2024 год. Как организовать работу с одарёнными детьми
статья

Понамарева Галина Николаевна

В материале представлен опыт организации работы с детьми, имеющими признаки одарённости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понамарева Галина Николаевна,

учитель русского языка и литературы МАОУ "Кожевниковская СОШ №2"

Как организовать работу с одарёнными детьми

Вопросы детской одарённости, развития и воспитания одарённых детей в последнее время стали предметом пристального внимания не только школы, учителя, но и представителей власти. Данная проблема имеет сегодня важнейшее государственное значение и находит своё отражение в ряде государственных документов.

Вместе с тем, проблема эта не нова, над ней работало не одно поколение учёных, но в психологии до сих пор не существует единой точки зрения на понятия "одарённость" и "одарённый ребёнок", нет конкретики в диагностике, зато есть альтернативные подходы к её решению.

Так что же такое одарённость? Определимся с понятиями. Под "одарённостью", согласно мнению  доктора психологических наук, профессора Н.И. Ильичевой, будем понимать системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. А "одарённый ребёнок" - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. (Н.И. Ильичева, Барнаул, БГПУ)

        При организации работы с одарёнными, важно, на мой взгляд,  руководствоваться и мнением других известных психологов: "Одарённость – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности и деградирующий при её отсутствии" К.К. Платонова (Платонов К.К. Занимательная психология. – Издание 4-е, переработанное. – М.: Молодая гвардия, 1986. – 224 с.) и "Способности развиваются в деятельности"  Б.М. Теплова. (Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: 1987. – 378с.)  Эти мысли учёных сегодня особенно актуальны и являются доказательством своевременного обращения нашего образования к системно-деятельностному подходу, где приоритет отдаётся именно деятельности.

        Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одарённых детей, является вопрос о частоте проявления детской одарённости. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одарёнными»  и  «одарённые дети встречаются крайне редко». Сторонники первой точки зрения полагают, что до уровня одарённого можно развить практически любого здорового ребёнка при условии создания благоприятных условий. Для других одарённость — уникальное явление, дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные, в этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей. Среди многочисленных взглядов на эту проблему мне более близка концепция «Творческой одарённости» НИИИ ПУО БГПУ под руководством  к.п.н., профессора Н.И. Ильичевой, которая считает, что все дети одарены от природы и что на развитие одарённости наибольшее влияние оказывает педагогический фактор. (Н.И. Ильичева, там же)

         Поэтому главная задача моей работы с одарёнными детьми - выстроить свою деятельность так, чтобы создать условия для развития и реализации их способностей. Как строится работа с одарёнными детьми в условиях сельской школы?

        Работа с одарёнными детьми является составной частью общешкольной воспитательной программы, которая предполагает  выявление таких детей, помощь в претворении в жизнь их планов. Программа также призвана осуществить мечты школьников, вывести как можно больше обучающихся на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь им наиболее полно раскрыть свои способности.

Я учитель-предметник, работать начинаю с детьми в 5 классе, когда они оканчивают начальную школу. Как правило, в детях этого возраста уже можно разглядеть тех «звёздочек», которые будут светить до окончания школы. Но среди них есть и те, в ком талант и одарённость пока скрыты. Поэтому моя работа с детьми начинается с разработки образовательной программы "Одарённые дети", цель которой - создание благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одарённых детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

        Несмотря на то, что между разными научными концепциями о детской одарённости сохраняется дискуссионность вопроса о структуре и факторах развития одарённости, все они признают, что диагностика одарённости ребёнка - это сложная задача и для неё мы должны использовать как результаты психологического обследования, так и сведения о школьной и внешкольной деятельности ребёнка, получаемые путём опроса родителей, учителей и сверстников.  Потому в целях сопровождения детей с признаками одарённости мне приходится координировать индивидуальную работу всех, кто причастен к работе с ними: учителей-предметников, руководителей внеурочных занятий,  школьного психолога, администрации школы, а также обеспечивать необходимое общение и связь с родителями. Кроме того, нужно создавать условия для участия этих ребят в различных образовательных событиях соревновательного характера.

        Учитывая то, что одарённость представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека, работу с такими детьми строю совместно с психологической службой школы. Для выявления детской одарённости психологическая служба нашей школы использует методику психолога П. Торренса, посвятившего созданию теорий и тестов креативности всю свою жизнь. Более десятка лет назад методика Торренса привлекла и моё внимание. А особенно заинтересовало его определение: «Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее" (http://www.studfiles.ru/). 

        Кроме тестов креативности при диагностике одарённости используются и такие неформализованные методы, как наблюдение, биографический метод (опросники, обращённые к самому исследуемому лицу, беседы и интервью с ним, а также опросники для окружающих, изучение продуктов деятельности, дневников и т.д.). На этапе диагностики 5-классников и в дальнейшей работе с ними использую предложенные методикой Торренса эффективные формы работы, помогающие развивать творческое мышление учащихся:

  •  "Спросить и угадать" - при его выполнении требуется задать вопросы к картинке с изображением какой-то ситуации, попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (её причины) и что произойдет в дальнейшем (последствия). Выход за пределы изображенной на картинке ситуации,  выдвижение гипотез о причинах и последствиях событий моделируют научное творчество.
  •  "Необычные вопросы" - представляет вариант первого задания, но с более сильным акцентом на необычности вопросов.
  •  "Невероятные ситуации" - здесь требуется воображение и фантазия, ребёнок сталкивается с невероятной ситуацией и должен представить себе возможные выходы из неё.

        Опыт работы показывает, что важными условиями творческой реализации одарённых детей являются поддержка увлечений со стороны взрослых и уровень их интеллектуальных способностей. Наблюдения за ребятами продемонстрировали также благотворное влияние на их развитие раннего знакомства с различными типами поведения, речи, которое способствует формированию более разностороннего взгляда на мир, более гибкого подхода к проблемам, актуализации разнообразных форм самовыражения. Всё вышесказанное сориентировало меня на отбор образовательных технологий, способствующих развитию интеллекта, самостоятельного творческого мышления, научно-исследовательских навыков детей с признаками одарённости".

        Среди многочисленных образовательных технологий инновационного режима предпочтение отдаю технологии деятельностного метода обучения, которая разработана педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон. Что привлекает меня в данной технологии?

Во-первых, то, что она не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребёнком индивидуальной образовательной траектории.

Во-вторых, то, данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов. Например, урок введения нового знания имеет следующие шаги - этапы:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

В-третьих, я принимаю все семь дидактических принципов технологии.

1) Принцип деятельности, который заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности, который предусматривает организацию обучения, при которой результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

3) Принцип целостного представления о мире, согласно которому у ребёнка формируется обобщённое, целостное представление о мире и своём месте в нём, о роли и месте науки в системе наук.

4) Принцип минимакса, суть которого в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности, который предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6) Принцип вариативности, предполагающий развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7) Принцип творчества, предполагающий максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Данная технология предусматривает и особый тип урока. Актуальными остаются слова основоположника научной педагогики в России К.Д. Ушинского о том, что «каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг» (Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: В 2 т. // Избр. пед. тр. М., 1954. - Т. II. - С. 338-344) .Эффективно проходят уроки открытия нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля. Каждый тип урока имеет две цели: деятельностную и образовательную.

        Так как последние три года я работаю в старших классах и моя главная задача - подготовка выпускников к успешной сдаче итоговой аттестации, то системный характер в моей практике носят уроки развивающего контроля. Деятельностная цель таких уроков - формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель - контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

        Согласно теории, механизм деятельности по контролю предполагает:

1) предъявление контролируемого варианта;

2) наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

3) сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговорённому механизму;

4) оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Исходя из этого, уроки развивающего контроля имеют следующую структуру:

1) написание обучающимися варианта контрольной работы;

2) сопоставление с эталоном выполнения этой работы;

3) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Затем на уроках рефлексии, деятельностная цель которых - формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.) - достигается образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Хорошие результаты в работе с одарёнными детьми дают такие организационные формы работы, как индивидуальные занятия, олимпиадное и конкурсное движение всех уровней, проектно-исследовательская деятельность.

        Индивидуальные занятия наиболее эффективны при организации работы с детьми академической одарённости. Акцент при таком взаимодействии учителя и учащегося делается на самостоятельную работу учащихся, для этого с ними разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты. 

        Предметные конкурсы и олимпиады позволяют обучающимся заглянуть за страницы школьных учебников, почувствовать вкус к исследовательской работе. Для подготовки к олимпиадам по русскому языку и литературе мною разработаны программы элективных курсов «Эта трудная морфология" (9 класс), "Лингвистический калейдоскоп"(10-11); "По страницам современной литературы" (11 класс), дистанционный курс "Учимся создавать творческую работу".

Детская одарённость, успехи ребят всегда являются предметом гордости школы и лично учителя. Для стимулирования учащихся на дальнейшую творческую деятельность используются различные средства: через школьное радио, сайт, газету успехи ребят становятся достоянием школьного и родительского сообществ; на праздничных мероприятиях в честь Дня семьи, на тематических родительско-ученических собраниях организуются выставки их творческих достижений; на общешкольных событиях, в том числе на публичном отчёте школы, обращаем внимание на заслуги родителей в воспитании детей с признаками одарённости. В своей практике победителей районных и областных предметных олимпиад освобождаю от итоговых контрольных работ, за каждое участие в олимпиаде ставлю в журнал отметку "отлично", а победителю - две такие отметки. Творческие работы учащихся размещаются в социальных сетях. Учебные и социальные проекты, с которыми обучающиеся выходили на конкурсы районного, регионального и Всероссийского уровней, стали победителями и призёрами. Это говорит о том, что использование проектных технологий обеспечивает высокое качество образовательного процесса.

        Подводя итог, хочется сказать, что работа с одарёнными детьми - это долгосрочный педагогический проект, в результате осуществления которого удаётся достигать ожидаемых результатов, заложенных образовательной программой, среди которых удовлетворение социального заказа по работе с детьми, имеющими признаки одарённости; увеличение количества обучающихся с признаками одарённости, занимающих призовые места в образовательных событиях различного уровня.

Литература

  1. Богоявленская Д. Б., Брушлинский А. В., Холодная М.А., Шадриков В. Д. Рабочая концепция одаренности. — М., 1998. http://www.studfiles.ru/previe
  2. Концепция «Творческой одаренности» НИИ ПУО БГПУ под руководством к.п.н., профессора Н.И. Ильичевой. - Н.И. Ильичева, Барнаул, БГПУ,  - www.altspu.ru
  3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». http://standart.edu.ru/.
  4. Концепция поддержки одаренных детей. http://www.menobr.ru/materials/
  5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации  http://www.lexed.ru/doc.php?id=3206# Центр образовательного законодательства
  6. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования, М.: Школа 2000, 2008.
  7. Платонов К.К. Занимательная психология. – Издание 4-е, переработанное. – М.: Молодая гвардия, 1986. – 224 с.
  8. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе./Методология учебного проекта// М.: МИПКРО, 2000
  9. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: 1987. – 378с.
  10. Шкель В.Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2007. –37 с.
  11. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: В 2 т. // Избр. пед. тр. М., 1954. - Т. II. - С. 338-344.  - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks
  12. Сайт "Алые паруса"
  13. Сайт "Я - Учитель!",
  14. Сайт  Кожевниковского сельского поселения.
  15. Сайт Министерства образования и науки. http://standart.edu.ru/.
  16. Сайт «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», http://standart.edu.ru/.
  17.  http://www.b17.ru/article/kreativnost/
  18. http://www.studfiles.ru/.
  19. https://infourok.ru/rabota-s-odaryonnimi-detmi-pravovaya-baza-660781.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...