Традиции неосимволизма в творчестве Венены Петровской
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Терёхина Наталья Валентиновна

Моя литературно-критическая статья о творчестве  моей коллеги, преподавателя русского языка и литературы Ново-Ямской СОШ Старицкого района Тверской области Венены Павловны Петровской. С ее творчеством можно познакомиться на сайте стихи.ру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Традиции неосимволизма в творчестве Венены Петровской

Ее творчество узнаваемо, поэтесса имеет свое лицо, свой почерк, ее стихи-- это настоящая поэзия.

Совершенно очевидно определяется и стилевая направленность-- можно говорить о проявлении Среди поэтов Верхневолжья  Венена  Петровская занимает особое место.

особенностей неосимволизма в ее произведениях.

Творчество поэтессы достойно изучения, но на данный момент не существует серьезных исследований ее книг, поэтому тема работы актуальна.

Прежде чем говорить о чертах неосимволизма в поэзии Петровской, обратимся к научному определению термина.

Неосимволизм- это литературно-философское течение начала 21 века, поставленное в оппозицию по отношению к массовой культуре и пропагандирующее возвращение к смысловой подаче произведений искусства через символику и чувственный опыт познания личных переживаний.

Опирается на традиции пост-романтизма и декаданса середины-конца 19 века, а также на традиции Серебряного века.

Традиции пост-романтизма и декаданса проявляются прежде всего в философской направленности произведений. Для лирики В. Петровской , как и для авторов пост-романтизма и декаданса, характерна философская концепция одиночества.  Лирическая героиня Петровской одинока в мире. Почему? Она недостойна мира? Мир недостоин ее? Существует ли конфликт между  героиней и действительностью?

Оказывается, мир в восприятии лирической героини таит в себе опасность, агрессию. Так, в стихотворении, которое открывает сборник « Краешек имени твоего», читаем:  « но жизнь с коварством хищного зверька» и далее- « мы попадаем в пасти к тишине», «жестокий зверь- полуночная тишь», где тишина, тишь- символы одиночества. Одиночество невыносимо («жестокий зверь»), но оно порождено жизнью («жизнь с коварством хищного зверька»), т. е. в одиночестве обвиняется жизнь, судьба.

Мир наполнен ложью, предательством: «тебе солгут», «выменяют на фетишь» ( стихотворение «В моем королевстве период смут»), он по-проежнему опасен: « минное поле минных минут- и голова долой», « никому не открываем- вдруг там люди цвета хаки» - в стихотворении «Никаких прикосновений»).

Мир обезличен, сер, бездуховен, меркантилен, лишен гармонии ( « на тысячу миль в зараженном пространстве бесцветья»- в стихотворении  «Привыкнув однажды…», « и жить надоело, когда каждый день против шерсти…», « теряет след смиренный инок на паперти средь кошельков»…,  « но люди, люди гибнут за металл»- в стихотворении « Слова идут, как  будто горлом кровь»). Это «рай из бетона», где даже рассвет « каменный».

Итак, мир несовершенен, т. к. в нем нет доброты, любви, истины. Там царит злоба, ложь, корысть, ничтожество, бездуховность.

Но наряду с миром реальности существует и другой, идеальный мир ( идея двоемирия характерна для философии декаданса). Идеальный мир – мир грез, сновидений, мечтаний. Поэтому важным мотивом сборника является мотив сна. Сон заменяет героине жизнь:

 Зря придумала сон,

Им заменяла жизнь,

им, как никто нигде,

лакомилась потом…

( в стихотворении « Зря придумала сон»..)

Или: « Гощу себе спокойно в сновиденьях» ( в стихотворении «Довоплотиться можно поутру»)

Или: « во сне- реальность» ( в стихотворении « Слова идут, как будто горлом кровь»)

Итак, сон- это символ прекрасного мира, где не надо никого бояться, можно быть самим собой, не надевать маски. Любить и быть любимым.

Там перила с перерывом

И рисунки на асфальте.

Поцелуи у качелей

 неосвистанной длины…

или:

Не торопись. Повремени,

Не сразу открывай глаза.

Пластинку сна переверни

И вещие начни вязать..

Лирическая героиня является связной между мирами. Эта связь проходит через любовь и творчество. Любовь глубокая, всеобъемлющая к герою, который принадлежит снам и Вечности. Он – житель надлунного мира. Она называет его ангелом  (« никаких прикосновений- ты прости за это , ангел…», « убери от пульса руку- вдруг услышат во Вселенной»…, « Целый месяц нету вести. У Медведиц память девичья. Только нет на небо лестниц»…

Любовь, истина, духовность- там, где живет Он- Небожитель, часто являющийся героине в снах. Оказывается, настоящая жизнь героини- ее внутренняя духовная жизнь, ее подсознание, воспоминания, сны, творчество. (« Попробуй объяснить, что я живая», « По вертикали Небо и Земля меняются местами»- в стихотворении «Фигурки песочных часов».)

Вынужденная материально существовать в мире реальности и отвергающая этот мир, считая его временным прибежищем, героиня ощущает себя жительницей совершенного мира. Она- Королева, Золушка, «импрессия Гогена», пост-модерновая экс-Беатриче, ее дом- «все выше, непременно выше…»

Еще одна черта пост-романтизма и декаданса- мотив движения, который порожден желанием героини переместиться из реального мира либо в идеальный. космическое пространство, либо в свое подсознание, внутренний мир, прошлое.

Ау, Вергилий, потерялась я.

Мне нужно выше, непременно выше.

Ау. Вергилий. Я тебя не вижу.

Привыкла к пятому, но можно на седьмой.

Лишь бы домой…никак не ниже, слышишь?

( стихотворение «Ау, Вергилий! Ты куда ведешь?)

Или: «Открою форточку- летите сны бумажные…», или « К тем перилам не добраться в летописную капель».

Автор использует либо глаголы движения, либо существительные, вызывающие ассоциации с перемещением в пространстве: лестница, поезд, лодка, карета, ступени и т. п.

Отличительной чертой романтизма и декаданса является особое отношение к природе.

Природа у Петровской- не только  источник радости, необыкновенного восторга, умиления, но и гармонии, которой нет в мире людей. ( «Пчелы зажимают кулачки- носят осень», «А утро солнцем прыгнет на колени- ах, колдовство», «Светились яблоки в ночи», «Солнце скачет по коленям зайцем теплым и пушистым…»

Природа у Петровской обожествляется: «Проснется утром шепот птичьей стаи- священное писанье чистит кровь»… или  «На ангельском без  сурдоперевода  воркуют птицы, муркают коты»…

Нередко явления природы, Луна, звезды, солнце становятся действующими лицами ее произведений.

Особенностью поэтики многих стихотворений В. Петровской является обращение ее к символу. Символы,  характерные для творчества Петровской:

Тишина. Тишь, пустота-символы одиночества.

Птицы, птичий-символ духовности;

Камень, алые маки- символ горя, потери;

Сон- символ подлинной жизни;

Дожди- символ связи между мирами;

Луна- символ вечности;

Снега- символ печали, постоянно обновляющегося времени;

Вода, река, капель-символ времени;

Лед- остановившееся время.

Для лирики автора характерна также многогранность метафор и ассоциаций. Каждая деталь стихотворений многозначна, является одновременно и элементом реальности, и составной частью сотворенного поэтом воображаемого мира.

Автор великолепно владеет звуковой организацией стиха, используя аллитерации.., ассонанс, внутреннюю рифму, повторы.

Продемонстрируем эти особенности, обращаясь к стихотворению « Светились яблоки в ночи».

Светились яблоки в ночи –

Луна их светом напоила

Иль звезд немых святая сила.

Светиться – множество причин.

Созвездья тлели в вышине

И падали, мгновенно спея.

Луны нетленная камея

обещана сегодня мне.

2008 г.

С одной стороны, это прекрасный конкретный пейзаж августовской ночи в яблоневом саду с падающими яблоками и звездами. Используются метафоры: «Светились яблоки в ночи», «созвездья тлели в вышине», олицетворение: «Луна их светом напоила иль звезд немых святая сила»…, лексика со значением света: «светились», «тлели», «свет», «луна», «звезды», инверсия «светились яблоки». Двойная метафора «созвездья тлели … и падали мгновенно спея» создает образы и созревших тяжелых яблок и падающих звезд, мгновенно сгорающих в вышине. Действительно, великолепная картина светлой августовской ночи.

С другой стороны, глагол «светиться» употребляется не только в значении «излучать свет». но и в значении духовного горения, которое проявляется в творческом вдохновении , в самопожертвовании, любви: «светиться- множество причин».

(Вспомним- «светлая душа, «светлый взгляд», «светиться от счастья»). Поэтому следующий ассоциативный ряд связан с темой творчества. Мы понимаем, что плоды, падающие к ногам,- это не только созревшие яблоки, но и плоды творчества, которые приносит в дар людям лирическая героиня. За это в награду ей обещана вечность: «Луны нетленная камея обещана сегодня мне».

Кроме того, яблоко - это символ любви, соблазна, причем любовь одухотворена, ведь яблоки напоила «звезд немых святая сила». В стихотворении незримо присутствует Он, которого, возможно, ждет героиня в ночном яблоневом саду и который обещал подарок- камею Луны.

Таким образом, помимо пейзажной зарисовки, в стихотворении выявляются два ассоциативных ряда, один связан с темой творчества, другой- с темой любви.

Эти ассоциации подкрепляются и звуковой организацией стиха:  автор использует аллитерации: СветилиСь, Светом,  звеСт, Сила, Созвездья, Спея, Сегодня- звук С- это звук света.

Звук Т ( Тлели,  неТленная) –звук творчества. Звук Л (ябЛоки, Луна, напоиЛа, тЛеЛи, падаЛи, нетЛенной)- звук любви.

Строки гармонизируются и при помощи внутренней рифмы- СВЯтая, СВЕтиться; ТЛЕли, неТЛЕнная.

Звукопись. повтор «светились», внутренняя рифма придают музыкальность стихотворению.

Таким образом, в творчестве В. Петровской действительно наблюдаются черты неосимволизма: философская концепция одиночества, обращение к идее двоемирия, своеобразный характер лирической героини, обращение к символу, многогранность ассоциаций, музыкальность лирики.

Терехина Наталья Валентиновна,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: «Отражение традиций казачества посредством изучения народного творчества (пословиц и поговорок)».

Классный час рекомендован для классов казачьей направленности с целью получения знаний о жизни Кубанского народа посредством изучения устного народного творчества....

Влияние традиций кубанского песенного творчества на воспитание подрастающего поколения.

Доклад о народном кубанском песенном творчестве и о песенном творчестве кубанских композиторов....

Возрождение традиций казахского национального рукоделия в авторской программе "Художественная обработка тканей с элементами декоративно-прикладного творчества" для учащихся СКШ с нарушениями интеллекта.

          В настоящий период времени в коррекционной педагогике стало актуальным обращение к народным национальным истокам. Широкое  использование этнопедагогическ...

Открытый урок "Народные традиции и творчество в искусстве изразца" для учащихся 2 класса ДХШ, преподаватель Пак Лидия Петровна

Открытый урок на тему "Народные традиции и творчество в искусстве изразца" для учащихся 2 класса Ногинской детской художественной школы проводился преподавателем Пак Лидией Петровной в рамках об...

Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....

Сценарий VII районного фестиваля декоративно-прикладного творчества «Творчество: традиции и современность»

Данный сценарий может быть полезен педагогам-организаторам, а также тем, кто проводит массовые мероприятия массового характера...

Публичная презентация опыта проведения мероприятия муниципального уровня Фестиваль декоративно-прикладного творчества "Творчество: традиции и современность"

В презентации отражены основные организационнные вопросы проведения крупного мероприятия. Максимально иллюстративно представлено содержание конкурсных и внеконкурсных мероприятий Фестиваля декоративно...