Конкурс любителей словесности
методическая разработка по русскому языку по теме

материал предназначен для итогового повторения основных правил и активизации  познавательных навыков учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon konkurs_sloves.ppt2.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

1)Объеди нение, 2)оро шение, 3)предска зан4)препода ватель, 5)ок слитель, 1)обог а щение, 2)п я тнистый, 3)ут о чнение, 4)ут о мленный, 5)зерк ло. и о а - а и а е я о а о Вставьте буквы на месте пропусков

Слайд 4

1)Аккомп немент, 2)интелл гентность, 3)иде логия, 4)п ссимист, 5) опт мист, 1)п лисадник, 2)газ фикация, 3)реж ссер, 4)през нтация, 5)прот тип. Вставьте буквы на месте пропусков и о и е а о е и а и и е

Слайд 5

1)Бл естеть, 2)зам е рать, 3)заг а рать,4)подр а стать, 5)выр сли, 6)р сток 1)к о снуться, 2) прил а гать, 3)пол о жить, 4)ра внина, 5)пл о вец, 6)выск чить. Вставьте буквы на месте пропусков и а о е о а а о о е о о о а о

Слайд 6

1)Медвеж о нок, 2)ш ё лк, 3)девч о нка, 4)мяч о м, 5)крыж о вник, 6)печ е ный, 1)шприц о м, 2)ж ё лудь, 3)боч о нок, 4)камышо вый, 5)вооружё нный, 6)стрижё т. о Е Ё Ё О Е О Е О Ё Ё Ё Ё О О О О Ё Вставьте буквы

Слайд 8

Найдите слова: саблист, садик, скрещение, слепок, сайда, смешливость , сапожник, смолокурение, сациви, соблазнитель, сброд, сольник, свинец, состав, святилище, соус, сейнер. Стрекоза, секрет, стрела, семиэтажка, суфле, синька, сушилка, ситец, схватка, скандал, счетовод, скепсис, сырец. с е к о с а р с с с о т ь к с д с ы и с и т к с а а ч я л к о о е у р н т м р л д п р е е т с р к и с е е к а е и с о п е б т б р н н т ц р с п к ш е ж и о а с е й н е р с у о с о у л н с в я т и л и щ е к к р с з с з и х о и с н н а е л е о а д а а е к в д в ц в а ь р а п л л н л й а с а о ь п а и о к в с о ф б д е д р т х с ф р с н с а и м о у а а к а к ж а т э и м е с с с а т с и л б а с о л ь н и к ц

Слайд 9

1) Как правильно прочитать строчки из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»? (напишите названия букв Н и N) . И русский Н как N французский Произносить умела в нос…(Гл. 2, XX X ІІІ) 2) Назовите функции мягкого знака в современном русском языке. Какие функции эта буква выполняет в словах: Тишь, намажь, семья, письмо, грусть, читаешь, медведь, сошьют.

Слайд 10

Назовите основные случаи его употребления в тексте (из книги И.С. Шмелева «Лето Господне») Когда я пробегаю, она (гусыня) шипит по-змеиному –хочет меня уклюнуть. В тревожно-радостном полусне я слышу это, всё торопящееся кап-кап… А сегодня поедем с Горкиным за Москву-реку… «Пойдём-ка в церкву, Васильевские сегодня поют,» –говорит мне Горкин. Небо до того чистое, зеленовато-голубое… «Ня-ня-а!..» – кричу я в страхе.

Слайд 11

1) Выпишите слова, в которых рядом есть два гласных звука. Аура, аллея, величие, миниатюра, мелодия, энергия, майор, триумф, филиал, фойе. 2) Среди данных слов найдите такие, в которых перед Е в современном языке произносится твёрдый согласный. Дефицит, атеист, тенденция, академия, потенциал, темперамент, купе, темп, термин, шинель.

Слайд 12

1) Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. 2) Медлительно влекутся дни мои, И каждый миг в увядшем сердце множит Все горести несчастливой любви. 3) На холмах Грузии лежит ночная мгла, Шумит Арагва подо мною. 4) Кто при звездах и при луне Так поздно скачет на коне?

Слайд 13

Разберите по составу слова. 1) Шиповник виновник церковник словник 2) Песчинка снежинка блондинка корзинка

Слайд 14

Курска – Омска – Перми – Киева – Москвы – Харькова – Читы – Коломны –

Слайд 15

Определите лексическое значение выделенных слов в поэтических текстах X І X века. 1) Анастасевич лишь один, Мой верный крестник, чтец и сын, Своею прозой уверяет, Что истукан мой увенчает Потомство лавровым венком. (А.С. Пушкин) 2) Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык… (А.С. Пушкин) 3) Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан… (А.С. Пушкин)

Слайд 16

С какими существительными употребляются в современном русском языке данные прилагательные? Каково их лексическое значение? Окладистый, кромешный, закадычный, заклятый, залихватский

Слайд 17

1) Определите лексическое значение данных слов. Исконно русскими или заимствованными являются эти слова. Приведите доказательства. Аннотация, конспект, реферат, резюме. Тезисы. 2) Объясняя значение заимствованного слова…, В.И. Даль приводит ряд синонимов к нему: небозём, небоскат, глазоём, зреймо, завесь, закрой, озор, овидь, оглядь и т. д. Что это за слово?

Слайд 18

Что означают и как появились следующие устойчивые сочетания? Ноев ковчег Хлеб насущный Вавилонское столпотворение Блудный сын

Слайд 19

Имена собственные делятся на разряды, например, топонимы - это географические названия ( греч. T opos -«место»).Например, Россия, Воскресенск. Приведите примеры зоонимов, хрононимов, теонимов, астронимов, космонимов, гидронимов, фитонимов.

Слайд 20

Стихотворение А.С. Пушкина «Утопленник» начинается так: Прибежали в избу дети, Второпях зовут отца: «Тятя! Тятя! Наши сети Притащили мертвеца». Одушевленными или неодушевленными являются слова утопленник и мертвец ? Почему?

Слайд 21

Среди данных предложений найдите односоставные и укажите их тип. 1) Тихий июльский полдень. 2) Море спокойно. 3) Плот тихо качает волной. 4) Лежу и любуюсь лазурным небом. 5) Вдалеке все поют и поют.

Слайд 22

Найдите эпитеты, сравнения, метафоры Вечер синие брови насопил…(С.Есенин) Лёд неокреший на речке студёной Словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов) В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть

Слайд 23

Балалыкина Э.А. Приключения слов. – Казань, 1993. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М., 1987. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь.- М., 2000. Львова С.И. Орфография: Этимология на службе орфографии.- М., 2001. Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. – М., 1986. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М., 1996. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002. Шанский Н.М. По страницам «Евгения Онегина». – М., 2005. Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа дополнительного образования "Кружок любителей словесности"

Программа рассчитана на занятия с детьми 5-7 классов. Позволяет организовать внеклассную работу по русскому языку и литературе....

Внеклассное мероприятие. Турнир любителей словесности "Творческий дебют"(8-9 класс)

В ходе занятия обучающиеся попробуют создать собственные произведения в жанре хокку, вспомнят пословицы и поговорки русского народа, обогатят свой словарный запас....

Проект "Клуб любителей словесности"

Работа  с одаренными детьми...

Кружок "Клуб любителей словесности"

рабочая программа кружка "Клуб любителей словесности"...

В помощь юным журналистам и всем любителям словесности

книга А. Петров "Редактируйте быстро и легко"...

Для всех любителей словесности

В.В. Одинцов "Лингвистические парадоксы"...

Для всех любителей словесности

Ю. А. Федосюк "Что непонятно у классиков или энциклопедия русского быта 19 века"...