Работа с малым текстом при изучении темы «Глагол». 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Урок повторения и углубления знаний о глаголе с использованием интерактивной доски и мультемедийных технологий; формирования умений работать с текстом и выполнять его комплексный анализ, воспринимать чужую и составлять свою речь; воспитания любви к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.doc.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с малым текстом при изучении темы «Глагол».  

 5 класс.

   (Урок с использованием интерактивной доски и мультимедийных технологий)

                                  Заляева Р.К., учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ№1, г. Арск РТ

Цель:  повторение и углубление знаний о глаголе, формирование умения работать с текстом и выполнять его комплексный анализ, умения воспринимать чужую речь и составлять свою; воспитание любви к природе.

Оборудование: спроецированный на интерактивной доске текст; диск «Русский язык. Морфология. Орфография. 5-6 классы» под редакцией О.И.Руденко-Моргун с уроком в виртуальном классе «Глагол как часть речи»; раздаточный материал с текстами для самостоятельной работы.

Ход урока.

I.        Актуализация прежних знаний.

II.        Комплексная работа с текстом.

1.Выразительное чтение текста, спроецированного на интерактивной доске.

Весна голосов.

Весна...На телеграфном столбе … ворона. Над лесной проталиной … жаворонок. Сорока … на ветке. В светлых березняках - теньканье, посвисты, щебетанье. Под снегом в лощине … вода. Я присел на пенек, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох - оседает под солнцем последний снег.

2.Анализ текста.

Текст ли перед нами? (Да.) Докажите. (Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.) О чем говорится в данном тексте? (О весенней природе, о птицах.) Какова основная мысль текста? В каком предложении она выражена? (Многообразие весенних звуков. Основная мысль выражена в заглавии текста.) Найдите слова, с помощью которых автор передает музыку, звуки весны. (Теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох.) Запишите их в первый столбик. А какие еще звуки можно «услышать» в данном тексте? (Обращаем внимание на предложения первого абзаца. Ворона может каркать, кричать. Жаворонок - трепетать и заливаться. Сорока - трещать. А вода в лощине может течь, булькать, журчать.) Запишите эти слова во второй столбик. Скажите, что общего в их значениях и в чем разница? (Эти слова обозначают звуки, действия, но в первом столбике существительные, а во втором - глаголы.) Докажите, что это слова различных частей речи. (Существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет. В данном случае обозначают действие как предмет. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? и обозначают действие. В данном случае глаголы обозначают динамику, движение   и действия пробуждающейся природы.)

-        Попробуем вставить эти глаголы в текст и прочитаем, что получилось.

Весна голосов.

   Весна... На телеграфном столбе каркает ворона. Над лесной проталиной трепещет,  заливается    жаворонок.  Сорока трещит на ветке. В светлых березняках - теньканье, посвисты, щебетанье. Под снегом в лощине течет, булькает   вода.

Я присел на пенек, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох - оседает под солнцем последний снег.

-        Есть ли еще глаголы в данном тексте? (Присел, слушаю, радуюсь.) Что они обозначают? (Действия человека, его состояние, чувства.) Скажите, пожалуйста, какую роль играют глаголы в нашей речи? (Глаголы обозначают действие, движение, его динамику, трудовые процессы, может передавать звуковые, зрительные восприятия, состояние человека и т.д.)

-        Обратим внимание на записанные нами глаголы. Разберите их по составу. Что вы можете сказать об этих глаголах, определив их морфемы? (Каркает, трепещет, заливается - глаголы I спряжения, трещит - II спряжения.) Какие еще морфологические признаки этих глаголов вы можете назвать? Запишем:

Каркает (что делает?) - 3-его лица, единственного числа, женского рода, I спряжения, настоящего времени, в предложении является сказуемым.

Трепещет (что делает?) - 3-его, ед. числа, мужского рода, I спряжения, настоящего времени, в предложении является сказуемым.

Заливается (что делает?) - 3-его, ед. числа, мужского рода, I спряжения, настоящего времени, в предложении является сказуемым.

Трещит (что делает?) - 3-его лица, единственного числа, женского рода, II спряжения, настоящего времени, в предложении является сказуемым.

-        Назовите формы слова  КАРКАЕТ (каркаю, каркаем, каркаешь, каркаете, каркает, каркают) и подберите однокоренные слова (каркать, каркали, Каркуша). Выполним синтаксический разбор предложения с данным словом.

-        Попробуем дать определение, что же такое глагол? Посмотрим по учебнику правило, правильно ли мы все сказали.

III. Закрепление изученного.

1.Просмотр урока виртуального класса.

-А теперь посмотрим урок в виртуальном классе и определим, все ли мы знаем о глаголе как о части речи. ( Просмотр урока.)

Конспект урока виртуального класса.

«Что за часть речи глагол?».

Учитель: Знаете ли вы, что такое глагол?

Вася: Конечно. Это часть речи.

Анфиса: Это самостоятельная часть речи.

Лиза: Глагол - значит «слово».

Учитель: Кто прав?

Учитель: Без сомнения, Вася и Анфиса правы. Глагол - это одна   из самостоятельных частей речи.

Учитель: Но давайте посмотрим на ответ Лизы. Он кажется мне очень интересным.

Учитель: В старославянском языке «глагол» означал «слово», «мысль», а «глаголать» - «говорить». Посмотрите, именно в этом значении Пушкин использовал это старославянское слово для того, чтобы подчеркнуть, что слово поэта-пророка  особенное. Давайте послушаем.

Восстань, пророк!

И виждь, и внемли!

Исполнись волею моей.

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Учитель: Как вы думаете, правильно ли наши предки словом «глагол» называли любое слово, речь вообще? За что глаголу такая честь? Может быть, эта часть речи самая важная в языке?

Вася: Неправильно, все части речи - важные слова.

 Анфиса: По-моему, тоже неправильно. Я бы назвала «словом» - существительное. Это оно называет всё, что существует: землю, солнце, людей. Учитель: Все ребята в какой-то степени правы.

Учитель: Нельзя не согласиться с Васей: все части речи - важные для языка слова.

Учитель: Права и Анфиса. Действительно, всему дают имена и названия

существительные. Учитель: Но я собираюсь вам доказать, что без глагола язык мёртв. Учитель: О! Что это у нас появилось?

Анфиса: Кот и собака.

Лиза: Курица.

 Вася: Кухарка.

Учитель: Сколько существительных вы назвали!

Учитель: Ну, что? Интересно? Вася: Пока не очень. Вот если  бы узнать, что случилось...

Учитель: Есть волшебные слова, с помощью которых мы можем это узнать. Учитель: Попробуем? Откроем сундучок? Класс: Да!

Учитель: Ну, а теперь смотрите внимательно...

Учитель: Какие волшебные слова помогли нам рисунки превратить в

мультфильм? Класс: Глаголы!

Учитель: Да, с помощью глаголов мы смогли «оживить» рисунки.

Учитель: Глаголь; в языке, как сказал русский лингвист Пешковскии, - это

«слова, оживляющие всё, к чему они приложены».

Учитель: Глаголы способны «оживлять», потому что обозначают действие. Учитель: У Анфисы вопрос? Пожалуйста. Анфиса: Кот прыгнул на стол- это действие. Анфиса: Стащил курицу- это тоже действие. Анфиса: Кухарка побила собаку - и это действие. Анфиса: Но, например, страдает - разве это действие?

Учитель: Анфиса права. Этот глагол обозначает чувство.

Учитель: С помощью глаголов можно рассказать не только о действиях, но и

о состоянии человека и природы, передать движение, поведать о чувствах и переживаниях, назвать признак.

Учитель: Но когда мы даём определение глаголу в морфологии, мы обобщаем различные значения глагола и говорим, что он обозначает действие в широком смысле слова.

Учитель: Так как глагол называет то, что мы говорим о предмете   (о подлежащем), то его главная синтаксическая роль - это роль сказуемого.

Учитель:  Начальная форма глагола    -    неопределённая форма (или инфинитив). Учитель: Сегодня состоялось наше первое знакомство с глаголом. Уберём

таблицу в Альбом и посмотрим на определение, которое есть в нашем Учебнике. (Чтение определения.)

-        Во всем ли мы были правы, ничего не забыли? Тогда посмотрим, внимательно ли вы посмотрели фильм и хорошо усвоили тему.

2. Выполнение заданий.

-        Выполним задания. (Задания по теме даны в том же диске, их можно выполнять коллективно или отправить по сетевой связи на компьютеры для индивидуальной работы.)

Задание 1.Вспомни, что ты знаешь о глаголе. Отметь правильные утверждения.

  1.  Глагол - служебная часть речи.
  2.  Глагол в начальной форме отвечает на вопрос что делать?
  3.  Начальная форма глагола называется инфинитив.
  1.  Глагол - самостоятельная часть речи.
  2.  Глагол в начальной форме отвечает на вопрос что сделать?
  3.  В старославянском языке глаголом называли слово, речь.
  4.  Начальная форма глагола называется неопределённой формой.
  5.  Глагол обозначает действие.

Задание 2. Какое значение имеют выделенные глаголы. Ответ выбери из списка:   действие, состояние, движение, чувство, признак,                                                                              Мама гладит бельё.

Пчелы жалятся.

Бабушка дремлет.

К нам бежит собака.

Горжусь папой.

Папа рубит дрова.

Собаки кусаются.

Вася лезет на дерево.

Дети веселятся.

Презираю ябед.

Задание 3. Посмотри! Всё это может обозначать глагол. Но какая характеристика самая общая? С помощью какой из них мы характеризуем глагол как часть речи?                                          

                состояние

чувство

 признак

движение

 действие

IV. Самостоятельная работа.  Задание: вставить подходящие по смыслу глаголы; выполнить комплексный анализ текста.

Скоро весна.                                                                 Над полями и лесами ярче ... солнышко. В полях ... дороги, на реке ... лед. ... Белоносые  грачи,... свои старые растрепанные гнезда. Скоро, скоро ...лес листвою, ...на опушках черемуха, ...над ручьями голосистые соловьи.

V. Домашнее задание. Написать сочинение «Скоро весна» по данному началу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение изученного в начальной школе по теме "Глагол". 5 класс

Урок повторение изученного в начальной школе о глаголе. урок для 5 класса. Основан на краеведческом материале СВАО (Лосиный остров)....

Использование элементов занимательности на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы "Глагол"

В данной работе описано влияние элементов занимательности на качество усвоения материала учащимися 5 класса при изучении темы "Глагол"...

Тест для контроля за знаниями учащихся 5 класса после изучения темы "Глагол"

Личные окончания глаголов и суффиксы прошедшего времени...

Русский язык в 5 классе (изучение темы «Глагол»)

Фрагмент рабочей программы по ФГОС...

Открытый урок по русскому языку По теме «Систематизация и обобщение изученного о глаголе» 6 класс

1. Посмотреть, как дети усвоили тему «Глагол», как умеют определятьморфологические признаки.2. В работе над предложением повторить знаки препинания приоднородных членах.3. Работать над орфографией: уч...

Использование игровых технологий на уроке русского языка в 6 классе при изучении темы "Глагол"

Повышение требований к качеству образования становится насущной проблемой и условием развития системы образования, стимулом обновления его содержания на основе принципов фундаментальности, интегративн...

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС. Конспект урока «Под лежачий камень вода не течёт!» Повторение изученного материала по теме «Глагол» (5 класс)

Этот урок был проведён мной 28 апреля 2017 года на муниципальном научно-практическом семинаре для руководителей муниципальных и школьных методических объединений учителей по теме "Профессиональный рос...