Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме:
    Рабочая программа по русскому языку (учебник Ладыженской) и литературе (учебник Коровиной) 8 класс

    Жукова Лариса Геннадьевна

    Рабочая программа по русскому языку (учебник Ладыженской), литературе (учебник Коровиной), 8 класс содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание тем, зун, список литературы для учителя и учащихся 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    8_klass.docx82.41 КБ

    Предварительный просмотр:

      «Согласовано»

    Председатель МО

    __________/Бережная Т.А.

    Протокол № ____ от

    «___»_________2011___г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №  8 »

    ___________/Сухорукова Л.Г.

     «___»___________2011___г.

    «Согласовано»

    Директор  МОУ «СОШ № 8 »

    ____________/Тушинская Т.В./

    Приказ № _____ от

    «___»___________2011___г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

    Жуковой Ларисы Геннадьевны, высшая  категория

    по русскому языку для  8 «А» класса

    Рассмотрено на заседании

    педагогического совета

    протокол № ____от «___»_______2011 г.

    2011 - 2012 учебный год

    1.  Пояснительная записка

    Программа по русскому языку составлена на основе Федерального  государственного стандарта основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику Русский язык: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений  /  Л.А. Тростенцова, Т.А Ладыженская, А.Д. Дейкина,О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. – 6-е издание. – М.: Просвещение. 2009.

    В год – 102 часа, из них на развитие речи – 17, на контрольные работы – 13.

    По учебному плану – 3 часа в неделю. 

    Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

    Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

    1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
    2. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
    3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
    4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

    1. Учебно-тематическое планирование в 8 «А» классе

    № п/п

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    Уроки

    Уроки развития речи

    Уроки контроля

    Дата

    Примечание

    Раздел I. Общие сведения о языке

    1

    1

    1

    Русский язык в современном мире. Понятие государственного языка

    1

    1

    Раздел II. Повторение изученного в 5-7 классах

    10

    8

    1

    1

    2

    Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

    1

    3

    Знаки препинания в сложном предложении

    1

    4

    Буквы Н, НН в суффиксах имен прилагательных, причастий, наречий

    1

    5

    Р.р. Подробное изложение (по упр. № 26)

    1

    6-7

    Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

    2

    8

    Комплексное повторение. Пунктуация и орфография.

    1

    9-10

    Контрольный диктант и его анализ

    2

    1

    Раздел III. Синтаксис и пунктуация.Культура речи.

    6

    3

    3

    11

    Основные единицы синтаксиса

    1

    12

    Р.р. Текст как единица синтаксиса

    1

    13

    Предложение как единица синтаксиса

    1

    14-15

    Р.р. Сжатое изложение с элементами сочинения

    2

    16

    Словосочетание как единица синтаксиса

    1

    Раздел IV. Словосочетание

    4

    3

    1

    17

    Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова: глагольные, именные, наречные

    1

    18

    Синтаксические связи слов в словосочетании.

    1

    19

    Синтаксический разбор словосочетаний

    1

    20

    Контрольная работа с элементами тестирования

    1

    Раздел V. Простое предложение.

    4

    2

    2

    21

    Предикативная (грамматическая) основа предложения

    1

    22

    Р.р. Подробное изложение

    1

    23

    Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение.

    1

    24

    Р.р. Описание памятника культуры

    1

    Раздел VI. Двусоставные предложения

    9

    8

    1

    25

    Главные члены двусоставного предложения.Подлежащее

    1

    26

    Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

    1

    27

    Составное глагольное сказуемое.

    1

    28

    Составное именное сказуемое

    1

    29-30

    Тире между подлежащим и сказуемым

    2

    31-32

    Контрольный диктант и его анализ

    2

    1

    Раздел VII. Второстепенные члены предложения

    9

    6

    2

    1

    33

    Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение.

    1

    34

    Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений

    1

    35

    Приложение. Знаки препинания при нем.

    1

    36-37

    Обстоятельство. Способы выражения обстоятельства

    2

    38

    Синтаксический разбор двусоставного предложения.

    1

    39-40

    Р.р. Характеристика человека как вид текста. Сочинение по картине Ю. Ракши «Проводы ополчения»

    2

    41

    Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения»

    1

    Раздел VIII. Односоставные предложения

    13

    7

    5

    1

    42

    Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений.

    1

    43

    Назывные предложения

    1

    44

    Определенно-личные предложения.

    1

    45

    Неопределенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности.

    1

    46

    Р.р. Инструкция

    1

    47

    Безличные предложения.

    1

    48

    Р.р. Рассуждение.

    1

    49

    Р.р. Сочинение-рассуждение «Слово делом крепи»

    1

    50

    Неполные предложения

    1

    51

    Синтаксический разбор односоставных предложений

    1

    52

    Урок-зачет по теме «Односоставные предложения»

    1

    53-54

    Р.р Изложение с элементами сочинения.

    2

    Раздел IX. Простое осложненное предложение

    1

    55

    Понятие об осложненном предложении

    1

    Раздел X. Однородные члены предложения

    13

    11

    1

    1

    56

    Понятие об однородных членах предложения

    1

    57

    Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

    2

    58

    Однородные и неоднородные определения

    1

    59-60

    Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

    2

    61

    Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

    1

    62

    Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами.

    1

    63

    Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения»

    1

    64-65

    Контрольный диктант и его анализ

    2

    1

    66

    Р.р. Сочинение-отзыв (по упр. 281)

    1

    Раздел XI. Обособленные члены предложения

    15

    11

    2

    2

    67

    Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

    1

    68

    Обособленные определения.. Выделительные знаки препинания при них.

    1

    69

    Обособленные определения. Согласованные и несогласованные определения.

    1

    70

    Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему

    1

    71-72

    Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

    2

    73-74

    Обособленные обстоятельства, выделительные знаки препинания при них.

    2

    74-75

    Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

    2

    76

    Сочинение : « Изобретение наших дней»

    1

    77

    Синтаксический разбор предложения с обособленными членами.

    1

    78

    Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

    1

    79

    Урок-зачет по теме: «Обособленные и уочняющие члены предложения».

    1

    80

    Контрольный диктант с грамматическим заданием.

    1

    Раздел XII. Слова, грамматически не связанные с членами предложения

    9

    5

    `1

    3

    81

    Обращение. Выделительные знаки препинания при них.

    1

    82

    Р.р. Составление делового письма

    1

    83

    Вводные и вставные  конструкции.

    1

    84

    Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению.

    1

    85

    Р/р. Сочинение-рассуждение публицистического характера.

    1

    86

    Контрольный диктант с грамматическим заданием

    1

    87

    Междометия в предложении.

    1

    88

    Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

    1

    89

    Урок-зачет по теме « Слова, грамматически не связанные с членами предложения.»

    1

    Раздел XIII. Чужая речь.

    6

    5

    1

    90

    Понятие о чужой речи.

    1

    91

    Прямая и косвенная речь.

    1

    92

    Прямая речь. Диалог.

    1

    93

    Р/р. Рассказ.

    1

    94

    Цитата.

    1

    95

    Синтаксический разбор предложений с чужой речью, пунктуационный разбор.

    1

    96-97

    Раздел ХIV. Повторение и систематизация изученного в 8 классе

    2

    2

    98-99

    Итоговая контрольная работа.

    2

    Итого:

    Резерв:

    99

    3

    69

    17

    13


    Содержание тем учебного курса.

    СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
    КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

    (15 часов)

    Речевая деятельность

     Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.

    Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

    Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное; тезисы, конспект, аннотация). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.

    Функциональные разновидности языка 

    Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы

    Культура речи

    Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи. 

    Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

    СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
    языковОЙ и ЛингвистическОЙ (языковедческОЙ)
    КОМПЕТЕНЦИЙ  (88ч)

    Общие сведения о русском языке (1час)

    Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Русский язык – национальный язык русского народа.

    Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран Содружества Независимых Государств.

                                                                                   Система языка

    Грамматика

    Морфология (1час)

    Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.

    Синтаксис (62 часа)

    Связь синтаксиса и морфологии. Виды и средства синтаксической связи.

    Словосочетание. (10ч) Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.

    Простое предложение.(50ч) Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.

    Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

    Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

    Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.

    Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.

    Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.

    Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

    Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.

    Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.

    Текст. (1ч)

    Основные выразительные средства синтаксиса.(2ч) Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи (восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными членами и т.д.)

    Правописание: орфография и пунктуация

    Орфография (4 часа)

    н и нн в словах разных частей речи.

    Слитное и раздельное написание не со словами разных частей речи.

    Пунктуация (20 часов)

    Знаки препинания в конце предложения.

    Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).

    Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.

    Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

    Сочетание знаков препинания. Вариативность в использовании пунктуационных знаков.

    СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
    КУЛЬТУрОВЕдЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

     (2 часа)

    Язык и культура

    Русский речевой этикет.

    1. Требования к знаниям, умениям навыкам

                  по русскому языку за курс 8 класса.

    Учащиеся должны знать/понимать определение основных  изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий,  пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

    уметь:

    РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

    АУДИРОВАНИЕ;

    1. дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию  прослушанного текста;
    2. фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
    3. определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
    4. рецензировать устный ответ учащегося;
    5. задавать вопросы по прослушанному тексту;
    6. отвечать на вопросы по содержанию текста;
    7. слушать информацию теле-и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.

    ЧТЕНИЕ;

    1. прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, ;
    2. находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
    3. проводить маркировку текста(подчёркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и. т. п.);
    4. составлять тезисный план исходного текста;
    5. владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
    6. прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

                ГОВОРЕНИЕ:

    1. пересказывая текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
    2. вести репортаж о школьной жизни;
    3. строить небольшое по объёму устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
    4. создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
    5. составлять инструкции по применению того или иного правила;
    6. принимать участие в диалогах различных видов;
    7. адекватно реагировать на обращённую устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п;

            письмо:

    1. пересказывать фрагмент прослушанного текста;
    2. пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
    3. создавать сочинение- описание архитектурного памятника,  сочинение- сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера  с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
    4. писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики  средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчленённые предложения- парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);
    5. составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

        текст

    1. находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
    2. распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

            

    фонетика и орфоэпия:

    1. правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
    2. оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

    морфемика и словообразование:

    1. разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь  на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
    2. разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
    3. пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

    лексикология и фразеология:

    1. разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять
    2. пользоваться разными видами толковых словарей;
    3. оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
    4. находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

    морфология:

    1. распознавать части речи и их формы;
    2. соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
    3. опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

    орфография:

    1. применять орфографические правила;
    2. объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на знание, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

    синтаксис и пунктуация:

    1. опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
    2. правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
    3. правильно строить предложения с обособленными членами;
    4. проводить интонационный анализ простого предложения;
    5. выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
    6. проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
    7. использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
    8. владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

    1. Учебное и учебно-методическое обеспечение

    по русскому языку в 8 классе

    Для учителя:

    1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 кл.: Книга для учителя. – 3-е изд. / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2000.
    2. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. /  Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2005.
    3. Дейкина А.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 классы / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. – М.: АРКТИ, 1999.
    4. Ивченков П.Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П.Ф. Ивченков. – М.: 1994.
    5. Костяева Т.А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс / Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004.
    6. Нурн. О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой «Русский язык. 8 класс» / О.А. Нури. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
    7. Францман Е.К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы / Е.К. Францман. – М.: Просвещение, 1998.

    Для учащихся:

    1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся /               А.Т Арсирий ; под ред. Л.П. Крысина. – М.: Просвещение, 1995.
    2. Книгина М.П. Русский язык. 8 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2008.
    3. Русский язык: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений /  

    Л.А. Тростенцова, Т.А Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александроваи; научн. Редакт. Н.М. Шанский. – 6-е издание. – М.: Просвещение. 2009

    4. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 8 класс / Л.А. Ахременкова. М.: Просвещение,2005.


      «Согласовано»

    Председатель МО

    __________/Бережная Т.А.

    ФИО

    Протокол № ____ от

    «___»___________2011___г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №  8 »

    ____________/Сухорукова Л.Г.

    ФИО

    «___»____________2011___г.

    «Согласовано»

    Директор  МОУ «СОШ № 8 »

    ____________/Тушинская Т.В./

    ФИО

    Приказ № _____ от

    «___»___________2011___г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

    Жуковой Ларисы Геннадьевны, высшая категория

     по литературе для 8 «А» класса

                       Рассмотрено на заседании

                                                                 педагогического совета

    протокол № ____от «___»_______2011 г.

    2011 – 1012 учебный год

    1.  Пояснительная записка.

    Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного образования (по базисному учебному плану 2004 года).

    Автор программы – В.Я. Коровин.

    По учебному плану – 2 часа в неделю.

    Учебник – Литература 8 в двух частях под редакцией В.Я. Коровина. М., Просвещение,  2010  

    Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

    1.  воспитание духовно-развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения,  гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
    2.  развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
    3.  освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
    4.  овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
    5. Изучение литературы в 8 классе способствует решению следующих задач:
    6.  обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
    7.  формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;
    8.  совершенствование речевой деятельности учащихся: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

           Виды контроля:

    1.  промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.
    2.  итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося; теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.


    1. Учебно-тематическое планирование в 8 «А» классе.

    № урока

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    Уроки

    Уроки контроля

    Уроки развития речи

    Сроки

    Примеч

    1

    Введение. Русская литература и история

    1

    Раздел I. Устное народное творчество

    2

    2

    Лирические  песни «В темном лесе…», «Уж ты ночка…» Исторические песни. Частушка как малый песенный жанр.

    1

    3

    Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

    1

    Раздел II. Из древнерусской литературы

    2

    4

    Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. « Житие Александра Невского»(фрагменты)

    1

    5

    ВЧ «Шемякин суд» как сатирическое произведение  XVII века.

    1

    Раздел III. Из литературы XVIII века

    3

    6

    Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. Создание комедии «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Понятие о классицизме.

    1

    7

    Р.Р. Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».Особенности анализа эпизода драматического произведения.

    1

    8

    Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века» на примере 1-2 произведений.

    1

    Домашнее сочинение

    Раздел IV. Из литературы XIX века

    3

    9

    И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и  «Обоз», их историческая основа.

    Мораль басен.

    1

    10

    И.А. Крылов- поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.

    1

    11

    К.Ф. Рылеев. Слово о писателе. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.

    1

    Александр Сергеевич Пушкин

    9

    12

    А.С. Пушкин. Слово о поэте.  Стихотворения «Туча», «К**» («Я помню чудное мгновенье»), «19 октября». Их основные темы и мотивы.

    1

    13

    А.С. Пушкин. «История Пугачёва». (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.

    1

    14

    А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

    1

    15

    Гринёв: жизненный путь героя. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.

    1

    16

    Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

    1

    17

    Пугачёв и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

    1

    18

    Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

    1

    Домашнее сочинение

    19

    А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

    1

    20

    Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

    1

    Тестирование

    1

    Михаил Юрьевич Лермонтов

    4

    21

    М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова.

    1

    22

     М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой.

    1

    23

    Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри».

    1

    24

    Р.р. Анализ эпизода из поэмы М.Ю. Лермонтова. «Мцыри»

    1

    Николай Васильевич Гоголь

    7

    25

    Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

    1

    26

    «Ревизор» - комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.

    1

    27

     Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников.

    1

    28

    Хлестаков. Понятие о миражной интриге.   Хлестаковщина как нравственное явление.

    1

    29

    Особенности композиционной структуры комедии Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении».

    1

    Домаш.сочин.

    30

    Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ маленького человека в литературе.

    1

    31

    Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

    1

    32

    М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.

    «История одного города» (отрывок)

    1

    33

    Р.р. Анализ эпизода (По роману «История одного города»)

    1

    1

    34

    Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа  «Старый гений».

    1

    35

    Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

    1

    36

    Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции.

    1

    Поэзия родной природы

    37

    Поэзия родной природы в творчестве  А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева. Анализ лирического произведения

    1

    38

    Р.р. Анализ лирического произведения. Выразительное чтение стихотворений наизусть.

    1

    1

    39

    А. П.Чехов «О любви»: как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

    1

    40

    Контрольное тестирование по произведениям       Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова

    1

    1

    Раздел V. Из литературы XX века

    19

    41

     И.А.  Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ».

    1

    42

    А. И. Куприн.  Слово о писателе.  «Куст сирени»: утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье

    1

    43

    А.А Блок. Слово о поэте.

    Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории.

    1

    44

    С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Понятие о драматической поэме.

    1

    45-46

    Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина.

    2

    2

    47

    И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

    1

    48

    Тэффи.  Журнал «Сатирикон». «Жизнь и воротник». Сатирическое изображение исторических событий в рассказе. Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни».

    1

    49

    М.А.Осоргин. Слово о писателе. Реальное и фантастическое в рассказе «Пенсне».

    1

    50

    Контрольное тестирование по произведениям

     И.А. Бунина, А.И. Куприна, Тэффи, М.М. Зощенко      

    1

    1

    Александр Трифонович Твардовский

    4

    51

    А. Т. Твардовский. Слово о поэте.  Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме.

    1

    52

    Василий Тёркин- защитник родной страны. Правда о войне в поэме Твардовского.

    1

    53

    Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы.

    1

    54

    Р.р. Сочинение «Теркин – кто же он такой?» (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»)

    1

    55

    А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мира в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

    1

     Стихи о Великой Отечественной войне

    56

    Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М.Исаковский, Б.Окуджава и др.

    1

    57

    В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы  рассказа  «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.

    1

    58

    Р.р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века».

    1

    1

    59

     Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе.  

    1

    Раздел VI. Зарубежная литература

    5

    Уильям Шекспир

    2

    60

    У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной  вражды и любви.  Ромео и Джульетта – символ любви.

    1

    61

    Сонеты У. Шекспира. Сонет как форма лирической поэзии.

    1

    62

    Ж.-Б.- Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

    1

    63

    Дж.Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

    1

    64

    В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

    1

    65

    Урок-зачет. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе

    1

    66

    Подведение итогов года. Рекомендации по летнему чтению

    1

    Итого:

    Резерв:

    66

    2

    54

    4

    8

    1. Требование к знаниям и умениям, формированию компетенций

    по литературе за курс 8 класса

    Учащиеся должны знать:

    1. авторов и содержание изученных  художественных произведений;
    2. основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы(начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма  лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (развитие представлений); герой-повествователь (развитие представлений).

    Учащиеся должны уметь:

    1. видеть развитие мотива, темы и творчества писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
    2. обнаруживать связь между героем художественного произведения и эпохой;
    3. видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
    4. комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
    5. различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
    6. определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
    7. сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
    8. выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
    9. осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и текстом в целом;
    10. видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
    11. находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
    12. сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
    13. выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
    14. интерпретацией;
    15. редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

    1. Учебное и учебно-методическое обеспечение

    по литературе в 8 классе

    Для учащихся:

    1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.
    2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим…: Дидактический материал по литературе: 8 класс. - М: Просвещение, 2006.
    3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное ученическое пособие на CD-ROM / Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М: Просвещение, 2003.

     Для учителя:

    1. Бурдина И.Ю. Чехов в школе: Книга для учителя / И.Ю. Бурдина. – М.: Дрофа, 2001.
    2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.
    3. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002»: Методическое пособие / О.А. Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003
    4. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. 2-е изд. испр. и доп. М.: ВАКО, 2006.
    5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. – М.:

          Просвещение, 2008.

    1. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5 – 11 классы. – М.: «Издательство Олимп», «Издательство АСТ», 2006.
    2. Рабочие программы по литературе. 5 – 9 классы (по программе под редакцией В.Я. Коровиной). Методическое пособие / Сост. Г.М. Вялкова; под ред. Л.Н. Савиной. – М.: Издательство «Глобус», 2009. (Образовательный стандарт).