Интегригованный урок русского языка в 9 классе, школы VIII вида по теме: "Деловое письмо"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Данный материал разработан с целью обучения учащихся  правильно заполнять деловые бумаги (заявление) для дальнейшей социальной адаптации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovanyy_urok_delovoe_pismo.doc58 КБ
Office presentation icon delovoe_pismo_v_9_klasse.ppt173 КБ

Предварительный просмотр:

 «Деловое письмо»

(интегрированный урок по русскому языку в 9 классе)

Учитель русского языка

Шишкина Ольга Андреевна

ГБС(К)ОУ школа №9 8 вида

г.Новороссийска Краснодарского края

 

Данный урок составлен для учащихся 9 класса.

Урок проводится учителем русского языка совместно с руководителем факультатива «Основы компьютерной граммотности».

Цель: продолжить знакомить учащихся с правильным составлением  деловых бумаг

Задачи: активизация познавательной и творческой деятельности         учащихся,

максимальное раскрытие возможностей средств ИКТ

развитие памяти, речи, воображения  ;

формирование у учащихся самостоятельности.

Оборудование: .

Урок проходит в компьютерном классе.

 Каждый ученик сидит за персональным компьютером. На столе рабочая тетрадь.

Презентация «Деловое письмо».

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

слайд №1

 На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с правильным заполнением деловых бумаг.

Как вы можете объяснить выражение «деловое письмо», для чего оно нужно?

Вспомним, какие виды деловых бумаг мы с вами уже научились заполнять?

(автобиография, расписка, объяснительная записка, объявление)

Слайды № 2,3,4,5

Откройте рабочие тетради. Проведём  словарную  работу. Под диктовку учителя записываются слова: автобиография, расписка, объяснительная записка, объявление.

Задание: разобрать слова по составу.

Работа на внимание        

Слайд № 6

Задание :    

     

Определи вид документа.
Поменяй нумерацию в следующем порядке:

 1. автобиография, 2.расписка,

3. объяснительная, 4. объявление.                  

                                                                                         

1.Я, Иванов В.И. взял  03.10.2011

 напрокат велосипед у Нестерова К.Ю.

 и обязуюсь отдать его 04.10.2011.

2. 04.10.2011 в школе состоится  праздник труда.

3. Я, Сидорова Нина Петровна. родилась 10.05.1958 года в г. Новороссийске. В 1965 г. поступила, а в 1975 окончила школу №5…..

4. Мой сын Иван пропустил занятия в школе 25.09.2011 по семейным обстоятельствам.

Слайд № 7

ФИЗМИНУТКА

Работа по теме урока.

Учитель:

Сегодня на уроке мы с вами научимся правильно составлять и заполнять заявление.

Слайд № 8

( учащийся читает определение заявления)

 Разберём  как правильно составлять и располагать на листе текст заявления

                                                               

Слайд № 9

  1. Комментарий учителя.

Разбирается образец правильного написания заявления.

(  Заявление состоит из трёх частей: одна часть к кому обращаемся,

 другая –  кто обращается и третья - непосредственно, сама просьба.

 Эти части имеют свои места. В верхней правой части листа располагаются первая и вторая части заявления, ниже и по центру листа заполняется основная часть заявления.

 После написания  заявления ставится число и подпись писавшего.)

Закрепление .

                                             

Слайд № 10

Задание:

Найди и исправь ошибки в документе,

 составленном  Моргуновой Ириной.

Директору библиотеки

Н.В.Соковой

от  И.Д.Моргуновой,

проживающую по адресу:

проспект Ленина 5, кв. 3

                                                                          Заявление

                            Прошу записать мою дочь Моргунову Татьяну в библиотеку.

     2011 г.

(Учащиеся ищут и исправляют ошибки в написании  заявления.)

Самостоятельная работа на компьютере

Слайд №11

.

Задание: самостоятельно составь заявление на имя директора школы.

Учащиеся самостоятельно составляют и набирают на компьютере текст заявления на имя директора школы.

Подведение итога :

-Чему мы научились сегодня на уроке?

Как в жизни пригодится то, чему мы с вами научились?

Домашнее задание: заполнить заявление ( раздаются незаполненные бланки заявления).

                                                       

Слайд № 1.

Посмотри вокруг-зачарует краса:

Нету края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба, зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена…

Слайд № 2-4.

Кубань – земля такая.

Лишь первый луч скользнёт-

И поле оживает, и гром земной плывёт.

Омытая морями, укрытая в леса,

Пшеничными полями глядится в небеса.

Вопросы к учащимся:

-О каком крае эти строки?

-Как называется наш край?

-Покажите наш край на карте.

(Учащиеся выходят к доске и показывают наш край на карте).

II. Путешествие в историю нашего края.

-Ребята, сегодня мы совершим путешествие на воздушных шарах в историю нашего края: «Край вчера», «Край сегодня», «Край завтра». Выбреем капитана для нашего путешествия. Предлагаю капитаном назначить Э. Захаряна (ученику надевается головной убор с названием «Капитан»).

Итак, наше путешествие начинается.

(Капитан подходит к открытому окну и под счёт 3, 2, 1 – пуск, выпускает воздушный шар с названием «Край вчера»).

Слайд № 5-6.

В 1792 году царица Екатерина Вторая подарила Черноморскому казачьему войску кубанские земли от Тамани до устья реки Лабы. Казакам поручалось охранять южные границы России. Переселившись на Кубань, они достойно несли службу. В знак благодарности казаки назвали свой «войсковой град»  именем Екатерины.

Слайд 7.

Первый главный город края был основан казаками на берегу реки Кубани. Долгие годы он звался Екатеринодаром, а в 1920 году переименован в Краснодар.

Слайд 8.

Краснодарский край омывают два моря Чёрное и Азовское. Они тёплые и богаты рыбой.

Слайд 9

Физминутка.

(Под музыку песни «Молодёжь Кубани» выполняются ритмические упражнения).

Учитель.

-Ребята, мы познакомились с историей появления Кубани. А теперь узнаем, как и когда появился на карте России Краснодарский край.

(Капитан выпускает в открытое окно второй воздушный шар «Край сегодня»).

Слайд 10.

В 1927 году земли, на которых мы живём, стали называться Краснодарским краем.

Слайд 11- 12

Наш край славится курортами. Это г.Анапа, г. Сочи, г. Горячий ключ и другие. Анапа –  самый солнечный из них. Здесь отдыхают и лечатся ребята из всех уголков нашей страны.

(Ученица читает стихотворение об Анапе)

Анапа- есть город такой на планете.

И самые главные в городе – дети!

И всё для детей в этом городе,

Даже отличное море, песчаные пляжи!

                                             ( А. Мовшович)

Слайд 13.

Учитель.

Кубань славится тем, что на ней проживает более 100 народов разной национальности. И все они говорят: «Я – кубанец!»

(Ученик читает стихотворение)

Живёт здесь 100 народов,

А может больше 100.

Кубанец я, ты тоже.

Мы вместе, мы дружны.

Мы делать всё, что можем,

Для Родины должны.

                              (А. Мовшович)

Слайд 14-16.

Учитель.

-Ребята, а в каком городе вы живёте? Покажите его на карте Краснодарского края.

Ребята, а что вы видите в иллюминаторе нашего воздушного корабля?

(Ученик читает стих о Новороссийске)

По горам шоссе петляет,

Но пора спускаться вниз.

Вот и море!

Нас встречает славный порт –

Новороссийск!

Не простое это место:

Бухта, город под горой,

О котором всем известно:

Он отважный, он герой!

                                      (А. Мовшович)

Учитель.

- А сейчас, дорогие дети, наш капитан выпустит последний шар «Край завтра».

Слайд 17-21.

Учитель.

-Из древней Греции, Эллады,

Дошли до нас Олимпиады.

И наша Брагина Людмила

На этих Играх победила!

Для земляков она открыла

К медалям олимпийским путь.

Их заслужить – мечта спортсмена.

Российских чемпионов смена,

Умелой смелой, сильной будь!

                                        ( А. Мовшович)

Учитель.

-Почему я прочитала стихотворение об олимпийских играх?

(Потому что в 2014 году в нашем крае в г. Сочи пройдут зимние олимпийские игры).

Исполняется спортивный номер с лентами.

III. Заключительная часть.

-Ребята, мы совершили путешествие по родному краю. Любому из нас дорога малая родина – край, где мы родились и выросли. Земля детства, её природа, история греют и подпитывают всю жизнь. Поэтому мы всегда можем с гордостью говорить: «Я - Кубанец! Я живу в Краснодарском крае!»

(Звучит Гимн Краснодарского края.

Дети выходят к доске и делают общую фотографию на память на фоне карты Краснодарского края).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО

Слайд 2

АВТОБИОГРАФИЯ – описание своей жизни

Слайд 3

РАСПИСКА – документ с подписью, удостоверяющий получение чего - то

Слайд 4

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА – СОДЕРЖАЩАЯ ПИСЬМЕННОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ СОВЕРШЁННОГО

Слайд 5

ОБЪЯВЛЕНИЕ – извещение о чём-нибудь, напечатанное в газете, журнале или вывешенное где - нибудь

Слайд 6

Определи вид документа. Поменяй нумерацию в следующем порядке: 1. автобиография,2. расписка, 3.объяснительная, 4.объявление. 1.Я, Иванов В.И. взял 03.10.2011 напрокат велосипед у Нестерова К.Ю. и обязуюсь отдать его 04.10.2011. 2. 04.10.2011 в школе состоится праздник труда. 3. Я, Сидорова Нина Петровна. родилась 10.05.1958 года в г. Новороссийске. В 1965 г. поступила, а в 1975 окончила школу №5….. 4. Мой сын Иван пропустил занятия в школе 25.09.2011 по семейным обстоятельствам.

Слайд 7

физминутка

Слайд 8

ЗАЯВЛЕНИЕ – письменная просьба о чём - то

Слайд 9

ОБРАЗЕЦ РАСПОЛОЖЕНИЯ ТЕКСТА ЗАЯВЛЕНИЯ НА БУМАГЕ _________________________ _________________________ _________________________ ( кому) _________________________ _________________________ ( от кого) заявление. ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ( текст заявления) _____________ (число) ______________ ( ______________) (подпись) Ф.И.О.

Слайд 10

НАЙДИ И ИСПРАВЬ ОШИБКИ В ДОКУМЕНТЕ, составленном Моргуновой Ириной. Директору библиотеки Н.В.Соковой от И.Д.Моргуновой, проживающую по адресу: проспект Ленина 5, кв.3 Заявление Прошу записать мою дочь Моргунову Татьяну в библиотеку. 2011 г.

Слайд 11

ОБРАЗЕЦ ПРАВИЛЬНОГО ЗАПОЛНЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ Директору библиотеки Н.В.Соковой от И.Д.Моргуновой, проживающей по адресу: проспект Ленина 5, кв.3 заявление. Прошу записать мою дочь Моргунову Татьяну в библиотеку. 15.05.2011 ______________ (_____________) (подпись) Ф.И.О.

Слайд 12

САМОСТОЯТЕЛЬНО СОСТАВЬ ТЕКСТ ЗАЯВЛЕНИЯ НА ИМЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ. ОБРАТИ ВНИМАНИЕ! Сокращённое название школы – ГБС(К)ОУ школа № 9 Школой руководит директор – А.Д.Фурса

Слайд 13

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Заполнить бланк заявления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по теме "Социально-трудовая направленность уроков русского языка в коррекционной школе VIII вида"

Материал содержит обобщение опыта работы по теме, включает теоретическую часть и различные виды практических работ с учащимися 5 - 9 классов коррекционной школы на уроках русского языка....

«Использование информационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида»

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел...

«Использование информационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида»

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс школа VIII вида.

Данная рабочая программа составлена для обучающихся по программе школы VIII вида (обучение на дому), рассчитана на 3 часа в неделю, содержит все необходимые структурные компоненты....

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII вида

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, отсюда развивается познавательный интерес к русскому языку...

Методическая разработка урока русского языка в коррекционной школе VIII вида на тему: Частица не с глаголами

Цель: формирование представлений о частице НЕ и ее употреблении с глаголами. Задачи:1.     Коррекционно –образовательные:- формировать представление о частице НЕ и ее употребл...

Творческий урок по русскому языку ( 10 класс -школа VIII вида)

Тема урока : "Правописание обращений"...