Читательская компетенция как метапредметный образовательный результат на уроках русского языка и литературы
методическая разработка (8 класс)

Антонюк Юлия Александровна

Данный материал предназначен для учителей русского языка, содержит информацию по разработке заданий для развития читательской компетенции учащихся  на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Читательская компетенция как метапредметный образовательный результат

Антонюк Ю.А.-учитель русского языка и литературы

МБОУ «Красногвардейская СШ»

     Грамотность, общекультурная и читательская компетентность, умение работать с текстами разных типов, решать интеллектуальные задачи и проблемы – всё это необходимо современным людям в их частной жизни, в общественной и профессиональной деятельности.  

     Одна из основных задач учителя-словесника - формирование у обучающихся социально-необходимого уровня читательской компетенции. 

     Читательская компетенция – это овладение чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. (Определение, данное в ФГОСах). 

      Формирование читательской компетенции обучающихся является единой системой:

«урок русского языка - урок литературы – внеклассное мероприятие». В основе развития читательской компетенции лежит смысловое чтение. И важной задачей учителя является использование эффективных приемов на уроке для его развития и совершенствования. На уроках русского языка- это непосредственно  работа с текстом.

Этапы работы над текстом на уроке

  1. Знакомство с текстом (в зависимости от возрастных особенностей обучающихся и уровня подготовки класса: самостоятельное чтение, прослушивание чтения учителем или заранее подготовленным учащимся, инсценировка).
  2. Учебный диалог, в ходе которого учитель, опираясь на имеющийся личный опыт обучающихся, подводит их к пониманию смысла прочитанного, определения проблем, поставленных автором, его позиции и основной идеи и усвоению новых знаний, формулированию правил, выводов.
  3. Лингвистический анализ с текстом (выполнение системы заданий, направленных на развитие орфографических, пунктуационных и коммуникативных навыков обучающихся).
  4. Продуцирование обучающимися собственного текста (устного или письменного).

    Основные         приемы         работы с         текстами: 

Составление плана интерпретации текста, тезисы как совокупность основных положений текста, реферат как письменное изложение основных тем и выводов первоисточника; конспект, содержащий запись как основных положений первоисточника, так и значимых для составителя мыслей, построений, ассоциаций автора; сопоставительный анализ как выявление сходств и различий однотипных текстов.

 Карта рассказа, пирамида рассказа, чтение с остановками, чтение в кружок, дерево вопросов, море вопросов, сжатие текста, аннотация – краткий пересказ – пересказ и другие.

    Принципы формирования читательской компетенции при работе с текстами 

   Работа с письменными текстами разных видов, связывающая теоретические знания с практическими навыками, актуальна на каждом периоде обучения ребёнка, но особенное значение она имеет при подготовке части  ЕГЭ по русскому языку, написании итогового сочинения по литературе в 11 классе, написании изложения  и  сочинения – рассуждения в 9 классе, а также устной части по русскому языку. Формирование читательской компетенции – залог успешной сдачи выпускных экзаменов.  

    Методики формирования читательской компетентности 

      Развитию читательской компетенции способствует использование на занятиях элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, игровых технологий, информационных технологий, технологии критического мышления.

Изменение подхода к обучению позволяет обучающимся творчески подходить к нестандартной ситуации, связанной с чтением учебной, публицистической и научно-популярной литературы, уметь ориентироваться в различных видах информации.       Работать с текстом обучают все учителя – предметники. Но на уроках русского языка и литературы обучающиеся учатся читать вдумчиво, понимать широкий контекст и подтекст и интерпретировать его с различных точек зрения, оценивать стиль и жанр текста, использовать чтение для решения своих проблем.

     Проводятся послетекстовые обсуждения с целью получения читательского отклика; идет обсуждение того, что узнали, выяснили, обучающиеся обмениваются мнениями. Привычными стратегиями работы стали составление кластера, граф-схем, синквейна; дискуссия. Все приемы формирования читательской компетенции, используемые мною на уроках русского языка и литературы, я условно разделила на три группы: приемы и технологии графической переработки текста, творческое чтение, приемы и технологии развития творческих способностей. Более подробно остановлюсь на некоторых приемах.

Прием «инсерт» (выделение основной мысли текста) целесообразно использовать на уроках русского языка при подготовке к ВПР (задание 9,11). После прочтения текста учащиеся выделяют цветными карандашами основную мысль текста, авторскую позицию, ключевые слова. Данный прием формирует одно из направлений функциональной грамотности-смысловое чтение.

«Лови ошибку»-такой прием для развития функциональной грамотности использую на уроках русского языка в 6-7, 9 классах на этапе закрепления. Учащимся предложено исправить ошибки в словосочетаниях и предложениях (типы ошибок различного характера - грамматические, стилистические, орфографические, синтаксические), а также написать правильный вариант. При использовании такого приема учащиеся выступают в качестве экспертов.

Также актуальными приемами для развития функциональной грамотности можно назвать « Техники филиппинской методики», такие как: «Эй ар гайд» (работа с утверждениями и распределение их по столбцам колонки(верно/неверно) после прочтения изученного произведения. Утверждения могут быть сформулированы как учителем, так и самими учащимися. Прием «Си-финк-уанд» направлен на глубокое понимание темы, составление вопросов, описание объекта или понятия. Например, на уроке литературы в 9 классе, после изучения произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» учащимся были предложены иллюстрации, которые они тщательно описывали в деталях, сопоставляли с сюжетной линией произведения и составляли вопросы к данным иллюстрациям (Ключевые вопросы:  Что вы видите? Что вы думаете об этом? О чем это заставляет вас задуматься). Более подробно с данными техниками вы можете познакомится в методическом пособии «Эффективные приемы развития  навыков и компетенций учеников 21 века» Технология «Дизайн искусственных стихов» (автор методики С. А. Новоселов) активно мною используется на уроках литературы. Технология настолько интересна и проста в использовании, что ее полюбили и учителя литературы, и ученики. Содержательная основа технологии дизайн искусственных стихов состоит из трех организуемых этапов:

1 этап - «конструирование» стихов;

2 этап - визуализация поэтических образов, визуальное проектирование;

3 этап - поиск и решение новой читательской задачи, связанной с образами, порожденными созданными стихами и визуальными образами.

  Особенности использования текста на уроках русского языка и    литературы Эффективность использования текста на уроках русского языка и литературы определяется несколькими факторами. В первую очередь, учетом типа выбранного текста. Кроме того, чтобы использование текста на уроке было максимально эффективным, он должен соответствовать определенным требованиям. Критерии отбора текстов для работы на уроках русского языка и литературы играют важную роль, и

грамотный подход к выбору критериев отбора текстов даёт учителю возможность наиболее эффективной работы.  

Текст, с которым ученику предстоит работать, должен быть

  • интересным;
  • соответствующим возрастным особенностям школьника; • способствующим духовному развитию ученика;
  • актуальным для решения учебной задачи.

    В 5-6 классах используем образно-оценочно-информационные тексты развлекательного, юмористического, сказочного характера: они вызывают у учащихся интерес к предмету, активизируют мыслительную деятельность, способствуют установлению более близкого, непринужденного контакта  между учителем и учениками, что немаловажно в период адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную и что, в конечном счете, реализует коммуникативную цель обучения. В 7-9 классах обращаемся к оценочно-информационным текстам публицистического характера, которые также «работают» на решение и учебных, и воспитательных задач. Например, как образцовые тексты используем, в первую очередь, «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва. Работа с текстами на уроках русского языка в старших классах должна начинаться с выбора смысловой информации, которую будут содержать тексты, а также с учётом учебной задачи – подготовки к ОГЭ и  ЕГЭ. В качестве учебного материала выбираются художественные и публицистические тексты, соответствующие следующим критериям:

  • текст должен учитывать возрастные особенности выпускника, содержание текста не должно выходить за рамки коммуникативного, читательского и жизненного опыта экзаменуемого; при этом содержать информацию, способствующую реализации духовно-нравственной и патриотической целей;
  • текст должен способствовать реализации одной из целей экзаменационной работы: проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности - сознательным чтением; • текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать у экзаменуемых желание высказать свое мнение по поводу прочитанного.

  Развивая речевые навыки, старшеклассники не только получают возможность повысить свою лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенцию, но и сформировать свой взгляд на целый ряд проблем.

   Таким образом, формирование читательской компетенции движется от более низкой ступени понимания текстов к более высокой, от интерпретации чужих текстов к построению собственных.   

       Результативность 

  Для реализации приобретенных учащимися читательских знаний и навыков проводим внеклассные мероприятия: викторины, КВН, инсценировки произведений, конкурсы чтецов.

   Ежегодно обучающиеся нашей школы участвуют во Всероссийском конкурсе юных чтецов «Живая классика». Часто материал обучающиеся выбирают сами из своих любимых произведений. Это стимулирует и развивает познавательный, образный, оценочный и креативный компоненты учащихся к прочитанному.

    Наши ученики принимают участие во Всероссийском конкурсе сочинений, олимпиадах, научно-исследовательских конкурсах, занимают призовые места. В подобных конкурсах обучающиеся демонстрируют владение письменными навыками на основе информации, полученной в результате чтения; умение интерпретировать тексты по-разному в зависимости от социокультурного контекста их представленности.

      Итоги  по русскому языку  и литературе подтверждают оптимальный уровень усвоения программного материала по русскому языку, литературе в 9 и 11 классах. Обучающиеся осмысленно и точно понимают речь, свободно и правильно выражают собственные мысли в устной и письменной речи с учётом сложившихся ситуаций, осознанно читают и анализируют тексты разных стилей. У них сформированы соответствующие умения и навыки. Они владеют приёмами работы с книгой, различными СМИ, Интернетом. Умеют применять правила слушания в ситуации диалога, писать сочинения разных функциональных стилей, передавать содержание прочитанного текста (сжато, полно, выборочно).

     Дальнейшая работа по формированию компетентного читателя должна быть на всех других уроках. Обучение любому предмету должно включать обучение приёмам чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую, критическую и коммуникативную деятельность и тем самым будет соответствовать понятию целостности образовательного процесса.

    Метапредметный образовательный результат, который будет получен при условии сформированной читательской компетенции (прописано в ФГОС):

  1. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа, «потребного будущего».
  2. Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. 
  3. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения, основными стратегиями чтения художественных и других видов текста и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.  

 Сейчас много пишут и говорят о так называемом клиповом мышлении, дети много времени проводят у экранов телевизора и в Интернете. И как следствие - неспособность воспринимать длинные тексты, информация воспринимается частями и отрывками, наблюдается тезисное изложение мыслей. В этой ситуации становится важным заинтересовать ребенка, повысить мотивацию в обучении, и этому способствуют приемы и технологии формирования читательской компетенции. Инновационные технологии делают урок интересным, ярким; помогают учителю увлечь ребят своим предметом, создают на уроке ситуацию успеха для ученика.  Хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно.  В этом плане интересны слова Алвина Тофлера: «В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Трёхуровневые задания как новая форма оценивания образовательных результатов на уроках русского языка. 9 класс

Работа написана по теме: "Сложносочиненные предложения с придаточными изъяснительными"...

Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся. (Уроки русского языка и литературы).

Освоение новых приемов формирующего оценивания позволяет  повысить  профессиональный уровень, сделать уроки более эффективными и интересными, достичь более высоких итоговых результатов ...

Презентация: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной образовательной среды"

Презентация к выступлению на августовской конференции педагогов: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной...

Формирование читательской грамотности посредством исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы.

В данном сборнике представлены материалы об особенностях организации учебного исследования в урочной деятельности на уровне основного общего образования, обеспечивающие условия для формирования читате...