Тест по русскому языку по теме:
«Деепричастие и деепричастный оборот». 7 класс .

Гаптелбарова Диляра Магсумовна

Цель:1  формирование навыка различения   деепричастия   и личных форм глаголов и причастий,                                         умения  производить синонимическую  замену  личных форм глагола деепричастиями; формирование навыка выделения  знаками препинания деепричастного оборота.

           2.Развивать   навыки   правильного письма деепричастий, выделение   деепричастного   оборота на письме.

          3 .Воспитать интерес к языку, уважение к русскому слову.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, выставка  книг  по  творчеству  М. Цветаевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
deeprichastnyy_oborot.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по  русскому  языку

 «Деепричастие  и  деепричастный  оборот».

  7 класс .

Провела  учитель  русского  языка АСОШ №1     Гаптелбарова  Диляра  Магсумовна

 Тема: Деепричастие и деепричастный оборот.

Цель:1  формирование навыка различения   деепричастия   и личных форм глаголов и причастий,                                         умения  производить синонимическую  замену  личных форм глагола деепричастиями; формирование навыка выделения  знаками препинания деепричастного оборота.

           2.Развивать   навыки   правильного письма деепричастий, выделение   деепричастного   оборота на письме.

          3 .Воспитать интерес к языку, уважение к русскому слову.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, выставка  книг  по  творчеству  М. Цветаевой.

Ход  урока:

1. Организация начала  урока.

2. Сообщение темы и цели урока.

-Какую тему мы начали недавно изучать? (Деепричастие)

-Сегодня мы продолжим знакомиться с этой частью речи- деепричастие и деепричастным   оборотом   на  основе поэтических произведений  Марины   Цветаевой. Мы убедимся, что автор тоже часто пользуется деепричастиями.

3. Словарная  работа.

-Словарное слово- этюд. Ударение падает на 2 слог, на гласную букву Ю, опасные буквы Э и Д.

-Запишите это слово и выделите буквы, которые опасны.

-… узнала из толкового словаря  Ожегова значение этого слова.( Это слово многозначное, имеет   три   значения:

1. Эскиз

2. Небольшое произведение художественной литературы.

3. Небольшое музыкальное произведение.)

- Ребята сразу запишите домашние задание.

1) Написать небольшое сочинение - ЭТЮД об уголке  природы с использованием   деепричастных оборотов.

2) Индивидуальное задание: составить ребус на тему “Деепричастие”

4.Слово  учителя.(на  экране  портрет  М.Цветаевой )

    - Евгений  Евтушенко  говорил : «Марина  Цветаева – неоплатная  наша  вина , но  и  любовь  наша  навечна. Поэт  может  быть  бездомным , но  стихи – никогда».  

 - Объясните  постановку  запятых  в  этом  предложении.( обратить  внимание  на выставку)

 5.  Сообщение  ученицы.(  показ  слайдов -  Марина  Цветаева)

       Творчество  Марины  Цветаевой  открывается для  нас  сегодня  по – новому.

  Не  устаешь  удивляться ,  насколько  актуальны  проблемы , поднятые  в  ее  стихах  и  прозе. Ее  великолепный  образный  язык  и  неповторимый  образный  строй  навсегда  вошли  в  сокровищницу  русской  и  мировой  литературы.

Каждый год 8 октября  мы отмечаем день рождение прекрасной женщины. Это  прекрасный  повод  перечитать  давно  любимые  строки  и  поговорить  о  Поэте , Гражданине  и Человеке – Марине  Ивановне  Цветаевой.

6.Фронтальный  опрос ( 6  вопросов)(  на  слайдах):

-  А  теперь  мы  вспомним  о  деепричастии. Тестовые  задания  будут  на  экране ,  вам  надо  написать  букву , которая  соответствует  правильному  ответу.

А)1.  Найдите  предложения , в  которых  есть  часть  речи , обозначающая  добавочное  к  основному  действие.

          А)Космонавт  слушает  и  улыбается.

          Б)Приземлившись , он  радостно  осмотрелся  вокруг.

          В)Приземлившиеся  парашютисты  окружили  товарища.

          Г)Птицы  хлопают  крыльями  и  поднимаются  вверх.

          Д) Изогнув  длинные  шеи ,  птицы  поднимаются  вверх.

2.Найдите  предложения ,  в  которых  есть  деепричастие.

          А) Мама  сидела , откинувшись  в  кресле.

           Б) Я  открыл  окно  и  залюбовался  видом.

           В)  Брат  склонил  голову  и  писал  что – то.

          Г)  Разложив  игры , дети  сели  в  кружок.

          Д) Уставшая , она  не  хотела  идти  дальше.

3.Найдите  предложения  с  деепричастным  оборотом.

          А) Витя  мыл  посуду , насвистывая  какую – то  песенку.

          Б) Из  дома  вышел  человек  и  направился  к  машине.

          В) Выйдя  из  дома , человек  направился  к  машине.

          Г) Человек , вышедший  из  дома , направился  к  машине.

         Д) Берега ,  окружающие  озеро , густо  поросли  камышом.    

4.Найдите  словосочетание  с  деепричастием.

          А) Закутанный  в  тулуп;

          Б)проложенный  геологами ;

          В)укрепил  болт ;

          Г) запер  на  замок ;

          Д) вырастив  урожай ;

          Е) раскачивающихся  от  ветра.

5. Найдите  словосочетание  с  деепричастием.

         А) Выкрашенный  краской ;

        Б)выкрасив  краской ;

         В) устроенный  по  проекту ;

         Г) устроившись  на  ночлег ;

        Д) запертый  дома ;

        Е) заперев  дом.

6. Найдите  предложения  с  деепричастным  оборотом.

          А) Блеснула  яркая  молния , и  раздался  удар  грома.

          Б)  Много  тайн  хранят  леса , опаленные  войной.

          В) Озеро , взволнованное  ветром , шумело  у  берегов.

          Г) Георгины , почерневшие  от  мороза , печально свешивали  свои  головки.

         Д) Не  узнав  горя , не  узнаешь  и  радости.

          Е) Мальчик  шел  и  не  разбирал  дороги.

 Б)-Поменяйтесь  друг  с  другом  листочками , проверьте  работу. Сдайте  листочки.  

- А  теперь  по  критериям  оценок ( на  экране ) вы  узнаете , какую  оценку  вы  получили  за  тест.

7. Работа  с  предложениями .( на  слайдах)

А) Сравните  2  предложения :

1. Возвышается  над  площадью серой  и  розовеет  монастырь.

2. Возвышаясь  над  площадью  серой, розовеет  монастырь.( Без  запятой)

 - Назовите  грамматические  основы.

- В  каком  предложении  есть  добавочное  действие ?( Добавочное  действие  выражено  словом  возвышаясь. )

 – А это  законченное  или  незаконченное  действие ? ( Незаконченное)

- Это  деепричастие  одиночное ? ( Нет, это  деепричастный  оборот )

 –Как  вы  думаете  , чего  не  хватает  в  этом  предложении? ( запятой)

 -А  как  вы  узнали , что  это  деепричастный  оборот? ( Деепричастие  имеет  при  себе  зависимые  слова)  

Б) Синтаксический  разбор  второго  предложения.

Возвышаясь  над  площадью  серой ,  розовеет  монастырь.

8. Вопросы  по  теме:

1. Что  называется  деепричастием?( Самостоятельная  часть  речи ,  которая  обозначает  добавочное  действие  при  основном  действии , выраженном  глаголом).

2.Признаки  каких  частей  речи  совмещены  в  деепричастии ? (  Признаки  глагола  и  наречия) .

3.Какова  роль  деепричастия  в  речи ? (  Деепричастие  дорисовывает ,  дописывает  основное  действие ,  дополняет  сказуемое ) .

4.Для  какого  типа  речи  характерно употребление  деепричастий? (  В  текстах  повествовательного  характера  для  передачи  динамичности  в  развитии  действия).

5.Какое  лицо ( или  предмет) совершает  действие , обозначенное  деепричастием? ( То  же , что  и  действие , обозначенное  глаголом.)

6.Какая  синтаксическая  роль  деепричастия  в  предложении? (  Является  обстоятельством , как  и  наречие).

9.  Пунктуация  при  деепричастном  обороте.( на слайдах)

- Давайте  вспомним, как  выделяется  деепричастие и  деепричастный  оборот  на  письме.

- В  чем  разница  между  деепричастным  и  причастным  оборотом? ( Различна  их синтаксическая  роль  в  предложении – деепричастие  относится  к  глаголу  и  характеризует  действие , причастие  относится  к  существительному  и  характеризует  предмет , лицо , производящее  действие.)

10. Задание  классу.( на  слайдах)

1.  Распределите  предложения  по  колонкам : в  левую  - поместите  предложения  с  деепричастиями , в  правую- с  другими  частями  речи.

          А) Взглянув  на  звезды , и  мне  звезда  зажглась.

            Б)  Разбросанным  в  пыли  по  магазинам , моим  стихам  настанет  свой  черед.

            В) И  улыбаться  всем  глазам , не  опуская  глаз.

             Г) Я  подымаюсь  по  белой  дороге.

            Д) Не  опираясь  на  смуглую  руку , я  говорила.

- Все  эти  предложения  из  стихотворений  Марины  Цветаевой.( проверка : с  места  1  ученик  читает  весь  левый  столбик,  2  ученик – правый  столбик)

-  Назовите  глагольные  признаки  деепричастия .( 1  ученик  устно)

11.Групповая  работа.(  по  карточкам + таблицы  на  слайдах)  

-  Будем  работать  по  рядам. Каждому  ряду  будет  дано  задание.

1  ряд :  Надо  образовать  от  глаголов  деепричастия  и  выделить  суффиксы  деепричастий:

Поднимаются  -  поднимаясь ;

Изогнуться – изогнувшись;

пригревают  -  пригревая ;

проснулись  -  проснувшись ;

описывала – описывая ;

раздумывал – раздумывая. ( проверка : 1  ученик  за  доской)

2  ряд :  Замените  1  глагол  в  предложении  деепричастием.  После замены  глагола  у  вас  получится  строчка  из  стихотворения  М. Цветаевой.

Я  лоб  уронила  в  руки  и  думаю , глядела  в  ночь.

Я  лоб  уронила  в  руки  и  думаю ,  глядя  в  ночь.

-Предложение ,  которое  у  вас  получилось  после  замены  разберите  .( проверка :1 ученик  за  доской.)

3  ряд : Надо  определить  у  деепричастий  законченное  или  незаконченное  действие :

        Шурша;

                        шипя ;

                        хлопнув ;

                        раскинув ;

                        поднявшись ;

                        потрескивая .

(  проверка: 1  ученик  с  места)

12.  Вывод .

Выполнив  упражнения , можно  еще  раз  отметить , что  деепричастие  дорисовывает  , дополняет  основное  действие.  

13. Задание  классу. ( на  слайдах)

А)-  Определите  вид  деепричастий:

          1. И , перевесившись  через  заборные  колья , вижу  просторы.

         2. И, всхлипывая , затихнуть  нет  стл.

         3. Днепром   разламывая  лед…

         4. Врасплох ,  не  готовясь …

         5. Замораживая  закаты…

         6.Голову  сжав , слушать  надо…(  проверка :  с места  по  цепочке).

Б)   Разбор  по  составу деепричастия: перевесившись.  

В)- Назовите  признаки  наречия  у  деепричастия?  

14.Итог  урока(Стихотворение  М.Цветаевой  сопровождается  музыкой  и  показом  слайдов)

Моим  стихам ,написанным  так  рано ,

Что и  не  знала , что  я – поэт,

Сорвавшимся , как  брызги  из  фонтана,

 Как  искры  из  ракет,

Ворвавшимся ,  как  маленькие  черти ,

В  святилище , где  сон  и  фимиам ,

Моим  стихам  о  юности и  смерти,

-  Нечитанным  стихам!-

Разбросанным  в  пыли  по  магазинам

( Где  их  никто  не  брал  и  не  берет!),

Моим  стихам  , как  драгоценным  винам,

 Настанет  свой  черед.

     -  Читая  строки  М. Цветаевой , еще  раз  убеждаешься , что  ее  жизнь  продолжают  ее  стихи , продолжает  жить  в  нашем  сознании  как  замечательное  явление  духа  поэзия  Цветаевой.

      - А  что  вы  скажете  о  деепричастии ?

  -  Какова  роль  деепричастий  и  деепричастных  оборотов  в  речи?  

15.Оценивание  учащихся .

-  Урок  окончен.

        

        


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Русский язык. 7 класс. Тест по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".

Закрепление знаний обучающихся через тестовые задания по теории темы "Деепричастие"....

Деепричастие. Деепричастный оборот

Урок по русскому языку для 7 класса. Тема урока: Деепричастие, деепричастный оборот. Тип урока: повторительно ...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Деепричастие и деепричастный оборот"

Разработка урока по программе М.М. Разумовской. Урок закрепления  с применением технологии субективизации Г.А. Баку...

Презентация к уроку в 6 классе по теме "Деепричастие и деепричастный оборот"

Презентация является наглядным пособием к уроку, содержит физминутку....

Деепричастный оборот.

Презентация к уроку русского языка в 7 классе....

Деепричастный оборот

Презентация предназначена для проведения урока русского языка  по теме "Деепричастный оборот и знаки препинания при...

Деепричастный оборот.

Конспект урока по теме : "Деепричастный оборот", 7 класс, с применением ЭОР....

Деепричастный оборот

Открытый урок...

деепричастный оборот

деепричастный оборот...

А4. Синтаксические нормы. Деепричастный оборот

Презентация содержит теоретический и практический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...