Возникновение фразеологизмов
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Гаврилова Людмила Михайловна

В увлекательной игровой формк учащиеся знакомятся с историей возникновения фразеологизмов, их значением  и употребленим в речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_o_frazeolog..doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Беседа  « Возникновение фразеологизма»

    Наша речь состоит не только из «кирпичиков»(слов), но и из «блоков»(словосочетаний). В этом году мы познакомились с фразеологией –наукой, изучающей фразеологизмы, - устойчивые сочетания слов. Смысл таких выражений складывается не из отдельных слов, а из целого словосочетания. Например, однажды в Артеке, где отдыхали дети разных народов, встретили девочку с черными как смоль волосами, которая старательно закатывала рукава своей блузки: оказалось, что вожатая велела работать засучив рукава. Что обозначает это выражение? Хорошо, старательно.

   Назовите фразеологизмы. Что они обозначают?

  Русский язык очень богат фразеологизмами. В русский литературный язык эти обороты пришли из самых разнообразных источников. Некоторые прошли долгий путь, и смысл отдельных слов стал для нас совершенно непонятен.

  -  Выступление уч-ся с подготовленными сообщениями о фразеологизмах.

   /Показ фразеологических словарей, используемой литературы/

- Групповая работа по предложенным текстам : найдите фраз. обороты  и замените их синонимами.

- Разыгрывание сценок-диалогов

 1)  - А что твоя сестра с петухами ложится?

      - Нет. Она с петухами не ложится – они клюются; она одна ложится в свою кроватку.

2) -  Вот зимой выпадет снег. Ударят морозы. Будем гулять.

   -   А я тогда не выйду на улицу.

   -  Почему?

   -  А чтоб меня морозы не ударили.

3)   - Он так в этом хорошо разбирается. Просто собаку съел по этой части.

     - Ох, не говорите так: моя мама брезглива…

 Итак, употребление фразеологизма делает речь яркой, меткой, убедительной. При помощи фраз-ма можно сказать коротко о многом. Например, выяснить, внести ясность   -  выставить на свет, приподнять завесу, поставить точки над и, открыть глаза, разжевать и в рот положить.

 - Подобрать к фразеологизмам синонимы и антонимы / стр. 83, 89/

-  Игра « Объясни нас» / стр. 85/ Щедрым источником фразеологии является  профессиональная речь. Выражения людей одной специальности нередко вырываются  из круга этих людей и становятся широко известными.

    1) выступление уч-ся :

         моряки

     Паустовский писал: « Язык моряков крепок, свеж, полон  юмора .Он заслуживает особого исследования». Почитайте книги А.Грина, К.Станюковича. Крепкие словечки, прибаутки с палуб кораблей сошли на берег. Влились в общую разговорную речь.

Держать нос по ветру, сидеть и ждать у моря погоды, бросить якорь, на всех парусах, полный вперед, попутного ветра, отдать концы,  плыть по течению,  без руля и без ветрил. проложить курс.

      Из различных ремесел:

 Портные – шито белыми нитками, на живую нитку, одет с иголочки

 Деревоотделочники -  разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа, снять стружку.

  Аптекари –через час по чайной ложке, позолотить пилюлю

  Парикмахеры – стричь под одну гребенку

   Пекари – сбоку припека

   Шоферов – завестись с полуоборота

Другой поток – из литературы: из мифологии – гордиев узел, домоклов меч, ахиллесова пята, прокрустово ложе, кануть в Лету, рог изобилия, метать громы и молнии, вернуться к родным пенатам, троянский конь, всемирный потоп, избиение младенцев,

Из фольклора –сказка про белого бычка, за тридевять земель. По щучьему веленью, битый небитого везет, рожки да ножки

 - из басен И.А.Крылова – кто в лес, кто по дрова, сильнее кошки зверя нет. А Васька слушает да ест, .ай ,Моська, знать она сильна, а воз и ныне там, слона-то я и не приметил, беда, коль пироги начнет печи  сапожник, вперед чужой беде не смейся ,голубок.

 - распределите фразеологизмы по тема / в конверты/

Сельское  хозяйство        Из области искусств     Из военной жизни             Из торговли

Поднять целину                играть роль                  встретить в штыки        ударить по рукам

Снимать сливки        играть первую скрипку      выводить из строя          мерить на свой аршин

Подготовить почву     сойти со сцены              с открытым забралом     ударить по рукам

телячий восторг                 ведущая роль              не нюхал пороха

взять быка за рога      потерпеть фиаско         взять на мушку

                                     этот номер не пройдет   вызвать огонь на себя

        под занавес

-  Игра «Рыбная ловля» /стр. 85/

-Допиши фразеологизм:

   Дрожит (как осиновый лист)  , надулся ( как мышь на крупу), катается ( как сыр в масле)

 Варится ( в собственном соку), втирать (очки0, кривить ( душой), первая ласточка), стреляный(воробей), мокрая (курица), умирающий (лебедь), белая  (ворона), скрепя (сердце), до мозга (костей), морочить(голову),

 

Подберите фр-мы  со словом

Голова,   нога,  рука.:вода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....

Презентация №4 по теме "Фразеология" "Значение. История возникновения фразеологизмов"

Презентация содержит материал о истории возникновения двадцати семи фразеологизмов....

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Фразеология. Истоки возникновения фразеологизмов в русском языке.

В работе представлены источкини возникновения науки фразеология....

Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"

  Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы.   Источники фразеологизмов.Фразеологичес...

Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари

Презентация для 6 класса    по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....