Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока (8 класс)

Конспект открытого урока по русскому языку  в 8 классе. Закрепление темы "Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._narechie_8_klass.docx40.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: Закрепление темы: «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями»

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний для учащихся с ОВЗ.

Оборудование: Раздаточный материал, классная доска

Цели урока:

Предметные: 1) деятельностная: анализировать и характеризовать грамматические особенности предложения с обращениями, вводными словами, междометиями, моделировать и использовать в речи предложения с вводными конструкциями .

2) образовательная: повторить сведения об обращениях, вводных словах и междометиях, освоить правила постановки знаков препинания при них;

3) воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы: проблемный метод; словесный; групповая, самостоятельная работа.

Ход урока

1. Организационный момент

- Приветствие.

- Оформление рабочих тетрадей: Запишите число и классная работа. Оставьте две строчки для темы урока.

2. Мотивационный этап

Спишите предложение с доски, расставьте знаки препинания: Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?

-Чем осложнено предложение? (списывают, расставляют знаки препинания, отвечают)

-Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока. (ответы учащихся)

Озвучивание темы и цели урока, запись темы в классную тетрадь и на доске: Закрепление темы: «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями».

Цель урока: обобщить и систематизировать сведения об обращении, вводных словах, междомеждометиях.

3. Актуализация опорных знаний обучающихся

Игра «Эскалатор»: 5 человек(в роли учителей) задают вопросы (ученикам) - 1)что такое обращение, чем выделяются на письме? Какой падеж используется в современном русском языке для обращения? 2)Что такое вставные конструкции? 3)Что такое вводные слова, являются ли они членами предложения? 4)Что общего у обращений и вводных слов? 5)Что такое междометия и в каких случаях запятая после междометия не ставится?).Остальные 5 человек попеременно отвечают на вопросы, пересаживаясь от одного к другому. (учащиеся оценивают друг друга, за каждый правильный ответ «учитель» даёт «ученику» жетон. (На доске таблица с оцениванием - 5 правильных ответов –«5», 4 правильных ответа – «4», три правильных ответа – «3», два правильных ответа - «2»). Остальные 2 человека работают по индивидуальным карточкам (в зависимости от количества учащихся на уроке).

-Всегда ли обращения могут быть адресованы к одушевлённому лицу? (ответы учащихся)

- Верно, обращение может относиться к одушевленному лицу и к неодушевленному предмету.

-Итак, вы отметили, что встречаются обращения и к неодушевленным предметам, с ними мы с вами встречаемся, например, на уроках литературы. Приведите примеры таких обращений из художественных произведений(ответы учащихся). (Если дети затрудняются с ответом, привожу примеры). Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч. (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; Русь, куда ж несешься ты? (Н.В. Гоголь «Мертвые души»; Каждый труд благослови, удача. (С.А. Есенин); Звезда печальная, вечерняя звезда! Твой луч осеребрил увядшие равнины…(отрывок из стихотворения А.С. Пушкина).

-В игре «Эскалатор» встретился вопрос о вводных словах. Скажите, пожалуйста, с чем следует различать вводные слова? (ответы учащихся).

-Верно, их следует различать со словами, выступающими в роли членов предложений.

-Как же их не спутать? (ответы учащихся)

-Верно, вводные слова не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос, к членам предложения можно задать вопрос.

- На доске записаны : в 1 колонке предложения, во 2 колонке: названия – вводное слово, член предложения. Ваша задача расставить знаки препинания в предложениях, провести стрелку от каждого предложения ко 2 колонке, если в предложении вводное слово, то стрелка к вводному слову, если в предложении член предложения, то соответствующая стрелка. (один учащийся работает у доски, остальные устно).

Папка может быть в этом шкафу.

Папку может быть взял кто-то из сотрудников. Вводное слово

Словом поторопились мы с выводами.

Словом можно сильно ранить человека. Член предложения

Правда хорошо, что он приехал?

Правда в огне не горит и в воде не тонет .

4. Работа над темой урока (отработка знаний, умений и навыков)

У вас на столах есть карточки со словами, вам необходимо разбиться на две группы и составить предложения с данными словами, используя обращения, междометия или вводные слова(слова для справок).

1 группа- Спрятался, куда же, ты? История, там, ваша, много, наделала, шума. Как тебя, же, да, угораздило? ( Слова для справок: Вася, кажется, батюшки)

2 группа – У радости, крылья, быстрые. Я, согласился, охотно. Тебе, представлю, кабинет, свой. (Слова для справок: Ах, разумеется, Евгений).

(Во время групповой работы, проверяю задания учащихся, выполняющие индивидуальные задания по карточкам.)

Один учащийся от группы записывает предложения на доске, объясняя постановку знаков препинания, называет обращения, вводные слова и междометия, либо отвечают устно, комментируя (в зависимости от оставшегося времени).

5. Физкультминутка. Упражнения для глаз по методике В. Ф. Базарова.

6. Закрепление. Самостоятельная работа. Откройте учебники на странице 190, вам необходимо самостоятельно выполнить упражнение 400: списать, выделить знаками препинания вводные и вставные конструкции.

7. Рефлексия деятельности.

-Какой вопрос в игре «Эскалатор» показался сложным?

- Над каким вопросом думали дольше всего?

- Каким вводным словом вы начали предложение, в котором оценили бы свою работу на уроке?

- Достигли мы цели урока?

Уточняю, достигли ли мы цели, поставленной в начале урока, достиг ли её каждый из учеников, предлагаю оценить свою деятельность на уроке. Анализ собственных результатов. (Выставление оценок по ходу урока и в конце урока с пояснением).

8. Домашнее задание: Контрольные вопросы на странице 189, упражнение 399.

Индивидуальные задания для учащихся, не включенных игру «Эскалатор»:

Списать, расставить знаки препинания, найти вводные слова, междометия и обращения:

  1. Как нарочно дожди и холод продолжались весь май.
  2. Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань.
  3. Отъезжающие займите места в вагоне.
  4. Ужас Сегодня оказывается контрольная!
  5. Куда ты светлый ручеёк стремишься?
  6. Увы он счастия не ищет и не от счастия бежит.

Резерв (карточки)

Выписать номера предложений в следующей последовательности:

- с междометиями;

- с вводными словами;

- с обращениями.

1. Куда ты светлый ручеек стремишься?

2. Да были люди в наше время!

3. Море на сотни миль казалось пустынным.

4. Увы он счастья не ищет и не от счастья бежит!

5. Вам я полагаю следует быть повежливее.

6. Монгольские лошади маленькие однако выносливые.

1 группа

Спрятался, куда же, ты?

История, там, ваша, много, наделала, шума.

Как тебя, же, да, угораздило?

( Слова для справок: Вася, кажется, батюшки)

2 группа

У радости, крылья, быстрые.

Я, согласился, охотно.

Тебе, представлю, кабинет, свой.

(Слова для справок: Ах, разумеется, Евгений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...