Главные вкладки

    Элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме:
    Элективный курс по теме "Трудные вопросы орфографии и пунктуации

    Попова Галина Николаевна

    Данный элективный курс способствует развитию орфографической грамотности учащихся, обобщает и систематизирует знания по орфографии и пунктуации

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    elektivnyy_kurs.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рекомендовано:                                                                                   Утверждаю

    Руководитель МС                                                   Директор МОУ «СОШ № 2 г. Нариманов»

     __________Г.Н. Попова                                                         ______________ М.П. Склярова

    Протокол № ____________                                                 «______» ______________200__  г.

    Элективный курс.

    Трудные вопросы орфографии и пунктуации.

    (предметный)

                                                                    Подготовила учитель русского языка

                                                             и литературы Попова Галина Николаевна.

                                                              Программа составлена на основе  

                                                             

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

          Языкознание играет огромную роль  в системе школьного образования  и должно стать самостоятельным предметом. Поэтому данный элективный курс и крайне необходим для учащихся.

           Данный курс основан на функциональном подходе к изучению темы – это системно-интригующий взгляд на язык. Он формирует концентрическую модель языковой системы, поэтому программа отражает современный подход к изучению языка, демонстрирует связь языка с логикой, философией, жизнью. Она ориентированна не только на знакомство и изучение теоретических знаний, каждая тема обязательно включает в себя два блока:

    1. Употребление данных знаний в речи.
    2. Умение их использовать в жизни.

           Такому структурированию помогает применение интерактивных технологий: деловая игра, игра по типу «Счастливый случай», «Как стать отличником» по модели игры «Как стать миллионером». Такое комплексное представление языкового материала со временем приведёт к более осмысленному обучению языка.

           Поиск учениками близких по смыслу языковых единиц полезен и увлекателен: они сами могут обнаружить такие связи слов, словосочетаний, форм и конструкций, которых раньше не замечали.

          Такая системность ориентирована на коммуникацию, на правила «речевой» игры, правила выбора языковых средств, что служит стимулом к изучению языка.

    Основные цели данного курса:

    • Формирование, воспитание коммуникативной личности;
    • Создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами;
    • Формирование умения общаться, вести дискуссию, выражать свою точку зрения наиболее выразительными и действенными средствами.

    В результате изучения курса учащиеся должны знать:

    • Освоить минимум основ языкознания;
    • Видеть в развитии языка связь языка и человека, общества и языка (причины появления новых слов, их исчезновения и т.д.);
    • Знать историю возникновения буквенного письма в связи с вопросами культуры и искусства письма;
    • Знать основные функции языка;
    • Усвоить процессы словообразования;
    • Видеть связи нашего языка с языками мира.

    Тематическое планирование (17 часов)

    № п/п

    Тема курса

    Кол-во часов

    Дата

    Виды деятельности

    1.

    I. Введение.

    Играть всерьёз курс «Учение с увлечением. Основа языкознания.

    1

    2.

     Правописание гласных в корне слова.

    2

    1. Выступления учащихся по теме.
    2. Составление словарной статьи.
    3. Составление кроссвордов, шарад, ребусов.

    4.

    Правописание приставок.

    1

    1. Решение задач и выполнение упражнений.
    2. Обсуждение домашнего задания.

    5.

    Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий.

    2

    1. Сообщение по теме.
    2. Работа с 4-х томным «Словарём русского языка»4 сочинение-рассуждение «О пользе и обязательности буквы Ё во всех видах письма, особенно в печати».
    3. Словарная работа с заполнением кроссворда.

    6.

    Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов и их форм.

    1

    1. Заседание клуба по поводу сохранившихся фразеологизмов.
    2. Игра «Счастливый случай»
    3. Обсуждение игры, награждение.

    7.

    Правописание Н –НН в прилагательных и причастиях.

    2

    1. Лекция учителя «Как мы выражаем идею количества».
    2. Задание учащимся по ходу лекции (таблица, графическое изображение).
    3. Составление учащимися заданий по теме в форме игры.
    4. Конкурс «Кто больше?»

    8.

    Слитное, раздельное, дефисное написание слов

    2

    1. Тест по изученным темам.

    9.

    Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию

    2

    1. Заседание клуба по теме.
    2. Аналитические упражнения.
    3. Стилистические упражнения

    10.

    Игра «Кто хочет стать отличником»

    2

    1. Вопросы для 5 команд.
    2. Дополнительные вопросы командам.

    11.

    Зачётный урок.

    1

    Литература.

    1. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. – М.: «Просвещение», 1974.
    2. Дейкина А.Д.. Пахнова Т.М. Русский язык в старших классах: практический курс. – М, 2001.
    3. Каменская Р.А. Опыт использования активных форм обучения преподавания дисциплины. Культурология. – Волгоград, 2004.
    4. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.: «Просвещение»,2000.
    5. Русский язык / -2001. № 41, 45, 46, 47, 48. – 2002. - № 1,4, 5, 6, 8, 12, 15, 24.
    6. Словарь ассоциативных норм русского языка/ под редакцией А.А. Леонтьева. – М., 1977.
    7. Ожегов с.И. Словарь русского языка. – Изд. 2.- М., 1975.
    8. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. – М.: Просвещение, 1975.
    9. Колесов В.В. История русского языка в картинках. М.: Просвещение, 1982.
    10. Иконников С. Диалоги о культуре. – М.:, 1977.
    11. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение, 1976.
    12. Успенский Л. По закону буквы. – М.: Молодая гвардия, 1979.


    Комментарии

    Зверева Елена Евгеньевна

    Галина Николаевна, огромное спасибо за работу, ваш труд великолепен. :))