Подготовка к ЕГЭ. Синтаксические нормы
презентация к уроку (русский язык, 11 класс) по теме

Кузнецова Елена Васильевна

Теоретический материал к заданию А6 в ЕГЭ по русскому языку (Нарушение синтаксических норм предложения)

—

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Podgotovka_k_EGE.ppt1.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синтаксические нормы. Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Кузнецовой Еленой Васильевной

Слайд 2

А 6 Задание: Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчиненных предложений Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчиненных предложений Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчиненных предложений Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчиненных предложений Грамматические ошибки – это неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Слайд 3

Нарушение синтаксической нормы Ошибки в построении предложений с однородными членами. Нарушение норм согласования. Нарушение норм управления. Ошибки в построении сложноподчинённых предложений.

Слайд 4

1. Пропуск предлога при однородных членах: На земле, воде и воздухе — всюду мы защищены! Перед словом воздухе необходимо добавить предлог в, так как это слово в данном предложении не употребляется с предлогом «на». Правильный вариант : На земле, воде и в воздухе — всюду мы защищены! 2. Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов: В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба. «Караси, сазаны, лещи» — это вид рыбы, поэтому не могут стоять с этим словом в одном ряду однородных членов. Правильный вариант : В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи.

Слайд 5

3. Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий: На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети. Бабушки и дети — тоже жильцы дома. Правильный вариант: На собрание пришли жильцы дома. 4. Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий: Иван Петрович пришел с женой и плохим настроением. Пришел с женой и плохим настроением — логически несовместимые понятия. Правильный вариант: Иван Петрович, когда пришел с женой, был в плохом настроении.

Слайд 6

5. Сочетание в качестве однородных членов инфинитива и существительного: Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей . Не могут быть однородными существительное и инфинитив. Правильный вариант: Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей . 6. Нарушение падежных форм обобщающего слова и однородных членов: Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англия, Франция, Италия. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово. Правильный вариант: Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англии, Франции, Италии.

Слайд 7

7. Нарушение порядка слов в предложении при использовании двойных сопоставительных союзов как…, так и; не только…, но и…; если не…, то… и других: Народные массы не только создают материальные блага, но и великие сокровища культуры. При двойных (сопоставительных) союзах один из однородных членов предложения ставится при первой части союза, а другой — при второй. Правильный вариант: Народные массы создают не только материальные блага, но и великие сокровища культуры.

Слайд 8

8. Нарушение лексической сочетаемости однородных членов с тем словом, с которым они связаны по смыслу: Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. Все однородные члены предложения должны лексически сочетаться с тем словом в высказывании, с которым они связаны по смыслу: нельзя «внести замечание». Правильный вариант: Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было высказано критических замечаний.

Слайд 9

Разрыв причастного оборота определяемым словом: Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после. Правильный вариант: Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны. 2. Нарушение согласования причастия с определяемым словом: Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе. Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже: одному…(какому?) ищущему Правильный вариант: Одному из героев романа, ищущему смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе.

Слайд 10

3. Замена страдательных причастий действительными: Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. Действительные причастия на -ся следует, где это возможно, заменять страдательными причастиями. Правильный вариант: Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений. 4. Нарушение однородности синтаксических элементов предложения: Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения. Правильный вариант: Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов.

Слайд 11

Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия: Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. Неправильный порядок слов: между союзным словом которые и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в той же числовой форме или иное слово. Правильный вариант: Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

Слайд 12

2. Ошибки в предложениях, придаточная часть которых начинается с союзного слова кто: Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной. Союзное слово кто употребляется с глаголами только в форме ед.ч. При этом также следует обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения: Те, ….., не могли не любоваться…; тот,….не мог не любоваться и т.п. Правильный вариант: Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

Слайд 13

3. Ошибки в построении сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным: Выступавшие заметили о том, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году. Нарушена норма управления: заметить можно что? Указательное местоимение с предлогом в данном случае употреблено неправильно. Правильный вариант: Выступавшие заметили, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году. 4. Нарушение видо-временной соотнесенности однородных членов предложения или сказуемых в главном и придаточном предложениях : Когда он спал, то видит сон. Глагол спал пр.времени, видит – наст. времени. Правильный вариант: Когда он спал, то видел сон. Сложноподчиненные предложения

Слайд 14

Запомните некоторые сочетания слов: скучать (по кому? чему?) — с существительными и личными местоимениями 3-го лица) : скучать по нему, по морю, по лету и т.п. скучать (по ком?) — с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн.ч.: скучать по Вас; скучали по нас; уплатить, заплатить (за что?) уплатить, заплатить за проезд; оплатить (что?) оплатить проезд; уверенность (в чем?) уверенность в победе вера (во что?) вера в победу

Слайд 15

5. Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части: Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии. Нарушено согласование: юноши (какие?) которые… Правильный вариант: Весной вернулись в село юноши, которые служили в армии. 6. Смешение прямой и косвенной речи: Юноша сказал, что я буду бороться. Нельзя использовать в придаточной части косвенной речи местоимения 1 и 2 лица. Правильный вариант: Юноша сказал, что он будет бороться. Он сказал, что он будет бороться

Слайд 16

Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога. Нарушены нормы управления: хотел вникнуть куда? познать что? Правильный вариант: Давыдов хотел вникнуть во все тайны Гремячего Лога и познать их. Я обратился и получил консультацию у специалиста по реставрации картин. Обратился к кому? не хватает зависимого слова при управлении. Получил у кого? Правильный вариант: Я обратился к специалисту и получил у него консультацию по реставрации картин.

Слайд 17

Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки: Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства. Существительные после предлогов благодаря, согласно, вопреки всегда стоят в Д.п. Правильный вариант: Благодаря (чему?) искусству Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.

Слайд 18

2. Ошибки в употреблении предлога «по»: По завершению учебного года мы поедем в Крым. Если предлог «по» имеет значение «после чего-либо» , слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в П.п. ( по завершении = после завершения учебного года; по приезде в санаторий = после приезда в санаторий и т.д.) Правильный вариант: По завершении учебного года мы поедем в Крым. Запомните! Предлоги в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие, посредством управляют Р.п .(кого? чего?), а предлоги подобно, наперекор — д.п. (кому? чему?): Снега не было в продолжение (чего?) месяца. Дом выстроен наподобие (чего?) куба и т.п.

Слайд 19

Ошибки в употреблении имен собственных: В кинофильме «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. Названия произведений, картин, музыкальных произведений, фильмов, заключенные в кавычки, не изменяются, если возле них стоит нарицательное существительное — жанровое обозначение. Если это нарицательное существительное отсутствует, то изменяется имя собственное. Правильный вариант: В кинофильме «Война и мир» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Слайд 20

2. Неоправданная инверсия: Глаза его прикрывали стёкла очков. Прямой порядок слов в предложении 1) подлежащее предшествует сказуемому ( дождь идёт ); 2) согласованное определение стоит перед определяемым словом ( холодный дождь ); 3) несогласованное определение стоит после определяемого слова ( листья дуба ); 4) дополнение стоит после управляющего слова ( вымочил листья ); 5) обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым ( сильно льёт ). Неоправданная перестановка подлежащего и прямого дополнения и т.п. приводит к ошибке. Правильный вариант: Стёкла очков прикрывали его глаза.

Слайд 21

3. Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: Учёный оперировал с точными фактами. При выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения. Ученый оперировал не с чем?, а чем? Правильный вариант: Учёный оперировал точными фактами. 4. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Солнце уже села, когда мы вернулись. Подлежащее солнце выражено существительным ср. рода , поэтому глагол – сказуемое села должен стоять в ср. роде . Правильный вариант: Солнце уже село, когда мы вернулись.

Слайд 24

1.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Военнослужащие действовали согласно приказу. Не забудьте оплатить за проезд. По прибытии на отдых президент провёл рабочую встречу с губернатором края. Я обрадован твоими успехами.

Слайд 25

2.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Необходимо проверить, имеет ли институт лицензию на образовательную деятельность. Последствия наводнения были ликвидированы в кратчайшие сроки. Успех достигнут благодаря слаженной работы всего коллектива. Во исполнение принятого решения был произведён капитальный ремонт здания.

Слайд 26

3.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Вопреки принятому решению ремонт дороги не производился. Вспоминая школу, мы гордимся за своих учителей. По возвращении из отпуска брат заболел. Заведующий лабораторией подписал заключение о результатах проверки.

Слайд 27

4.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Все, кто бывал в Пушкиногорье, попадали в удивительный мир музея-заповедника, созданного С. С. Гейченко. Лишь благодаря стремительного натиска наших войск фашисты не успели разрушить Святогорский монастырь, у белых стен которого покоится прах поэта. Многие из туристов, бывавших в Тригорском, любовались великолепным парком. Чтение текстов в журнале «Наука и жизнь» требует от читателя активной мыслительной работы.

Слайд 28

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). У всех, кто обладает способностью к точным наукам, хорошо развито логическое мышление. Многие из людей, смотревших фильм, высоко оценили работу режиссёра. За окном шёл не то снег, не то мелкий дождь. В журнале «Новом мире» появилась интересная статья о проблемах образования.

Слайд 29

6.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). В пьесе «Чайка» сюжетная линия развивается в нескольких направлениях. В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его сотрудников. Наука изучает законы окружающего мира и при этом опирается на опыт предшествующих поколений. Живопись не только обогащает эмоционально, но и заставляет думать.

Слайд 30

7.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Лирический герой – один из центральных персонажей романа «Евгений Онегин». На встречу с писателем пришли те, кто любит современный детектив. Одним из художников, воспевших красоту русской глубинки, был Левитан. Химическая реакция показывает и помогает разобраться в составе вещества.

Слайд 31

8.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Спортсмены занимались согласно расписанию тренировок. Никто больше так не читал эти стихи! Делегация направлялась к дому известного учёного, находившийся недалеко от главной площади. Мы любили походы и часто ходили в лес.

Слайд 32

9. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Зимняя сессия студентов проходила согласно расписанию. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. В этом докладе отражены проблемы, волнующие генетиков мира. Студенты получили не только словари, но и рабочие тетради.

Слайд 33

10.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Ко мне пришли те, кто был рядом последние несколько лет. Впервые оперу «Хованщина» я слушал вместе с родителями. Пациент обратился и лечился у этого врача. Одним из первых учёных, открывших законы окружающего мира, был Ньютон.

Слайд 34

11.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Благодаря усилиям врачей эпидемии гриппа удалось избежать. В Москве состоялось совещание директоров школ по вопросам, касающихся выпускных экзаменов. Каким бы мы ни мечтали о будущем, оно всё равно остается неизвестным. Историческими документами, приобретающими всё большее значение, являются портреты родственников декабристов.

Слайд 35

12.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Мои родители хранят и часто перечитывают «Роман-газету». Мы оплатили за покупки и вышли из универмага. Студенты с радостью помогали археологам, приехавшим из Санкт-Петербурга. Мы уже давно выписываем журнал «Природа».

Слайд 36

13.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Вопреки желанию больного его положили в больницу. Нужно обязательно оплатить проезд в метро. Урок-лекция впервые проведён в нашем классе. Платье-халат постирано и убран в шкаф.

Слайд 37

14.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов. Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность. В картине художника Богатова «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты. Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоявшие в стороне возы с домашней утварью.

Слайд 38

15.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский. Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века. Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката. Среди научных трудов Ф. И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

Слайд 39

16.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Лексические повторы – средства выразительности в стихотворении Лермонтова «Бородино». Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме. Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание. Интернет сохраняет огромные базы данных по разным вопросам науки и позволяет ими пользоваться.

Слайд 40

17.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие. В картине Остроухова «Золотой осени» многоцветие осени словно яркий весёлый ковер с нарядным орнаментом. Кто бы ни изучал биографию Пушкина, подчёркивал, что его поэтический талант необычайно расцветал в осеннюю пору. В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композиторы и художники.

Слайд 41

18.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчет. Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству. Одним из российских обычаев, ценившимся многими старыми москвичами, было устное рассказывание. О великой силе любви Орфея и Эвридики рассказывается в книге «Мифы Древней Эллады», составленной А. И. Немировским.

Слайд 42

19.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика. Все, кто в других странах любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей – Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого. По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых (ныне на Суворовском бульваре). О своём отношении к классической музыке В. П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».

Слайд 43

20.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках. Превосходство русского боксера над противником стало очевидным в первом раунде. Кижи прекрасны не только летом, но и зимой. Коллекцию образцов горных пород, собранных в экспедиции, геологи отдали в музей.

Слайд 44

Проверь себя Ответы 1.- 2 2.- 3 3.- 2 4.- 2 5.- 4 6.- 2 7.- 4 8.- 3 9.- 2 10.-3 11.- 2 12.- 2 13.- 4 14.- 2 15.- 4 16.- 3 17.- 2 18.- 1 19.- 2 20.- 1

Слайд 45

Удачи на экзамене !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по подготовке к ЕГЭ. «Синтаксические нормы»

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий обобщения знаний, умения организовать свою работу. Один из самых трудных экзаменов для выпускников – это ЕГЭ по рус...

Синтаксические нормы. Подготовка к ЕГЭ. А 4-5

В данной презентации разбираются типичные нарушения  синтаксических норм: ошибки в предложениях с однородными членами, в предложениях с причастными и деепричастными  оборотами и т.п. Особое ...

Синтаксические нормы русского литературного языка (Подготовка учащихся к выпускному экзамену).

В данной работе представлен материал на тему "Синтаксические нормы русского литературного языка", который можно использовать при подготовке к экзаменам всех учащихся....

Подготовка к ЕГЭ презентация "Синтаксические нормы"

Эта презентация даст возможность повторить синтаксические нормы русского языка и позволит закрепить данные знания....

Тест "Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления"

Тест для подготовки к ЕГЭ по русскому языку  "Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления" ....