Программа элективного курса «История России на страницах произведений «деревенской» прозы»
рабочая программа (11 класс)

Программа элективного курса «История России на страницах произведений «деревенской» прозы»» направлена на решение важных проблем по сохранению культурных национальных ценностей России посредством изучения истории на уроках литературы. Программа соотнесена с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и направлена на воспитание у детей патриотизма, национальной идентичности, помогает учителю сформировать у обучающихся интерес к вопросам верного трактования истории нашей страны, а также сохранения традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kuybarova_a._a.docx40.93 КБ

Предварительный просмотр:

Мостовский район

село Соленое

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22 имени Павла Федотовича Головко

села Соленого муниципального образования Мостовский район

Утверждено

решением педагогического совета

МАОУ СОШ №22 имени П.Ф. Головко села Соленого

от «__» ___________ 2022г. №__

Директор школы

____________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «История России на страницах произведений «деревенской» прозы»

(предмет, курс, модуль)

Ступень обучения:

среднее общее образование

Класс:

11

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)

Количество часов:

всего – 17 часов

Учитель:

Куйбарова Анастасия Александровна

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 с изм. и доп.), на основе методического пособия «"Деревенская" проза: темы, идеи, образы"». Автор: Егорова Светлана Алексеевна, 2014 г.

2022-2023 учебный год.


Пояснительная записка

Программа элективного курса «История России на страницах произведений «деревенской» прозы»» направлена на решение важных проблем по сохранению культурных национальных ценностей России посредством изучения истории на уроках литературы.

Программа соотнесена с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и направлена на воспитание у детей патриотизма, национальной идентичности, помогает учителю сформировать у обучающихся интерес к вопросам верного трактования истории нашей страны, а также сохранения традиций.

Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Данная программа адресована педагогам, занимающимся преподаванием литературы, может быть использована в качестве одного из ресурсов для подготовки к ЕГЭ по литературе. Программа разработана для обучающихся 11 класса.

Общая характеристика учебной программы

С сожалением приходится констатировать тот факт, что творческому наследию писателей российской онтологической прозы, которых обычно принято пренебрежительно именовать писателями-«деревенщиками», в современных школьных программах по литературе уделяется весьма скромное место. Как правило, они представлены небольшими рассказами преимущественно в младших классах.

Но ведь именно «деревенская» проза, по мнению большинства исследователей является прямой наследницей традиционной русской культуры и репрезентует на своих страницах самые важные исторические, духовные и нравственные вехи национального развития. Причастность к национальной традиции в творчестве В. Шукшина, В. Белова, В. Распутина, В. Астафьева и других представителей данного направления проявляется не только в виде ясно осознанной ориентации на духовно-нравственные проблемы русской культуры, но и в формах стихийных, интуитивных. По мысли русского философа начала XX века В. Ф. Эрна, человечество существует благодаря свободному следованию традициям: «Свободная традиция есть не что иное, как внутреннее метафизическое единство человечества».

Духовно-нравственный аспект произведений писателей «деревенской прозы» может сыграть важнейшую роль в реализации задач, поставленных современным Федеральным государственным образовательным стандартом перед педагогами.

Актуальность курса заключается в том, что именно страницы произведений художественной литературы зачастую содержат самую ценную информацию об историческом прошлом страны и показывает его сквозь призму восприятия автора и героев. Если исторические документы часто концентрируются именно на констатации фактов: событий, дат, имен, то литературное произведение уделяет наибольшее внимание проблемам человеческого восприятия, чувств и взаимоотношений. Поэтому именно литературные произведения часто становятся источниками информации о том, как жили, во что верили и как любили жители нашей страны в разные времена.

Данный курс направлен именно на изучение того, как судьба России изображена на страницах произведений «деревенской прозы». Элективный курс познакомит учащихся с произведениями современных писателей, которые сделали тему деревни, земледельческого труда, духовной жизни деревенских людей одной из главенствующих в своем творчестве. Для чтения и изучения предлагаются произведения В. Распутина, В. Белова, В. Шукшина, В. Астафьева, Ф. Абрамова.

Цель курса: раскрыть своеобразие изображения России на страницах произведений писателей-«деревенщиков» при помощи анализа их биографии и художественного метода.

Задачи курса:

- познакомить учащихся с исторической судьбой России, изображенной в произведениях писателей «деревенской» прозы;

- раскрыть нравственную трагедию гибели российской деревни и падения духовных ценностей русского народа – главную тему писателей «деревенской прозы»;

- показать духовную красоту и силу русского народа, воспеваемую писателями данного направления;

- сформировать мировоззренческие установки учащихся;

- развить познавательную активность учеников при помощи исторического и литературного материала содержания курса;

- повысить уровень восприятия учащимися художественного текста;

- расширить круг чтения учеников и повысить его качество.

Формы контроля:

Промежуточный контроль: оценка активности на занятиях, индивидуальные беседы с учащимися, анализ творческих, исследовательских работ, составление отзывов на литературное произведение;

Итоговый контроль: создание творческих работ по теме «Духовно-нравственное изображение судьбы России на страницах писателей «деревенской» прозы».

Планируемые результаты:

- знакомство учеников с судьбой России, изображенной в произведениях писателей-«деревенщиков»;

- формирование понятия о русском национальном характере, основанном на связи с Родиной, верой и духовно-нравственными ценностями;

- расширение знаний о писателях «деревенской прозы» в рамках изучения их биографии;

- расширения круга чтения произведений «деревенской» прозы за счет тех, которые не включены в школьную программу по литературе;

- обучение навыкам создания творческих работ и отзывов на базе изученных произведений;

- формирование мировоззренческих ценностных установок учеников.

Место программы в учебном плане.

Программа элективного курса «История России на страницах произведений «деревенской» прозы»» предназначена для обучающихся 9 классов. Данная программа рассчитана на проведение 1 ч. в неделю. Элективный курс рассчитан на 34 часа.

Формы проведения занятий:

- чтение и обсуждение прочитанных произведений;

- практикум по обучению рецензированию,

- дискуссия и полемика;

- круглый стол;

- творческий практикум;

- ученическая конференция, защита исследовательской или проектной работы.

Виды организации деятельности учащихся:

- индивидуальная,

- парная,

- групповая работа,

- дифференцированное обучение.

Преобладающий метод обучения – исследовательский и проблемно-поисковый.

В связи с существованием литературного процесса в сети Интернета в программу включены задания, которые побуждают школьников к поискам материалов о любимом писателе и написанию откликов о прочитанных книгах.

Планируемые результаты освоения курса:

Личностные результаты освоения курса:

1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения курса:

1) уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность, владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, уметь ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) уметь использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;

6) владеть языковыми средствами, ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

7) владеть навыками познавательной рефлексии: осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Предметные результаты.

В результате изучения элективного курса ученик научится:

- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; воспринимать литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особый способ познания жизни;

в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты);

- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

- давать объективное изложение текста: выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, прослеживать их развитие, взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

- анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способов изображения действия и его развитие, способов введения персонажей и средств раскрытия и/или развития их характеров;

- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

- анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей текста способствуют формированию его общей структуры и обусловливают эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.д.);

- аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретационного характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

- понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- проводить смысловой и эстетический анализ текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.д.;

- воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину мира, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

Одиннадцатиклассник получит возможность научиться:

- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.д.);

- анализировать художественное произведение, учитывая воплощение в нём объективных законов литературного развития и субъективные черты авторской индивидуальности;

- анализировать взаимосвязь художественного мира литературного произведения с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Одиннадцатиклассник получит возможность узнать:

- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

- о произведениях писателей деревенской прозы;

- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

- об историко-культурном подходе в литературоведении;

- об историко-литературном процессе XX века;

-о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в отечественной культуре;

- о соотношениях и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Содержание программы

Введение.

Историческая судьба России на страницах произведений «деревенской» литературы. Основные этапы развития направления и духовно-нравственная основа творчества представителей «деревенской прозы». Поиск корней гибели русской деревни в предшествующих этапах истории и настоящих событиях современности.

В. Белов

Отражение исторических событий в личной биографии и творчестве В. И. Белова, особенности его остросоциальной, конфликтной прозы. Глубокая любовь и уважение к русской деревне и её жителям, изображение противоречивости характера русского человека в произведениях В. Белова. Повесть В. Белова «Привычное дело» как отражение драмы крестьянской судьбы на фоне переломных моментов в судьбе России. Неприкаянная судьба человека, оторванного от своих корней, традиций и малой Родины в повести В. И. Белова «Плотницкие рассказы».

Ф. Абрамов

Творческий и жизненный путь Ф. Абрамова, особенности творчества. Сравнение образов матери и дочери в повестях Ф. А. Абрамова «Пелагея» и «Алька». Составление сравнительной характеристики образов героинь (внешность, поведение, жизненная позиция, судьба, речь, мысли, отношение к людям, отношение к труду), специфика отношения автора к своим героиням.

В. Распутин

Отражение основных исторических событий на страницах произведений В. Распутина. «Эх, старуха», «Прощание с матерой» (основные темы и проблемы произведений, отношение автора к западноевропейской цивилизации).

В. Астафьев

Русская деревня в довоенные годы в рассказах В. П. Астафьева. Анализ произведений «Бабушкин праздник» и «Ангел хранитель».

В. Шукшин.

Отражение русского национального характера в рассказах В. М. Шукшина. Кто они – «чудики» Шукшина?


Учебно-тематический план для учащихся 11 класса

Раздел

Количество часов

Введение

3

В. И. Белов

4

Ф. А. Абрамов

3

В. Г. Распутин

2

В. П. Астафьев

2

В. М. Шукшин

2

Итоговая работа

1

Итого

17

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Дата

Кол-во часов

Темы занятий

план

факт

Введение

3

1

1

Историческая судьба России на страницах произведений «деревенской» литературы.

2

1

Основные этапы развития направления и духовно-нравственная основа творчества представителей «деревенской прозы».

3

1

Поиск корней гибели русской деревни в предшествующих этапах истории и настоящих событиях современности.

В. И. Белов

4

4

1

Отражение исторических событий в личной биографии и творчестве В. И. Белова, особенности его остросоциальной, конфликтной прозы.

5

1

Глубокая любовь и уважение к русской деревне и её жителям, изображение противоречивости характера русского человека в произведениях В. Белова.

6

1

Повесть В. Белова «Привычное дело» как отражение драмы крестьянской судьбы на фоне переломных моментов в судьбе России.

7

1

Неприкаянная судьба человека, оторванного от своих корней, традиций и малой Родины в повести В. И. Белова «Плотницкие рассказы».

Ф. А. Абрамов

3

8

1

Творческий и жизненный путь Ф. Абрамова, особенности творчества.

9

1

Сравнение образов матери и дочери в повестях Ф. А. Абрамова «Пелагея» и «Алька».

10

1

Составление сравнительной характеристики образов героинь (внешность, поведение, жизненная позиция, судьба, речь, мысли, отношение к людям, отношение к труду), специфика отношения автора к своим героиням.

В. Г. Распутин

2

11

1

Отражение основных исторических событий на страницах произведений В. Распутина.

12

1

«Эх, старуха», «Прощание с матерой». Основные темы и проблемы произведений, отношение автора к западноевропейской цивилизации.

В. П. Астафьев

2

13

1

Русская деревня в довоенные годы в рассказах В. П. Астафьева.

14

1

Анализ произведений «Бабушкин праздник» и «Ангел хранитель».

В. М. Шукшин

2

15

Отражение русского национального характера в рассказах В. М. Шукшина.

16

Кто они – «чудики» Шукшина?

17

Итоговая работа

Защита творческих работ

Информационно-техническое сопровождение программы

  1. Аннинский Л. А. Путь Василия Шукшина // Л.А. Аннинский. Тридцатые семидесятые. Литературно-критические статьи. – М.: Современник, 1978. С. 228-242.
  2. Апухтина В. А. Проза В. Шукшина: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 1986. – 405 с.
  3. Белая Г.А. Перепутье // Вопросы литературы . – 1987. – №12. – с.13
  4. Белая Г.А. Перепутье // Вопросы литературы. – 1987. – №12. – с.13
  5. Белов В. И. Привычное дело. – Прогресс-плеяда. – 2007. – 192 с.
  6. Большев А. О. Проблема народного характера в творчестве В. И. Белова / А. О. Большев // Вестник Ленинградского университета. Сер. 2, История, языкознание, литературоведение. – 1986. – Вып. 1. – с. 36–40.
  7. Бочарова А. Г., Белая Г. А. Современная русская советская литература. – М.: Просвещение, 1987. – 256 с.
  8. Варламов А. Н. Шукшин. Серия: Жизнь замечательных людей, 2015. – М.: Молодая гвардия. – 399 с.
  9. Горбушин С., Обухов Е. До третьих петухов как исповедь-завещание Василия Шукшина. Новый мир. – №5. – 2018. – С. 82-94.
  10. Дмитриев А. И. Герои В. М. Шукшина как носители русского национального характера. Журнал Вестник Кем ГУКИ. – 2014. – № 26. – С. 156-157.
  11. Добренко Е. А. Соцреализм в поисках «исторического прошлого» //Вопросы литературы. – 1997. – №1. – C. 26-28.
  12. Долинина Н.Г. По страницам "Войны и мира". Заметки о романе Л. Н. Толстого "Война и мир". - СПб.: "Лицей", 1999. – 288с.
  13. Заболоцкий А. Шукшин в кадре и за кадром. – М.: «Альпари», 1997. – 254 с.
  14. Ильин И. А. Наши задачи // Статьи 1948-1954 гг. Том I. Издание Русского Обще-Воинского Союза. Париж. – 1956. – С.201-206.
  15. Карпова В. М. Талантливая жизнь: В. Шукшин - прозаик. – М.: Сов. писатель, 1986. – 300 с.
  16. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике/Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448 с.
  17. Кожинов В. В. Историзм / В.В. Кожинов // Краткая литературная энциклопедия. – М.: 1966. – Т. 3. – С. 227.
  18. Коробов В. И. Василий Шукшин: вещее слово //Серия: Жизнь замечательных людей. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 420 с.
  19. Кощей Л. А. Об исследовании философских взглядов В. М. Шукшина по его рассказам (Методологический аспект) // В.М. Шукшин – философ, историк, художник: Труды краевого музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. – №3. Барнаул. – 1992. – С. 3
  20. Крижановский Н. И. Художественная реализация категории соборности в рассказах В. Белова: дис. канд. фил. наук. – Армавирский государственный педагогический университет, Армавир, 2004. – 195 с.
  21. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов/Л. П. Крысин. – М.: Эксмо, 2008. – 944 с.
  22. Курдюмова Т. Ф. Литература: 5-11 кл. : программа для общеобразоват. учреждений / Курдюмова Т. Ф. Демидова Н. А., Колокольцев Е. Н. и др.; Под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - 4-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2016 (М. : Типография "Новости"). – 95 с.
  23. Ланщиков А. П. О чем безмолвствует народ. – М.: Алисторус, 2012. – 930 с.
  24. Левашова О.Г. Шукшин и древнерусская литература / Раздел 3. Диалог культур // Творчество В.М. Шукшина. Энциклопедический словарь-справочник. Т. 2. – Барнаул, 2006. – 290 с.
  25. Нива Ж. Путь В. Распутина по опустевшему русскому дому // Время и творчество Валентина Распутина. М.; Иркутск, 2012.
  26. Орлов В. А. Элективные курсы по физике и их роль в организации профильного и предпрофильного обучения // Физика в школе. – 2003. – № 7. – С.17-20.
  27. Панкин Б.Д. Шукшин и его “чудики”. – Строгая литература: литератур.-крит. ст. и очерки. М., 1980. – 245 с.
  28. Партэ К. Деревенская проза: светлое прошлое. – Изд. ТГПУ, 2004. – С. 204

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по литературе "Сопоставительный анализ произведений 19 и 20 вв"

Программа курса рекомендована для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и классов гуманитарного профиля, рассчитан на 34 часа ( 17 часов в 10 классе и 17 часов в 11 классе). Произведения сов...

рабочая программа элективного курса "История России в лицах"

Элективный курс "История России в лицах X-XVIII вв." для 10 класса, расчитан на 35 часов в год.Курс освещает исторические персоналии российской истории и их роль в исторической судьбе нашей страны....

Программа элективного курса "История Русской Православной Церкви в истории России"

Элективный курс "История Русской Православной Церкви в истории России" может быть использован в предпрофильной подготовке и профильном обучении в средней общеобразовательной школе....

рабочая программа по элективному курсу "История России" 10 классс

рабочая программа по элективному курсу "История России" 10 классс...

Рабочая программа элективного курса История государства и права России

Рабочая программа включает календарно-тематическое планирование элективного курса по праву "История государства и права России"....

2017 Рабочая программа элективного курса по физике «За страницами учебника» для учащихся 10-11 классов

Все разделы программы курса по выбору «За страницами учебника» тесно связаны по структуре и по методическим идеям с основным курсом физики. Она способствует дальнейшему совершенствованию у...

программа элективного курса по географии "За страницами учебника географии" 5 класс

Программа курса рассчитана на 17 часов, включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Программа содержит темы, изучение которых, вызывают познавательный интерес у учащихся ...