Рабочая программа по родной литературе
рабочая программа (8, 9 класс)

Шаргаева Наталья Викторовна

Рабочая программа по литературе разработана на основе регионального компонента. Предназначена для использования в 8-9 классе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_rodnoy_literature.docx960.27 КБ

Предварительный просмотр:

родная литертура.jpg

Рабочая программа по учебному предмету «Родная  литература (русская)» для

обучающихся 8-9 класса составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ   «Клушинская основная шкоа» ,в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы.

 Программа ориентирована на предметную линию учебников:

Литература Смоленщины. 9 класс: В 2т.: Учебник–хрестоматия по литературному краеведению /Составление, методические материалы Г.С. Меркина.-2-е изд. , перераб.- Смоленск: Универсум, 2002.

             Рабочая программа   составлена на основании следующих документов:

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями),
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
  • Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.

         Данная рабочая программа  рассчитана на  8 класс- 17 часов

                                                                                    9 класс-17 часов

 

Назначение курса–содействовать воспитанию эстетической культуры учащих-ся, формированию интереса к чтению, освоению нравственных, гуманистических ценностей народа, расширению кругозора, развитию речи школьников. Программа будет способствовать формированию следующих умений:

         чувствовать основную эмоциональную тональность художественного тек-ста и динамику авторских чувств;

         видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;

        соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;

 Анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;

 соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

Данная программа формирует следующие компетенции:

 Лингвистическую, определяющую знание основных сведений о языке и речи и умение применять их на практике;

 Коммуникативную, предполагающую понимание и передачу чужой речи, создание собственного произведения –сказки, рассказа, сценки, эссе.

 Эстетическую, раскрывающую роль языка в обществе, его способность создавать художественный мир в произведении словесности;

 Нравственную,  которая поможет научить ценить художественные качества произведений, созданных писателями.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного  предмета

Личностные   результаты:

–формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

–формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

          –        воспитание художественно-эстетическоговкуса, эстетических потребно-стей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произве-дений художественной литературы;

–        развитие этическихчувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

–        развитие мотивации к творческому труду и бережному отношению к ма-териальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здо-ровый образ жизни.

Метапредметным результатом изучения программы «Родная литература (русская)» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

РегулятивныеУУД:

–самостоятельно формулировать проблему( тему) и цели урока;

-способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

–самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

–самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

–работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректи-ровать свою деятельность;

–в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивно-го чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебныхуспехов).

Познавательные УУД:

–самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-адекватно понимать основную и дополнительную информациют екста, воспринятого на слух;

–пользоватьсяразнымивидамичтения:изучающим,просмотровым,ознако-мительным;

–извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

–владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

–перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

–излагат ьсодержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

–пользоваться  словарями, справочниками;

–осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно –следственные связи;

–строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его мето-дический аппарат;

-технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем прини-мать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятель-ности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельно-сти и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необ-ходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситу-ации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуни-кативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различны-ми видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть го-товым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и прприходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметные результаты:

1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;.

 2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; фор-мирование представлений о мире, национальной истории и культуре, этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспе-чение культурной самоидентификации;

3) умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику раз-личных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение само-стоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источ-никами для понимания и получения дополнительной информации.

Планируемые результаты:

Обучающийся научится:

– осознанно воспринимать и понимать художественный текст;

– выделять нравственную проблематику текстов как основу для развития пред-ставлений о нравственном идеале народа;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой ана-лиз, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

– воспринимать художественный текст как произведение искусства;

– определять для себя цели чтения художественной литерату-ры, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отно-шение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа.

Содержание учебного предмета

8 класс

Литературная карта Смоленщина

Н.И. Рыленков. «Семь холмов», «Кувшин, в кургане найденный, и фреска…»; В.Б. Простаков. «Смоленщина»; Л.И. Козырь. «Город-воин»; А.М. Бодренков. «Смо-ленск»; Ю.В. Пашков. «Смоленск»; А.В. Мишин. «Звонят колокола».-1

   Фольклор Смоленщины

Собиратели фольклора В.Н.Добровольский, Н.Д.Бер, П.М.Соболев, В.Ф.Шурыгин. Основные жанры. Песни обрядовые, лирические. Частушки. Сказки. Легенды и предания.

  Смоляне в древнерусской литературе

Жанры древнерусской литературы (житие, воинская повесть). «Повесть о Меркурии Смоленском», Легенды о Мономахове соборе в Смоленске. История Смоленской Одигитрии. «Фрески города Гороухщи» О.Ермакова . 

А.С.Грибоедов и Смоленщина

 Смоленские страницы Отечественной войны 1812 года в русской литературе.

Смоляне в Отечественной войне. Н.И. Рыленков. «На старой смоленской дороге».«И громче труб на поле чести зовет к Отечеству любовь…»

Н.А Дурова. «Записки кавалерист-девицы». 

Денис Давыдов на Смоленской земле.

  Декабристы-смоляне.

  Ф.Глинка. Личность; судьба его творчества. Благородство гражданской и нравственной позиции.

М.Пришвин на смоленской земле. 

Жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорогобужском районе.

М.Пришвин - педагог, создатель краеведческого музея. Отражение этого периода жизни в творчестве писателя (очерки "Школьная Робинзонада", "Охота за счастьем", "Мирская чаша"). Тема добра в творчестве Пришвина.

 М. Булгаков и Смоленщина.

Своеобразие цикла «Записки юного врача», «Роковые яйца». Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со Смоленщиной.

 Три жизни писателя.

А.Р.Беляев-смоленский Жюль Верн. Роман А.Беляева "Человек-амфибия". Красота и чистота человеческих чувств.Гимн богатству океана.

  И.С. Соколов-Микитов.

Художественный мир писателя. Рассказы И.С. Соколова-Микитова. «Медовое сено», «Глушаки». Природа и люди Смоленщины в творчестве писателя.

 Талашкино - культурный центр России. 

Воспоминания М.К.Тенишевой "Впечатления моей жизни".

Жизнь и деятельность М.К.Тенишевой на Смоленщине.

9 класс

  А.Т. Твардовский и Смоленщина.

«Есть обрыв, где я, играя…», «Сельское утро», «Братья», «За Вязьмой», «Я знаю, никакой моей вины…», «Лежат они, глухие и немые…» (и другие стихотворе-ния по выбору учителя). История создания, тематика и проблематика поэмы «По праву памяти».

  Малая и большая родина в его творчестве. Н.И. Рыленкова.

История родного края в произведениях Рыленкова. «Я преданий суровое пряде-во…», «Мастер Фёдор Конь в Смоленске»

Поэт-песенник – М.В. Исаковский

«Ради жизни на земле».

Писатели Смоленщины на войне.

  Военные дороги Смоленщины в произведениях К. Симонова.

«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Дом в Вязьме».

 Литература второй половины ХХ века. «У разоренного гнезда». Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян (Е.М. Марьенков «Вдалеке от больших городов», Н. Рыленков. «Великая Росстань».

 Литература 70-80-х годов.

«Боль» поколения в произведениях Н.А. Семёновой «Семь мисок, семь ложек» и О. Ермакова «Афганские рассказы».

  Ф.А. Абрамов «Пелагея», «Алька».

Исследование противоречивых склонностей человека в сложном взаимодей-ствии и в постоянной зависимости от конкретных жизненных условий

  Литературное краеведение родного города (села, района).

 

 

Тематическое планирование

8 класс

№п/п

Тема урока

Количество часов

Литературная карта Смоленщина.

1

Фольклор Смоленщины. 

1

Смоляне в древнерусской литературе. ). «Повесть о Меркурии Смоленском», Легенды о Мономахове соборе в Смоленске.

1

История Смоленской Одигитрии. «Фрески города Горухщи» О.Ермакова

1

А.С.Грибоедов и Смоленщина.

1

Смоленские страницы Отечественной войны 1812 года в русской литературе. Н.И. Рыленков. «На старой смоленской дороге».«И громче труб на поле чести зовет к Отечеству любовь…»

1

Н.А Дурова. «Записки кавалерист-девицы». 

1

Денис Давыдов на Смоленской земле.

1

 Декабристы-смоляне.  Ф.Глинка. Личность; судьба его творчества.

1

М.Пришвин на смоленской земле. 

1

М. Булгаков и Смоленщина «Записки юного врача»

1

Три жизни писателя. А.Р.Беляев - смоленский Жюль Верн.

1

Роман А.Беляева "Человек-амфибия". Красота и чистота человеческих чувств. Гимн богатству океана.

1

 И.С. Соколов-Микитов. Природа и люди Смоленщины в творчестве писателя.

1

Талашкино - культурный центр России. 

Воспоминания М.К.Тенишевой "Впечатления моей жизни".

1

Повторительно - обобщающий урок

1

Промежуточная аттестация

1

9 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

1.

  А.Т. Твардовский и Смоленщина.

1

2

История создания, тематика и проблематика поэмы «По праву памяти».

1

3.

  Малая и большая родина в его творчестве. Н.И. Рыленкова.

1

4

 Малая и большая родина в его творчестве. Н.И. Рыленкова.

1

5

Поэт-песенник – М.В. Исаковский

1

6

Поэт-песенник – М.В. Исаковский

1

7

«Ради жизни на земле». Писатели Смоленщины на войне.

1

8

  Военные дороги Смоленщины в произведениях К. Симонова.

1

9

«У разоренного гнезда». Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян.

1

10

«У разоренного гнезда». Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян.

1

11

Литература 70-80-х годов. «Боль» поколения в произведениях Н.А. Семёновой «Семь мисок, семь ложек».

1

12

О. Ермаков «Афганские рассказы».

1

13

 Ф.А. Абрамов «Пелагея»,

1

14

Ф.А. Абрамов «Алька». Исследование противоречивых склонностей человека в сложном взаимодействии и в постоянной зависимости от конкретных жизненных условий

1

15

  Литературное краеведение родного города (села, района).

1

16

Повторительно- обобщающий урок

1

17

Промежуточная аттестация

1

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе, 6 класс, по ФГОС ООО...

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по родной литературе в 12 классе

12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...