конспект урока по теме "Наречие" в 10 классе
план-конспект урока (русский язык, 10 класс) на тему

Урок дан в 10 классе по теме "Наречие".  На уроке  определяются морфологические признаки и синтаксическая роль наречий; формируется умение находить наречие в тексте. Развивающая цель: показать роль наречия как одного из средств связи предложений в целом тексте; расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи наречий. Воспитательная цель: привить чувство доброты и сострадания, помочь воспитанию силы воли в себе, учить понимать и ценить истинные моральные ценности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

по русскому языку в 10 классе

Тема: Наречие как часть речи

Цели урока:

- обучающая: повторить общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; формировать умения находить наречия в тексте; определять их синтаксическую роль;

- развивающая: показать роль наречия как одного из средств связи предложений в целом тексте; расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи наречий;

- воспитательная: привить чувство доброты и сострадания, помочь воспитанию силы воли в себе, учить понимать и ценить истинные моральные ценности.

Тип урока: урок-повторение

Методы урока: групповой метод: разноуровневый подход; объяснительно-иллюстративный

Межпредметная связь: с литературой. Отрывки из повести А.П.Чехова «Степь», из статьи К.Чуковского «Современники» из серии «Жизнь замечательных людей»

Работа по развитию речи: развитие языкового кругозора учащихся за счет знакомства с этимологией слова; работа с синонимами; составление устного высказывания на грамматическую тему

Оборудование: 1.Опорная блочная схема

                            2. Цветовая таблица «Орфограммы наречий»

                            3. Индивидуальные карточки по 2 уровням

Ход урока

I.Организационный момент (сообщение темы и задачи урока)

II. Повторение: 1.Слово учителя

                       2. Работа с таблицей

                       3. Работа по карточкам

                       4. Цветовая таблица

III. Закрепление: 1. Словарный диктант

                            2. Лексическая работа

                            3. Работа с учебником

                            4. «Из жизни слов»

IV. Подведение итогов.

Ход урока

  1. Орг.момент

Сегодня мы продолжим изучение еще одной части речи-наречия, начатое нами в средних классах. Задача нашего урока  состоит в том, чтобы повторить общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.  Мы познакомимся с особым видом памяти – эйдетизмом.

  1. Повторение
  1. Слово учителя

Ребята, вначале вспомним историю данной части речи. Наречия на –о,-е стали формироваться как особый вид с середины XIX века. Термин «наречие» связан с латинским названием «adverbium», где ad-к, для, при, verbium- глагол. Название этой части речи показывает, что наречие обычно поясняет глагол.

Вопрос: А что вы знаете о спорах лингвистов об этой части речи?

(Ученики приводят высказывания ученых М.В.Ломоносова, Ф.И.Буслаева о наречии)

Вывод: Современные лингвисты, такие как Виноградов, Щерба  и Розенталь выделяют наречие как самостоятельную часть речи.

  1. Работа с таблицей

А теперь внимательно рассмотрите таблицу(опорно-блочную схему на доске)

Проанализировав ее , учащиеся записывают примеры в тетради.

Анализ данных словосочетаний позволяет нам сделать соответствующие выводы.

Выводы: 1. Наречие не изменяется, не имеет окончаний

  1. Остается неизменяемым  независимо от того, с какими частями речи употребляется
  2. Может относиться к глаголу, деепричастию, причастию, наречию, существительному

Вопрос: Можно ли только по вопросу к наречию определить, что оно обозначает – признак действия или признак предмета (Нет, необходимо знать, от какого слова (части речи) задается вопрос к наречию)

  1. Работа  по карточка (2 уровня)

Задания 1 уровня: (отрывок из повести А.П.Чехова «Степь»)

1.Найдите в тексте словосочетания с наречиями, укажите разряды.

2. Синтаксический разбор

Задания 2 уровня: (отрывок из статьи К.Чуковского о Чехове)

  1. Определите основную мысль текста, озаглавьте его
  2. Выпишите наречия, объясните их правописание

Вопросы: О каком периоде жизни Чехова говорится в тексте? Что вы узнали нового о писателе? Определите тему, идею текста. (Ученики делают вывод о том, что нужно воспитывать в себе силу воли, выходить из трудных жизненных ситуаций с достоинством)

  1. «Цветовая таблица»

Чтобы у вас не было затруднений в правописании наречий, вы должны научиться запоминать орфограммы. Для этого попытаемся развить особый вид памяти-эйдетизм- способность сохранять яркие образы предметов долгое время спустя после исчезновения их из поля зрения.

Правописание наречий не отличается особой легкостью. Усвоить его нам поможет «Цветовая таблица орфограмм наречий» (на доске)

Кстати, как вы думаете, почему здесь 7 цветов, что они вам напоминают? Правильно, это цвета радуги, их 7, 7 орфограмм  и у наречий. И запомнить их, можно выучив это предложение «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Каждому цвету соответствует та или иная орфограмма.

III.Закрепление

  1. Словарный диктант  с проверкой по таблице «Орфограммы наречий»
  2. Лексическая работа (подобрать синонимы к наречиям)
  3. Работа с учебником (  выполнение упражнения 314)
  4. Отрывок из книги Э.Вартаньяна «Из жизни слов» о наречиях

IV.Подведение итогов

  1. Учащиеся делают обобщение изученного  в форме устного высказывания
  2. Домашнее задание:  составить рассказ о том, как вы воспитываете в себе силу воли, используя при этом наречия
  3. Выведение оценок

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...