать состояние радости, удовлетворения от того, что трудности преодолены,  что он  достиг желаемого в определенной деятельности либо превзошел ожидания и надежды.  У него в это время меняются уровни  самооценки, самоуважения. В этот момент возможно высвобождение огромных, скрытых  до поры возможностей личности. Поэтому  не скуплюсь на похвалу для каждого, кто  заслужил ее. Пусть это будет  даже   незначительное в общепринятом понимании достижение, но для   конкретно взятого ребенка – определенный рубеж, высота. Не спешу ругать за то, что не получилось, не смог. Многократно объясняю одно и то же.    Знаю, если ребенок поймет тему,  уже победа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsiya_uspeha.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

          «Ситуация успеха на уроке , или как повысить учебную мотивацию школьника».

       В своей профессиональной деятельности    я всегда стремлюсь к тому, чтобы сформировать у учащихся положительную мотивацию к учебной деятельности, создать на уроках ситуацию успеха для каждого. Заметила,  что только успех поддерживает интерес ученика к учению.  Ребенку необходимо испытывать состояние радости, удовлетворения от того, что трудности преодолены,  что он  достиг желаемого в определенной деятельности либо превзошел ожидания и надежды.  У него в это время меняются уровни  самооценки, самоуважения. В этот момент возможно высвобождение огромных, скрытых  до поры возможностей личности. Поэтому  не скуплюсь на похвалу для каждого, кто  заслужил ее. Пусть это будет  даже   незначительное в общепринятом понимании достижение, но для   конкретно взятого ребенка – определенный рубеж, высота. Не спешу ругать за то, что не получилось, не смог. Многократно объясняю одно и то же.    Знаю, если ребенок поймет тему,  уже победа. Дальше пойдет развитие, придет ощущение радости,  уверенности, осмысленной деятельности. Исчезнут неприятие предмета, нежелание идти на урок,  отрицательные эмоции, связанные с учителем и предметом, процессом учения. За годы работы в школе поняла, что  это мой путь, тот путь, по которому стоит идти.   

     Мир школы — театр. Здесь дети готовятся к своей главной роли - стать  нужными, социально востребованными, успешными людьми. И каждый участник этого театра в нем «не одну играет роль».  По школьному сценарию    ребенок пробует себя в роли слушателя и рассказчика, поэта и писателя, ученого-исследователя и артиста, корректного оппонента в споре и убежденного оратора. Он в буквальном смысле разрываем на различные роли, которые диктуются разными ожиданиями  учителей,   родителей, администрации школы, и ожиданиями, которые предъявляют к школе мир общества и мир государства. Отсюда и рождается необходимость компетентностного подхода в обучении.

      Известный психолог Карл Роджерс отмечал, что любое знание будет присвоено, если оно будет основано на собственном опыте. Вызвать на поверхность  представления или более устойчивые формы знания ученика по изученной теме – задача нелегкая, но она многократно упростит ребятам путь к новому знанию, позволит им ощутить радость открытия и  самореализации, успешности в делах.    Реализовать  эту задачу   помогает использование в работе элементов современных педагогических технологий. Наиболее полно отвечает требованиям времени  технология критического мышления, позволяющая      активно внедрять  на практике основные направления компетентностного подхода в обучении.

      Так при работе со вступительной статьей по творчеству писателя в 5, 7 классах я предлагаю  детям прочить текст  и составить 8-10 вопросов по содержанию. Если это художественное произведение, то  возможны вопросы на внимательное прочтение. Детям очень нравится этот вид работы с новым материалом, потому что они сами формулируют вопросы, задают их классу.  После такой работы с текстом статьи учащимся не составляет большого труда в конструировании ответа по творчеству писателя.    Кроме того, данный вид работы развивает мыслительную деятельность, учит грамотному, корректному формулированию вопроса, заставляет ученика вдумчиво читать текст, обращать внимание на детали.  .  В любом случае, ученики не просто механически слушают или читают текст, не просто выбирают информацию для заполнения предложенной учителем таблицы или пытаются слово в слово повторить текст или объяснение. Они преломляют новый материал через призму своих целей, задают разнообразные вопросы и стремятся не ограничиваться только объяснением учителя, текстом учебника или художественного произведения. Более того,   начиная с 5 класса, по литературе  я предлагаю  учащимся (особенно в старших классах) альтернативные источники информации. Дети получают задание подготовить рассказ о писателе или поэте. Источник информации любой: учебник, энциклопедия, интернет, библиотека.  Этот прием учит ребенка работать с информацией, выбирать ее, осмысливать. Здесь не пересказ статьи, а поиск, синтез, анализ нужного материала, а значит и более высокий уровень коммуникации.

      Опыт работы в школе утвердил меня в мысли, что сочинение, которое дети пишут на литературе, уже не несет положительного результата, не оправдывает себя как обучающее явление. Дети списывают чужой текст, чужие мысли, особо не заботясь об адаптации материала к своему уровню знаний, к своей лексике. Давно уже ввела миниатюры как средство обратной связи с учащимися после освоения материала. После изучения  произведения дети получают письменную работу (миниатюру), в которой они выражают свое понимание, восприятие, видение проблемы. Например, «О чем меня заставила задуматься история Алеши из произведения А.Погорельского «Черная курица…», « Как сохранить в себе человека в трудной ситуации» (Л.Толстой «Кавказский пленник»), «Что включает в себя понятие «жена декабриста», « В чем  вы видите героизм  княгини  Трубецкой», «Кого я вижу чаще в своей жизни: деятельных Щтольцев или созерцательных Обломовых»,  «Кто из героев Гончарова вам более симпатичен и почему», «Незабываемая встреча с героями рассказов «Записки охотника» И.С. Тургенева», « Проблема семьи и дома в произведении Салтыкова –Щедрина. В наши дни она звучит актуально?» Тем предлагаю несколько. Учащемуся надо освоить   текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно.  Миниатюры  зачитывает автор на уроке. Слушать работы очень интересно и мне, и детям. В течение нескольких уроков успевают все поделиться своим мнением  об изучаемом произведении. Зачем вслух и все? В среднем звене затем, чтобы научиться письменно выражать свои мысли, знать структуру текста, избегать повторов, не сбиваться на пересказ, обязательно высказывать свое отношение к тому , о чем пишешь. Не сразу дети осваивают  науку письменного самовыражения. Не сразу и требуется работа. Ученик может послушать несколько озвученных миниатюр .а потом создать свою.  Со временем дети видят сами недочеты в создаваемых текстах. Самое главное, они внимательно слушают  чужое выступление.  А ведь это очень важно- уметь  слушать и слышать другую точку  зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Эту ситуацию французы П Ланжевен, Анри Валон называют социализацией.  В этом случае мы видим элементы еще и технологии педагогических мастерских. Дети знакомятся с работами одноклассников, рассказывают о своей. Живой обмен идеями   дает им возможность расширить свой  выразительный словарь, а также познакомиться с различными  вариантами мнений по одному и тому же вопросу.  Это время переосмысления и перемен в учебном процессе. Сопровождается эта деятельность ситуацией успеха. Плохих работ нет. Я пытаюсь в любой миниатюре найти интересный момент, светлую мысль и сообщить об этом автору. Данный вид работы очень полезен в подготовке учащихся к ЕГЭ. Уметь  формулировать проблему исходного текста,  комментировать, излагать собственное мнение по проблеме - это критерии оценивания ответа на задание 27.  Таким образом, идет формирование письменной коммуникации ребенка.  

  В старших классах на литературе применяю  элементы технологии  «Перевернутый класс».  Что в этом хорошего? Школьники изучают материал в удобном темпе. Перевёрнутый класс позволяет потратить на изучение темы ровно столько времени, сколько нужно для понимания.  
Перевёрнутый класс развивает самостоятельность и умение докапываться до сути.
Если пропустить урок в перевёрнутом классе, всё равно получишь знания, изучив дома теорию. 
Минусы«Задано устно — значит не задано». Если ребёнок не слишком знаком с концепцией перевёрнутого класса, ему может быть  нелегко перестроиться.
Концепция подразумевает, что нужно действительно готовиться к уроку. Нельзя просто прийти на урок и ждать, что тебе всё объяснят. 
Успешность такого обучения в том, что  ученик самостоятельно собирает материал по изученной теме, рассматривает различные позиции литературной критики по данной теме, учится синтезировать  материал и излагать его перед аудиторией, обращая внимание на то, как звучит тема урока в изложении товарища по классу. Очень нравится старшеклассникам  глубоко и информативно раскрывать изученный самостоятельно материал.

               Из концентрированного обучения взяла такой прием как многократность вариативного повтора.  Любую информацию можно забыть, если о ней не вспоминать время от времени. Постоянным элементом ввела в свои уроки русского языка лингвистическую разминку. В течение 7-10 минут  на каждом уроке актуализируется какая-то тема. Повторяем орфографию, теорию языка,  решаем задания на сообразительность, внимание, олимпиадные задания, возвращаемся  к  плохо понятым темам. Детям нравится этот вид работы . Радуются, когда знают, не зажимаются, когда подзабыли. С удовольствием стараются вспомнить и применить имеющиеся знания. Залогом  успеха  в обучении и развитии коммуникативных способностей учащихся считаю обязательное проговаривание учащимся всех этапов деятельности. При всех видах разбора, комментировании орфограммы, формулировании правила. После изучения в 5 классе первой темы  по существительному дети получили задание составить рассказ на лингвистическую тему «Имя существительное». После изучения темы по русскому языку , прошу составить рассказ.Не правило выучить в учебнике, а синтезировать все имеющиеся знания по теме и представить в виде связного рассказа.  И снова не все и не сразу готовы к такому ответу. Но впереди еще много уроков,  и  попробовать  себя в этом виде работы многие успеют.   Таким образом решается один из принципов педагогических мастерских - ненасильственное вовлечение в процесс деятельности.

     На уроке проверки и учета знаний и умений использую дидактические игры, например, интеллектуальный теннис. Для организации игры использую   тематические вопросы.  Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным блокам, разделам или носить общеобразовательный характер. При этом метать шары может не только учитель и всему классу, но  учащиеся одному отвечающему.Ученику задают 5 вопросов по изучаемой теме. Интересно всем. Отвечающему - проверить себя, ведь вопросы задают дети. И тем, кто формулирует вопрос, поддерживая или проверяя знания одноклассника.

 В чем преимущества игры   перед известным фронтальным опросом? В том, что ученик знает, что ему самому придется решить свою «участь», т.е.  ответить на сложный или простой вопрос. И ребенку уже никогда не покажется, что учитель специально пытается его уличить в незнании предмета,  задать трудные вопросы, поставить ему отрицательную оценку. Отвечающего оценивают одноклассники. Пять правильных ответов - отличная оценка, а ещё уверенность в своих силах, повышение рейтинга в глазах  окружающих ( ведь смог ответить на все вопросы, ведь молодец!),  чувство удовлетворения от выполненной работы.    

   Во время  этой игры в классе всегда царит атмосфера коллегиальности между учеником и учителем, игра сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном. Детям нравится находиться в  ситуации успеха, интересно узнавать свои возможности.

       В заключение мне хочется отметить,  что    сейчас  общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы,   обладающих  гибкостью мышления, умением совершать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения. Такими   стать могут только успешные люди, уверенные в своих силах, мотивированные на достижение высоких результатов. Я помогаю детям обрести эти качества уже в школе, потому что твердо верю: компетентные, успешные, целеустремленные люди всегда смогут занять достойное место в обществе, оставить  « на этой лучшей из планет свой яркий след, свои живые всходы».         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация и доклад на тему "Как повысить внутреннюю мотивацию школьника"

лекция о том как повысить мотивацию к учебе сопровождается презентацией...

Памятка для родителей «Как родителям повысить учебную мотивацию школьника на уроках технологии»

Памятка для родителей «Как родителям повысить учебную мотивацию школьника на уроках технологии»...

Памятка родителям Как повысить учебную мотивацию ребенка

В формировании личности ребенка основное место занимает МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА. Мотив — побуждение к какой-либо деятельности. В роли мотивов выступают потребности и интересы, влечения и эмоции. Уче...

Методическая статья "Как повысить интерес к своему предмету и учебную мотивацию школьника"

Методическая статья раскрывает проблему над которой работает учитель. В статье даются основные определения учебных понятий, раскрывается суть проблемы и предлагаются пути решения и выбор средств, форм...

Как повысить учебную мотивацию?

Почти каждый родитель задаётся вопросом - как заинтересовать ребенка в учении? Предлагаю познакомиться с маленькими рекомендациями на эту тему....

Памятка для педагогов "Несколько проверенных приемов, позволяющих повысить учебную мотивацию"

Снижение учебной мотивации - типичная проблема для школьников 7-8 класса. Памятка содержит универсальные приемы позволяющие повысить мотивацию к обучению...