Тема урока: Урок-расследование в 6 классе по теме «Разносклоняемые существительные». «Детективное агентство «Черный кот».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Черепанова Елена Николаевна

    Данная статья представляет собой разработку урока русского языка в 6 классе. Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений. Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян,  И.И. Кулибаба.  Жанр – урок-исследование.

    На уроке основным приёмом работы становится создание  проблемно-поисковых ситуаций,  в процессе разрешения которых учащиеся самостоятельно учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать и делать выводы. В процессе изучения нового материала  учащиеся знакомятся с разносклоняемыми существительными, особенностями их склонения, правописания; с суффиксами  -ен- (-ён-) в основе существительных на – мя; учатся склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях.

    Учебный материал дается в занимательной форме, чтобы  помочь детям лучше и глубже усвоить новые языковые явления. Обучаться в игре не только интересно, но и полезно, потому что в процессе поиска ответов на проблемные вопросы учащиеся овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Урок-расследование в 6 классе по теме «Разносклоняемые существительные».  «Детективное агентство «Черный кот».

Цели и задачи урока:

1. Систематизировать знания учащихся об имени существительном; познакомить с разносклоняемыми существительными, с суффиксами - ен (ён) в основе существительных на – мя.

2. Формирование умений склонять существительные на - мя, обосновывать выбор гласных в окончаниях этих существительных.

3. Развитие логического и образного мышления учащихся, положительной эмоциональной сферы.

4. Воспитание интереса к урокам русского языка.

Оборудование: три больших конверта с таблицами (формат А-4):

1) «Разносклоняемые существительные».

2) « Склонение существительных на –мя».

3) « Суффиксы разносклоняемых существительных»;  девять карточек с числами от 1 до 9.

Ход урока.

 I.   Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я вижу у вас хорошее настроение, а чтобы оно стало еще лучше, давайте поделимся друг с другом своим душевным теплом, добротой. Пожмите друг другу руки, подарите улыбку. Молодцы! О том, что вы обменялись своим хорошим настроением, можно догадаться по блеску ваших глаз.

П. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы не просто учитель и ученики, мы - детективное агентство.

- Чем занимаются в детективных агентствах? (ответы). Правильно, и мы с вами будем вести детективное расследование. Неизвестное лицо прислало нам материал для расследования. Единственное, что о нем  известно, - с ним не любят встречаться прохожие. Думаю, к  концу урока нам удастся узнать, кто это. Давайте посмотрим, что находится в конверте?    

(Вывешиваю на доску карточку с разносклоняемыми существительными).

   Бремя

   Время

    Вымя

   Знамя                                                                       

      Имя

   Племя

     Семя

 Стремя

     Темя

Путь

- Ребята, что это за слова? Вы понимаете,  для чего  их  нам прислали? (ответы детей).

- Чтобы понять это, нам нужно ответить на вопросы (на доске написана тема урока « Разносклоняемые существительные», но она закрыта девятью карточками с цифрами от 1 до 9).

III. Актуализация прежних знаний.

- Перед вами зашифровано название. Чтобы расшифровать, нужно вспомнить известные вам сведения (по мере ответов на вопросы на доске открываются карточки).

1. Дайте определение имени существительного.

2. Как изменяются существительные?

3. Какие существительные называют собственными?

4. Какие существительные называют одушевленными?

5. Сколько склонений у существительных?

6. Какие существительные относятся к 1 склонению?

7. Какие существительные относятся ко 2 склонению?

8. Какие существительные относятся к 3 склонению?

9. Какую роль выполняют существительные в предложении?

( На доске открывается запись « Разносклоняемые существительные»).

IV. Знакомство с новой темой.

- Ребята, так что же за слова нам прислали? (ответы). Запишите сегодняшнее число, тему урока и эти слова, которые называются разносклоняемыми существительными.

- К какому роду относятся существительные на -мя? А существительное «путь»?

- Ну что ж, пока наше расследование идет успешно. Давайте познакомимся со следующими документами

(Вывешиваю таблицу «Склонение существительных на –мя»).

Падеж

Склонение

Разносклоняемые

2-е

3-е

И.

сторож

мышь

время

путь

Р.

сторожа

мыши

времени

пути

Д.

сторожу

мыши

времени

пути

В.

сторожа

мышь

время

путь

Т.

сторожем

мышью

временем

путём

П.

о стороже

о мыши

о времени

о пути

- Ребята, кто может расшифровать этот документ (выслушиваются мнения учащихся, обращается внимание на падежные окончания разносклоняемых существительных, сравниваются с окончаниями существительных 2-го и 3-го склонения).

- Какой вывод можно сделать по таблице? (обобщаются ответы детей, делается вывод о том, что в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа эти существительные имеют окончания существительных 3-го склонения - и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения  - ем (-ём)).

- Ребята, теперь вы поняли, почему эти существительные называют разносклоняемыми? А сейчас выполните следующие задания.

Задание по группам.

1 группа - записать словосочетания с 2-3 разносклоняемыми существительными;

2 группа - составить простое распространенное предложение с этими словами.

3 группа - составить сложносочиненное или сложноподчиненное предложение.

(По мере выполнения заданий идет проверка и обсуждение).

Физкультминутка

(проводится под мелодию песни «Черный кот»)

- Продолжаем работу с детективным материалом.

 (Вывешиваются таблицы «Суффиксы разносклоняемых существительных»)

Ед.ч.

Р.

Д.                                      ^

                - ЕН-    -  знамени

Т.

П.

Мн. ч

И.

Р.

Д.                                ^

                - ЁН - знамёна

В.

Т.

П.

Мн. ч

                            ^

Р.                 семян

                            ^

                 стремян

- Ребята, давайте расшифруем эти документы.

- Какой суффикс прибавляется к корню  существительных на -мя в родительном, дательном, творительном и предложном падежах единственного числа?

- А во всех падежах во множественном числе?

- В словах семя, стремя  в родительном падеже множественного числа? (делается общий вывод о суффиксах разносклоняемых существительных).

Задание по группам.

1  группа - поставить существительное семя в предложном падеже, единственном и множественном числе.

2 группа - существительное имя во множественном числе, дательном падеже.

3 группа - существительное пламя в творительном падеже.

- Итак, ребята, что мы можем сказать о разносклоняемых существительных (делается общий вывод по теме).

- Давайте откроем учебник и прочитаем материал на с. 83-84. Что мы не сказали еще о разносклоняемых существительных? Все сказали? Тогда пойдем дальше.

V. Закрепление изученной темы.

1. Упр. 205 (самостоятельно). Просклонять слова: степь, путь,

знамя, выделить окончания, суффиксы, (знакомство с орфограммой № 17 на форзаце учебника).

2. Запись под диктовку с объяснением.

    До поры до времени, детское время, тянуть время, называть вещи своими именами.

Домашнее задание.

1 группа - упр. 209 + составить 2-3 простых распространенных предложения с любым из словосочетаний.

2 группа - составить и записать диалог с использованием разносклоняемых существительных, выделить окончания и суффиксы.

3 группа - придумать небольшой рассказ или сказку о разносклоняемых существительных (или с использованием этих существительных).

VI. Подведение итогов урока.

- Ребята, мы выполнили все задания, расследовали все документы. Но одно осталось неясным. Кто прислал все эти документы? Обратите внимание на слова в таблице « Склонение существительных на -мя» , может они вам помогут ( в таблице слова сторож, мышь, время, путь выделены красным цветом). Не угадали? Тогда послушайте стихотворение:

Буду сторожить я склад,

Мыши там кругом шуршат,

Говорят, прогрызли знамя,

Развели большое пламя!

Чтоб на место всё вернуть,

Надо мне собраться в путь.

- Ребята, кто это? (ответы).  Правильно, и наш урок сегодня назывался «Детективное агентство «Черный кот»». Молодцы! А сейчас каждый оцените свою работу на уроке. Какую отметку вы заработали? (все отметки, выставленные учащимися, обсуждаются, выясняется их объективность).

- Ну что ж, уважаемые детективы, сегодня вы поработали успешно. Надеюсь, что полученные на этом уроке сведения показались вам очень важными, и вы обязательно будете применять их в дальнейшей профессиональной деятельности. Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе на тему: "Это всё - о России" (А.Блок). Тема Родины в творчестве А.Блока.

Урок-семинар представляет собой корректировку и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта....

Мастер - класс по теме: "Прведение урока в восьмом классе по теме: "Агрегатные состояния вещества" в дистанционной форме. а

Аннотация.Данный урок разработан с целью:1 Научить учащихся самостоятельной работе на уроке с мультимедийными материалами;2 уметь работать анализировать теоретический материал; 3  само...

Тема. Отдел Покрытосеменные. Класс Двудольные. Тема урока. Семейство Крестоцветные. 6 класс

Урок в 6 классе по теме: растения семейства Крестоцветные. На уроке используются материалы ФЦИОР.  Форма работы - групповая, самостоятельная  с  использованием ноутбуков. Подготовлен сп...

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»

Цели урока:повторить  композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...

Контрольный диктант по теме "Глагол"-5кл,К.Р.для 5кл. по теме "Прилагательное".К.Р.для 5кл. по теме"Существительное"К.Р.для 5кл. по теме"Фонетика"К.Р. для 7 кл. за 1 и 2 полугодие.

Контрольный диктант по русскому языку 7 класс по теме "Глагол" помогает проверить качество усвоения основных орфограмм по теме, разработан в соответствии стандарта ФГОСДанная конторльная работа по рус...

Коммуникативный урок в 6 классе по теме "Планы моей семьи на будущее", грамматическая тема "Будущие времена"

Коммуникативный метод обучения английскому языку         Каждый день во внеурочное время я разрабатываю планы уроков, дополняю или меняю что - то в уже готовых,...

Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме "Повторение изученного в начальных классах по теме " Имя существительное"

Урок по ФГОС   русский язык 5 класс на тему " Повторение изученного в начале года по теме " Имя существительное как часть речи"...


 

Комментарии

Ягафарова Гульдар Закиевна

Урок разработан очень интересно! Даже ничего не хочу менять. Думаю, будет интересно и моим ученикам. Спасибо!