«Авторская позиция и средства её выражения в тексте».
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Урок развития речи в 10 классе с применением технологии развития критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

232 – 509 - 902

Павлова Елена Геннадьевна.

Преподавание русского языка.

Урок развития речи в 10 классе

Тема: «Авторская позиция и средства её выражения в тексте».

Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)  – одна из эффективных технологий развивающего обучения. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

На данном уроке были использованы некоторые приёмы работы с текстом в технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)

             Цель урока: Создание условий для личностно-ориентированной направленности обучения средствами технологии РКМЧП.

Создание условий для реализации учащимися потребности транслировать своё мировосприятие посредством диалога и творческих работ.

Формирование навыков работы с текстом.

              Тип урока: Анализ художественного текста.

              Технология: РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)

Вступление:

Учитель сообщает классу, что на уроке будет прочитана сказка о зайце, и предлагает детям, еще не приступая к чтению, подумать, что им известно о зайцах: как думают и говорят о них люди, в каких условиях они живут? Затем учащиеся пытаются предсказать, какова может быть мораль этой сказки.

Стадия вызова. Свободное письмо и обмен мнениями.

  1. Попросите учащихся в течение приблизительно 7 минут писать на тему: «Какая мораль может быть в сказке о зайцах». Предложите им начать так: «Я думаю, что мораль может быть такая...»
  1. Закончив писать, учащиеся делятся написанным с партнером.

Комментарий:

Дети, скорее всего, будут писать о слабости и трусости зайцев. Идея о связи между смелостью и способностью слышать течение времени, свидетельствующие о грустных сторонах человеческой жизни, принадлежит исключительно С. Козлову. Он предлагает читателю подумать о том, что в литературном произведении явно, а что скрыто между строк.

Стадия осмысления содержания. Направляемое чтение.

(Раздается первая Часть текста)

Учащиеся читают и обдумывают часть I.

Затем они пишут ответы на нижеследующие вопросы. Ответы сводятся в таблицу на доске.

- Какую роль выбирает для себя автор? Он повествует как настоящий сказочник, как наш собеседник или как ученый-биолог, который ценит научную точность превыше всего? Быть может, он напомнил вам еще кого-то? Какие слова и фразы из текста подтверждают ваше мнение?        

 (Учитель заносит ответы учащихся в сводную таблицу).

Комментарий:

С.Козлов использует синтаксически не слишком разнообразные конструкции, которые сходны с устным повествованием. С самого начала рассказа чувствуется личностный тон, некое приглашение, кото рые можно трактовать как способ установления контакта между взрослым рассказчиком и ребенком или как типичный сказочный зачин. Однако дальше интонация постепенно меняется, и в неё вкладывается все более взрослый смысл и размышления о жизни.

-        Попытайтесь предсказать, что случится, о чем расскажет автор дальше. Кратко запишите свой прогноз на листе бумаги или в тетради.

Раздается вторая часть текста

- Читая текст части II, попытайтесь представить себя на месте Зайца.

 - Что вы ощутили?

- Оправдались ли ваши прогнозы о дальнейшем содержании текста?

- Для какой аудитории предназначена Эта сказка? Почему вам так кажется? Запишите свои ответы в таблицу .

- Попробуйте предсказать, что случится дальше. (Имейте в виду, что вся сказка умещается на одной странице.)

- Попытайтесь обосновать свою версию продолжения. Какие слова или эпизоды в тексте дали вам основания так думать? 

Комментарий:

Эта часть посвящена в основном тому, с кем встречается и как ведёт себя Заяц.

(Раздается третья часть текста)

Ознакомьтесь со следующими вопросами:

- Какой эпизод в тексте показался вам наиболее философским? Почему? Какими средствами достигает этого автор?

Комментарий:

Автор переносит нас буквально в центр людских проблем и драм: отчаяние на грани самоубийства, опасения «сильных мира сего», превращение «маленького», забитого человека в личность, философские размышления о том, что далеко не все могут стать личностью… Но текст тем не менее по-прежнему сосредоточен только на диалогах. Мы остро чувствуем напряжённость момента и ярко представляем себе героев.

-         Что изменилось на протяжении трех прочитанных нами отрывков? (Самое явное изменение: маленький трусливый зайчик, решившийся на самоубийство – взрослый заяц, уверенный в себе)

Учащиеся делятся своими соображениями.

 Комментарий:        

По мере того как читатель привыкает к манере автора, к его обращению с условностями, все явствен ней становится и изменение угла зрения: от детского - к взрослому. Учащиеся могут быть по-прежнему далеки от этого взрослого угла зрения, но, в конце концов, после чтения последней части текста, они его почувствуют.

(Раздается часть IV) 

- Насколько неожиданной была для вас эта часть?

 - Подтвердились ли ваши прогнозы по поводу заключенной в тексте морали? (Задание 1)

- О чем все-таки эта сказка?        

-   Для кого она предназначена в первую очередь: для детей или для взрослых? Объясните друг другу, почему вы так думаете.

- Действительно ли это - сказка?

- Постарайтесь вспомнить, что вы ответили, или загляните в свой ответ на вопрос 8.

Ученик другого класса написал так:

«Сначала мне показалось, что это сказка для маленьких, потому что там животные похожи на людей, но теперь я думаю, что она, для взрослых».

- Вы с ним согласны? Почему?        

- Придумайте подходящее для этой сказки название. Мы поместим все ваши предложения в таблицу (Табл. 4).

Из пятой части мы узнаем, как завершил свое произведение С.Козлов

- Часть V состоит всего лишь из одного предложения. Но прежде чем мы его прочитаем, попробуйте
написать для этого рассказа краткий и мудрый конец. А потом мы сравним ваши заключения с тем, что написал С. Козлов:

 Стадия размышления:

        Свободное письмо:

А сейчас, пожалуйста, напишите о том, прав ли Чёрный Омут, говоря: «Когда время шуршит – всем страшно»?

Чтобы ознакомить класс с результатами письменной работы, можно устроить выставку под названием: «Понравился ли мне урок про Зайца, и какие мысли в связи с этой сказкой пришли мне в голову». Учащиеся могут нарисовать героев сказки. На этот же стенд помещаются таблицы, которые заполнялись по ходу урока.

Заключение:        

Процесс ознакомления с литературным текстом имеет, помимо прочих, «мгновенное значение». Каж дый раз, когда читается текст, с самого момента написания, его смысл может меняться. Смысл, который читатель обнаруживает в тексте, зависит не только от степени его начитанности и жизненного опыта, но и от исторической и социокультурной ситуации на момент прочтения. Текст не есть нечто омертвевшее и неподвижное, и при каждом прочтении текста смысл его создается заново.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская позиция и средства ее выражения в тексте.

Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) – одна из эффективных технологий развивающего обучения. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия...

Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...

Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 (11) классов об...

конспект урока- проекта Авторская позиция и способы ее выражения в текстах разных стилей

  Материал для подготовки к уроку по теме "Авторская позиция и способы ее выражения в текстах разных стилей".К данному конспекту есть несколько приложений, а именно: кластер к уроку, текст...

Авторская позиция и средства ее выражения в тексте.

Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) – одна из эффективных технологий развивающего обучения. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.На да...

Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». Методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»

Идея выше фактаО.БальзакНаписание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубок...


 

Комментарии

Тип урока: Анализ художественного текста. Технология: РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо) Цель: Создание условий для реализации учащимися потребности транслировать своё мировосприятие посредством диалога и творческих работ. Формирование навыков работы с текстом.