Планирование по русскому языку в 9 классе.
календарно-тематическое планирование (русский язык, 9 класс) по теме

Тараканова Любовь Владимировна

Планирование составлено по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Planirovanie._Rus.9_po_programme_N.M.Shanskogo..doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по русскому языку. 9 класс.  Авторы программы: М.Т.Баранов, Т.А.  Ладыженская, Н.М.Шанский.  М. : «Просвещение» 2009 г.

Учебник «Русский язык» 9 класс. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. научный редактор – Н.М.Шанский.  М.: «Просвещение» 2008 г.

Всего уроков: 68, из них  на развитие речи – 13

2 урока в неделю

Номер урока

Цель урока

Тема урока. Основное

содержание

Тип урока

Результат по содержанию (что должны знать в конце урока). Результат по способу работы (что должны уметь в конце урока)

Контроль

Домашнее задание

Сроки

1

Дать понятие «МИРОВЫЕ ЯЗЫКИ», сообщить сведения о месте русского языка среди языков народов мира, формировать умение составлять план, пересказывать текст по плану.

Международное значение русского языка.

Вводный

Знать о роли русского языка в мире; основные нормы русского литературного языка. Уметь определять тему, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста.

Беседа, упражнения, изложение (№ 3), творческая работа

№ 4 (составить и записать текст на тему «Наша страна – великая космическая держава»); №5

Повторение изученного в 5-8 классах (5+2)

2

Повторить признаки устной и письменной речи; отличие монолога от диалога.

Устная и письменная речь. Монолог. Диалог.

УРР

Знать признаки устной и письменной речи; понятия МОНОЛОГ, ДИАЛОГ.

Уметь составлять сообщение на тему «Сравнительная характеристика устной и письменной речи», редактировать текст.

Беседа, упражнения, творческая работа, письмо по памяти.

§ § 1-2, № 14. Составить монолог на тему « XXI век – век информации и информационных технологий»

3

Повторить стили языка, языковые средства стилей (лексические, фразеологические, грамматические).

Стили языка.

УРР

Знать основные стили литературного языка. Уметь характеризовать стиль предлагаемых фрагментов; определять средства художественной выразительности, используемые авторами текстов.

Беседа, упражнения, тренинг.

§ 3, № 22

4

Повторить опознавательные признаки словосочетания и предложения; средства связи в предложениях.

Простое предложение и его грамматическая основа.

УПОЗ

Знать: виды предложений по наличию главных членов, односост. предложения.

Уметь: выделять грамм.основу, определять способ выражения гл. члена в односост предл., вид сказуемого.

Беседа, упражнения, объяснительный диктант.

§ 4, № 31

5

Повторить обособленные члены предложения; условия постановки знаков препинания в простых осложнённых предложениях.

Предложения с обособленными членами. Знаки препинания в них

УПОЗ

Знать:виды обособл.предложений, условия обособления.

Уметь: находить определения и обстоятельства, правильно расст.знаки препинания.

Беседа, упражнения, тренинг.

§ 5, № 36

6

Проверить степень усвоения темы.

Контрольная работа  в форме ГИА. (№ 1)

Урок контроля

Контрольная работа

7

Повторить постановку знаков препинания при обращении, вводных конструкциях.

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

УПОЗ

Знать: способы выражения обращений, группы вводных слов по значению,что такое вставные конструкции.

Уметь:производить выбор нужных знаков препинания, объяснять графически условия их выделения.

Беседа, упражнения, тренинг.

§ 6, № 40

8

Совершенствовать навык написания сжатого изложения.

Сжатое изложение. (№ 1)

УРР

Уметь составлять план, определять тип и стиль  текста, восстанавливать порядок следования выделенных абзацами частей текста.

Работа  с книгой, творческая работа.

Сложное предложение (1)

9

Повторить и углубить знания о СП, известных учащимся за курс 5-8 классов.

Понятие о сложном предложении.

УСНЗ

Знать: два основных структурных типа предложения(простое и сложное), особенности построения сложных предложений.

Уметь:разграничивать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предложений.

Работа с учебником, проблемные задания, диктант с продолжением (№ 45)

§ 7, № 44

Союзные и бессоюзные сложные предложения (5+1)

10 -11

Формировать умение отличать союзные сложные предложения от БСП.

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

УСНЗ

Знать:группы сложных предложений, средства связи в них.

Уметь: разграничивать союзные и бессоюзные, ССП и СПП, расставлять знаки препинания., составлять схемы.

Работа с учебником, проблемные задания.

Словарный диктант.

§ 8, № 51

12

Совершенствовать умение отбирать материал для сочинения, составлять план.

Сочинение в форме дневниковой записи. Впечатления от картины Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой».

УРР

Знать признаки текста и уметь пользоваться терминологией. Уметь отбирать материал по картине, составлять план сочинения, определять его идею и тему.

Беседа, творческая работа.

Повторить понятие ПАРОНИМЫ (№ 50)

13-14

Повторить функцию знаков препинания, совершенствовать умение расставлять знаки препинания в СП,

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

УСНЗ

Знать:назначение знаков препинания в СП, об особенности интонации ПП и СП.

Уметь:разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями СП,сост. графически интонационные схемы СП.

Работа с учебником, упражнения, диктант (№ 55)

§ 9, № 54

15

Повторить сведения об интонации, формировать умение выразительно прочитывать СП.

Интонация сложного предложения.

УСНЗ

Знать, что любое предложение характеризуется интонацией конца предложения; три основных элемента интонации СП: повышение голоса, пауза, понижение голоса. Уметь правильно читать СП.

Составление схем СП.

§ 10, № 59 (Сочинение «Любимый уголок природы»)

Сложносочинённые предложения (5)

16

Отработать умение различать простые предложения с однородными членами и ССП, определять значение ССП с союзом И.

Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП.

УСНЗ

Знать:определение ССП, группы сочинительных союзов, их роль в ССП.

Уметь:находитьССП в ряду указанных, сост.схемы ССП.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

§ 13, № 63

17-18

Формировать умение определять смысловые отношения между частями ССП.

ССП с соединительными, разделительными, противительными союзами.

УСНЗ

Знать соединительные, разделительные, противительные союзы в ССП.

Уметь: находить границ у между простыми предложениями в составе сложного, сост.схемы сложных предложений, расст знаки препинания.

Работа с учебником, упражнения, составление схем

§ 14, 15, 16 № 67

19

Сформировать умение производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Подготовка к диктанту.

УСНЗ

Знать: порядок синтаксического и пунктуационного разбора.

Уметь: производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

Тренинг.

§ 17, № 77

20

Проверить степень усвоения темы.

Контрольный диктант по теме: ССП. (№ 1)

Урок контроля

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений; владеть орфографическими и пунктуационными знаниями

Сложноподчинённые предложения (19+5)

21

Формировать умение находить главное и придаточное предложения.

Понятие о сложноподчинённом предложении.

УСНЗ

Знать: определение СПП, способы отношения придаточного предложения к главному.

Уметь: находить главное и придаточное предложения в СПП, определять средства связи прид.предлож. с главным.

Работа с учебником, упражнения, составление схем, проблемные задания.

§ 18, № 84

22

Учить определять место придаточного, средства его связи с главным

Место придаточного предложения по отношению к главному.

Знаки препинания в СПП.

УСНЗ

Знать: место прид.предложения по отношению к главному, условия выделения запятыми на письме прид.предлож.Уметь:

находить части СПП,ставить знаки препинания, редактировать СПП.

Работа с учебником, упражнения, составление схем, проблемные задания.

§ 19,  № 92 (написать отзыв о картине И.Тихого «Аисты»)

23-24

Работать над развитием речи, формировать умение писать сочинение-рассуждение.

Сочинение-рассуждение

УРР

Знать структуру сочинения-рассуждения. Уметь отбирать аргументы в сочинении-рассуждении.

Творческая работа.

25

Формировать умение отличать союзы и союзные слова.

Союзы и союзные слова в СПП.

УСНЗ

Знать, что связь прид.предл. с главным осуществляется с помощью подчин. Союзов или союзных слов.

Уметь: различать омонимичные подчин. союзы и союзные слова в СПП, определять, каким членом прид.предлож.является союзное слово.

Работа с учебником, упражнения, составление схем, проблемные задания

§ 20, № 94, № 96

26

Познакомить, какую роль играют указательные слова вСПП.

Роль указательных слов в СПП.

УСНЗ

Знать, что в главной части СПП могут быть  указательные слова, их роль в СПП.

Уметь: находить указательные слова  в главной части СПП, определять, каким членом предложения они являются

Опорные схемы, проблемные задания.

§ 21, № 99

27-28

Совершенствовать навык написания сжатого изложения.

Сжатое  изложение  (№ 106) (№ 2)

УРР

Уметь составлять план, определять тип и стиль  текста, восстанавливать порядок следования выделенных абзацами частей текста.

Работа  с книгой, творческая работа.

29

Формировать умение находить придаточные определительные в СПП, производить их синонимическую замену.

Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными.

УСНЗ

Знать:основные группы СПП и их признаки, признаки прид.опред.

Уметь: определять значение придаточных, ставить к ним вопросы, опред.средства связи прид. С главным, строить схемы предлож.

Работа с книгой, проблемные задания.

§ 22, № 116

30-31

Формировать умение находить придаточные  изъяснительные в СПП, производить их синонимическую замену, правильно расставлять знаки препинания.

СПП с придаточными изъяснительными. Подготовка к диктанту.

УСНЗ

Знать: признаки прид.изъяснит.

Уметь:опред.значение прид.изъяснит., ставить к ним вопросы, опред.средства связи прид.с главным, правильно ставить знаки препинания.

Работа с книгой, проблемные задания. Составление схем предложений.

§ 23, № 118. Подготовка к диктанту.

32

Проверить степень усвоения темы.

Диктант. (№ 2)

Урок контроля

Проверка уровня изученного материала.

33

Формировать умение различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи.

СПП с придаточными обстоятельственными.

УСНЗ

Знать: виды обстоятельственных придаточных.

Уметь ставить вопросы к обст.прид., опред.средства связи.

Работа с книгой, составление плана параграфа, составление схем предложений.

§ 24

34

Формировать умение распознавать придаточные места и времени, отличать их от  других видов придаточных.

СПП с придаточными времени и места.

УСНЗ

Знать признаки прид. времени и места.

Уметь:опред.значение прид. времени и места, сост. по указанным схемам предлож.с прид.,правильно ставить знаки препин.

Проблемные задания.

§ 24, § 25, №№ 128, 129

35-36

Формировать умение распознавать придаточные причины, уступки, цели, следствия, отличать их от  других видов придаточных; правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений.

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

УСНЗ

Знать: признаки придаточных, их общее значение обусловленности.

Уметь:опред.значения придаточных, отличать указанные виды прид. от других видов, ставить знаки препинания.

Упражнения, диктант с грамм.заданием (№ 151)

§ 26, №№ 137, 144

37

Формировать умение распознавать придаточные  образа действия, меры, степени, сравнения, отличать их от  других видов придаточных; правильно расставлять знаки препинания,

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

УСНЗ

Знать:признаки придаточных.

Уметь: опред.значение придаточных, их место по отнош.к главному, сост.схемы СПП, ставить знаки препинания.

Вопросы, с.97, тест.

Графический диктант.

§ 27, №№ 158, 162

38

Проверить степень усвоения темы.

Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными» (№ 2)

Урок контроля

Знать виды придаточных предложений, уметь составлять схемы предложений.

Проверка уровня усвоения знаний по теме.

39

Закрепить умение писать сочинение-рассуждение.

Сочинение на основе тезиса, сформулированного в ходе анализа текста.

УРР

Уметь аргументированно отвечать на вопрос, сформулированный в ходе анализа текста.

Творческая работа

40-41

Формировать умение определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, составлять схемы СПП с разными видами подчинения.

СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

УСНЗ

Знать, какие СПП называются многочленными, виды подчинительной связи в предлож.с несколькими прид.

Уметь: опред. виды подчинит.связи, сост. схемы, ставить знаки препинания.

Составление схем предложений.

§ 28, №№ 175  (составить краткое сообщение о происхождении псевдонимов на основе рассказа Тэффи)

42

Сформировать умение производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП.

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП.

УСНЗ

Знать: порядок разбораСПП.

Уметь: производить устный и письменный разбор СПП.

Работа с книгой, тренинг

§ 29, № 176.

43

Обобщить изученный материал, провести работу, позволяющую подготовиться к диктанту.

Повторение по теме «Сложноподчинённое предложение». Подготовка к диктанту.

УЗЗ

Знать виды  СПП, виды подчинительной связи в СПП.

Систематизация знаний по теме.

Словарный диктант.

№ 183

44

Проверить степень усвоения темы.

Контрольный диктант с грамматическим заданием. (№ 3)

Урок контроля

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений, владеть орфографическими и пунктуационными навыками.

Проверка уровня усвоения знаний по теме.

Бессоюзные сложные предложения (6+2)

45

Формировать умение устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях, использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и  того же смысла.

Понятие о БСП. Интонация в БСП.

УСНЗ

Знать: определение БСП, особенности интонации в БСП.

Уметь: определять смысловые отношения между частями БСП, уметь произносить указанные БСП.

Работа с книгой, проблемные задания.

§ 31, § 32, №№ 189, 190

46

Формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями БСП, определять интонационные особенности этих предложений

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП.

УСНЗ

Знать: условия постановки запятой и точки с запятой между частями БСП.

Уметь: опред.смысловые отношения между частями БСП,правильно ставить знаки препинания, сост.БСП.

Работа со схемами предложений, графический диктант.

§ 33, № 191

47

Совершенствовать навык написания сжатого изложения.

 Сжатое изложение  (№ 3)

УРР

Уметь составлять план, определять тип и стиль  текста, восстанавливать порядок следования выделенных абзацами частей текста.

Работа  с книгой, творческая работа.

48

Формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями БСП, определять интонационные особенности этих предложений

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

УСНЗ

Знать: условия постановки двоеточия в БСП.

Уметь: обосновывать условия выбора знака препинания между частями БСП, ставить знаки препинания, сост. БСП.

Самодиктант.

§ 34, № 197

49

Формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями БСП, определять интонационные особенности этих предложений

БСП со значением противопоставления, времени, условия ,следствия. Тире в БСП.

УСНЗ

Знать:условия постановки тире в БСП.

Уметь произносить БСП, опред. смысловые отношения между частями БСП,ставить знаки препин., сост.схемы БСП.

Работа с книгой, проблемные задания.

§ 35, № 202

50

Формировать умение писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Сочинение на лингвистическую тему.

УРР

Знать структуру сочинения-рассуждения. Уметь отбирать аргументы в сочинении-рассуждении, уметь составлять сочинение на лингвистическую тему.

Творческая работа.

51

Обобщить знания по изученной теме.

Повторение по теме «Бессоюзные сложные предложения». Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Подготовка к контрольной работе.

УЗЗ

Знать БСП, уметь составлять схемы БСП, расставлять знаки препинания.

Обобщение и систематизация знаний по теме.

§ 36, № 207, вопросы, с.139

52

Проверить степень усвоения темы.

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» (тест) (№ 3)

Урок контроля

Знать возможности БСП. Уметь анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые единицы, средства связи, соблюдать пунктуационные правила.

Сложные предложения с различными видами связи (5+2)

53

Формировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.

Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.

УСНЗ

Знать, какие СП называются многочленными, виды синтаксической связи.

Уметь находить многочленные СП, опред.виды синтакс. связи, сост. схемы, ставить знаки препин.

Работа с книгой, проблемные задания.

§ 37, № 212

54

Формировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор СП с разными видами связи.

УСНЗ

Знать: правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предлож., порядок разбора СП с разными видами связи.Уметь:находить границы СП, производить выбор знаков препинания, произв.разбор СП с различ.видами связи.

Работа с книгой, проблемные задания.

§ 38, № 217

55-56

Совершенствовать навык написания сжатого изложения.

Сжатое изложение. (№ 4)

УРР

Уметь составлять план, определять тип и стиль  текста, восстанавливать порядок следования выделенных абзацами частей текста.

Творческая работа

57

Обобщить изученный материал.

Повторение по теме «Сложное предложение с различными видами связи». Подготовка к  зачёту.

УЗЗ

Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор СП с различными видами связи.

Обобщение и систематизация изученного.

§ 39, № 218

58

Проверить степень усвоения темы.

Урок-зачёт.

Урок контроля

Знать виды СП, виды придаточных, виды подчинительной связи в СПП.

Зачёт. Тест.

59

Проверить степень усвоения темы.

Контрольный диктант. (№ 4)

Урок контроля

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений, владеть орфографическими и пунктуационными навыками.

Проверка уровня усвоения знаний по теме.

Общие сведения о языке (3ч)

60

Дать понятие о языке как системе словесного выражения мыслей, средстве общения; показать живую связь современного языка с его историческими корнями; активизировать творческие способности учеников; закрепить навыки работы со словарём.

Роль языка в жизни человека и общества.

УСНЗ

Знать роль языка в жизни общества. Уметь работать с различными видами лингвистических словарей.

Сообщения.

Инд.зад.

61

Дать понятие о языке как системе словесного выражения мыслей, средстве общения; показать живую связь современного языка с его историческими корнями; активизировать творческие способности учеников; закрепить навыки работы со словарём.

 Язык как развивающееся явление.

УСНЗ

Знать роль языка в жизни общества. Уметь работать с различными видами лингвистических словарей.

Сообщения.

Инд.зад.

62

Дать понятие о языке как системе словесного выражения мыслей, средстве общения; показать живую связь современного языка с его историческими корнями; активизировать творческие способности учеников; закрепить навыки работы со словарём.

Русский язык в современном мире.

УСНЗ

Знать роль языка в жизни общества. Уметь работать с различными видами лингвистических словарей.

Сообщения.

Инд.зад.

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (6 ч.)

63

Закрепить знания о фонетике, лексике, фразеологии, полученные в 5-8 классах.

Фонетика. Графика. Лексика. Фразеология.

УПОЗ

Знать: определение фонетики и графики, хар – ку гл.звуков, порядок фон.разбора.

Уметь: сост. фон.транскрипцию, опред.звуковое значение букв. Знать: определение наук, омонимов, синонимов.антонимов и др.Уметь:опред. лексич.и грамм.значение слов.

Тесты, тренинг.

§ 41,  § 42, № 232

64

Закрепить знания о морфемике, словообразовании, полученные в 5-8 классах.

Морфемика и словообразование.

УПОЗ

Знать: определение наук о языке, способы образ.слов, порядок разбора слов по составу.

Уметь:делить слова на морфемы, различ.однокор. слова и формы слова, производить разбор слов по составу.

Тесты, тренинг.

§ 43,  § 44, № 245

65-66

Проверить уровень подготовки учащихся к ГИА.

Контрольная работа в форме ГИА. (№ 4)

Урок контроля

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений, владеть орфографическими и пунктуационными навыками.

Тесты, творческая работа

67

Провести работу, позволяющую объяснить и исправить допущенные ошибки.

Анализ К/Р.

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений, владеть орфографическими и пунктуационными навыками, выполнять работу над ошибками.

Тесты.

68

Закрепить знания о морфологии, синтаксисе, полученные в 5-8 классах

Морфология. Синтаксис.

УПОЗ

Знать: части речи , их роль в рус языке, порядок морф.разбора, назначение словосочетаний, предложений и текста в рус.яз.

Уметь:группировать слова по частям речи, производить морф. разбор, отличать предложения от словосоч., опред. виды синт.связи и др.

Тесты.

Условные сокращения: УРР – урок развития речи   УСНЗ – урок сообщения новых знаний    УПОЗ – урок повторения и обобщения знаний   УЗЗ – урок закрепления знаний  СП – сложное предложение      ССП – сложносочинённое предложение    СПП – сложноподчинённое предложение   БСП – бессоюзное сложное предложение

Распределение материала по четвертям.

Четверти

Кол-во часов

Факт.

УРР

Факт.

Диктанты

Факт.

Сочинения

Факт.

Изложения

Факт.

К/Р (тесты)

Факт.

Зачёты

Факт.

1

2

3

4

Год

68

13

4

3

4

4

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по русскому языку 9 класс лингвистический

Данное планирование предназначено для профильных лингвистических классов....

тематическое планирование по русскому языку 5 класс

Примерное тематическое планирование по русскому языку для 5 класса по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Учебник Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова,Л. А. Тростенцовой Русский ...

календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе по УМК В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко (2часа в неделю, 70 часов)...

тематическое планирование по русскому языку 11 класс

Тематическое планирование по русскому языку в 11 классе составлено на основе программы для общеобразовательных школ (базовый уровень).Автор программы А.И.Власенков. 34 часа....

Планирование уроков русского языка. 7 класс

Планирование составленно на основе Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл./Сост. Е.И. Харитонова.- М.:Дрофа, 2009 (Авторы пограммы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Льво...

календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс

календарно-тематическое планирование составлено к учебнику Бархударова...

Тематическое планирование по русскому языку. 6 класс( Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык)

Статус документаНастоящая программа по русскому языку для VIкласса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывае...