Система оценивания образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка и литературы
статья

Овчинникова Валентина Владимировна

В статье представлен опыт работы по системе оценивания образовательных результатов (предметных , метапредметных и личностных) на уроках русского языка и литературы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка и литературы

Контрольно – оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам проверки.

В соответствии с новым стандартом система оценивания образовательных достижений школьников строится таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Такой принцип оценки учебных достижений отвечает стратегии и формам реализации формирующего оценивания. В этой связи педагог должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты обучающегося на различных этапах образовательного процесса. Причем, эта оценка должна стать средством мотивации обучающегося к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию.

Система оценки в школе включает процедуры внутренней и внешней оценки. Внутренняя оценка образовательных достижений обучающихся включает следующие мероприятия:

  • стартовое оценивание;
  • Текущее оценивание;
  • Тематическое оценивание;
  • Промежуточную аттестацию;
  • Итоговую аттестацию.

Внутренняя система оценки качества образования по русскому языку. Модель оценивания.

Мероприятие в рамках

Внутренней оценки

Методы

Процедура

Стартовое оценивание

Письменный

Диагностическаяработа

Тест

Диктант

Грамматическоезадание

Контрольноесписывание

Текущее оценивание

Письменный

Самостоятельнаяработа

Контрольнаяработа

Тест

Словарныйдиктант

Контрольноесписывание

Практическаяработа

Работанадошибками

Домашняяработа

Устный

Доклад(сообщение)

Пересказ

Устныйответ

Комбинированный

Работаудоски

Творческий

Учебныйпроект

Тематическое оценивание

Письменный

Диагностическая работа

Контрольная работа

Тест

Диктант

Грамматическое задание

Контрольное списывание

Сочинение

Изложение

Реферат

Творческий

Учебный проект

Учебное исследование

Промежуточная аттестация

Письменный

Диагностическая работа

Контрольная работа

Тест

Диктант

Грамматическое задание

Контрольное списывание

Комбинированный

Зачет

Комплексный анализ текста

Итоговая аттестация

Письменный

Итоговая контрольная работа

Итоговая комплексная работа

На межпредметной основе

Комбинированный

Итоговый индивидуальный проект

В соответствии с ФГОС результаты образования включают:

– предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

– метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

– личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.)

Для оценивания  предметных  результатов на своих уроках я использую индивидуальный, парный, групповой, фронтальный и дифференцированные виды контроля. Это могут быть устные зачеты по теме (в виде монологической, диалогической речи, дискуссии), текущие проверочные и контрольные работы, контроль чтения (подробное, поисковое, выборочное, исследовательское), тестирования, самостоятельные работы, различные виды диктантов (терминологические, словарные, графические, цифровые), сочинения, изложения, опросы (письменные и устные),  викторины. Использую для контроля рабочие тетради под редакцией И.П. Цыбулько «Тематический контроль»(5, 6, 7 класс), контрольно-измерительные материалы (КИМы) (Русский язык 5, 6 класс), пособие Н.А.Сениной «Новые тесты в новом формате» (5 класс), Контрольные и проверочные работы по русскому языку Л.А. Аксёнова(5 класс)самостоятельные работы по русскому языку М.В. Черных, (5 класс) и другие методические пособия.  

По литературе пользуюсь как готовыми пособиями (например, Контрольно-измерительные материалы. Литература. 10 класс / Сост. Н.В. Егорова. –М.: ВАКО, 2018, Тесты по литературе к учебнику В.Я. Коровиной 8 класс, 2020 и др. ), так и составляю тесты и контрольные работы сама.

Методы контроля знаний учащихся можно поделить на группы: устные (взаимопроверка, защита рефератов, рецензия ответа, ситуативный диалог), письменные (работа по карточке, письменный зачёт, тесты; письменный опрос, составление задач, составление плана),  игровые(викторины, «дуэли», соревнования, праздники), графические (опорные конспекты, графические диктанты, составление схем, тематический рисунок) и комбинированные (самоконтроль, рефлексивные карты, рейтинги, смотр знаний, фестивали, олимпиады, предметные недели).

Традиционно процедура оценивания была прерогативой учителя. В новых условиях ситуация меняется. В процесс оценивания достигнутых результатов включается и школьник. Более того, обучение школьников оценке собственных результатов, достижений своих товарищей становится одной из целей образования. Считаю, что организация различных форм самоконтроля и взаимоконтроля не менее важна, чем оценка учителя.  Взаимопроверка развивает орфографическую зоркость; ученик, проверяя одноклассника, невольно оценивает и свою работу, сравнивая то, как выполнил задание он и его товарищ. Самооценка также способствует развитию аналитических способностей, помогает прогнозировать результаты учебной деятельности, воспитывает у ребенка честность и объективность. Главной задачей учителя является научить учеников оценивать себя именно так.

Для того, чтобы эффективно управлять обучением учащихся, учитель должен обладать достаточной информацией, которую даст ему новая форма контроля — оценочный лист.Оценочный лист — довольно оперативная форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. По отношению к ученику оценочный лист играет еще и мотивирующую роль, так как, глядя в него и используя критерии оценивания, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, по окончанию изучения темы. После написания работы, взаимо- или самопроверки обучающийся видит свои ошибки и типы орфограмм, с которыми ему предстоит поработать , а анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым обучающимся и автоматически спланировать работу с ним. (Примеры некоторых оценочных листов, применяемых  мной на уроках русского языка и литературы можно увидеть в Приложении 1).

Для обучающихся оценочный лист является стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему через свои действия и самостоятельно организовывать учебно-познавательную в соответствии со своими возможностями. Примером может служить чек-лист, разработанный мной для учеников 7 класса при изучении тем, связанных с правописанием наречий (пример этого чек-листа и некоторых других в Приложении 2).

Приемы формирующего оценивания использую на каждом уроке, таким образом, связь между учителем и учеником осуществляется систематически  и позволяет ученику и учителю  скорректировать свою работу, устранить возможные пробелы и недочёты. Практикую на уроках групповой анализ работ. После  того, как выполнена та или иная работа (тест, словарный, контрольный диктант и т.д.) я объединяю ребят в мини- группы по 4 человека, где они обсуждают и анализируют работы друг друга, определяют, что получилось, что не удалось, над чем еще надо работать, что в работах необходимо исправить, объясняют друг другу правописание слов, делятся знаниями.  В результате такой работы у детей развиваются навыки само- и взаимооценки.

Также в структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, одним из обязательных этапов урока является рефлексия, которая помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия – необходимое условие для того, чтобы ученик и учитель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.

На своих уроках я использую разнообразные формы рефлексии: символические (смайлики, «светофор»= сигнальные карточки),  устное («облако тегов» продолжи фразы сегодня я узнал.., я научился.., было трудно,,, и т.д.; методика острова, «Комплимент») , письменные (работа с оценочными листами, листами самоконтроля,  заполнение таблицы : цели урока – всё понял+, ничего не понял -, интересно, хочу узнать больше ?!; анкета).    

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна (согласно ФГОС) «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)»

На уроках я использую все перечисленные в основном документе (ФГОС) методы и формы оценки достижения результатов учащихся. Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.

Кроме оценки предметных результатов необходима система оценки метапредметных результатов.

Метапредметные результаты формируются за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов. Оценку достижений метапредметных результатов подводят по итогам года. Мы можем оценить достижения метапредметных результатов одного ребенка или целого класса.

Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:

- решение задач творческого и поискового характера (система заданий УМК: творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня); - проектная деятельность; - текущие, тематические, промежуточные и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения; - комплексные работы на межпредметной основе, - мониторинг сформированности основных учебных умений.

Для оценивания метапредметных результатов я использую методики  оценивания УУД:

 Познавательные УУД (приложение 3)

 Регулятивные УУД: (положение 4)

Коммуникативные УУД: (приложение 5)

         Для оценивания личностных результатов я использую  методику определения уровня воспитанности учащихся, которая проводится ежегодно в каждом классе нашей школы психологической службой. При оценке личностных результатов диагностируется сформированность внутренней позиции школьника, которая проявляется в эмоционально-ценностных отношениях к себе и окружающему миру (см. Приложение 6) .

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – Портфолио учащегося, которое ведется каждым учеником нашей школы с 1 по 11 класс.. В состав портфеля достижений  включаются результаты, достигнутые обучающимися не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности.

Приложение 1.

Примеры оценочных листов, используемых  на уроках русского языка, литературы

Оценочный лист.

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а)  ____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась)  ____________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать _________________________

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало _____________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше __________________

6. Осталось непонятным  _________________________________________________

Лист самооценки

ФИ ученика_________________

1. На уроке я работал

 

активно

пассивно

2. своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. урок для меня показался

коротким

длинным

4. за урок я

устал

не устал

5. мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7. домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

не интересным

Лист самооценки (заполняется по результатам выполнения проверочной работы)

      Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что _______________

__________________________________________________________________________________

      Наиболее трудным мне показалось _______________________________________________

__________________________________________________________________________________

      Я думаю, это потому, что _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

      Самым интересным было ________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

      Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал _______________________________

__________________________________________________________________________________

      Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал ____________________

__________________________________________________________________________________

      Я бы хотел попросить своего учителя ______________________________________________

__________________________________________________________________________________

Оценочный лист

«Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов?»

Пример заполнения:

Я знаю (не знаю), как правильно писать личные безударные окончания глаголов, так как:

Моя оценка

Оценка учителя

Определяю, под ударением или нет окончание  

Умею  

Ставлю глагол в инфинитив

Умею  

По суффиксу определяю спряжение глагола

Затрудняюсь

знаю исключения  

Плохо  

в 1 спряжении пишу Е, УТ-ЮТ, во 2 – И, АТ-ЯТ

Умею  

Оценочный лист «Что я знаю о словосочетании?»

Я знаю:

Самооценка

1.Что такое словосочетание

СС – это ……

Хорошо

Не очень хорошо Не знаю

2.Я знаю, что не является СС

СС не является:

Хорошо

Не очень хорошо Не знаю

3.Я знаю признаки СС

Признаки СС:

Хорошо

Не очень хорошо Не знаю

Я умею:

  1. находить СС в предложении  
  2. составлять схему СС
  3. определять тип связи СС

Задание: найдите в предложении СС, выпишите их, составьте схему, определите тип связи  

Справляюсь успешно

Затрудняюсь  

Нужна помощь

Не умею

Лист самооценки

«Признаки частей речи».

Признаки части речи

Самооценка

Оценка учителя

ТЕОРИЯ

знаю/сомневаюсь/ не знаю/ нужна помощь

Что обозначает, на какие вопросы отвечает: _________

Морфологические признаки: Постоянные: ___________  

Непостоянные: ___________  

Синтаксическая роль: ______________  

ПРАКТИКА

Умею/сомневаюсь/ нужна помощь

Я умею находить эту часть речи в предложении

Я умею использовать ее в речи:

Устной

Письменной (при создании текстов)

Я умею правильно образовывать формы данной ЧР

Также на уроках использовались оценочные листы после изучения конкретных тем, связанных с правописанием. Например, правописание отрицательных и неопределенных местоимений (6 класс):

Я умею правильно писать отрицательные и неопределенные местоимения, так как:

Моя оценка

Оценка учителя

Знаю, что приставки НЕ – и НИ-  пишутся слитно, если нет предлога  

Знаю, что под ударением пишется приставка НЕ-, без ударения – приставка НИ-

Знаю, что если появляется предлог, местоимение пишется в три слова: не у кого, ни с кем

Знаю, что местоимения с приставкой КОЕ- (-КОЙ) и суффиксами

–ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ пишутся через дефис

Вывод:

Приложение 2

C:\Users\Samsung R540H\Desktop\IMG_0309.JPG

C:\Users\Samsung R540H\Desktop\IMG_0306.JPG

C:\Users\Валя\Desktop\ол.jpg

Приложение 3

Материалы для проведения мониторинга сформированности УУД учащихся.

Познавательные учебные действия

ФИ__________________________________________________________

Баллы

Виды работы на уроке

Восприятие информации

Устную инструкцию воспринимают:

4

С первого предъявления

3

Нуждаются в дополнительных разъяснениях

2

Нуждаются в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения

1

Не воспринимает устную инструкцию

Письменную инструкцию (в учебнике, на карточке и т.п.) воспринимает:

4

Самостоятельно

3

Нуждается в разъяснениях

2

Нуждаются в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения

1

Не воспринимает письменную инструкцию

Интеллектуальная обработка информации

Умеет ли выделять главное в предложенной информации:

3

Способен выделять самостоятельно

2

Нуждается в дополнительных (наводящих вопросах)

1

Испытывает значительные затруднения

Умеет ли выделять новое в учебном материале:

3

Способен выделять самостоятельно

2

Нуждается в помощи

1

Испытывает значительные затруднения

Темп интеллектуальной деятельности

3

Выше, чем у других учащихся класса

2

Такой же, как у других учащихся класса

1

Значительно снижен

Результативность интеллектуальной деятельности

Результат получает:

4

Успешно (рационально) воспроизводит предложенный алгоритм

3

Оригинальным, творческим способом

2

Нерациональным путем

1

Путем подгонки под ответ (методом «тыка»)

Предъявление результата:

4

Способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение

3

Способен дать правильный ответ, но не может его аргументировать

2

Приходится «вытягивать» ответы

1

Необходимость отвечать вызывает серьезные затруднения

Самооценка результата работы:

3

Способен дать объективную оценку результату работы, так как понимает суть допущенных ошибок

2

Не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки

1

Не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки

Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения

3

Способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки

2

Для освоения программы требуется система дополнительных занятий

1

Освоение программы по  различным причинам затруднено

Общий балл:

Обработка данных  (ключ)

Группа, баллы

Характеристика

Рекомендации учителям

Слабая группа (9-15 баллов)

C

Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выражено снижены. Результат работы, чаще всего, получает путем подгонки под ответ, а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено.

Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий.

Средняя группа (16 – 23 балла)

B

Воспринимая учебную информацию (как устную так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным путем. Давая правильный ответ, не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки.

Нужно оказать учащимся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу.

Сильная группа (24 – 31 балл)

A

Успешно воспринимает учебную информацию, как письменную так и устную, с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает сыть допущенных ошибок.

Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив.

Приложение 4

Регулятивные учебные действия

ФИ______________________________________________________________

Баллы

Виды работы на уроке

Получив задание

3

Планирует работу до ее начала

2

Планирует действия в ходе работы

1

Вообще не составляет плана

Вопросы, уточняющие задания

4

Не нуждается в дополнительных пояснениях

3

Задает вопросы до начала работы

2

В ходе работы

1

Не задает вопросов, хотя и нуждается в помощи

Выполняя задание

4

Точно придерживается плана

3

Отступает от плана в деталях

2

Начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий

1

Работает хаотично, без плана

Завершая задание

3

Обязательно добивается запланированного результата

2

Не доводит работу до логического завершения

1

Довольствуется любым результатом

Закончив работу

4

Проверяет результат, находит и исправляет ошибки

3

Результат не проверяет

2

Результат не проверяет, так как убежден в его правильности

1

Результат проверяет, но ошибок не видит

Помощь в работе

4

Не нуждается

3

Нуждается и принимает

2

Нуждается, но не умеет пользоваться

1

Нуждается, но не обращается

Общий балл

Обработка данных  (ключ)

Группа, баллы

Характеристика

Рекомендации учителям

Слабая группа (6-10 баллов)

C

Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, может довольствоваться ошибочным результатом. Даже проверяя результат, ошибок не видит. Не способен обратиться за помощью, не умеет пользоваться оказанной помощью.

Необходимо обучать умению ставить цель своей деятельности, разрабатывать шаги ее достижения, сверять свои действия с имеющимся планом. По завершении работы следует побуждать уч-ся сравнивать результат с эталоном, находить и исправлять ошибки и на этой основе давать самооценку. Желательно показывать уч-ся, где можно получить помощь и как ею воспользоваться.  

Средняя группа (11 – 16 балла)

B

В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы.имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы, отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в правильности его, или довольствуется любым результатом, в случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться.

Нужно оказать уч-ся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать навыки планирования своей деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы.следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки.

Сильная группа (17 – 22 балла)

A

Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует  свои действия или успешно пользуется уже сформированным алгоритмом работы. В случае необходимости уточняет детали до начала работы.осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Завершив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости, способен обратиться за помощью и воспользоваться ею.

Следует развивать самостоятельность в учебной деятельности, поощрять найденные уч-ом рациональные способы организации своей работы.

Приложение 5

Коммуникативные учебные действия

ФИ_______________________________________________

Баллы

Виды работы на уроке

Изложение собственных мыслей

3

Может самостоятельно донести свою мысль до других

2

Может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов

1

Не может донести мысль даже с помощью наводящих вопросов

Ведение дискуссии Способность отвечать на вопросы

4

Отвечает развернутым ответом

3

Дает краткий (неполный) ответ

2

При ответе испытывает затруднения из-за волнения. При ответе испытывает затруднения из-за ограниченности слов

1

Практически не может самостоятельно отвечать на вопросы

Способность задавать опросы

3

Самостоятельно формулирует корректные вопросы

2

Формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений

1

Не может формулировать вопросы, понятные собеседнику

Способность корректно возражать оппоненту

3

Возражает оппоненту корректно

2

Не всегда корректно

1

Как правило, не соблюдает корректность

Взаимодействие в учебной группе

Способность аргументировано отстаивать собственную позицию

3

Аргументировано отстаивает свою позицию

2

Не всегда аргументировано

1

Не может аргументировать

Способность гибко менять свою позицию

4

Может гибко менять свою позицию в случае необходимости

3

Не всегда может менять свою позицию

2

Не может менять свою позицию, даже если понимает необходимость

1

Не понимает необходимости менять свою позицию

Способность подчиняться решению группы для успеха дела

3

Может подчиняться решению группы

2

Не всегда может подчиняться

1

Не подчиняется

Соблюдение социальной дисциплины

3

Удерживает социальную дисциплину в ходе общения

2

Не всегда удерживает

1

Игнорирует

Общий балл

Обработка данных  (ключ)

Группа, баллы

Характеристика

Рекомендации учителям

Слабая группа (8-13 баллов)

C

Не способен самостоятельно формулировать собственные мысли и ответы на вопросы. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументировано отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимости этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не учитывает статус собеседника и ситуацию при общении.

Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы, действовать в соответствии с ней, поддерживать социальную дистанцию в ходе общения.

Средняя группа (14 – 20 балла)

B

Испытывает некоторые затруднения при изложении своих мыслей, ответах на вопросы в связи с ограниченным словарным запасом или волнением. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменить ее, подчиниться решению группы для успеха дела. Может нарушить социальную дисциплину.

Необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы и отвечать на поставленные. Желательно помочь в формировании умения отстаивать свою позицию, работать над умением соблюдать социальную дисциплину.

Сильная группа (21 – 26 балла)

A

Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на вопросы, формулировать вопросы и отвечать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию и менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы. Всегда удерживает социальную дисциплину.

Не нуждается в специальной работе по развитию коммуникативных  навыков.

Приложение 6

Определение уровня воспитанности" (анкета) Н.П. Капустин, М.И. Шилова

Анкета ученика (цы)_________ класса___________________________________________

1

Долг и ответственность

1

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

4

3

2

1

0

2

Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4

3

2

1

0

3

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4

3

2

1

0

4

Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4

3

2

1

0

2

Бережливость

1

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.

4

3

2

1

0

2

Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.

4

3

2

1

0

3

Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).

4

3

2

1

0

4

Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).

4

3

2

1

0

3

Дисциплинированность

1

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.

4

3

2

1

0

2

Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.

4

3

2

1

0

3

Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).

4

3

2

1

0

4

Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

4

3

2

1

0

4

Ответственное отношение к учебе

1

Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.

4

3

2

1

0

2

При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.

4

3

2

1

0

3

Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета).

4

3

2

1

0

4

Аккуратен, исполнителен, точен.

4

3

2

1

0

5

Отношение к общественному труду

1

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.

4

3

2

1

0

2

Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).

4

3

2

1

0

3

Выполняю трудовые поручения родителей.

4

3

2

1

0

4

Добросовестно выполняю все поручения.

4

3

2

1

0

6

Коллективизм, чувство товарищества

1

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

4

3

2

1

0

2

Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

4

3

2

1

0

3

Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.

4

3

2

1

0

4

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4

3

2

1

0

7

Доброта и отзывчивость

1

Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4

3

2

1

0

2

Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.

4

3

2

1

0

3

Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим .

4

3

2

1

0

4

Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

4

3

2

1

0

8

Честность и справедливость

1

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.

4

3

2

1

0

2

Честно сознаюсь, если что-то натворил.

4

3

2

1

0

3

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.

4

3

2

1

0

4

Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

4

3

2

1

0

9

Простота и скромность

1

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.

4

3

2

1

0

2

Понимаю, что человека уважают не за деньги.

4

3

2

1

0

3

Иногда люблю похвастаться.

4

3

2

1

0

4

Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности

4

3

2

1

0

10

Культурный уровень

1

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.

4

3

2

1

0

2

Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.

4

3

2

1

0

3

Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.

4

3

2

1

0

4

Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)

4

3

2

1

0

Расчет делать по каждому пункту.

Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 4-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”

“0” - всегда нет или никогда.

“1” - очень редко, чаще случайно.

“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.

“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.

“4”- всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2+1)/10

До 0,5 – низкий уровень воспитанности

0,6- уровень воспитанности ниже среднего

0,7 -0,8 средний уровень воспитанности

До 0,9 уровень воспитанности выше среднего

1- высокий уровень воспитанности

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).

Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны

Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция

Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.

Высокий уровень : устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках бурятского языка

Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и о...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы

В  условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы

В  условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...

Система оценивания достижений учащихся на уроках русского языка и литературы

Главные вопросы в оценочной деятельности: как оценивать, что оценивать, с какой целью оценивать работу ученика на уроке....

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы...

Примеры современных инструментов оценивания образовательных достижений обучающихся на уроках английского языка

В разработке представлены варианты специализированных онлайн платформ для осуществления контрольного тестирования на уроках. Использование функциональных возможностей онлайн ресурсов существенно разно...