Урок русского языка в 10 классе "Автобиография как жанр официально-делового стиля речи"
план-конспект урока (русский язык, 10 класс) по теме

Софронова Ольга Игоревна

Автобиография как жанр официально-делового стиля речи. Эта тема, на мой взгляд, является актуальной для старшеклассников. В рамках урока были поставлены следующие цели и задачи:

цели:

  • образовательная - изучение особенностей жанра официально-делового стиля речи на примере автобиографии;
  • развивающая – развитие умения создавать текст в заданной ситуации;
  • воспитательная -  через овладение жанром помочь осознать себя как личность.

 Задачи:

- изучение структуры автобиографии;

- выявление различий литературной автобиографии и служебной;

- привитие культуры оформления документов;

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Konkursnyy_urok.doc96.5 КБ
Office presentation icon Prezentaciya_k_konkursnomu_uroku.ppt337.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автобиография как жанр официально-делового стиля речи

Конспект конкурсного урока в 10  классе

                                                     Софронова О.И.

МОУ «Солнечная СОШ №1»,

                                                   п. Солнечный

                                                          Сургутский район

Цели:

  • образовательная - изучение особенностей жанра официально-делового стиля речи на примере автобиографии; 
  • развивающая – развитие умения создавать текст в заданной ситуации;
  • воспитательная -  через овладение жанром помочь осознать себя как личность.

Задачи:

- изучение структуры автобиографии;

- выявление различий литературной автобиографии и служебной;

- привитие культуры оформления документов;

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Мотивация.

Когда я готовилась к нашему уроку, я думала о том, какие вы, мои ученики. Бесспорно, что в «я» каждого из вас, таком многоликом, интересном, в разные периоды жизни важным становится разное.

Давайте представимся друг другу. Я – учитель Софронова Ольга Игоревна. А вы? Мне тоже интересно ваше «я». Я знаю, что все вы ученики. А чем вы еще занимаетесь помимо учебы? Например, я – любитель танцевать. А ты? (Ответы учащихся). Значит, всё вместе: отношение к учебе, ваши занятия вне школы, ваш характер – составляют ваше «я». Мне приятно, что мы будем работать вместе.

Посмотрите на эпиграф (запись на доске) к нашему уроку: «Познай самого себя и через это познай мир». Великий мыслитель древности Сократ призывал: познай не вообще человека или людей, но познай именно самого себя — свое место в жизни, свой внутренний мир.

        Познай самого себя… Я думаю, нет необходимости говорить вам, что это сложный процесс, и порой не хватает жизни, чтобы это сделать.

2. Выход на тему. Целеполагание.

По этому поводу русский писатель и философ Василий Розанов писал: «Собственно, есть одна книга, которую человек обязан внимательно прочитать, - это книга его собственной жизни». Но, чтобы ее прочитать, нужно, чтобы сначала она была написана, правда?

Скажите: в какой литературной форме можно описать события собственной жизни?

(Учащиеся называют жанры, открывается слайд№1 с названиями жанра.)

Это дневники, которые авторы ведут изо дня в день, из года в год —

вспомним, например, дневники Л.Н. Толстого.

Возможно, кто-то из вас ведет дневник? Интересно: помогает он лучше

узнать себя? (Ответы учащихся).

Жанр автобиографии связан с самопознанием, открытием своего «я». Вы можете спросить: а зачем нам знать о том, как составляется автобиография, если мы не собираемся писать мемуары? Где мы можем применить свои знания? Кто-то из вас уже писал автобиографию? В какой ситуации вам потребовались знания о том, как писать автобиографию? (Ответы учащихся).

Большинство из вас еще не столкнулись с этим жанром официально-делового стиля речи, и я предлагаю вам сегодня изучить правила написания автобиографии и самим написать автобиографию, чтобы заглянуть в себя.

Чем глубже и интереснее человек, тем интереснее его автобиография, в которой он предстает не как пассивный регистратор событий, а как личность,  как человек своего времени. Вспомните летописи. Какова их цель? Почему мы их читаем? Например, «Повесть временных лет». Летописец не пассивный регистратор, а человек заинтересованный, дающий оценки тем событиям, о которых пишет.

        Как же быть? Каков критерий биографии? Возникает вопрос: какими бывают биографии? Попробуем с этим разобраться.

         Для успешной и эффективной работы предлагаю разделиться на две группы.  Условно назовем группы №1,  №2

3. Изучение структуры автобиографии. Работа в группах.

        Выявление различий литературной и служебной автобиографии на основе сопоставительного анализа текстов.

Обратите внимание на определение термина - автобиография (от греч. autos - сам, bios ~ жизнь, grapho - пишу) - прозаический жанр; как правило, последовательное описание автором собственной жизни.

Итак, ребята, наша задача выявить различие литературной и служебной автобиографии на основе сопоставительного анализа текстов. Перед вами тексты карточек №1 и №2 прочитаем их. Почувствовали ли вы, что тексты разные, хотя об одном и том же? Итак, задание для учащихся первой группы. Перед вами таблица и текст карточки №1. Что бы я хотела от вас услышать? Определите по таблице отличия литературной автобиографии от служебной и докажите, что текст карточки №1 – это литературная автобиография. Работаете на листах рабочей тетради по алгоритму, указанному в нем. В конце ваших наблюдений лидер группы должен представить ответ. Желаю удачи, можете приступать к работе.

Учащиеся второй группы, вы так же работаете с сопоставительной таблицей и текстом карточки №2 на листах рабочей тетради. Ваша задача: доказать принадлежность данного текста к служебной автобиографии, придерживаясь алгоритма, указанного на листе. Лидер вашей группы должен представить отчет о наблюдениях. Желаю удачи, можете приступать к работе. (На работу вам отводится 7 минут).

1 группа

Лист рабочей тетради.

Автобиография как жанр официально-делового стиля речи.

 (Урок -практикум).

Цель: изучение особенностей жанра официально-делового стиля речи на примере автобиографии; создание автобиографии.

 Познай самого себя и через это познай мир.

Сократ

1. Изучение структуры автобиографии.

(Выявление особенностей литературной автобиографии на основе анализа текста).

а) Рассмотрите таблицу. Изучите особенности литературной автобиографии.

Параметры сравнения

Служебная

 автобиография

Литературная автобиография

1. Цель

Сообщение точных данных о себе

Осмысление своего прошлого

2. Стиль

Особенности синтаксических конструкций

Эмоциональность

Изобразительные средства

Официально – деловой стиль

Стандартные обороты

Отсутствие эмоциональности и экспрессивности

Элементы официально-делового и художественного стиля

Осложненные простые предложения различной структуры; обособленные обороты

Эмоциональность, экспрессивность, изобразительные средства языка

3. Форма

Стандартное расположение частей текста

Возможны отступления от стандартов

4. Время

По мере необходимости

Время неограниченное, может быть, в течение всей жизни

б)  Докажите,  что текст карточки №1  - литературная автобиография. (Все ответы записывайте на свободной строке рабочего листа). Работайте по следующему алгоритму:

- определите цель создания текста;________________________________________________

- определите стиль текста; ______________________________________________________

- выявите особенности синтаксических конструкций и приведите конкретные примеры из текста, доказывающие ваши наблюдения;_________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- выявите языковые особенности текста, которые придают эмоциональность и экспрессивность (метафоры____________________________________________________, сравнение______________________________________,олицетворение_________________________, метафорическое обращение____________________); найдите устаревшие и разговорные слова_____________________________________________________________

- обратите внимание на форму подачи материала, объясните, почему именно так автор расположил текст______________________________________________________________;

- согласны ли вы с тем, что события в жизни страны определили судьбу поэта, нашло ли это отражение в его биографии  _____________________________________________________________________________.

2.  Подготовьте четкий ответ-представление ваших наблюдений. Убедите, что данная автобиография литературная.

2 группа

Лист рабочей тетради.

Автобиография как жанр официально-делового стиля речи

 (Урок -практикум).

Цель: изучение особенностей жанра официально-делового стиля речи на примере автобиографии; создание автобиографии.

 Познай самого себя и через это познай мир.

Сократ

1. Изучение структуры автобиографии.

(Выявление особенностей служебной  автобиографии на основе анализа текста).

а) Рассмотрите таблицу. Изучите особенности служебной автобиографии.

Параметры сравнения

Служебная

 автобиография

Литературная автобиография

1. Цель

Сообщение точных данных о себе

Осмысление своего прошлого

2. Стиль

Особенности синтаксических конструкций

Эмоциональность

Изобразительные средства

Официально – деловой стиль

Стандартные обороты

Отсутствие эмоциональности и экспрессивности

Элементы официально-делового и художественного стиля

Осложненные простые предложения различной структуры; обособленные обороты

Эмоциональность, экспрессивность, изобразительные средства языка

3. Форма

Стандартное расположение частей текста

Возможны отступления от стандартов

4. Время

По мере необходимости

Время неограниченное, может быть, в течение всей жизни

б)  б)  Докажите,  что текст карточки №2  - служебная автобиография. (Все ответы записывайте на свободной строке рабочего листа). Работайте по следующему алгоритму:

- определите цель создания текста;________________________________________________

- определите стиль текста; ______________________________________________________

- выявите особенности синтаксических конструкций и приведите примеры стандартных оборотов из текста, доказывающие ваши  наблюдения;__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

- определите, есть ли в тексте языковые средства выразительности, которые придают эмоциональность и экспрессивность (метафоры, олицетворения, сравнения; ___________

- обратите внимание на форму подачи материала, объясните, почему в данном тексте четкое деление на абзацы ______________________________________________________;

- обратите внимание на то, что служебная автобиография пишется по мере необходимости _____________________________________________________________________________.

2.  Подготовьте четкий ответ-представление ваших наблюдений. Убедите, что данная автобиография служебная.

3 группа

Лист рабочей тетради.

Мы -  лицо нашего времени. Автобиография.

(Урок - практикум).

Цель: изучение особенностей жанра официально-делового стиля речи на примере автобиографии; создание резюме как разновидности автобиографии.

 Познай самого себя и через это познай мир.

Сократ

1. Изучение структуры резюме как разновидности автобиографии.

(Выявление особенностей резюме  на основе анализа структуры,  образца резюме).

2. По словарю иностранных слов определите лексическое значение слова – резюме.

___________________________________________________________________________

а) Изучите особенности и структуру резюме как разновидности автобиографии.

РЕЗЮМЕ

Ф.И.О. ________________________________________________________________________

Адрес: __________________________________________________________________

Телефон: ________________________________________________________________

Дата рождения: ___________________________________________________________

Гражданство: _____________________________________________________________

Семейное положение: ______________________________________________________

Образование: _____________________________________________________________

Опыт работы: _____________________________________________________________

Дополнительные сведения: __________________________________________________

Например:

РЕЗЮМЕ

Семенов Илья Михайлович

628452, г.Москва, ул. Северная, д.3.кв.8

51-28-71

27 мая 1958 г., г. Москва

Гражданин Российской Федерации

Женат, имею сына

1965-1975 – средняя школа №253 (г. Москва)

1975-1981 – Московский авиационный институт по специальности                                            «Приборостроение» с присвоением квалификации «инженер-механик».

С 1996г. – зав. Лабораторией в ВИЛС.

С 1985 по 1996 г. – начальник цеха.

Владею английским языком (читаю и перевожу со словарем), владею компьютером на правах пользователя.

б)  Работайте с текстом карточки №4 по следующим заданиям:

- прочитайте текст;

- составьте на основе прочитанного резюме;

- выберите те факты, которые необходимы для этого документа;

- подготовьтесь с составленным резюме прийти на прием  к директору крупной фирмы или какого-либо предприятия, учреждения;

- распределите роли (директора и претендента на должность какую-либо)

2.  Подготовьте к представлению небольшую инсценировку-ролевую игру «Хочу на работу…».

4. Защита проектов.

(Высвечивается слайд №2 с таблицей).

        Лидеры группы представляют отчеты о проведенной работе.  (Ответы учащихся 1 группы).

        Первое, с чего мы начинаем создание любого текста, — определение цели. Цель создания текста определяет выбор стиля речи и тех художественных средств, с помощью которых данная цель будет достигаться. Структура текста менее жесткая, если текст совмещает элементы официально-делового и художественного стилей. О литературной автобиографии мы говорим с вами, когда изучаем творчество какого-либо писателя или художника, стараясь определить степень отражения событий его жизни в его произведениях. И, пожалуй, вы согласитесь со мной, что личность очень многих из них отражает свое время.

Обращаем внимание на то, что новый блок информации графически обозначается абзацем. Концовка документа отмечена датой.

Наряду с литературной есть служебная автобиография. (Ответы учащихся 2 группы).

Структура текста уже задана, если текст официально-делового стиля речи. За сухими строчками автобиографии мы можем лишь угадывать состояние художника, его чувства, мысли. Я верю, что каждый оставляет свой след в жизни - в строчках, поступках... Мы увидели, что важно было сказать о себе С. Есенину. Текст его автобиографии отвечает требованиям, предъявляемым к этому жанру. Мы легко можем определить, в  чем его отличие от построения предыдущего текста?

Обратите внимание на то, что в служебной автобиографии новый блок информации начинается с определения времени и графически обозначается абзацем. Концовка документа - дата и подпись.

 5. Культура оформления документов.

Теперь вы знаете, какой должна быть структура автобиографии. Знаете об особенностях строения предложений, необходимые реквизиты текста. Важно соблюдать культуру оформления документов, чтобы отвечать тем требованиям, которые общество предъявляет к деловому человеку. Предлагаю вам текст служебной автобиографии, написанный вашей ровесницей, в котором допущены отступления от норм оформления документа. (Слайд№3-  биография ученицы).

Прочитаем, текст. Обычные для многих события - школа, дополнительное образование, первые достижения в чем-то. (Карточка №3).

Скажите, что необходимо исправить в данном тексте. Читаем абзацы и указываем,  что нужно исправить, а что можно оставить.

(Нарушение — много ненужных и недостаточно необходимых подробностей; не выдержан стиль официального документа.)

6. Создание текста с учетом заданной ситуации.

Вы замечательно справились с заданием, теперь, используя схему составления служебной автобиографии, составьте свою служебную биографию. Понятно, что она у вас ограничится пока такими событиями, как рождение, поступление в школу, может быть, переезд на другое место жительства, учеба в дополнительных образовательных учреждениях и т.д.

(На эту работу отводим 5 минут).

(Слово учителя).

Прочитайте, пожалуйста, свои биографии. (Учащиеся зачитывают).

Здорово, что в 15 лет вы так много успели в жизни, но впереди еще много вершин, которых можно достичь.

7. Знакомство с резюме.

         (Слово учителя).

Я хочу вас познакомить с совершенно необходимым видом документа, который должны уметь составлять все, кто хочет найти хорошую работу. Это резюме. Структура его такова: (Слайд4) указывается фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, семейное положение, гражданство. Затем следуют сведения о профессиональной подготовке: образование, знание языков. Степень владения компьютером, стаж работы. Здесь вы можете написать об особых заслугах, которые, по вашему мнению, могут сыграть решающую роль при рассмотрении вашего резюме: диплом с отличием, опыт работы в данной сфере деятельности, наличие печатных работ, стажировка за границей и т.п.  Далее следует указать ваш адрес, телефон (служебный и домашний), место работы и должность. Можно приложить рекомендации (отзывы о вашей работе или учебе). Обычно этот документ отправляют по факсу.

8. Итог занятия.

Познание самого себя, осознание себя как личности будет продолжаться у вас всю жизнь. Вы будете открывать в себе новые удивительные черты и качества, и я надеюсь, что сегодняшнее занятие — еще один ваш шаг к самим себе. Пусть книга собственной жизни - автобиография, резюме, дневник или мемуары - будет содержательной, грамотной, красиво написанной!

Карточка № 4

Я, Ковалева Елена Борисовна, родилась 14 марта 1968 г. в г. Москве, в семье служащих. В настоящее время проживаю по адресу 129329,  г.  Москва, ул.Вересковая, д. 4, кв.7 (тел.189-56-90) .

Отец, Ковалев Борис Семенович, - бухгалтер завода «Спецстанок».

        Мать, Ковалева Мария Васильевна, - инженер завода «Спецстанок».

        В 1975 г. поступила в среднюю школу №38 Кировского района г. Москвы.

        В 1985 г. окончила эту школу с золотой медалью. В этом же году поступила в МПИ им. Н.К. Крупской на факультет дошкольного образования.

В 1990 г. окончила институт и получила распределение на работу в ясли-сад № 415 г. Москвы, где работаю по настоящее время в должности методиста дошкольного воспитания. Хорошо владею компьютером, знаю английский язык. В 1992 году закончила курсы секретаря-референта.

12 июня 2001 г.

Е.Б. Ковалева


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 10 класс Учитель – Софронова Ольга Игоревна

Слайд 2

«Собственно, есть одна книга, которую человек обязан внимательно прочитать, - это книга его собственной жизни». Василий Розанов

Слайд 3

дневники путешествие эссе этюд очерк

Слайд 4

Автобиография как жанр официально-делового стиля речи

Слайд 5

Цели: изучение особенностей жанра официально-делового стиля речи на примере автобиографии; развитие умения создавать текст в заданной ситуации; через овладение жанром помочь осознать себя как личность. Задачи: изучение структуры автобиографии; выявление отличий литературной автобиографии и служебной; привитие культуры оформления документов;

Слайд 6

Автобиография (от греч. autos – сам, bios – жизнь, qrapho - пишу) – прозаический жанр; как правило, последовательное описание автором собственной жизни.

Слайд 7

Параметры сравнения Служебная автобиография Литературная автобиография 1. Цель Сообщение точных данных о себе Осмысление своего прошлого 2. Стиль Особенности синтаксических конструкций Эмоциональность Изобразительные средства Официально – деловой стиль Стандартные обороты Отсутствие эмоциональности и экспрессивности Элементы официально-делового и художественного стиля Осложненные простые предложения различной структуры; обособленные обороты Эмоциональность, экспрессивность, изобразительные средства языка 3. Форма Стандартное расположение частей текста Возможны отступления от стандартов 4. Время По мере необходимости Время неограниченное, может быть, в течение всей жизни

Слайд 8

Карточка №3 МОЯ БИОГРАФИЯ Я родилась не в Москве, хотя я москвичка, потому что мои родители перед моим рождением поехали в Крым к бабушке, матери моего отца. Там они пробыли три месяца, а потом вместе со мной вернулись в Москву. В детском саду я была один год, а потом его закрыли, и все остальное время до школы я была дома, а на лето мы уезжали на дачу. Когда мне исполнилось 7 лет, я поступила сразу в две школы, в обычную и музыкальную. Еще в детстве я занималась фигурным катанием, но недолго, года два. После того как мы переехали, в 3-м классе, я перестала ходить в музыкальную школу, а стала заниматься спортом, сначала аэробикой, а потом водными лыжами. Летние каникулы провожу на воде. Из всех школьных предметов мне больше всего нравится литература. Я люблю писать сочинения. Остался последний год, он, я считаю, самый трудный, потому что нужно готовиться к выпускным экзаменам и в институт. Сейчас мне 16 лет. Максимова Марина 2002г.

Слайд 9

Резюме (фр. resume ) - краткая автобиография, представляется претендентом на должность Ф.И.О. _______________________________________________ Адрес: _______________________________________________ Телефон: _______________________________________________ Дата рождения: _______________________________________________ Гражданство: _______________________________________________ Семейное положение: _______________________________________________ Образование: _______________________________________________ Опыт работы: _______________________________________________ Дополнительные сведения:

Слайд 10

Познание самого себя, осознание себя как личности будет продолжаться у вас всю жизнь. Вы будете открывать в себе новые удивительные черты и качества, и я надеюсь, что сегодняшнее занятие — еще один ваш шаг к самим себе. Пусть книга собственной жизни - автобиография, резюме, дневник или мемуары - будет содержательной, грамотной, красиво написанной!

Слайд 11

Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 5 классе на тему "Художественный стиль речи"

Урок русского языка "Художественный стиль речи" был проведен в форме творческой мастерской. Учащиеся всегда с интересом работают на таких уроках....

конспект урока русского языка на тему "Практическая работа по художественному стилю речи"

Данный материал поможет учителю русского яъыка старших классов, а также средних специальных учебных заведений подготовить практическое занятие по художественному стилю речи, обобщить и закрепить матер...

Конспекты уроков по русскому языку (Н и НН в суффиксах прилагательных, Стили речи)

2 урока, посвященные стилям речи и изучению орфограммы "Н и НН в суффиксах прилагательных"...

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур»

Цели урока:  Образовательная: уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигу...

Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 7 классе по разделу «Текст. Стили речи»

Новым элементом в контрольно-измерительных материалах являются задания по тексту, которые охватывают его содержание, типологию, структуру, элементарный лингвистиче...

Конспект урока по русскому языку для 11 класса на тему: "Функциональные стили речи"

Конспект урока по русскому языку для 11 класса на тему: "Функциональные стили речи". Цель урока: вспомнить и повторить с  учащимися стили речи и присущие им признаки; научиться при...


 

Комментарии

Глазина Елена Александровна

Ольга Игоревна! Действительно, очень нужный урок. Хорошо вы выбрали в презентации: самое главное - ведь больше сюда не загружается. Спасибо.
Рогалева Ирина Евгеньевна

Ольга Игоревна, огромное спасибо за урок. Завтра попробую провести подобный урок в 9 классе. еще раз спасибо!