Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochineniya-rassuzhdeniya.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                 

Образовательная программа

дополнительного образования учащихся

«Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста:

теория и практика»

Пояснительная записка

                 В современной школе, когда приоритеты отда ны развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оце нивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, те зисов, объединения нескольких источников, кото рые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей дея тельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также яв ляется элементом развивающего обучения.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгля ды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к   творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в бу дущем, они,  прежде всего,  должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному челове ку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно гово рить.   Развитие личнос ти невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личнос ти — это необходимая предпосылка решения соци альных и экономических задач.

Не случайно и в КИМ  ЕГЭ по русскому язы ку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпуск ников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение  является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление  — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

          Предлагаемый курс «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы.

Цели курса:

  1. гуманитарное развитие учащихся;
  2. развитие творческих способностей личности;
  3. овладение учащимися свободной письменной речью;
  4. подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Задачи курса:

  1. помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению  задания С на ЕГЭ;
  2. совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
  3. формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
  4. совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
  5. совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
  6. формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Технология организации учебного процесса

        Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С  ЕГЭ предыдущих лет.

        Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.

        Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике,  уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

  1. работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа  рассуждения);
  2. самостоятельная работа;
  3. работа в группах, парах;
  4. индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

 

Возраст обучающихся, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа, - старше 18 лет.

Срок реализации

Данная программа в объеме 18 часов рассчитана на 2 года обучения:

1 год – 10 класс (10 часов).

2 год – 11 класс (8 часов).

Прогнозируемый  результат

Программа курса предусматривает  обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

  1. понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  2. формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;
  3. определять позицию автора;
  4. высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
  5. уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Формы итогового контроля и критерии его оценки.

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
  2. промежуточный (проводится в форме творческих работ)  
  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы  в соответствии с требованиями ЕГЭ и  критериями оценивания.

Содержание программы

  Модуль1. Теоретический аппарат курса (10 класс).

  1. Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика» Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
  2. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений
  3. Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
  4. Комментарий  основной проблемы текста. Виды  и категории проблем, рассматриваемых  авторами в исходных текстах.
  5. Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
  6. Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
  7. Заключительная часть сочинения.

Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности (11 класс).

  1. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
  2. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
  3. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.
  4. Экспертная оценка  творческих работ.

Тематическое планирование

п/п

Темы уроков

Вид урока

1.

Композиция сочинения - рассуждения

Лекция

2.

Зачин сочинения-рассуждения. Как начать?

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

3-5.

Тема и проблема текста. Как определить  проблему?

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

6.

Как прокомментировать проблему. Виды комментария

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

7.

Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

8.

Как выразить собственное мнение по выявленной  проблеме

Практикум

9.

Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

10.

Финал сочинения

Практикум

11-12.

Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля

Комплексное применение знаний

13-14.

Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля

Комплексное применение знаний

15-16.

Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля

Комплексное применение знаний

17-18.

Итоговые занятия. Защита творческих работ

Презентация, рецензирование, экспертная оценка.

Список рекомендуемой литературы

Литература для учащихся:

  1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004
  2. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. -  М.: Просвещение, 2004
  3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). -  М.: «Экзамен», 2006.
  4. Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007.
  5. Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007
  6. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2007

Дополнительная литература

  1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену.  - М.:Астрель, 2002.
  2. Как написать сочинение? Справочник школьника.  – М.:Слово, 1997.
  3. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. -  М.: Просвещение , 2002.
  4. Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. -  М.: Просвещение, 1977.
  5. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.
  6. Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Художественный анализ текста"

Программа дополнительного образования по литературе для учащихся смешанной возрастной группы 10-11 классов...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования детей основам журналистики

Подробная программа для работы с детьми по изучению основ журналистики и газетно-издательской деятельности в системе дополнительного образования....

Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы фотографии»

Образовательная программа «Основы фотографии» реализует дополнительное образование детей, связанное с визуальными  технологиями. Визуальные  технологии заняли прочное место в жизн...

Программа элективного курса " Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста" 11 класс

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных каче...

Элективный курс "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста:теория и практика"

Написание сочинения по прочитанному тексту является заданием повышенной сложности, поэтому необходимо очень серьёзно отнестись к его подготовке. Элективный курс «Сочинение-рассуждение на основе прочит...

Образовательная программа дополнительного образования: классификация, нормативно-правовая основа.

Определение понятия «образовательная программа дополнительного образования». Целевые ориентиры образовательной программы дополнительного образования. Подходы к классификации образовательны...