Изобразительно-выразительная и текстообразующая роль наречий.
план-конспект урока русского языка (7 класс) на тему

Желтунова Наталия Анатольевна

Работа может быть использована на уроках русского языка для развития речи учащихся 7-х классов. Автор учебника Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., а также для проведения интегрированных уроков русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narechie_7kl._konspekt.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №11

г.о. Орехово-Зуево Московской области

Конспект

 урока по русскому языку в 7 классе.

Изобразительно-выразительная

и текстообразующая роль наречий

Подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Желтунова Наталия Анатольевна

г.о. Орехово-Зуево

2011г.


Цель урока:

  • Раскрыть изобразительно-выразительную и текстообразующую роль наречий;
  • Обогатить словарный запас учащихся наречиями;
  • Сформировать навыки правильного употребления наречий в устной и письменной речи.

Оборудование:

  • Текст о наречии «Дидактические материалы по русскому языку» 6 класс.

М. «Просвещение», 1997 г., страница 121.

  • Ксерокопии отрывка из рассказа «Бирюк» И.С.Тургенева (с пропущенными наречиями).
  • Запись на доске «Четвертый лишний».
  • Учебник.
  • Текст на доске.

План урока:

  1. Повторение
  2. Новое
  3. Работа с текстом
  4. Изобразительно – выразительная роль наречий.
  5. Текстообразующая роль наречий.
  6. Закрепление.


Ход урока:

  1. Повторение.
  • «Четвертый лишний»

Найти лишнее слово в строке и обосновать свой ответ.

говоря, найдя, увидя, принеся

слабо, слово, бодро, громко

  • Из двух простых предложений составить сложное, ввести в первую часть предложения причастный оборот, а во вторую – деепричастный.

Сильный ветер внезапно загудел в вышине.

Крупные капли дождя резко застучали.

Сильный ветер, внезапно загудевший в вышине, пригнул деревья, и резко застучали крупные капли дождя, шлепая по листьям.

  • При разборе предложения обратить внимание на наречия.

  1. Новое.
  • Объявление и запись темы.
  • Сообщение цели и задачи урока.
  • Чтение текста о наречии.
  • Задание. Прослушайте текст, чтобы потом доказать, что это текст, озаглавить его, определить стиль.

Термин  «наречие» встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень  -реч-, который прежде был более многозначным, чем в современном языке. Слово «речь» когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, мы получим искусственное слово «наглаголие».

Следовательно, между глаголом и наречием существует непосредственная связь. Какая?

Уже древние ученые главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность.

  1. Работа с текстом.

Предполагаемый ответ.

Это текст, так как предложения связаны по смыслу, есть слова одной тематической группы: наречие, глагол, язык, корень. Озаглавить текст можно «Наречие». Это научный стиль, так как встречается научная лексика.

  • Беседа по вопросам.

Что узнали нового?

Какое наречие встретилось в тексте?

Буквально – дословно, слово в слово.

Что такое функция?

Функция – это назначение, роль, которую выполняет наречие.

  1. Изобразительно – выразительная роль наречий.
  • Сравним глагол «работать», он только называет действие, и глагол «работать» с разными наречиями.

Работать…хорошо, усердно, старательно

Работать…долго, от темна до темна

Работать…вдохновенно, радостно, увлеченно, воодушевленно, пламенно

Работать…продуктивно, результативно, плодотворно

  • Задание. Составьте предложение, используя глагол «работать» с наречием.

Например. Ученик работал долго, но непродуктивно.

Пушкин, находясь в Михайловском, работал плодотворно.

  • Поясните смысл получившихся предложений.
  • Сделайте вывод о роли наречий.

Вывод.

Наречие обозначает признак действия. Оно выполняет выразительно – изобразительную функцию, обозначая признаки. По выражению А.С.Пушкина, наречие – это слово, «живописующее глагол».

  • Дополнение учителя.

Наречие может быть связано не только с глаголом, а и с другими частями речи.

Например, из предложения, над конструированием которого мы работали, вы видели, что к наречию можно задать вопрос и от причастия.

  • Проанализируем несколько словосочетаний:

Говорить громко

Глядя задумчиво

Уехавшие вчера

Очень высокий

Довольно далеко

Яйцо всмятку

Кофе по-турецки

  • Работа с текстом (отрывок из рассказа «Бирюк»).

Задание.

Прочитать текст без наречий.

Восстановить наречия, выполняющие изобразительно – выразительную функцию.

Прочитать текст с восстановленными наречиями.

Сравнить с авторским текстом.

Сделать вывод о роли наречий.

  • Работа с учебником. Упражнение № 173.

Чтение текста.

Определить стиль, привести доказательства.

Назвать наречия.

-?...Какое наречие употреблено учеником неуместно?

 -Ужасно.

Подберите синонимы к наречию «ужасно».

- Ужасно, страшно, плохо, скверно.

- ?...Подходит ли хоть одно из них к прилагательному «глубокие»?

- Нет!

- Как надо было бы сказать?

- Очень глубокие.

  • Работа над орфограммами (по цепочке с объяснением).
  • Синтаксический разбор предложения.

Плинтус молчал, беспомощно водя пальцем по одной из толстых синих прожилок на карте.

- Какие слова в тексте помогают понять состояние ученика?

- «Беспомощно» - наречие. –«Убитым» (голосом) – подавленным, угнетенным.

Вывод. Таким образом, мы еще раз убедились, что наречия выполняют изобразительно – выразительную роль в тексте и в нашей речи. Но есть и еще одна, тоже очень важная, роль наречий. И я хочу, чтобы вы сами, проанализировав предложения, назвали эту функцию наречий.

  1. Текстообразующая роль наречий.
  • Наблюдение. Предложения записаны на доске.

Тропинка спускалась вниз. Здесь начинался старинный парк.

База находится в Крыму. Сюда приезжают ребята из разных уголков страны.

Вывод. Наречия помогают избежать повтора одного и того же слова и связывают предложения в тексте. Таким образом, можно назвать вторую, текстообразующую, роль наречий.

  • Работа с текстом.

Задание.

Заменить повторы подходящими по смыслу наречиями(текст записан на доске).

Мересьев очутился на вырубке. На вырубке на миг потерял сознание. Вдруг в кустах треснула трава. Из кустов донесся какой-то шорох. Мересьеву почудилось, что в кустах люди.

  • Определить тип речи только по наречиям.

-Утром, сначала, потом, затем, после

  -Повествование.

-Справа, слева, впереди, напротив, вверху.

- Описание.

- Во-первых, во-вторых, в-третьих.

- Рассуждение.

  • Составьте (устно) несколько предложений. Задание по группам.

1 ряд- повествование;

2 ряд – описание;

3 ряд – рассуждение.

Вывод. Текстообразующая роль наречий. С помощью наречий можно создать текст определенного стиля и типа речи.

  1. Закрепление (написание пятистишия – синквейна).

1. Задание.

Запишите одно существительное, которое было на сегодняшнем уроке самым важным.

Запишите два связанных с ним прилагательных.

Запишите три связанных с ним глагола.

Запишите крылатую фразу, отражающую суть урока.

Запишите слово-синоним для первой строки.

2. Дети пишут синквейн.

3. Проверка работ.

4. Предполагаемый ответ.

Наречие

Выразительное, текстообразующее

Уточняет, обозначает, связывает

Часть речи «живописующая» признаки.

Наглаголие.


Приложение

Бирюк

Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому было еще верст восемь; моя добрая рысистая кобыла (            ) бежала по пыльной дороге, (                ) похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. (     ) огромная лиловая туча (                ) поднималась из-за леса; надо мною и мне (              ) неслись длинные серые облака; ракиты (              ) шевелились и лепетали. Душный жар (               ) сменился влажным холодом; тени (          ) густели.

И.С.Тургенев

Бирюк

Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому было еще верст восемь; моя добрая рысистая кобыла (бодро) бежала по пыльной дороге, (изредка) похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. (впереди) огромная лиловая туча (медленно) поднималась из-за леса; надо мною и мне (навстречу) неслись длинные серые облака; ракиты (тревожно) шевелились и лепетали. Душный жар (внезапно) сменился влажным холодом; тени (быстро) густели.

И.С.Тургенев

Список использованной литературы

  1. Арсирий А.Т. В Страну знаний - с Дедом Всеведом.  –М.: «Дрофа», 2005.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. –М.: «Просвещение», 2007.
  3. Власенков А.И. Русская словесность. –М.: «АРКТИ», 1999.
  4. Гончар Л.А. Я иду на урок. –М.: «Первое сентября», 2004.
  5. Коровина В.Я. Литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса. –М.: «Просвещение», 2007.
  6. Пахнова Т.М., Костяева Т.А. «Дидактические материалы по русскому языку 6 класс». –М.: «Просвещение», 1997 г., страница 121.
  7. Соловьева Н.Н. Русский язык в задачах и играх. –М.: «Материк-Альфа», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Изобразительно-выразительные средства русского языка и их роль в тексте"

Данный материал предназначен для закрепления и систематизации знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка" в 10-м классе....

Роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного образа

Тот, кто хочет стать личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Для этого надо много читать. Главная задача читателя – вникнуть в то, что изобразил писатель, понять, какую мы...

Программа элективного курса «Роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного образа»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСреди стилей речи особое место занимает стиль художественной литературы. Одной его важной особенностью является большое количество выразительных средств. Другой важной чертой этог...

Роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного совершенства поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник"

Статья содержит методические рекомендации к работе над выразительными средствами языка при изучении поэмы "Медный всадник". В частности, таких тем: "Образ Петербурга в поэме", "Проблема народного...

роль изобразительно-выразительных средств языка (таблица)

Материал таблицы поможет при анализе текста как на уроках русского языка и литературы, так и при подготовке к ГИА и ЕГЭ....

Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)

Урок систематизации знаний по теме "Наречие". систематизация знаний о роли наречий в текстах разных стилей.Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуникативных умений учащих...