Развитие речи учащихся на уроках русского языка.
план-конспект по русскому языку по теме

Работа прочитана на педагогических чтениях " Деятельностный подход в образовании"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи учащихся на уроках русского языка.

Ф. И. Буслаев  в своей работе «О преподавании отечественного языка в 1844 году  утверждал:«Способ преподавания двоякий: или заставляют ученика самого доискиваться и находить то, чему хотят научить его, или же предмет преподаваемый дается ему готовый, без всякого с его стороны стремления. Так как язык, кроме знания, предполагает и умение: потому и ответственная грамматика не довольствуется только развитием природного дара слова, но  руководствует ученика в искусстве читать, говорить и писать. Все это искусство должно быть основано на практических упражнениях».

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические разработки уроков, обобщен опыт работы по избранной теме. В своей работе опираюсь на опыт учителя русского языка и литературы Перелюбской школы – Попельнюк Л.И, использую готовые разработки и создаю их сама. До текущего года в своем труде опиралась на методические указания В.В. Бабайцевой, строила уроки развития речи  как самостоятельные. В этом году 5 класс переведен на систему обучения по учебному комплексу Львовой. Здесь могу выявить и плюсы и минусы. Учащиеся 5 класса по своей речевой подготовленности необычайно различны. Остановлюсь на формах работы по развитию речи. Они достаточно  многообразны:  Слайд №1

  1. - сочинение, где ребенок рассказывает о себе и о своих близких, носящее, так сказать, исповедальный характер;
  2. -это описания природы, различных её уголков;
  3. -творческое изложение, где учащийся не только излагает текст, но и рассуждает о нем, делает из него выводы;
  4. -сочинения по картине, причем картины могут быть любых жанров, и очень хорошо, если они будут созвучны изучаемому в этот момент литературному материалу ( например, « Бурлаки на Волге» И. Репина и «На Волге» Н. Некрасова);
  5. -сочинение публицистического характера;
  6. -это сочинения собственно-литературные, то есть посвященные произведениям  по внеклассному чтению или изучаемым в классе, со сравнительной характеристикой персонажей;
  7. -это сочинения с грамматическими заданиями.

Кроме того, любой вид  развития речи может проходить и как письменная работа , и как устное выступление, так как психологические навыки устной и письменной речи различаются между собой. А школа должна дать их гармоническое сочетание. Практически каждый ученик затрудняется больше  или в устной или в письменной речи. Облегчает устную речь отсутствие боязни сделать ту или  другую ошибку на письме, зато процесс обдумывания текста, незаметный в моменты письменной работы, может заставлять отвечающего спотыкаться, болезненно замедлять его речь.

В каждом классе есть по меньшей мере одна тема, которая требует к себе наиболее пристального внимания.

Мои ученики очень любят слушать сказки  на лингвистические темы и пробуют сочинять их сами. Понимание учащимися той или иной орфограммы через грамматическую сказку гораздо глубже, прочнее, нежели понимание, полученное из сухих строчек учебника. Не сразу все удавалось, но со временем творения ребят стали получаться весьма интересными и поучительными. Приведу несколько сказок, написанных учениками. (Слайд № 2)

Лингвистическая сказка является одним из путей развития интереса учащихся к урокам русского языка. В ней можно найти богатый материал, дающий учителю возможность создавать на уроках объяснения нового материала постоянные элементы новизны, демонстрировать закономерности языка в особом, необычном ракурсе, работать над развитием воображения школьников. Ведь детская фантазия поистине безгранична, а лингвистическая сказка – это ещё и один шаг вперёд на трудном пути развития речи.

 На уроках развития речи предоставляю учащимся опробовать свои силы не только в прозе, но и в стихах. Конечно, далеко не все стихотворные попытки можно назвать стихами, но для меня важным было то, что, у школьников возникло желание «попробовать своё перо».

Стихи ребята продолжают писать и для себя. Некоторые не раз приносили мне свои заветные тетрадочки с юношескими пылкими стихами. Радует, что пытаются выразить себя в слове.( Слайд №3).

Некоторые ученики хорошо усвоили такую стихотворную форму, как синквейн – пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме.( Слайд №4)

Мы ежегодно проводим в школе конкурс стихов собственного сочинения, принимаем участие в литературных праздниках в номинации «Юный  поэт и прозаик», где ребята могут проявить себя, а работы юных писателей и поэтов  оформляем в альбом.

Необычные уроки развития речи помогают ребятам открыть в себе способности, о которых раньше не подозревали. Стихотворные импровизации приближают учащихся к поэтической речи, обогащают их язык, воспитывают вкус и внимание к русскому слогу.

Кроме того, часто использую на уроках упражнения, в которых производное слово рассматривается как член словообразовательного гнезда. Основная цель этих упражнений – развитие речевой памяти детей, их языкового чутья.

 Например:(  Слайд №5)

  1. Какие из приведённых оборотов являются правильными, а какие -ошибочными?

Маслить маслом, варить варенье, работать работу, угощать гостей, петь песни, жарить жаркое, писать письмо.

  1. Исправьте ошибки в употреблении однокоренных слов, заменив одно из них синонимом или частично изменив строй предложения.

А). Трудно найти человека, который не чувствовал бы чувства гордости за наших героев-космонавтов.

Б).  Он вполне ясно объяснил нам это.

В).  В статье приводится небольшая выписка из письма без подписи.

На уроках использую и такие упражнения, при проведении которых обращается внимание на функционально-стилистическую и тематическую закреплённость анализируемых слов, на обычность-необычность их употребления в речи.

Например: Слайд №(продолжение №5)

  1. Вставьте подходящие слова в данные словосочетания.

(Волнистая, волнующая, волновая) поверхность реки, природа звука, равнина.

У него был (волнистый, взволнованный) вид, волосы.

2. Докажите, что разница в значении выделенных слов зависит от особенностей их образования.

Луна высветила деревья. Луч карманного фонаря высветил на стене кем-то написанные слова. Ёлка затеняла молодой берёзе солнце. Низкие рыхлые облака затемнили солнце, делая его медно-красным.

3. Замените описательные обороты в портретной зарисовке человека сложными словами. При этом следует несколько изменить порядок слов.

Навстречу нам шёл коренастый человек, с широкими плечами, с чёрной бородой. Его лицо с белыми зубами озаряла улыбка, которая говорила о его любви к жизни и к людям. С первых слов мы поняли, что наш новый товарищ обладает острым умом.

4. Составьте предложения на тему «Весенний лес», употребив сложные существительные и прилагательные, образованные на основе следующих сочетаний слов: с длинным хвостом, зеленые листья, разный цвет, много голосов, листья падают, громкий голос.

5. Опишите своё поведение, когда вы спешите, опаздываете, но не можете найти забытую в своей комнате вещь. При помощи каких приставок в глаголе бегать вы опишите свои движения?

          На мой взгляд, необходимы на уроках и такие упражнения, которые направлены на усвоение учащимися ограничения в образовании и сочетаемости грамматических форм слова. Смысл этих упражнений в предупреждении грамматических ошибок, устранении их в речи школьников.

Составьте предложения на тему «В магазине» со словами: апельсины, абрикосы, мандарины, яблоки, фрукты; помидоры, баклажаны, килограммы (во мн. числе, в род. падеже).

В своей работе использую и такой вид задания, как свободный диктант по репродукции картины или художественной фотографии. Такой вид диктанта является, на мой взгляд, хорошим средством для выработки у учащихся навыков создания собственных текстов на основе картины, даёт образцы для будущих сочинений, приобщает детей к изобразительному искусству. В процессе чтения текста и анализа картины обращаю внимание на использование разнообразных средств языка для выражения той или иной мысли, предлагаю найти в тексте точные, выразительные слова для передачи содержания живописного полотна. Конечно же, ученики воспроизведут эти выражения и слова в своём тексте. В результате процесс формирования речевых и правописных навыков будет проходить параллельно.

При отборе картины учитываю возрастные особенности учащихся. Так, пятиклассникам более понятны картины с ярко выраженным сюжетом. В 7 классе использую картины всех жанров. Многое дают для развития фантазии, воображения и речи детей экскурсии в природу, беседы о нашей Родине, крае.  Результатом явились следующие сочинения: ( Слайд №6)

На мой взгляд, на уроках развития речи нужно использовать музыку. После прослушивания музыкального произведения ребята в устной и письменной форме передают возникшие в их воображении картины, делятся своими раздумьями, чувствами. Например, предлагаю учащимся такие задания:

1. Послушайте «Тройку» Г.Свиридова. Расскажите, какая картина возникла перед вами. Нарисуйте иллюстрацию к услышанной музыке.

2. Послушайте «Прелюдию» С.Прокофьева. Какие весенние звуки вы услышали в музыке? Напишите сочинение, передав словом звуки весенней природы.

Применение предложенных упражнений поможет ученикам овладеть эмоциональной стороной речи и увидеть силу родного слова, даст почувствовать себя творческой личностью, будет способствовать развитию речи учащихся, а также познакомит их с шедеврами русской и зарубежной музыки.

Использование на уроках русского языка разнообразных форм и методов обучения – одно из необходимых условий повышения интереса к предмету. «Разнообразие  - добрый знак хорошего преподавания», - говорил Ф.И.Буслаев. Нельзя забывать о том, что игра – естественная потребность для детей, особенно младшего и среднего школьного возраста. В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве.

В свои уроки русского языка я ввожу дидактические игры. Они развивают память и речь учащихся, внимание, сообразительность, общий кругозор, а также делают урок занимательным и интересным. Вот несколько примеров дидактических игр-упражнений. (Слайд №7)

                         Игра «Переводчик».

  1. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?  

А)  Доктор прописал пациенту инъекции.

Б)  Разъярённая вьюга замела тропинки.

В)  Шофёр вновь стал внимательно всматриваться во мрак.

Г)  Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

2.  Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими?

А)  При проверке было выявлено немало дефектов.

Б)  Он пишет мемуары.

В)  Ваши аргументы убедительны.

Г)  Мы гордимся нашим голкипером.

Д)  В газете появилась информация о футбольном матче.

Е)  В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

                                          Игра «Эрудит».

  1. Угадай слово по толкованию его лексического значения.

А)  Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания (термос).

Б)  Красная строка, отступ в начале строки (абзац).

В)  Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг).

Г)  Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата).

2.  Объясни разницу в значении слов: адресат – адресант, дипломат – дипломант, описка – отписка, сытый – сытный, поступок – проступок, опечатка – отпечаток, поглотить – проглотить.

3.  Кто даст самую точную и самую полную информацию о слове?

                                           Игра «Корректор».

  1. Найди ошибку в выборе слова.

А)  После тёплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.

Б)   В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.

В)   В центре города построен памятник герою.

2.  Кто быстрее и точнее отредактирует текст?

3.  Найди лишнее слово.

А)  Робинзон ослаб от недоедания пищи.

Б)  Многие города были превращены в руины и развалины.

В)  Он написал свою автобиографию.

                             Игра «Бумеранг».

  1. Найди синоним (или антоним) к слову.
  2. Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.

Берёзка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая); трава зелёная (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая); вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся, бешеная); осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная).

Дидактические игры помогают школьникам быстрее усваивать учебный материал, применять его на практике, развивают речь и повышают её культуру.

В своей работе стремлюсь к тому, чтобы ученик на уроке смог почувствовать себя активным деятелем, сотрудником учителя, участником учебного процесса. Сотрудничество осуществляется через диалог равноправия, т.е. через такую организацию речи, при которой активны в равной степени все её участники. Формой демократического общения учителя и учеников является, на мой взгляд, дискуссия; её я использую на уроках в 7-8 классах. В  качестве тем уроков-дискуссий в рамках действующей программы по русскому языку могу предложить следующие: «Односоставное или двусоставное?», «Это сложное сл/соч предложение» (классификация сложных предложений в русском языке), «Сколько частей речи в русском языке?», «Многозначность или омонимия?», «Своё и чужое в русском языке» (об отношении к заимствованиям), «Почему нужно учиться говорить правильно?», «Чистота речи – не однообразие ли это?», «Красноречие - для всех или для избранных?» и т.п.

 Иногда использую другой вариант. Это – ролевая игра, которая предполагает деление класса на условных противников: одна группа учащихся опровергает норму, другая защищает её (роли распределяются заранее с учётом желания ребят). Игровую форму дискуссии я считаю наиболее эффективной: она снимает скованность детей, позволяет провести подготовительную работу с каждой группой. Ролевая игра позволяет учителю остаться арбитром в споре: не будучи обременён необходимостью аргументировать, сообщать информацию, он берёт на себя решающую роль ведущего – дирижёра дискуссии.

Возрастает роль уроков развития речи, если на них применяется инсценирование, разыгрываются речевые ситуации, включаются элементы диспута, дискуссии, используются различные виды изложений и сочинений.

На уроках развития речи, по моему мнению, необходимо обращаться к музыке, живописи, образцам художественного слова, поскольку они дают возможность раскрепостить ученика, будят в нём творческое начало, мотивируют его речевую деятельность. Развитию речи способствуют такие виды работ как письмо по памяти.

Например: слайд №10

Тихо струи (тся, ться) река с..ребристая

В царств.. вечернем з..леной весны.

Со(?)нце сади (тся, ться) за горы л..систые,

Рог золотой выплывает луны.

(С.Есенин)

Задание:

1.Спишите фрагмент стихотворения, соблюдая орфографические нормы. Выпишите все словосочетания.

2.Выучите отрывок наизусть и напишите его по памяти. Проверьте себя и оцените работу.

3.Является ли отрывок текстом? Определите стиль речи.

Формируют речевые умения и навыки такие упражнения учебника как сочинение-миниатюра, при выполнении которых у школьников вырабатывается умение определять тему и основную мысль создаваемого высказывания, отбирать необходимый материал, систематизировать его, использовать соответствующие замыслу стиль и тип речи, наиболее подходящие языковые средства. На уроках подготовки к любому из этих видов работ используется специально отобранный дидактический материал, главное назначение которого – языковая подготовка к созданию текста. При этом происходит обогащение словаря учащихся лексикой определенных тематических групп, овладение синонимическими средствами языка, уяснение особенностей их использования в текстах разных стилей, типов речи; выполнение словарной работы, в процессе которой проводится анализ особенностей употребления слова в тексте. В результате этой работы постепенно накапливается опыт использования слова в речи, что необходимо для работы по предупреждению лексических ошибок.

Например: Какое значение в нашей речи имеют вопросительные предложения? В каких ситуациях люди задают друг другу вопросы? Продолжите текст. Какова его тема и основная мысль?

Люди постоянно задают друг другу и самим себе множество вопросов…

Формированию навыков монологической речи способствуют упражнения «Устное высказывание». Так как монологической речью учащиеся владеют слабее, чем диалогической, эта работа требует специального речевого воспитания. Помимо заданий, указанных в учебнике, следует обратить внимание учащихся на композицию и синтаксическое построение текста, проведя беседу по таким вопросам:

1.Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста.

2.Каова роль этого предложения в тексте?

3.Что представляет собой этот текст – описание, повествование, рассуждение? Почему?

После такой подготовительной работы следует составление плана в соответствии с композицией текста и устное высказывание. В центре внимания учителя должна быть работу по формированию у учащихся умения облекать свои мысли в адекватную содержанию языковую форму, а для этого требуется навык соотносить не только содержание и форму каждого предложения, но и содержание и языковую форму отдельных частей и всего высказывания в целом.

Необходимо отметить, что в учебнике по редакцией С.И.Львовой включены тексты для изложений. Наличие текста в учебнике влияет на методику проведения изложения. Она становится более гибкой, более эффективной.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, готовят выступления так, чтобы заинтересовать слушателей, донести до них свои мысли образно и понятно. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку и помогает разнообразить формы работы по развитию речи.

Итак, цель уроков развития речи – сформировать у учащихся способность к самовыражению в речи, потребность в практическом владении навыками аргументированной, ясной, выразительной речи, выработать уважительное отношение к слову, бережное с ним обращение, наконец, потребность в разнообразных знаниях, в постоянном их пополнении.

Каждый урок русского языка – это не только реализация, но и поиск резервов развития речи и способностей учащихся.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности моей работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка

"Особенности моей работы по развитию речи на уроках русского языка" - итоговая  работа  после прохождения  курсов повышения квалификации "Обучение русскому языку в рбразовательном учреж...

Обобщение опыта. Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи  учащихся на уроках русского языка и литературы...

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...

Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка с родным (нерусским) языком обучения

Главной целью методических рекомендаций является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, пр...

Учебно-методическое пособие по развитию речи учащихся на уроках русского языка «Комплексный анализ текста»

В современных социальных условиях возникает необходимость подготовки конкурентно способной личности, обладающей универсальными знаниями, которые помогут ей самостоятельно, критически и творчески мысли...

Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя ...