Употребление предлогов в составе словосочетаний.Урок русского языка в 10 классе
презентация к уроку (русский язык, 10 класс) по теме

Урок русского языка в 10 классе с использованием элементов технологии Ю.А.Поташкиной и методики Т.Я.Фроловой

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip74.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок   . Употребление предлогов в составе словосочетаний.

Цель: закрепление и обобщение знаний об употреблении предлогов в словосочетаниях

1.Проверка домашнего задания

2. Разминка:

  • Развести по значению и написанию слова

прожевать кусок – живать в разных краях,

вывалянный в грязи (валять) – вываленный в лужу (вывалить)

  • Восстановить начальную форму глагола и определить коробочку гласны

благоустроим – благоустраиваем, взбудоражишь – взбудораживаешь

  • Определить структурное качество предложения, построить схему, указав структуру осложнения простых

Но может ли путник пробраться туда, где рушатся горы плавучего льда, куда не пройти пешеходу, куда не проплыть пароходу, где лодки своей не причалит рыбак, не ждет самолетов посадочный знак, где даже в упряжке полярных собак в иную погоду нет ходу?

3.Повторение теоретических сведений по теме «Употребление предлогов в словосочетаниях»

Проверки требуют предлоги, различающиеся написанием с самостоятельными частями речи, от которых эти предлоги образованы: навстречу, вроде, несмотря на, невзирая на, насчет, ввиду, вместо, в течение, в продолжение, в заключение, вследствие, наподобие.

   Способ самопроверки

  1. Проверьте, можно ли слово в составе словосочетания поставить в начальную форму, чтобы непроизводный предлог исчез?

Нельзя                                                                                     Можно

2.Слово можно заменить другим                             это существительное, пишите по правилам              

предлогом                                                                       написания существительных (раздельно,

                                                                                              окончание и):

это предлог, пишите по правилам                            на встречу (встреча) с другом;

написания предлогов:                                                  в роду (род) Толстых;

                       навстречу (= к) другу                              на счет (на счет в банке);

                       вроде (= как) рычага                               иметь в виду (вид);

слитно          насчет (= о) погоды                                 в место (место) назначения;

                       ввиду (= из-за) непогоды                       в следствии (следствие) по делу;

                       вместо (= за) меня                                    в течении  (течение) реки;

                                                                                              в продолжении (продолжение) книги;

                                                                                              в заключении (заключение) соглашения

слитно,     следствие (= из-за)

конечная   дождя

     е            наподобие (= как) норы

раздельно,     в течение

конечная         в продолжение           как долго?

    Е                     в заключение              когда?          

Предлог  несмотря на пишется не слитно, его можно заменить предлогом вопреки. Предлог  надо отличать от деепричастия не смотря, которое с  не пишется раздельно. В любом случае блок с предлогом или деепричастием выделяется запятыми: Несмотря на доброе ко мне отношение, я испытывал неловкость. Он вышел, не смотря никому в глаза.  

4. «Не верь ушам своим». Спишите. Вставьте пропущенные буквы, не, приставки или предлоги в, на, к, с, до, из (ис-). Опираясь на приведенные выше приемы, объясните, почему созвучные слова в разных словосочетаниях пишутся по-разному. Обозначьте орфограмму «Ы – И после Ц».

..встречу с пац..ентом - ..встречу ц..клону; ..роду Ц..олковских - ..роде ц..новки; ..смотря на иниц..ативу - ..смотря на ц..ферблат; переместил деньги ..счет ц..рка - ..счет дисц..плины; ..место назначения - ..место пениц..ллина; ..следствии по делу - ..следствии ц..клона; обратить вниманеи ..подобие ц..линдров - ..подобие ц..линдра; в течении.. болезни наметился перелом – в течении.. ц..кла; есть необходимость в продолжении..  этой традиц..и – было интересно в продолжени..        

5. Домашнее задание

  Литература:

  1. Поташкина Ю.А. Дидактические материалы для учителя русского языка: Пособие для учителя. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2007. – 432 с.
  2.     Фролова, Т.Я., Русский язык. Практикум. – Симферополь: 2008. -144 с.

                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход к преподаванию русского языка в классах с полиэтническим составом

.В докладе говорится о ,что в  языковом образовании выявляется ряд проблем.Сейчас в России мы столкнулись с процессом внутренней и внешней миграции, с появлеием целой волны детей"новых сооте...

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД по результатам исследования «Русский язык в классах полиэтнического состава. Проблемы преподавания»

Современная полиэтническая школа — это новый тип обычной российской школы, в которой нерусскоязычные дети обучаются не в отдельных классах, а вместе с русскоязычными, приезжая из Ближнего Зарубе...

Урок по теме «Употребление предлогов в составе словосочетаний (заседание в клубе «Что? Где? Когда?»)».

Цель урока - дальнейшее совершенствование навыков грамотного письма, закрепление знания об употреблении предлогов в составе словосочетаний, развитие связной монологической речи, развитие бережного отн...

Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"

Урок русского языка 9 класс. Тема  "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....