Правописание -з и -с на конце приставок (урок русского языка в 5 классе)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Желтухина Наталья Викторовна
У урока объяснения нового материала помимо трех основных целей, которые мы преследуем на каждом уроке, должна быть, на мой взгляд, и особая "миссия" - привлечение внимания учащихся к новому материалу, новому знанию, формирование внутренней потребности познать что-то новое. Поэтому такой урок необходимо сделать максимально интересным, незабываемым, красочным и ярким. Данный урок с приложенными к нему презентациями отражает и тему моегго самообразования - дифференцированное обучение (репрезентативная система восприятия и специализация головного мозга)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc54.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_1.ppt1.07 МБ
Office presentation icon prezentaciya_2.ppt1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

(мастер – класс)

Тема. Правописание –з и –с на конце приставок

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели:

  • познакомить учащихся с орфограммой «Правописание –з и –с на конце приставок»;
  • формировать умение определять условия выбора букв –з, -с на конце приставок;
  • обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста;
  • развивать мыслительные процессы, память, внимание;
  • воспитание культуры речи.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обоснование выбранных приемов работы

1.  Постановка учебной проблемы: сообщение темы урока с мотивиру- ющим приемом (прием – «яркое пятно»)

Слайд 1.

Слайд 2.

Лингвистическая сказка.

В некотором королевстве жила королева Грамматика. Пришли как-то к ней две ее дочери – Орфография и Орфоэпия. Орфография стала жаловаться:

 - Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: и за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть Орфоэпия возьмет себе какие – нибудь обязанности. А то, что ей делать? Слушай да говори!

Взяла Орфоэпия себе приставки, которые оканчивались на –з и –с. А они стали озорничать, никак ее не слушают! Присоединилась приставка раз- к глаголу «править» и стала приставкой рас-. Только Орфоэпия ее нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стала приставкой раз-. Устала Орфоэпия, устали и приставки постоянно меняться. Пошла Орфоэпия просить помощи у сестры Орфографии. Пожалела та ее, но поставила одно условие: следить за приставками будем вместе. А приставки так и остались нарушительницами правила и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам.

Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.

Начнем урок, тема которого…. Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем говорилось в сказке?

Прослушивание сказки, формулировка и запись темы урока «Правописание –з и –с на конце приставок»

Лингвистическая сказка со- здала положительный эмоци ональный настрой, вызвала интерес к дальнейшей учеб- но-познавательной деятель- ности, позволила учащимся самостоятельно сформулиро вать тему урока и цели урока

2. Постановка целей

Ребята, чему мы должны научиться на уроке?

Формулировка целей урока

3. Первичное введе- ние нового матери- ала

Слайд 3.

Слайд 4.

Понаблюдаем и исследуем.

Почему слова записаны в два столбика?

От каких условий зависит написание –з, -с?

Перед вами алгоритм. Расставьте его шаги в нужном порядке

Чтение слов на слайде.

1 столбик – с

2 столбик – з

Формулировка правила

Работа в паре – составление шагов алгоритма; два человека – у доски.

Сигнал выполнения работы – встать около парты (физминутка).

Обозначенные орфограмма и

и условия ее выбора помогли учащимся провести исследо- вание и самостоятельно сфор мулировать правила написа- ния орфограммы

Организация исследователь- ской деятельности через пар- ную работу способствовала развитию как психических процессов (внимания, мышле ния, памяти), так и личност- ных качеств (чувства товари щества). Использовался прием здоровьесбережения.

4. Закрепление  материала

Слайд 5, 6

Слайды 7-13

Вставьте пропущенные буквы, графически выделите условия написания орфограммы.

Ребята, вы любите отгадывать загадки? А я люблю их загадывать. Только загадки будут не простые. Посмотри те на слайды, вспомните тему нашего урока и запишите ответы. Не забудьте выделить орфограмму.

Найдите в данном ряду слов (расческа, рассвет, возраст) «третье лишнее»

Запись слов, графическое обозна- чение орфограммы.

Поиск слов с приставками на –з, -с, графическое обозначение орфограммы

Анализ словарного ряда, выбор критерия объединения слов в группу

Устное проговаривание усло вий правописания орфограм-

мы учит ребят рассуждать на лингвистическую тему

Развитие логического мышле ния (операций исключения, обобщения, анализа), памяти, восприятия; поддержание познавательного интереса к изучаемой теме

5. Физминутка.

А теперь поднимите руки высоко-высоко вверх. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы делать один хлопок, если услышите слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.

Чтение отрывков из стихотворений.

Листья, листья листопад,

Не расчистить школьный сад.

У солнышка есть правило: оно лучи расправило,

Раскинуло с утра. И на земле жара.

Рассердилась бабушка: «Взрослых не учи.

Разбираюсь правильно, как пинать мячи».

Я Володины отметки узнаю без дневника.

Если брат приходит с тройкой,

Раздаются три звонка.

Нет, в жизни мне не повезло:

Однажды я разбил стекло.

Поднять вверх руки и делать один хлопок, если слышишь слово с приставкой, оканчивающейся на

–з или -с

Развитие слуховой памяти, закрепление эмоционально положительной атмосферы урока

6. Самостоятельная работа.

Слайды 14, 15

Продолжим нашу работу. На слайде вам представлены три вида заданий. Прочитайте их внимательно и само- стоятельно сделайте выбор: какое задание вы будете выполнять. А, может быть, кто-то успеет сделать все три задания? Не забудьте графически обозначить орфограмму.

Чтение заданий, выбор посильного вида работы; решение задач на применение. Обратная связь: сигнальные карточки

Данный вид работы обеспе -чивает решение задач на при- менение, увеличивает объем знаний по теме, помогает глубже понять основной ма- териал. Анализируя задания, учащиеся имеют возмож- ность оценить свои знания и умения. Данный способ об- ратной связи помогает и учи- телю оценить степень успеш- ности овладения новым материалом.

7. Частичный лингвистический анализ текста.

Слайды 16-17

Я надеюсь, что с орфограммой «Правописание –з, -с на конце приставок» вы подружились, подружились так же, как и герои этого отрывка. Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? У вас на столах лежат полоски бумаги с напечатанными в них предложениями. Составьте предложения так, чтобы получился текст.

Каковы отношения отца и сына?

Найдите ключевые слова в тексте,  которые говорят о том, что отец и сын были друзьями.

Найдите в тексте слова с орфограммой «Правописание

 –з, -с на конце приставок».

Вы согласны, что человеку нужны друзья? А зачем нужны друзья? Запишите ваши мысли по этому поводу.

Чтение предложений; составление текста из разрозненных предложе- ний; формулировка темы текста и его идеи.

Повторение алгоритма рассужде- ния выбора написания –з или –с на конце приставок.

С целью обеспечения языко- вого развития учащихся был проведен частичный лингви- стический анализ текста; написана миниатюра. Работа с текстом позволила подвес- ти итоги урока, обобщить полученные сведения по теме

8. Домашнее задание

Слайды 18, 19

Откройте, пожалуйста дневники и запишите домашнее задание. Вам необходимо будет снова сделать выбор: придуматьь лингвистическую сказку по данной теме, либо составить задание «Четвертый лишний» с изученной орфограммой.

Запись домашнего задания.

Вариативность домашнего за дания позволит учащимся реализовать свои способно- сти и умения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Сказка – ложь, да в ней намек.Добрым молодцам урок. Правописание –з и –с на конце приставок.
расчертить раздать вспомнить взлететь
Выдели в слове приставку.2. Посмотри на букву согласного звука после приставки.
3. Если оканчивается на глухой согласный С
3. Если оканчивается на звонкий согласный З
и…полнить и…дать бе…порядок бе… брежный
исполнить издать беспорядок безбрежный
10 лет 20 лет расчёска

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....

Буквы О и А на конце наречий Урок русского языка 7 класс

Данный урок был проведен в рамках Недели русского языка. Урок плановый....

Рабочий лист к уроку русского языка 6 класс . "Правописание приставок пре-/при-"

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания по теме: "Правописание приставок пре-/при-"...

Урок. Русский язык 10 класс/Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.

Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.Учитель: Ширяева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 109 Приморского...

Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...

Урок русского языка 6 класс "Правописание приставок ПРЕ и ПРИ"

Разработка урока русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок ПРЕ и ПРИ" в форме игры, раскрытие тайн написания приставок....