Совместная деятельность учителя русского языка и учителя – логопеда
статья по русскому языку (5,6,7,8,9 класс) по теме

В  школе  существует  группа  сопровождения  учебного  процесса,  в  которую  входят  психолог  и  учитель- логопед. Очень  важно  преподавателю  русского  языка  и  литературы  использовать  возможности   и  потенциал  этих  специалистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  образовательное  учреждение   средняя  общеобразовательная      школа  № 35   с  углубленным  изучением  английского  языка  Василеостровского  района  Санкт-Петербурга.

Учитель  русского  языка  и  литературы     Шишмарева  Елена  Васильевна.

Тема  выступления :   

 «  Совместная  деятельность  учителя  русского  языка  и  учителя – логопеда  по  профилактике  дизорфографии у  учащихся 5-9  классов  в  целях  успешного  усвоения  учебной  программы  по  русскому  языку».

В  школе  существует  группа  сопровождения  учебного  процесса,  в  которую  входят  психолог  и  учитель- логопед. Очень  важно  преподавателю  русского  языка  и  литературы  использовать  возможности   и  потенциал  этих  специалистов.

Учитель- логопед  по  штатному  расписанию  активно  работает  с  учащимися  1-4  классов. Работа  на  этом  этапе  направлена  на  профилактику  дисграфии  у детей ,это  огромная  помощь  учителю  начальной  школы.

Но  вот  дети  заканчивают  начальный  этап в  обучении , переходят в  среднюю  школу  и  перестают  посещать  занятия  учителя – логопеда, хотя  из  числа  детей , обучающихся  в  логопункте,  в  дальнейшем  сопровождении  логопеда нуждается большая часть учащихся. Это ученики  с  задержкой  психического  развития , с  фонетикофонематически-ми  нарушениями  речи , билингвы ( двуязычные), с  церебрально- органическим  генезом ( общее  недоразвитие  речи  3  степени ),  дети  с  нейросенсорной  тугоухостью  3  степени.  Все  они  обучаются  в  массовой  школе , и  лишь  дети  с  1  и  2  степенью  недоразвития  речи  обучаются  в  специализированных  школах  7-8  вида.

Таким  образом, преемственность  в  обучении  русскому  языку  и  развитию  речи  между  начальной  и  средней  школой  пропадает ,  что  ведет  к  распаду  устной  и  письменной  речи  детей- логопатов. Это  выражается  в  деформации  почерка , когда  у  слова  при  написании  исчезает  окончание, суффиксы,  в  лучшем  случае  остается  основа. Учитель  русского  языка ,  проверяя  такие  работы , становится  в  тупик :  как  объективно  поставить  отметку  за  письменную  работу , как  помочь  таким  детям  , какой  индивидуальный  подход подобрать  для  таких  учеников.

Кроме  того  дети  с  общим  недоразвитием  речи  3  степени  отличаются  бедностью речи ( в  речи  присутствуют  существительные , прилагательные  глаголы ,  других  частей  речи  ,  как  правило ,  нет) , у  них  нарушен  грамматический  строй  речи.  А  это  значит ,  что  виды  творческих  работ  по  русскому  языку  и  литературе  будут  не  по  силам  таким  детям.  Дети – логопаты  характеризуются  бедностью  словаря. Для  обычного  ученика  норма  словарного  запаса  составляет  примерно  5 тысяч  слов , а  у  детей- логопатов  только  2  тысячи  слов.  Такие  ученики  испытывают  трудности  при   прочтении  текста ,  не   понимают  смысла  прочитанного ( семантичес-кая   дислексия).

На  основании  изложенного  выше , следует  еще   раз  сказать  о  том ,  что  учитель - филолог   должен  использовать  потенциал  учителя – логопеда : приглашать  его  на  уроки  русского  языка  и  литературы  с  целью  дальнейшего  обследования  устной  и  письменной  речи  учащихся ,предло-жить  родителям  образовательные  услуги  учителя - логопеда .

Логопед  имеет  в  своем  расписании  дни  консультаций  для  родителей  и детей , может  рекомендовать  коррекционные  упражнения  для   учащихся , составить   план  индивидуальных  занятий  с  учеником , направить родителей  с  ребенком  в  районный  центр  психолого –медико –социального  сопровождения  для  консультации  и  оказания  нужной  помощи .Также  учитель – логопед  дает  рекомендации  преподавателям  русского  языка. Детям  с  общим  недоразвитием  речи  3 степени  нужно  давать  дополнительное  время  на  уроке  для  проверки  письменных  работ, регулярно  использовать в  работе  предупредительные  диктанты,  оказать  психологическую  помощь  в  преодолении  страха  у  учащихся  при  написании   диктантов  и  проверочных  работ.

К  сожалению, в  сетку  занятий  учителя – логопеда  не  входят  учащиеся  средней  и   старшей  школы , поэтому  родителям  логопед  может  предложить  индивидуальные  платные  образовательные  услуги.  Но  преподаватель  русского  языка   может  обратиться  к  директору  образовательного  учреждения  с  просьбой  о  выделении  дополнительных  часов  для  работы  с  детьми - логопатами  в  целях  успешного  усвоения  учебной  программы  по  русскому  языку.

Если  такие  коррекционные  занятия  проводит  учитель – логопед  с  учащимися   среднего звена ,  то  преподавателю  русского  языка  нужно  прослеживать  динамику  этих  занятий.  При  наличии  положительной  динамики  занятия  с  логопедом  могут быть  приостановлены , хотя  практика  показывает , что  дети – логопаты  нуждаются  в  логопедическом  сопровождении  во  время  всего  учебного процесса.

Чтобы  защитить  интересы  ребенка  в  части  оценивания  его  знаний  по  русскому  языку,  учителю – филологу  необходимо  опираться  на  документ, определяющий  состояние  устной  и  письменной  речи детей – логопатов  специалистом - логопедом.  Учитель – логопед  анализирует  письменные работы  учащихся  в  рабочих  тетрадях ,  в  тетрадях  для  творческих  работ , а  также  контрольные  диктанты , он  же составляет  справку  по  результатам  обследования. Этот  документ  учитель  русского  языка  предоставляет  родителям  в  ходе  индивидуальной  встречи , завучу  школы  и  директору , один экземпляр  оставляет  у  себя.

Таким  образом, преподаватель – филолог может  выбрать  правильные  критерии  оценки  знаний  учащихся – логопатов  и  выставить  баллы  в  пользу  ученика.

Работа  учителя – логопеда  в  5-9  классах  будет  направлена  на  профилактику  дизорфографии  у  детей  в  целях  успешного  усвоения  школьной  программы  по  русскому  языку. Совместная  же  деятельность  учителя – филолога  и  учителя – логопеда  позволит  учащимся  успешно  сдать  государственную  итоговую  аттестацию  и  единый  государсвенный  экзамен  по  русскому  языку  и   литературе.

Данная работа составлена при участии школьного учителя-логопеда Кибиревой В.А. ГОУ СОШ №35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие логопедии с элементами логоритмики в 1 классе Дифференциация С-Ш РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Логопедия"

Элементылогоритмики используются на занятиях логопедии для развития моторики, чувства ритма,развития четкой артикуляции, выразительности речи учащихся...

Сотрудничество логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школьными логопедами.

Дается схема связей и взаимодействий логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ  и школ. Даны конкретные примеры реальных взаимосвязей....

Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)

Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)...

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....

14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"

Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...


 

Комментарии

Работа учителя – логопеда в 5-9 классах будет направлена на профилактику дизорфографии у детей в целях успешного усвоения школьной программы по русскому языку. Совместная же деятельность учителя – филолога и учителя – логопеда позволит учащимся успешно сдать государственную итоговую аттестацию и единый государсвенный экзамен по русскому языку и литературе.