Обобщающий урок "Похвальное слово глаголу"
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Красильникова Валентина Леонидовна

Данную методическую разработку можно испльзовать в 5 классе после изучения темы "Глагол"  в качестве обобщающего урока. Разнообразные задания помогут учащимся закрепить и обобщить полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Похвальное слово Глаголу.74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:                « Похвальное слово глаголу»

 Тип урока:                 Обобщающий   урок-путешествие в страну «Глагол»

     Цели урока:                    Повторение, обобщение и систематизация изученного    

                                              материала по теме « Глагол», а именно:

                                                    1.Знания учащихся о глаголе как части речи.

                                                    2. Умение находить изученную часть речи.

                                                    3. Обоснование правильности выбора                                                    

                                                         орфограммы при написании глаголов.

                                                    4. Умение использовать глаголы в речи.

 Материалы к уроку:           Дидактический материал.    

                                     Ход урока.

  1. Слово учителя:

                  Добрый день, дорогие ребята.

     Сегодняшний урок мне хочется начать со стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние  воды». А вы должны определить преобладающую часть речи в стихотворении.

                            Еще в полях белеет снег,

                                 А воды уж весной шумят-

                                 Бегут и будят сонный брег,

                                 Бегут и блещут, и гласят… 

                                 Они гласят во все концы:

                                  «Весна идет, весна идет!

                                 Мы молодой весны гонцы,

                                  Она нас выслала вперед!».

                                  Весна идет, весна идет!

                                  И тихих, теплых майских дней

                                  Румяный, светлый хоровод

                                  Толпится весело за ней.              

Вопрос: Чувствуется ли движение в стихотворении? Чем насыщено стихотворение?  ( Да. В стихотворении преобладают глаголы).

           

2.Сообщение темы урока: Действительно в стихотворении преобладают глаголы. Из 44 слов знаменательных частей речи 14 глаголов. Именно об этой части речи и пойдет речь на сегодняшнем уроке. Тема урока « Похвальное слово глаголу».Эпиграфом к уроку я взяла слова Алексея Югова «Глаголы - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая,

артериальная кровь языка, И назначение глагола – выражать само действие».

Слово учителя. Наш сегодняшний урок – это путешествие в страну по имени Глагол, страну, знакомую и незнакомую. Просторы ее огромны: она занимает второе место после страны по имени Существительное. Жители ее очень не просты. Они энергичны, всегда в движении: разрушают и строят, соединяют и управляют, переходят из одного состояния в другое. Среди жителей этой страны есть и такие, которые имеют неопределенную форму. Много в этой стране тайн и загадок.

                                То же делать нам, друзья,

                                 Что же сделать?

                                 Так нам жить уже нельзя:

                                  Не познав глаголов.

                                  Тайны нужно их раскрыть,

                                   Все познать и изучить –

                                   Вот задача!

                                   И поэтому, друзья,

                                   В путь отправиться пора,

                                   Пусть нас ждет удача!

 Итак, мы отправляемся в наше удивительное путешествие. Проверим вначале ваше лингвистическое здоровье.

Задание классу. Знаете ли вы, что есть удивительные слова: не то глаголы, не то существительные. На доске написаны пословицы. Найдите в них такие слова.

                   На то и печь, чтобы пироги в ней печь.

                    Стою на нашем берегу, покой границы  берегу.

                     Снежное покрывало все поле покрывало.

Слово учителя. Такие слова, которые совпадают  в произношении и написании, ,называют омофонами. На доске написаны слова «рой», «три», «пила», «течь».

Задание классу. Придумайте предложения с данными словами так, чтобы была понятна их роль в предложении. ( рой пчел – рой яму; три девицы – три щеткой; пила лекарство – острая пила; течь в крыше – долго течь).

Слово учителя. Молодцы, справились с заданием. Лингвистическое здоровье у вас хорошее. А мы подошли к грамматическому царству. Гостеприимно встречает нас царь Глагол. Давайте и мы с вами ему сделаем приятное: вспомним все то, что мы о нем знаем.

Вопросы классу. 1. Глагол как часть речи?

                               2.  Спряжение глагола?

                               3.  Наклонение глагола?

Глагол – необыкновенная часть речи, обладающая большими возможностями для выражения бесчисленного количества действий, сопровождающих деятельность, труд человека.

Слово учителя. Различают несколько групп глаголов. На мантии нашего царя Глагола мы видим эти группы. Это  1.глаголы движения, действия (идти, бежать).

                                                              2.глаголы звучания ( говорить, кричать).

                                                              3.глаголы цвета  (синеть, голубеть).

                                                              4. глаголы чувств ( радоваться, смеяться)..

                                                              ..

Задание классу. В стихотворении Ф.И. Тютчева найти   группы глаголов, которые в нем встречаются.

         Глаголы движения: бегут, выслала, идет, будят, толпится.

         Глаголы звучания:  шумят, гласят.

          Глаголы цвета:       блещут, белеет.

Вопрос классу. Какие глаголы здесь преобладают?  ( глаголы движения).

Задание классу. Любите ли вы ходить в лес? Слушать пение птиц? Послушайте , как описывает А.Мельников-Печерский лесные голоса. Вы должны записать в тетрадь глаголы звучания.

       Стоном стоят лесные голоса . Без умолку трещат в высокой сочной траве кузнечики, воркуют серо-сизые  с зеленой шейкой дикие голуби, как в трубу, трубит черная желна, стучат по деревьям черные дятлы, пищат рябчики, уныло перекликаются  желтенькие иволги, трещат сойки, жалобно кукуют кукушки, весело щебечут свиристели, малиновки. Все эти звуки сливаются в один стройный гул, полный жизни и довольства жизнью. ( Проверка записанных слов).

Слово учителя. Вы увидели, как умело пользуются глаголом писатели при описании различных действий. Новые значения у глаголов появляются при присоединении  приставок или суффиксов.

Задание классу: Употребите с данными на доске глаголами приставку «в» и приставку «вы».  1. «в»    лететь, селиться, бросить, идти.

                              2. «вы» ехать, вести, нести, копать, лететь, прыгнуть.

Слово учителя: Как видим, приставки эти говорящие: приставка «в» указывает на движение внутрь, а приставка «вы» - на движение изнутри. Глаголы даны в неопределенной форме. Бесприставочные глаголы – несовершенного вида, приставочные – совершенного.  

Вопрос классу. Расскажите, что вы знаете  о виде глагола?

Слово учителя. Путешествие наше продолжается. Вы видите, что в долине растут великолепные ромашки. Сорвем их  и погадаем. Сейчас мы узнаем, как пишется НЕ с глаголами.

Вопрос классу. Вспомните правописание частиц НЕ и НИ  ( стихотворение о названных частицах).

             На меня взгляни:                                      Не выучил – не делай,

             Я – НЕ, а мой товарищ – НИ.                  Не знаешь – не  спеши.

             Так почему, скажи, подчас                      С глаголами отдельно

              Не различают в классе нас?                     Частицу НЕ пиши.

              Не с глаголами отдельно пиши:              Частица НИ словечком И

              Не сердись, не скучай, не спеши.            Всегда легко заменится.

                                                                                   И если ты отбросишь НИ,  

                                                                                   То смысл не изменится.

      

Задание классу. Ученик у доски должен нам объяснить, как  пишется НЕ с глаголами, записанными на ромашках. Остальные внимательно слушают.

Слова на ромашках: не говорил, не писал, недоумевал, негодовал, не спрашивал, не читал, не был, нездоровится, не выступал, не достучался, не решил.

Слово учителя. Мы переходим в новую область страны Глагол:  она называется Спряжение. В ней два района, в которых кипит работа. Жители так увлеклись ею, что забыли, в каком из районов они проживали раньше.

Задание классу. Помогите глаголам, данным на доске, вернуться домой. Два ученика у доски, остальные в тетрадях записывают глаголы в зависимости от спряжения.

Слово учителя. Ногами…, ушами…, глазами…, косой…, карандашом…, пером…, пилой…, краской…, топором…, трактором…, сеялкой…, молотком…, ножом…, ложкой…

1 спряжение:  слушают, рисуют, пишут, колют, пашут, сеют, забивают, режут.

2 спряжение: ходят, глядят, косят, пилят, красят, едят.

Задание классу. А сейчас послушайте грамматическую сказку « О спряжении глаголов».

           Давным – давно , когда нас с тобой еще не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

          Было у царя 2 сына: 1 спряжение и 11 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

 - Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.

    И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

    Думали они три дня и три ночи и решили: 11 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Пришли они к царю с просьбой:

  - Милостивый государь, славный  царь Глагол, помоги нам.

  - Что случилось?

  - По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве 11 спряжения. Разреши нам остаться с ними.

  - Рад бы помочь, но не могу нарушить свой указ.

  - Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не мог устоять царь Глагол перед просьбой и разрешил им остаться в царстве 11 спряжения, хотя и  не заканчиваются на –ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 11 спряжению.

Вопрос классу.   Какие же это глаголы?

Задание классу.  Кто вспомнит стихи о названных глаголах?

   Гнать, держать, смотреть и видеть,

   И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.

   Вы запомните, друзья, их на –е спрягать нельзя.

   Ко второму  же спряженью

   Отнесем  мы без сомненья

   Их: смотреть, обидеть,

   Слышать, видеть, ненавидеть,

   Гнать, держать, дышать, вертеть,

   И зависеть, и терпеть.

Слово учителя. Перед нами равнина 3 времен. Вот как русский поэт И.Никитин описал утро. Найдите в нем глаголы, определите время ( текст стихотворения на парте, писать сверху карандашом ).

              Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

              Белый пар по утрам расстилается.

              По зеркальной воде, по кудрям лозняка

              От зари алый свет разливается.

              Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье  вокруг.

              Чуть приметна тропинка росистая.

               Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

             С листьев брызнет роса серебристая.

              Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

              Пронеслись утки с шумом и скрылися

Проверка. Настоящее время: меркнут, гаснут, расстилается, разливается,          дремлет, морщит, рябит.

                    Прошедшее время: потянул, пронеслись, скрылися.

                    Будущее время: брызнет, заденешь.

Слово учителя. О времени можно сказать стихами А.И. Косоговского.

                      Прошедшее время сказало о том,

                      Как листья желтели над чистым прудом.

                      Смотрите, друзья, в настоящем сот мной,

                      Как ярко цветы полыхают весной.

                      А в будущем времени можем узнать,

                      Как будут ребята расти и мужать.

 Задание классу.  А сейчас проверим вашу смекалку. Прочитайте фразу. Она составлена из букв разных алфавитов. Нужно отобрать лишь русские буквы.

УЧИТЬСЯ  ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ.

Слово учителя. Мы подошли к двум орфографическим озерам. Они  очень похожи и расположены близко друг к другу. В одном из них можно купаться, а в другом нельзя. Каким орфографическим правилом объединены эти озера?

          Правописание  -ться и  -тся.

.

Задание классу. Я буду вам читать пословицы и поговорки. Если в глаголах пишется  мягкий знак, вы встаете, если нет, то остаетесь на своем месте. А помогут в правильном определении орфограммы  строчки Т.К. Донченко:

                                    Прежде чем глагол писать,

                                     Не забудь вопрос задать.

                                     Если мягкий знак в вопросе,

                                      То в глаголы его вносим.    

Не потрудиться, так и хлеба не добиться..

Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.

Станешь лениться, будешь с сумой волочиться.

День хвалится вечером.

Кто без дела божится, на того нельзя положиться.

.

Грамоте учиться, всегда пригодиться.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Слово учителя. Мы покидаем равнину и поднимемся на вершины двух холмов. Один из них – Совершенный, другой – Несовершенный.

Задание классу. Обратимся к дидактическому материалу. Перед вами глаголы – жители одного из холмов. Какого? Что нужно сделать, чтобы переселить их на другой холм?

 Даны слова: собирать, облегчать, углублять, упрощать, класть, звонить, создавать, повторять, двигать ( глаголы несовершенного вида).

Получим слова: собрать, облегчить, углубить, упростить, положить, позвонить, создать, повторить, подвинуть.

Слово учителя. При образовании видовой пары наблюдается чередование гласных или согласных звуков. Для различения видов, кроме вопросов « что делать», « что сделать», можно использовать следующий прием. К глаголу несовершенного вида легко присоединить глаголы: буду, начать, кончить. Но к глаголам совершенного вида их присоединить нельзя.

Задание классу. Наше путешествие продолжается. За холмами расположено ущелье. Вход в него преграждают воины из прошлых веков. Они задают нам вопросы.

  - Вас ошеломить?- предлагаем один из них.

  - Вас опешить?- спрашивает другой.

Как вы понимаете их?

Слово учителя. Воин в Древней Руси носил шлем, но называли его шелом. Во время боя, получив сильный удар по шлему, воин мог упасть без сознания на землю – его ошеломили. Ошеломить – сильно ударить. Со временем это слово приобрело новое значение: ошеломить – поразить каким-либо известием.

                             Если во время боя под всадником убивали коня, то он становился пешим – его опешили. Это случалось неожиданно, поэтому со временем глагол получил смысл неожиданного, внезапного действия, вызывающего замешательство: опешить – изумиться от неожиданности, потерять на время способность действовать. Надеюсь, мы с вами способны действовать и поэтому продолжим наше путешествие по удивительной стране « Глагол». Мы попали к глаголам разного наклонения.

Задание классу. Давайте вспомним о наклонении глагола. И попробуем найти в тексте глаголы повелительного наклонения.

                Кран,                                  Мойтесь,

                Откройся!                           Уши!

                Нос,                                    Мойся,

                Умойся!                              Шейка!  

                Мойтесь,                             Шейка,

                Сразу                                   Мойся

                Оба                                       Хорошенько!.

                Глаза!

Слово учителя. А мы снова оказались у орфографических озер. В одном озере мы замечаем букву «е», а в другом – букву «и».

Вопрос классу. О чем же пойдет речь? Что это за орфограмма спряталась в озере? Правописание корней с чередующимися гласными в корне слова.

Задание классу. Вы сейчас должны выполнить задание: вставить пропущенную букву в корне слова. Поможет вам правило:

                                В корнях с чередованием

                                С особенным вниманием

                                 На суффикс посмотри:

                                 Если в суффиксе есть «а»,

                                 В корне «и» всегда пиши.  

                                                               ( К.А.Бельчинский).

Дан текст:

 Мы приехали на озеро отдыхать. Стали устра…ваться на берегу около раскидистого дерева. Мама расст…лила одеяла. Папа  стал  разб…рать палату и устанавл…вать ее . Сестра  соб…рала ягоды. Я  решил: проб…русь-ка я  сквозь заросли камыша к воде, наб…ру чистой воды. Через полчаса все собрались  на поляне, чтобы  немного перекусить. Весь день мы р…звились, прыгали, играли в мяч. Вечером нужно было соб…раться домой. С сожалением расставались мы с озером.

Слово учителя. Приближается к концу наше путешествие по стране « Глагол». Много еще неизвестного и нового есть в этом замечательном царстве государстве .С ним вы будете  и дальше встречаться. Попрощаемся с гостеприимным Глаголом и воздадим ему похвальное слово. А помогут нам в этом слова З.Царевой : «Глагол все заставляет действовать, двигаться. Если в мире будет движение, то будет радость, оживленность. А без глагола, без движения тяжело, трудно».

   Да, многообразен мир глаголов. Любил глаголы Ф.И.Тютчев.

Задание классу. Вам предлагаю стихотворение Ф.И.Тютчева с пропущенными глаголами. Вы должны вставить  свои глаголы. А потом сравним  с авторским текстом.

           Как неожиданно и ярко,

           На влажной неба синеве,

            Воздушная (воздвиглась) арка

           В своем минутном торжестве!

           Один конец в леса ( вонзила),

           Другим за облака (ушла).

           Она полнеба (обхватила)

           И в высоте ( изнемогла).

Слово учителя. Рефлексия в конце урока.

  1. Доволен ли ты тем, как прошел урок?
  2. Было ли тебе интересно?
  3. Сумел ли ты получить новые знания?
  4. Был ли ты активен на уроке?
  5. Ты сумел показать свои знания?
  6. С удовольствием ли будешь продолжать работу по данной теме?
  7. Был ли внимателен к тебе учитель?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»

Цели:      Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...

«ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ГЛАГОЛУ»

«Похвальное слово глаголу»...

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова приоднородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах»запланирован, как урок по изучению новой темы с использов...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"...

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение.  «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...

Обобщающее слово при однородных членах. Знаки препинания при обобщающем слове.

Урок. Русский языкКласс: 5 ВТема: Обобщающее слово при однородных членах. Знаки препинания при обобщающем слове.Тип урока: урок открытия новых знаний.Планируемые образовательные результаты.Предметные:...