«Обособленные приложения» (тематический урок с использованием краеведческого материала)
методическая разработка (русский язык, 8 класс) на тему

 

Урок «Обособленные члены предложения» - урок тематический с использованием краеведческого материала. Выбранная структура урока,  его содержание, методы и приемы рациональны для решения поставленных целей. Презентация к уроку помогает создать атмосферу заинтересованности, мотивации к учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obosoblennye_chleny_predlozheniya.doc465 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»

«Обособленные приложения»

(тематический урок с использованием краеведческого материала)

                                                                   Смолякова Н.А.

                                                                                                       учитель русского языка и литературы

                                                                                         МОУ «Новосельская средняя

                                                                                           общеобразовательная школа»,

                                                                                          с. Новое, Суздальский район,

                                                                                Владимирская область

       

Тема:           

                      Обособленные приложения

Цель:

- Повторить сведения о приложении, об обособленных членах предложения.

- Способствовать пониманию темы, развивать навыки обособления приложений.

- Продолжить работу над развитием коммуникативных способностей учащихся.

- Создать условия для воспитания активной жизненной позиции, нравственного

 потенциала  и   гражданственности.

Оборудование: раздаточный материал, цор: презентация.  

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Все мы от мала до велика хотим жить в мире.

На протяжении многих веков нашему народу не раз с оружием в руках пришлось отстаивать свободу и независимость своей Родины. Наш народ свято чтит героические подвиги защитников Родины. Подвиги наших воинов живут в песнях и легендах, старинных летописях, произведениях литературы и искусства.

Память о тех, кто героической смертью пал на полях сражений за свою Родину, вечно будет жить в благодарных сердцах людей.

(звучит метроном «Минута молчания»)

Цветок к цветку приник

И пограничник протянул к ним руки,

А немцы, кончив кофе пить,

Садились в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной, что вся земля спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной каких-то

пять минут осталось.

(звучит 1 куплет и припев песни «Священная война»)

Наш урок – память о павших и живых, защищавших в годы Великой Отечественной войны

Этот день, 22 июня 1941 года, начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль, скрежетом стали. Многие матери не дождутся весточки от своих сыновей, на многих полянках появятся первые безымянные холмики…

2.  Словарная пятиминутка

Великая Отечественная война,

Сталинградская битва,

Мамаев курган,

город - герой,

город-труженик

Задание: объяснить правописание записанных слов.

3. Фронтальный опрос

- Что называется приложением?

- Какие бывают приложения?

- Какие члены предложения называются обособленными?

4. Знакомство с новой темой

4.1 Запись темы: Обособленные приложения.

    (слово учителя: изучая новую тему, мы будем говорить о городе-герое Волгограде)

Горит на земле Волгограда

Вечный огонь солдатский,

Вечная слава тех,

Кем фашизм, покоривший Европу,

Был остановлен здесь.

В суровые годы битвы

Здесь насмерть стояли люди,

Товарищи и ровесники твоего отца.

Они здесь стояли насмерть.

И были средь них солдаты,

Мальчишки в серых шинелях

Со звездами на ушанках,

Простые наши мальчишки,

немного старше, чем ты.

4.2 Звучит стихотворение М. Агашкиной «Мальчишкам Волгограда»  (читают ученики)

4.3 Слово учителя: Как вы думаете, какую задачу  должны решить сегодня на уроке? (Основная  

      задача – узнать, когда обособляются приложения)

                                 

4.4. Самостоятельная работа с записанными на доске предложениями.

Задание:  прочитать, найти обособленные распространенные приложения, сделать вывод, когда  

                 обособляются распространенные приложения.

                      x

Волгоград, город больших и светлых домов, расположился на берегу реки Волги.

                                            x

Он, город-герой, особенно дорог нашему народу.

                                                                              x

Мне часто снятся те ребята, друзья моих военных дней.

5.  Закрепление материала

5.1 Раздаточный материал – открытки с записанными на обратной стороне предложениями.

Задание: (работа в парах) расставить знаки  препинания, объяснить постановку знаков препинания.

(перед нами обособленные распространенные приложения)

 В сердце проношу я осторожно Родину  сокровище мое.

    Как много их  друзей хороших  лежать осталось

                                       в темноте.

    Отзвучали залпы Победы, и многие воины  кавалеры

        Золотой Звезды  вернулись к мирному труду.

Проверка:

В сердце проношу я осторожно Родину, сокровище мое.

Как много их, друзей хороших, лежать осталось в темноте.

Отзвучали залпы Победы, и многие воины, кавалеры Золотой Звезды, вернулись к мирному труду.

Вывод: обособляются распространенные приложения, если стоят после определяемого существительного собственного; если относятся к личному местоимению; если стоят после определяемого существительного нарицательного.

5.2 Слово учителя: 

В дни Сталинградской битвы центральная площадь города была сценой ожесточенных боев. Здесь сражались с врагом воины 13-й гвардейской стрелковой дивизии генерала Родимцева. Особо отличились защитники 4-х – этажного жилого дома № 61, который стал потом известен всему миру как Дом Павлова.

      На экране – Дом Павлова и два предложения:

(перед нами обособленные нераспространенные приложения)

Задание:  расставить знаки препинания, объяснить постановку знаков препинания.

Несколько недель Павлов  сержант  и его бойцы выдерживали вражеские атаки.

Они  защитники  отважно сражались за каждую пядь земли.                           

Проверка:

Несколько недель Павлов, сержант, и его бойцы выдерживали вражеские атаки.

Они, защитники, отважно сражались за каждую пядь земли.

Слово учителя:  Вы обратили внимание, если мы до сих пор говорили о распространенных приложениях, то в этих предложениях нам встретились одиночные приложения. Сделайте вывод, когда обособляются одиночные приложения?

5.3 Слово учителя: 

Сталинградская битва – одна из крупнейших во второй мировой войне. Фашисты потеряли в ней около 1,5 миллиона солдат и офицеров. Победоносный исход этой битвы имел большое военно-политическое значение. Она внесла решающий вклад в достижение коренного перелома как в Великой Отечественной, так и во всей второй мировой войне. Великий подвиг защитников Сталинграда был достойно оценен Родиной. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 г. была учреждена медаль « За оборону Сталинграда», которой награждено 760 тысяч человек.

Эту награду вы видите на груди нашего земляка Варакина Ивана Ивановича. Когда началась война, Иван Иванович работал в родном колхозе водителем грузовика. Тогда ему не было и двадцати лет. В начале 1941г. был призван в 5-й танковый батальон шофером и направлен на 1-й Украинский фронт. Воевал в Сталинграде, Венгрии, Польше, Румынии. Домой с войны возвратился только в 1947г. Имеет награды: медаль «За взятие Берлина», «За победу над фашистской Германией», «За взятие Праги, «За оборону Сталинграда», «Орден Великой Отечественной войны».

        

Задание: 

     1) составьте предложение с обособленным приложением, используя материал о ветеране Великой Отечественной  войны  Варакине И.И.

(Мы, юные граждане своей страны, прониклись чувством глубокого уважения  к памяти Варакина Ивана Ивановича, участника Сталинградской битвы.)                        

    2)  прочитайте внимательно данные ниже предложения и попробуйте сделать вывод,  когда обособляются и когда не обособляются приложения с союзом как.

  • Иван Иванович,  как бывший защитник Сталинграда, был частым  гостем в нашей школе.
  • Как участник Сталинградского сражения, Иван Иванович награжден медалью «За оборону Сталинграда.
  • Он был известен как человек большой отваги.

Вывод:  приложение с союзом как обособляется, если имеет оттенок причинности; если же имеет значение «в качестве, в роли», то приложение запятыми не выделяется.

5.4 Слово учителя: Мамаев курган (звучит песня  «На Мамаевом кургане»). 15 октября 1967 года стало знаменательным днем для нашей страны. На Мамаевом кургане состоялось открытие величественного  памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы.

                               

5.5 Работа с текстом  (текст на мониторе)

Мамаев курган - святая святых волгоградцев, место паломничества всех тех, кто приезжает в легендарный город на Волге. В дни Сталинградского сражения Мамаев курган образно называли главной высотой России. Здесь происходили самые ожесточенные по своему накалу бои с гитлеровскими войсками, и ни разу фашистам не удавалось полностью захватить высоту. Сама вершина много раз переходили из рук в руки.

На Мамаевом кургане сооружен величественный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. Сюда со всех уголков нашей необъятной Родины и из-за рубежа прибывают туристы. В «Книге отзывов» - тысячи записей. Вот одна из них: «Я, сын отца, погибшего в мае тысяча девятьсот сорок пятого года, низко склоняю голову перед мужеством павших отцов и братьев»

Задание: прочитать текст, перестроить текст, введя в него обособленные приложения, объяснить постановку знаков препинания.

5.6. Задание: 1)(работа в группах): составить и проафишировать кластер «Обособленные  

                       приложения»

                       2) (индивидуальная работа): выписать  из текста последнее  предложение,  

                       сделать синтаксический разбор.

Я, сын отца, погибшего в мае тысяча девятьсот  сорок пятого года, низко

склоняю голову перед  мужеством павших отцов и братьев.

5.7 Слово учителя:  В этих отзывах боль, горечь утрат, дума о завтрашнем дне, о мирном, светлом и солнечном. В этих отзывах не только воспоминание, но и напоминание.

6.  Чтение стихотворения М Луконина «Напоминание» (читает ученик)

Шаг за шагом вспоминаем

День за днем,

Взрыв за взрывом, смерть за смертью,

Боль за болью, год за годом,

                                   опаленные огнем.

Год за годом,

                        истекающие кровью,

Мы не просто вспоминаем день войны

Не для слез и мемуаров вспоминаем

Люди мира вспоминать о нем должны

Мы об этом всей земле

                                        на-по-ми-на-ем!

7. Рефлексия (подведение итогов урока, ответ на вопросы в письменном виде)

  • Доволен ли ты тем, как прошел урок?
  • Сумел ли получить новые знания?
  • Ты был активен на уроке?
  • Ты сумел показать свои знания?

8.  Инструктаж домашнего задания

         Написать сочинение-миниатюру на основе краеведческого материала о ветеранах Великой  

Отечественной войны, используя обособленные приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала на уроках географии

В статье описана краеведческая работа на уроках географии (из опыта работы)...

Урок географии в 8 классе с использованием краеведческого материала "Степи России"

Тема Урока: Степи РоссииЦель: дать комплексную характеристику природной зоны степей;Задачи: выделить особенности степей, определить их влияние на характер, условия жизни и быт человека;Рассмотреть ант...

Использование краеведческого материала о жизни и творчестве омского поэта Л. Мартынова на уроках немецкого языка и во внеурочное время

Статья была представлена на фестивале " Открытый урок". В данной работе представлен один из примеров использования краеведческого материла на уроках немецкого языка и во внеурочное время как средство ...

Использование краеведческого материала о жизни и творчестве омского поэта Л.Мартынова на уроках немецкого языка как средство любви к родному краю

Данная работа была предствлена на фестиваль " Открытый урок" в 2011 году.В работе представлен один из примеров использования регионального компонента на уроках немецкого языка и во внеклассной работе ...

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

Аннотация.        Методическая разработка, представленная Рожковой М.А.,  учителем английского языка ГБОУ  ЦО №162 Кировского района Санкт –Пет...

Использование краеведческого материала на уроках географии

Одним из оптимальных методов обучения учащихся является краеведение. Регионально - национальный компонент преподавания в географии дает возможность исп...

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

Проблема использования элементов краеведения актуальна, так как  в современном мире для ведения диалога культур необходимо знание не только культуры, истории страны изучаемого языка, но и родного...


 

Комментарии

Черепанова Елена Александровна

Огромное спасибо за материал, интересно, необычно. Действительно, этот материал воспитывает активную жизненную позицию детей. Урок получился комбинированным, т.к. много материала и по истории, и по литературе.Понравилось и домашнее задание в форме мини-сочинения на основе краеведческого материала. По данному плану-конспекту можно проводить урок и на основе своего краеведческого материала. Спасибо!