урок развития речевого этикета "Учимся благодарить"
план-конспект урока русского языка (7 класс) по теме

Корчикова Вера Алексеевна

Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета`  конспект, урока "Учимся благодарить". Материал в качестве классного часа победитель Муниципального, призер зонального конкурса `Самый классный классный`

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_blagodarit1.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речевого этикета

" Учимся благодарить".

Цель:1) обеспечить усвоение учащимися речевых формул        благодарности,

                       познакомить со структурой ситуации благодарности;

                    2) развить умение употреблять слова благодарности в речи;

                    3) воспитывать уважительное отношение к окружающим людям,

                        культуру поведения в целом.

Оборудование: 1) фрагмент « Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»;

                           2) компьютерные задачи по речевому этикету;

                           3) стихотворение М.Ю. Лермонтова « Благодарность»;

  1. Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте!

Я начинаю нашу встречу этим словом.

-Здравствуйте!

Пускай звучит оно для вас не новым,

Но вам его я повторяю снова:

 « Здравствуйте!»-

Так друг другу желает быть здоровым.

(Повторение сведений, известных ребятам.)

 Вступительное слово учителя.        

Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили оплошность. И во всех этих случаях нельзя обойтись без специальных слов, употребление которых обязательно для всех членов общества. Дело, конечно не в количестве сказанных слов, а в том, чтобы никогда не забывать о добром слове для другого, создавать, как теперь принято говорить, « душевный комфорт». Для этого необходимо обогащать свой словарный запас словами и фразами речевого этикета.

Доброе и сердечное отношение ко всем людям, с которыми приходится сталкиваться в жизни, - вот что важнее всего. Вежливым, тактичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Этому выводу можно придать вид формулы, как это делается в книгах по математике и физике:

                                                                  Д х У+ЗПП= КП        

Т. е. Доброжелательность, помноженная на Уважение, плюс Знание Правил Поведения составляют Культуру Поведения.

 Ведь волшебные слова знают все. Когда они говорятся искренне, от всего сердца, тихим голосом и с добрыми намерениями – всегда происходит чудо. Помните, как поётся в известной песенке об улыбке: « От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга проснётся, поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся». Нам ничего не стоит сказать эти слова доброжелательно, и они могут пустить ростки счастья. Если вы ежедневно сделаете счастливым хоть одного человека, в течение 40 лет будут счастливы 14 600 человек.

Послушайте, как красиво и точно в книге « Успех жизни» сравниваются волшебные слова с цветами: « …рассыпайте ваши цветы, где вы сейчас идёте: вам никогда уже не придётся идти той же дорогой, а если бы и пришлось, то эти цветы, цветущие сегодня, к тому времени уже завянут».

Работа микрогруппах.

- Вы, конечно, помните историю про девочку Женю, у которой был удивительный цветок. Его семь лепестков выполняли любое желание. Надо было лишь оторвать один из них и произнести:

Лети, лети лепесток,

   Через запад на восток,

   Через север, через юг,

           Возвращайся, сделав круг.

             Лишь коснёшься ты земли –

     Быть по–моему вели…

- Наш цветик–семицветик не волшебный, но если вы правильно его заполните такими качествами характера, которые надо в себе воспитать, чтобы стать культурным человеком, он вам очень поможет.

(Каждая пара получает модель цветка, с заданной буквой в центре: Д, В,С,Т). Дети должны вписать слова, обозначающие качества на заданную букву .По окончании работы каждая группа знакомит со своим цветком).

1.  Переход к теме урока.        

Вы сказали соседу: «Доброе утро!», тем самым показали своё уважение к человеку. Вы произнесли: « Извините меня, пожалуйста!» – это значит, вы признали свою вину и просите извинить вас. « Благодарю вас!» - это значит, что вы заметили услугу (и это собеседнику тоже очень приятно) и готовы к ответному, доброму действию.

Если вдуматься в старое значение этикетных сочетаний, то становится ясным их глубоко доброжелательный смысл. – Здравствуйте « будьте здоровы. – Благодарю вас – « дарю благо, благополучие, успех». – Всего доброго – пожелание всего хорошего, как и в приветствиях – добрый день, доброе утро, добро пожаловать.

  Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом нам напоминает поэтесса Веселовская:

           Слова с рожденья ждёт жестокий выбор.

       Не всякий возглас в речи выжить мог.

         Но вот звучит во все века « Спасибо» -

Спаси, мол, брат, тебя за это Бог!

        Касаются веков сквозные грани,

       И снова в нас преемственность жива.

    И из старинных русских пожеланий

                                           Кроятся наши русские слова.

 Вот из такого старинного русского пожелания « спаси Бог» и родилось слово         « спасибо» - одно из самых распространённых в русском языке этикетных слов.

-А в какой жизненной ситуации мы его употребляем? (дети отвечают).

Конечно, в ситуации благодарности.

  1. Объявление темы и целей.

-Итак, это и есть тема нашего занятия. А чему бы вы хотели научиться?

а) Мы будем рассматривать ситуации благодарности, и учиться благодарить.

- А каково значение слова благодарность?

б)- Спасибо. А какое толкование даётся в словаре С.И.Ожегова.).

         БЛАГОДАРНОСТЬ чувство признательности

                                               к кому–нибудь за оказанное добро,

                                                внимание.

А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке. Назовите их.

Вы назвали несколько слов. Как вы считаете, много это или мало?

в) - Но, может быть, пополнят этот небольшой список ваши одноклассники, вернувшиеся из творческой командировки.

       1 группа – исследовать употребление слов благодарности в общественном транспорте.

       2 группа – понаблюдать, как используются слова благодарности в родной школе: столовая, буфет, библиотека.

       3 группа – общение в магазине: как используются слова благодарности.

-Благодарю вас, ребята за предоставленный материал.

г) А вот исследователь русского речевого этикета Н. Формановская в одной из своих книг предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может поблагодарить другого. Некоторые из них я выписала. Послушайте– и постарайтесь запомнить.

 - Смотрите, какое богатство, и им мы будем постепенно овладевать. Конечно же, за одно занятие нам не запомнить все эти слова и выражения. Мы лишь постараемся обогатить свою речь. Ведь можно знать десятки вежливых слов, а в жизни не применять их, т.е. быть невежливым человеком.

Я хочу обратить ваше внимание на слова таджикского поэта 10 века Фирдоуси:

« Великие достоинства и слава идут на убыль от дурного нрава»

- Как вы считаете, актуальны эти слова сегодня, спустя 10 веков. (Дети отвечают).

3. Знакомство со структурой ситуации благодарности.

- Скажите, ребята, за что мы можем благодарить человека? (Дети отвечают). Хорошо.

- Опустите руки, закройте глаза и представьте себе ситуацию, при которой вы кого-то благодарили или благодарили вас. И сделайте это обязательно с улыбкой.

- А теперь представьте любую ситуацию благодарности. Например, такую. (Просмотр фрагмента из сказки « Варвара краса – длинная коса»).

-Была ситуация благодарности? Из каких компонентов она состоит?

Во-первых, участники: их два. Но ситуация благодарности не возникает на пустом месте. Ведь благодарят за что-то, за какую-то услугу. В данном случае за…

Итак, в ситуацию благодарности входит 3 компонента:

  1. человек, которого благодарят;
  2. человек, который благодарит;
  3. услуга.

4.Практическое занятие, цель которого учиться благодарить, учитывая особенности ситуации благодарности.

Задача 1: Вы едете в автобусе и попросили соседа передать деньги на билетик. Он выполнил вашу просьбу. Как поблагодарить человека? Выберите из двух вариантов правильный:

- Благодарю.

- Моя благодарность не знает границ.

Задача 2: Вашей маме удачно сделали сложную операцию. Как вы поблагодарите врача?

- Спасибо, доктор.

- Доктор, нет слов, чтобы выразить вам мою благодарность.

5.Не должны мы забывать и об участниках ситуации общения. Послушайте несколько формул благодарности. Как вы считаете, люди какого возраста чаще всего употребляют эти слова?

                        -Я вам чрезвычайно признательна;

                        -Примите мою благодарность;

                        -Вы очень внимательны;

                        -Ваша любезность меня ко многому обязывает.

-Согласна с вами. А почему? Посмотрите, с помощью этих формул чувство признательности выражается полнее, глубже, а понимание этого происходит с годами, когда люди умудрены жизненным опытом.

6.Закрепление.

А сейчас, используя формулы благодарности, с которыми вы сегодня познакомились, и, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности, составьте диалоги:

1). Вы благодарите маму за очень вкусный ужин.

2). Благодарите товарища, который помог подготовиться к контрольной работе.

   3). Пожилой человек благодарит женщину, которая уступила место в автобусе.

        - Давайте посмотрим, что получилось? Хорошо.

7. Но благодарить можно не только за добрые дела, но и за жизненные уроки.

      (Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова « Благодарность».)

8. Заключение. Итоги.

-Ребята, всё, чему мы учились сегодня, очень важно. Ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо – значит подарить ему капельку солнца, радости.

9. Домашнее задание:

придумать любую ситуацию благодарности

и составить по ней диалог.

- Будьте благодарны, и делайте это всегда с улыбкой.

Ведь у человека всё для себя: глаза - смотреть, ноги - ходить. Всё нужно себе, кроме улыбки.

Улыбка самому себе не нужна.

Она предназначена другим.

 Это ужасно, когда тебе за целый день никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет.

     

10. Р.S. Ребята, пока мы с вами работали, у нас выросло дерево. ( На доску прикрепляется нарисованное на плакате дерево, рядом лежат вырезанные из цветной бумаги яблоки, листочки и цветочки по количеству учеников в классе). Давайте его оденем. Если занятие прошло для вас с пользой, прикрепите яблоко, если остались сомнения -  цветочек, а если совсем ничего не понравилось - зелёный листочек.

Спасибо за урок, дети!

Использованная литература:

  1. Гольдин В.Е. Речь и этикет.- М.: Просвещение, 1983.
  2. Формановская Н. И. Речевой этикет в нашем общении.- М.: Знание, 1987,1989.
  3. Львова С.И. Язык в речевом общении.- М.: Просвещение,1992.
  4. ж. « Русский язык в школе».- № 5,1993.
  5. Рукавчук Л.Н. Энциклопедия этикета.- С – П.:МиМ-Экспресс,1996.

 

Корчикова Вера Алексеевна                                        МОУ СОШ № 6 г. Ипатово


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речевого этикета "Я к вам пишу, чего же боле..."

Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета`. Конспект "Я к вам пишу, чего же боле..."  Победитель Всероссийского конкурса методических разработок `Лучший урок письма`-2009...

конспект урока развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения"

Конспект урока развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения", в котором дается понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни, показано с помощью разли...

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.

Урок на тему «Перелетные птицы» в 5 классе для глухих учащихся с задержкой психического развития включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и развития речевого слуха....

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.

Урок в 9 классе включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и работу над развитием речевого слуха.Учащимся предъявляется речевой материал по теме урока, текст, вопросы к тек...

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В....

Урок английского языка в 10 классе по УМК New Millennium “School of my Dream” (урок развития речевых умений)

Данный урок является обобщающим по циклу тем "Школьные проблемы", "Школа моей мечты". Тип урока - урок дискуссия с ролевой игрой....

Урок развития речевого слуха и формирования произносительной стороны устной речи как форма коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха.

В статье описывается структура индивидуальног занятия по ФРС и ПСУР;  его задачи и формы работы (диагностика, коррекционно-развивающая работа, мониторинг)....


 

Комментарии

Вера Алексеевна! Ну Вы во всем просто молодец! Этот урок развития речевого этикета "Учимся благодарить" замечательный,очень интересно построен.Особенно мне понравилось как Вы применили математические формулы.Еще раз большое спасибо за этот урок.