Главные вкладки

    Тест по русскому языку по теме:
    «Деепричастие и деепричастный оборот». 7 класс .

    Гаптелбарова Диляра Магсумовна

    Цель:1  формирование навыка различения   деепричастия   и личных форм глаголов и причастий,                                         умения  производить синонимическую  замену  личных форм глагола деепричастиями; формирование навыка выделения  знаками препинания деепричастного оборота.

               2.Развивать   навыки   правильного письма деепричастий, выделение   деепричастного   оборота на письме.

              3 .Воспитать интерес к языку, уважение к русскому слову.

    Оборудование: компьютер, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, выставка  книг  по  творчеству  М. Цветаевой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    deeprichastnyy_oborot.docx23.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок  по  русскому  языку

     «Деепричастие  и  деепричастный  оборот».

      7 класс .

    Провела  учитель  русского  языка АСОШ №1     Гаптелбарова  Диляра  Магсумовна

     Тема: Деепричастие и деепричастный оборот.

    Цель:1  формирование навыка различения   деепричастия   и личных форм глаголов и причастий,                                         умения  производить синонимическую  замену  личных форм глагола деепричастиями; формирование навыка выделения  знаками препинания деепричастного оборота.

               2.Развивать   навыки   правильного письма деепричастий, выделение   деепричастного   оборота на письме.

              3 .Воспитать интерес к языку, уважение к русскому слову.

    Оборудование: компьютер, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, выставка  книг  по  творчеству  М. Цветаевой.

    Ход  урока:

    1. Организация начала  урока.

    2. Сообщение темы и цели урока.

    -Какую тему мы начали недавно изучать? (Деепричастие)

    -Сегодня мы продолжим знакомиться с этой частью речи- деепричастие и деепричастным   оборотом   на  основе поэтических произведений  Марины   Цветаевой. Мы убедимся, что автор тоже часто пользуется деепричастиями.

    3. Словарная  работа.

    -Словарное слово- этюд. Ударение падает на 2 слог, на гласную букву Ю, опасные буквы Э и Д.

    -Запишите это слово и выделите буквы, которые опасны.

    -… узнала из толкового словаря  Ожегова значение этого слова.( Это слово многозначное, имеет   три   значения:

    1. Эскиз

    2. Небольшое произведение художественной литературы.

    3. Небольшое музыкальное произведение.)

    - Ребята сразу запишите домашние задание.

    1) Написать небольшое сочинение - ЭТЮД об уголке  природы с использованием   деепричастных оборотов.

    2) Индивидуальное задание: составить ребус на тему “Деепричастие”

    4.Слово  учителя.(на  экране  портрет  М.Цветаевой )

        - Евгений  Евтушенко  говорил : «Марина  Цветаева – неоплатная  наша  вина , но  и  любовь  наша  навечна. Поэт  может  быть  бездомным , но  стихи – никогда».  

     - Объясните  постановку  запятых  в  этом  предложении.( обратить  внимание  на выставку)

     5.  Сообщение  ученицы.(  показ  слайдов -  Марина  Цветаева)

           Творчество  Марины  Цветаевой  открывается для  нас  сегодня  по – новому.

      Не  устаешь  удивляться ,  насколько  актуальны  проблемы , поднятые  в  ее  стихах  и  прозе. Ее  великолепный  образный  язык  и  неповторимый  образный  строй  навсегда  вошли  в  сокровищницу  русской  и  мировой  литературы.

    Каждый год 8 октября  мы отмечаем день рождение прекрасной женщины. Это  прекрасный  повод  перечитать  давно  любимые  строки  и  поговорить  о  Поэте , Гражданине  и Человеке – Марине  Ивановне  Цветаевой.

    6.Фронтальный  опрос ( 6  вопросов)(  на  слайдах):

    -  А  теперь  мы  вспомним  о  деепричастии. Тестовые  задания  будут  на  экране ,  вам  надо  написать  букву , которая  соответствует  правильному  ответу.

    А)1.  Найдите  предложения , в  которых  есть  часть  речи , обозначающая  добавочное  к  основному  действие.

              А)Космонавт  слушает  и  улыбается.

              Б)Приземлившись , он  радостно  осмотрелся  вокруг.

              В)Приземлившиеся  парашютисты  окружили  товарища.

              Г)Птицы  хлопают  крыльями  и  поднимаются  вверх.

              Д) Изогнув  длинные  шеи ,  птицы  поднимаются  вверх.

    2.Найдите  предложения ,  в  которых  есть  деепричастие.

              А) Мама  сидела , откинувшись  в  кресле.

               Б) Я  открыл  окно  и  залюбовался  видом.

               В)  Брат  склонил  голову  и  писал  что – то.

              Г)  Разложив  игры , дети  сели  в  кружок.

              Д) Уставшая , она  не  хотела  идти  дальше.

    3.Найдите  предложения  с  деепричастным  оборотом.

              А) Витя  мыл  посуду , насвистывая  какую – то  песенку.

              Б) Из  дома  вышел  человек  и  направился  к  машине.

              В) Выйдя  из  дома , человек  направился  к  машине.

              Г) Человек , вышедший  из  дома , направился  к  машине.

             Д) Берега ,  окружающие  озеро , густо  поросли  камышом.    

    4.Найдите  словосочетание  с  деепричастием.

              А) Закутанный  в  тулуп;

              Б)проложенный  геологами ;

              В)укрепил  болт ;

              Г) запер  на  замок ;

              Д) вырастив  урожай ;

              Е) раскачивающихся  от  ветра.

    5. Найдите  словосочетание  с  деепричастием.

             А) Выкрашенный  краской ;

            Б)выкрасив  краской ;

             В) устроенный  по  проекту ;

             Г) устроившись  на  ночлег ;

            Д) запертый  дома ;

            Е) заперев  дом.

    6. Найдите  предложения  с  деепричастным  оборотом.

              А) Блеснула  яркая  молния , и  раздался  удар  грома.

              Б)  Много  тайн  хранят  леса , опаленные  войной.

              В) Озеро , взволнованное  ветром , шумело  у  берегов.

              Г) Георгины , почерневшие  от  мороза , печально свешивали  свои  головки.

             Д) Не  узнав  горя , не  узнаешь  и  радости.

              Е) Мальчик  шел  и  не  разбирал  дороги.

     Б)-Поменяйтесь  друг  с  другом  листочками , проверьте  работу. Сдайте  листочки.  

    - А  теперь  по  критериям  оценок ( на  экране ) вы  узнаете , какую  оценку  вы  получили  за  тест.

    7. Работа  с  предложениями .( на  слайдах)

    А) Сравните  2  предложения :

    1. Возвышается  над  площадью серой  и  розовеет  монастырь.

    2. Возвышаясь  над  площадью  серой, розовеет  монастырь.( Без  запятой)

     - Назовите  грамматические  основы.

    - В  каком  предложении  есть  добавочное  действие ?( Добавочное  действие  выражено  словом  возвышаясь. )

     – А это  законченное  или  незаконченное  действие ? ( Незаконченное)

    - Это  деепричастие  одиночное ? ( Нет, это  деепричастный  оборот )

     –Как  вы  думаете  , чего  не  хватает  в  этом  предложении? ( запятой)

     -А  как  вы  узнали , что  это  деепричастный  оборот? ( Деепричастие  имеет  при  себе  зависимые  слова)  

    Б) Синтаксический  разбор  второго  предложения.

    Возвышаясь  над  площадью  серой ,  розовеет  монастырь.

    8. Вопросы  по  теме:

    1. Что  называется  деепричастием?( Самостоятельная  часть  речи ,  которая  обозначает  добавочное  действие  при  основном  действии , выраженном  глаголом).

    2.Признаки  каких  частей  речи  совмещены  в  деепричастии ? (  Признаки  глагола  и  наречия) .

    3.Какова  роль  деепричастия  в  речи ? (  Деепричастие  дорисовывает ,  дописывает  основное  действие ,  дополняет  сказуемое ) .

    4.Для  какого  типа  речи  характерно употребление  деепричастий? (  В  текстах  повествовательного  характера  для  передачи  динамичности  в  развитии  действия).

    5.Какое  лицо ( или  предмет) совершает  действие , обозначенное  деепричастием? ( То  же , что  и  действие , обозначенное  глаголом.)

    6.Какая  синтаксическая  роль  деепричастия  в  предложении? (  Является  обстоятельством , как  и  наречие).

    9.  Пунктуация  при  деепричастном  обороте.( на слайдах)

    - Давайте  вспомним, как  выделяется  деепричастие и  деепричастный  оборот  на  письме.

    - В  чем  разница  между  деепричастным  и  причастным  оборотом? ( Различна  их синтаксическая  роль  в  предложении – деепричастие  относится  к  глаголу  и  характеризует  действие , причастие  относится  к  существительному  и  характеризует  предмет , лицо , производящее  действие.)

    10. Задание  классу.( на  слайдах)

    1.  Распределите  предложения  по  колонкам : в  левую  - поместите  предложения  с  деепричастиями , в  правую- с  другими  частями  речи.

              А) Взглянув  на  звезды , и  мне  звезда  зажглась.

                Б)  Разбросанным  в  пыли  по  магазинам , моим  стихам  настанет  свой  черед.

                В) И  улыбаться  всем  глазам , не  опуская  глаз.

                 Г) Я  подымаюсь  по  белой  дороге.

                Д) Не  опираясь  на  смуглую  руку , я  говорила.

    - Все  эти  предложения  из  стихотворений  Марины  Цветаевой.( проверка : с  места  1  ученик  читает  весь  левый  столбик,  2  ученик – правый  столбик)

    -  Назовите  глагольные  признаки  деепричастия .( 1  ученик  устно)

    11.Групповая  работа.(  по  карточкам + таблицы  на  слайдах)  

    -  Будем  работать  по  рядам. Каждому  ряду  будет  дано  задание.

    1  ряд :  Надо  образовать  от  глаголов  деепричастия  и  выделить  суффиксы  деепричастий:

    Поднимаются  -  поднимаясь ;

    Изогнуться – изогнувшись;

    пригревают  -  пригревая ;

    проснулись  -  проснувшись ;

    описывала – описывая ;

    раздумывал – раздумывая. ( проверка : 1  ученик  за  доской)

    2  ряд :  Замените  1  глагол  в  предложении  деепричастием.  После замены  глагола  у  вас  получится  строчка  из  стихотворения  М. Цветаевой.

    Я  лоб  уронила  в  руки  и  думаю , глядела  в  ночь.

    Я  лоб  уронила  в  руки  и  думаю ,  глядя  в  ночь.

    -Предложение ,  которое  у  вас  получилось  после  замены  разберите  .( проверка :1 ученик  за  доской.)

    3  ряд : Надо  определить  у  деепричастий  законченное  или  незаконченное  действие :

            Шурша;

                            шипя ;

                            хлопнув ;

                            раскинув ;

                            поднявшись ;

                            потрескивая .

    (  проверка: 1  ученик  с  места)

    12.  Вывод .

    Выполнив  упражнения , можно  еще  раз  отметить , что  деепричастие  дорисовывает  , дополняет  основное  действие.  

    13. Задание  классу. ( на  слайдах)

    А)-  Определите  вид  деепричастий:

              1. И , перевесившись  через  заборные  колья , вижу  просторы.

             2. И, всхлипывая , затихнуть  нет  стл.

             3. Днепром   разламывая  лед…

             4. Врасплох ,  не  готовясь …

             5. Замораживая  закаты…

             6.Голову  сжав , слушать  надо…(  проверка :  с места  по  цепочке).

    Б)   Разбор  по  составу деепричастия: перевесившись.  

    В)- Назовите  признаки  наречия  у  деепричастия?  

    14.Итог  урока(Стихотворение  М.Цветаевой  сопровождается  музыкой  и  показом  слайдов)

    Моим  стихам ,написанным  так  рано ,

    Что и  не  знала , что  я – поэт,

    Сорвавшимся , как  брызги  из  фонтана,

     Как  искры  из  ракет,

    Ворвавшимся ,  как  маленькие  черти ,

    В  святилище , где  сон  и  фимиам ,

    Моим  стихам  о  юности и  смерти,

    -  Нечитанным  стихам!-

    Разбросанным  в  пыли  по  магазинам

    ( Где  их  никто  не  брал  и  не  берет!),

    Моим  стихам  , как  драгоценным  винам,

     Настанет  свой  черед.

         -  Читая  строки  М. Цветаевой , еще  раз  убеждаешься , что  ее  жизнь  продолжают  ее  стихи , продолжает  жить  в  нашем  сознании  как  замечательное  явление  духа  поэзия  Цветаевой.

          - А  что  вы  скажете  о  деепричастии ?

      -  Какова  роль  деепричастий  и  деепричастных  оборотов  в  речи?  

    15.Оценивание  учащихся .

    -  Урок  окончен.