Структурирование и группировка учебного материала при изучении односоставных предложений».
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Тип урока: комбинированный (сочетающий в себе структурные элементы урока изучения нового, урока формирования умений и навыков, урока обобщения и систематизации, урока контроля и коррекции).

Цели урока:

1)    образовательная: углубить знания учащихся об односоставных предложениях; дать целостное представление об основных видах односоставных предложений;

2)    развивающая: совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать материал по теме; формировать у учащихся навык структурирования и группировки учебного материала; продолжать отрабатывать умение графически оформлять опорный конспект;

3)    воспитательная: формировать у учащихся культуру учебного труда;

совершенствовать навыки общения, воспитывать чувство любви к родному языку.

 

Оборудование урока: записи на доске, раздаточный материал, наглядные пособия, презентация учителя.

Педагогические технологии:

1.    Технология личностно-ориентированного обучения.

2.    Технология погружения в тему.

3.    Технология учебного диалога.

4.    Технология организации самостоятельной работы учащихся с использованием методов активного обучения на основе творческой деятельности.

5.    Технология развивающего обучения.

 

Ход урока.

1.    Организационный момент.

2.    Вступительное слово учителя.

Известный учёный, поэт, языковед М.В.Ломоносов отмечал: «Умолчание местоимений личных (подлежащих)  перед глаголами к украшению и важности служит». В этом высказывании он обратил внимание на то, что русский язык не терпит однообразия, повторений. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, о чём мы говорили на предыдущих уроках.

·       Ответы учащихся: Мы говорили о видах сказуемого, тире между подлежащим и сказуемым.

Это всё необычные предложения. И сегодня мы продолжим разговор о таких непростых простых предложениях.

·       Запишите число, тему урока.

Виды односоставных предложений.

3.    Объяснение нового материала.

1). Повторение ранее изученного.

·       Начнём урок с разминки – синтаксического разбора предложения.

Запишите предложение.

От воды потянуло сыростью, и на озеро опустился густой туман.

·       Найдём в предложении  грамматическую (ие) основу (ы), построим схему, дадим характеристику предложению.

? Какое это предложение по наличию грамматических основ?

·       А теперь запишите по вариантам характеристику 1 вар. – 1-го простого предложения, 2 вар. – 2-го простого предложения.

·       Давайте определим задачи нашего урока.

Мы познакомимся с основными видами односоставных предложений, попробуем структурировать и сгруппировать материал по этой теме и составить опорный конспект.

·       Итак, задание.

Сегодня я буду объяснять материал блоком, с помощью презентации. Объяснение будет проходить в два этапа. На первом этапе вы должны будете найти в каждом слайде БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ и КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Их нужно записать в тетрадь, можно в виде схемы, условных обозначений, сокращений.

Базовое понятие – основное, главное, фундаментальное.

Ключевые слова – открывающие, раскрывающие что-либо.

На втором этапенужно составить краткий опорный конспект.

2). Объяснение (первичное) нового материала.

·       Просмотр презентации с комментариями учителя и последующей проверкой.

В презентации 11 слайдов, но в ваших тетрадях базовых понятий может быть меньше.

? А сколько будет ключевых слов?

·       Проверка.Базовые понятия: двусоставные и односоставные предложения, односоставные предложения с составом подлежащего и сказуемого, назывные предложения, виды односоставных предложений с составом сказуемого, определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные.

3). Знакомство с вариантами графического оформления опорного конспекта.

·       Раздаточный материал у вас на партах. Каждый выберет для себя такую схему, которая будет для его опорного конспекта наиболее удобной, а кто-то, возможно, воспользуется своим вариантом.

4). Вторичное объяснение нового материала.

·       Физкультминутка для глаз.

·       Просмотр презентации с комментариями учеников и последующей записью содержания слайда (нужно составить краткий опорный конспект).

·       Сколько примеров следует включить в опорный конспект? (1-2)

4)    Проверка опорных конспектов (2-3).

4.    Закрепление материала.

1). Устный объяснительный диктант с последующей записью грамматических основ и определением видов односоставных предложений.

Помню раннее, тихое, свежее утро. (О/л) (Помню)

В новый дом первой впускают кошку. (Н/л) (Впускают)

Не бойся скуки деревенской! (О/л) (Не бойся)

За окном пасмурно. (Б/л) (Пасмурно)

Любишь кататься, люби и саночки возить. (Об/л) (Любишь, люби)

Идём вдоль пустынной набережной. (О/л). (Идём)

Друга познают в беде. (Об/л) (Познают)

Через час прислуга запирает двери. (Двусост.)

Славная осень. (Н) (Осень)

2). Самостоятельная работа учащихся.

·       В данном тексте следует: 1)  найти односоставные предложения, выписать их номера и указать вид; 2) во всех предложениях обозначить грамматические основы.

                             (1)Приветное слово.

          (2)Холодно. (3)Ветрено. (4)Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.

(5)Иду. (6)Кашляю.  (7)Скриплю. (8)Надо мной пустынно шумят берёзы, никак не разрождающиеся листом, серёжками лишь обвешанные. (9)Настроение мрачное. (10)Думается в основном о конце света.

(11)Но вот навстречу мне по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной курточке. (12)За ней мама коляску катит с малышом.

(13) – Длястуй! – кричит девочка и шурует дальше.

(14)»Здравствуй, маленькая!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.

(15)Улыбаются вокруг. (16)Мать, поравнявшись со мной, тоже устало улыбнулась.

(17) - Ей пока ещё все люди – братья! – говорит она.

(18)Оглянулся. (19)Мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всем радуется.

(20)Много ль человеку надо? (21)Вот и мне сделалось легче на душе.

                                                 В.П.Астафьев

Ответы:

1.    Назывное.

2.    Безличное.

3.    Безличное.

4.    Назывное, безличное.

5.    Определённо-личное.

6.     Определённо-личное.

7.    Определённо-личное.

10. Безличное.

13. Определённо-личное.

14. Определённо-личное, безличное.

15. Неопределённо-личное.

18. Определённо-личное.

20. Безличное.

21. Безличное.

·       Определите идею миниатюры.

3).Проверка самостоятельной работы.

5. Подведение итогов урока. Обращение к словам М.В.Ломоносова.

Просмотр 10  и 11 слайдов презентации.

6.    Домашнее задание: отредактировать опорный конспект, дополнить его собственными примерами, подготовиться к тесту по теме «Виды односоставных предложений».

 

 

 

 

 

 

 

                             (1)Приветное слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 8А классе.

Тема урока: «Структурирование и группировка учебного материала при изучении односоставных предложений».

Тип урока: комбинированный (сочетающий в себе структурные элементы урока изучения нового, урока формирования умений и навыков, урока обобщения и систематизации, урока контроля и коррекции).

Цели урока:

  1. образовательная: углубить знания учащихся об односоставных предложениях; дать целостное представление об основных видах односоставных предложений;
  2. развивающая: совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать материал по теме; формировать у учащихся навык структурирования и группировки учебного материала; продолжать отрабатывать умение графически оформлять опорный конспект;
  3. воспитательная: формировать у учащихся культуру учебного труда;

совершенствовать навыки общения, воспитывать чувство любви к родному языку.

Оборудование урока: записи на доске, раздаточный материал, наглядные пособия, презентация учителя.

Педагогические технологии:

  1. Технология личностно-ориентированного обучения.
  2. Технология погружения в тему.
  3. Технология учебного диалога.
  4. Технология организации самостоятельной работы учащихся с использованием методов активного обучения на основе творческой деятельности.
  5. Технология развивающего обучения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Известный учёный, поэт, языковед М.В.Ломоносов отмечал: «Умолчание местоимений личных (подлежащих)  перед глаголами к украшению и важности служит». В этом высказывании он обратил внимание на то, что русский язык не терпит однообразия, повторений. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, о чём мы говорили на предыдущих уроках.

  • Ответы учащихся: Мы говорили о видах сказуемого, тире между подлежащим и сказуемым.

Это всё необычные предложения. И сегодня мы продолжим разговор о таких непростых простых предложениях.

  • Запишите число, тему урока.

Виды односоставных предложений.

  1. Объяснение нового материала.

1). Повторение ранее изученного.

  • Начнём урок с разминки – синтаксического разбора предложения.

Запишите предложение.

От воды потянуло сыростью, и на озеро опустился густой туман.

  • Найдём в предложении  грамматическую (ие) основу (ы), построим схему, дадим характеристику предложению.

? Какое это предложение по наличию грамматических основ?

  • А теперь запишите по вариантам характеристику 1 вар. – 1-го простого предложения, 2 вар. – 2-го простого предложения.
  • Давайте определим задачи нашего урока.

Мы познакомимся с основными видами односоставных предложений, попробуем структурировать и сгруппировать материал по этой теме и составить опорный конспект.

  • Итак, задание.

Сегодня я буду объяснять материал блоком, с помощью презентации. Объяснение будет проходить в два этапа. На первом этапе вы должны будете найти в каждом слайде БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ и КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Их нужно записать в тетрадь, можно в виде схемы, условных обозначений, сокращений.

Базовое понятие – основное, главное, фундаментальное.

Ключевые слова – открывающие, раскрывающие что-либо.

На втором этапе нужно составить краткий опорный конспект.

2). Объяснение (первичное) нового материала.

  • Просмотр презентации с комментариями учителя и последующей проверкой.

В презентации 11 слайдов, но в ваших тетрадях базовых понятий может быть меньше.

? А сколько будет ключевых слов?

  • Проверка. Базовые понятия: двусоставные и односоставные предложения, односоставные предложения с составом подлежащего и сказуемого, назывные предложения, виды односоставных предложений с составом сказуемого, определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные.

3). Знакомство с вариантами графического оформления опорного конспекта.

  • Раздаточный материал у вас на партах. Каждый выберет для себя такую схему, которая будет для его опорного конспекта наиболее удобной, а кто-то, возможно, воспользуется своим вариантом.

4). Вторичное объяснение нового материала.

  • Физкультминутка для глаз.
  • Просмотр презентации с комментариями учеников и последующей записью содержания слайда (нужно составить краткий опорный конспект).
  • Сколько примеров следует включить в опорный конспект? (1-2)
  1. Проверка опорных конспектов (2-3).
  1. Закрепление материала.

1). Устный объяснительный диктант с последующей записью грамматических основ и определением видов односоставных предложений.

Помню раннее, тихое, свежее утро. (О/л) (Помню)

В новый дом первой впускают кошку. (Н/л) (Впускают)

Не бойся скуки деревенской! (О/л) (Не бойся)

За окном пасмурно. (Б/л) (Пасмурно)

Любишь кататься, люби и саночки возить. (Об/л) (Любишь, люби)

Идём вдоль пустынной набережной. (О/л). (Идём)

Друга познают в беде. (Об/л) (Познают)

Через час прислуга запирает двери. (Двусост.)

Славная осень. (Н) (Осень)

2). Самостоятельная работа учащихся.

  • В данном тексте следует: 1)  найти односоставные предложения, выписать их номера и указать вид; 2) во всех предложениях обозначить грамматические основы.

                             (1)Приветное слово.

        (2)Холодно. (3)Ветрено. (4)Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.

(5)Иду. (6)Кашляю.  (7)Скриплю. (8)Надо мной пустынно шумят берёзы, никак не разрождающиеся листом, серёжками лишь обвешанные. (9)Настроение мрачное. (10)Думается в основном о конце света.

(11)Но вот навстречу мне по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной курточке. (12)За ней мама коляску катит с малышом.

(13) – Длястуй! – кричит девочка и шурует дальше.

(14)»Здравствуй, маленькая!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.

(15)Улыбаются вокруг. (16)Мать, поравнявшись со мной, тоже устало улыбнулась.

(17) - Ей пока ещё все люди – братья! – говорит она.

(18)Оглянулся. (19)Мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всем радуется.

(20)Много ль человеку надо? (21)Вот и мне сделалось легче на душе.

                                                 В.П.Астафьев

Ответы:

  1. Назывное.
  2. Безличное.
  3. Безличное.
  4. Назывное, безличное.
  5. Определённо-личное.
  6.  Определённо-личное.
  7. Определённо-личное.

10. Безличное.

13. Определённо-личное.

14. Определённо-личное, безличное.

15. Неопределённо-личное.

18. Определённо-личное.

20. Безличное.

21. Безличное.

  • Определите идею миниатюры.

3).Проверка самостоятельной работы.

5. Подведение итогов урока. Обращение к словам М.В.Ломоносова.

Просмотр 10  и 11 слайдов презентации.

  1. Домашнее задание: отредактировать опорный конспект, дополнить его собственными примерами, подготовиться к тесту по теме «Виды односоставных предложений».

 

                             (1)Приветное слово.

        (2)Холодно. (3)Ветрено. (4)Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.

(5)Иду. (6)Кашляю.  (7)Скриплю. (8)Надо мной пустынно шумят берёзы, никак не разрождающиеся листом, серёжками лишь обвешанные. (9)Настроение мрачное. (10)Думается в основном о конце света.

(11)Но вот навстречу мне по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной курточке. (12)За ней мама коляску катит с малышом.

(13) – Длястуй! – кричит девочка и шурует дальше.

(14)»Здравствуй, маленькая!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.

(15)Улыбаются вокруг. (16)Мать, поравнявшись со мной, тоже устало улыбнулась.

(17) - Ей пока ещё все люди – братья! – говорит она.

(18)Оглянулся. (19)Мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всем радуется.

(20)Много ль человеку надо? (21)Вот и мне сделалось легче на душе.

                                                 В.П.Астафьев

                                         (1)Приветное слово.

        (2)Холодно. (3)Ветрено. (4)Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.

(5)Иду. (6)Кашляю.  (7)Скриплю. (8)Надо мной пустынно шумят берёзы, никак не разрождающиеся листом, серёжками лишь обвешанные. (9)Настроение мрачное. (10)Думается в основном о конце света.

(11)Но вот навстречу мне по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной курточке. (12)За ней мама коляску катит с малышом.

(13) – Длястуй! – кричит девочка и шурует дальше.

(14)»Здравствуй, маленькая!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.

(15)Улыбаются вокруг. (16)Мать, поравнявшись со мной, тоже устало улыбнулась.

(17) - Ей пока ещё все люди – братья! – говорит она.

(18)Оглянулся. (19)Мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всем радуется.

(20)Много ль человеку надо? (21)Вот и мне сделалось легче на душе.

                                                 В.П.Астафьев

               В помощь ученику

      Условные обозначения в опорных конспектах:

! – важнейшие сведения;

? – сведения, которые необходимо уточнить или дополнить;

_____  - выделение ключевых слов, т.е. маркировка;

                 -  сведения для запоминания.                                               

               

Варианты графического оформления структурированного материала:

                                                           №1

                                        Служебные части речи

                                                                                                                               

                                                           №2

                                 Улица самостоятельных частей речи

   Дом                                Дом                                     Дом                                  Дом                    

                    Дом                                                                             Дом

                                                            Переулок

Дом                                                      Дом                                                 Дом

                                               

                                                          №3

                      Текст «Для чего нужен дирижёр?»

                                        ДИРИЖЁР

                            управляет, руководит 

темпом, ритмом    трактовкой        ролью групп инструментов

                                          №4

БГ – безударные гласные                                                          Н 

П – проверяемые                                                                        

Н – непроверяемые                                                П                БГ              Ч

Ч – чередующиеся

                                                         №5

С – согласные                                                                                         Н

П – проверяемые                                                        П                                                НС

Н – непроверяемые                                  

НС – непроизносимые согласные                                                      С

                                                        №6

БГ – безударные гласные

П – проверяемые

Н – непроверяемые

Ч – чередующиеся                                                              Ч                                      П

С – согласные                                                                 Н                                              Н

П – проверяемые                                                      П                                                        НС

Н – непроверяемые                                                                          БГ   С

НС – непроизносимые согласные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структурирование и группировка учебного материала при изучении односоставных предложений».

Тип урока: комбинированный (сочетающий в себе структурные элементы урока изучения нового, урока формирования умений и навыков, урока обобщения и систематизации, урока контроля и коррекции).Цели урока:...

Раздаточный материал по теме "Односоставные предложения", 8 класс

Проверка знаний по теме "Односоставные предложения"...

Обобщение и систематизация материала по теме: «Односоставные предложения»

Урок русского языка в 8-ом классеТема: Обобщение и систематизация материала по теме: «Односоставные предложения»Цель урока: Определение уровня овладения обучающимися теоретическими зн...

8 класс. Материал по теме "Односоставные предложения"

8 класс. Материал по теме "Односоставные предложения"...