Исследовательский метод на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме

Выступление на региональной научно-практической конференции

"Концептуальные основы изучения филологических дисциплин в современной школе и вузе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_metod.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исcледовательская деятельность учащихся на уроках литературы

Долганова Алла Михайловна,

                                                      учитель русского языка и литературы

МОУ «Лицей № 3 им. А.С. Пушкина» Октябрьского р-на г. Саратова.

Один из героев А.С. Пушкина сказал: «Жестокий век, жестокие сердца». Что может быть хуже, когда у человека «жестокое сердце?» Только литература может помочь «жестокому» сердцу стать добрее и чище, научить сострадать и переживать. Уроки литературы призваны открывать художественные и духовные ценности искусства слова, совершенствовать художественный вкус, способствовать углубленному восприятию текста. Литература развивает воображение и чувство прекрасного.

В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, которая должна быть направлена на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.

 По мнению учителей русского языка и литературы, одной из наиболее эффективных форм работы, формирующих личность учащегося, является метод проектов, то есть целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностной или социально значимой проблемы. Все это позволяет строить учебный процесс исходя из интересов учащихся. В ходе работы было выявлено, что метод проектов учитывает потребности, потенциал и склонности школьника, активизирует все стороны личности учащегося: его интеллектуальную и эмоциональную сферы, его индивидуальные особенности и влияет на развитие таких черт характера, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, коммуникативность, адаптивность. Кроме того, данный метод направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, то есть он способствует развитию социально значимых качеств учащихся.

Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя – в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.

Важным для будущих ребят–исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль. От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками, дети учатся составлять разные типы конспектов (селективные, смешанные, монографические, сводные или обзорные), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), учатся пользоваться разными видами чтения. Развитие речевых способностей учащихся (как устных, так и письменных) остается одной из главных задач.

Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине Х VIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом.

Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Функции исследовательского подхода в обучении: воспитание познавательного интереса, создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний; развитие интеллектуальной сферы личности, формирование умений и навыков самообразования; развитие познавательной активности и самостоятельности.

Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». В педагогической литературе также используются другие названия этого метода — эвристический, лабораторно–эвристический, опытно–испытательный, метод лабораторных уроков, естественнонаучный, исследовательский принцип (подход), метод эвристического исследования, метод проектов и др. Выделяют также квазиисследовательскую деятельность — исследовательский путь учащегося, который предполагает пройти путь ученого, в результате которого открываются понятия, законы, правила.

Главной задачей и результатом целенаправленной проектно-исследовательской деятельности должно являться изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению.

Защита проектов проходит всегда очень оживленно, с активным участием оппонентов, в качестве которых выступают учащиеся других групп. Это не просто воспроизведение усвоенного, а уже формирование убеждений, поскольку свои идеи ребята отстаивают с фактами и аргументами.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема исследования  обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения  проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях.

Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для ученика, в результате рождаются новообразования в виде знаний, умений, проявлений личности.  

Еще один необходимый и важный в проектной деятельности (как и в исследовательской вообще) аспект - необходимо  на заключительном этапе, при подведении итогов исследования, определить вытекающие из завершенного исследования новые, более сложные проблемы. Это послужит толчком к следующему витку спирали познания, постоянному процессу развития и совершенствования личности.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками. В процессе выполнения исследований по литературе у учащихся развивается самостоятельность, формируется ответственность, деловитость, готовность преодолевать трудности, стремление целенаправленно пользоваться научно-популярной, художественной, справочной литературой, словарями.

Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, сочинения, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.

Учитель литературы не должен смотреть на себя лишь как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он может ставить перед классом и перед собой проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании не только ради упражнения, но и ради поисков истины. И ученикам важно увидеть нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений, регламентированных упражнений. Так, например, анализ художественного текста может проводиться как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, полезных, пусть и неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в детском и подростковом возрасте, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Какими же могут быть первые шаги начинающих исследователей?

Курс литературы в 5-6 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, изучается "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Программа содержит тезис: "Близость сказки Пушкина к народным сказкам"... Как же не сказать, что истоком послужила народная сказка, записанная поэтом со слов Арины Родионовны? Для развития подростков-читателей интересно и важно посмотреть, что и как придумывает Пушкин, попробовать догадаться, зачем он это делает? Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.

В соответствии с программой дети в среднем звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени крайне важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания. Иначе литературная теория будет накапливаться в виде материала для заучивания.

Например, при изучении творчества А.Чехова, начиная с 5 класса, накапливается исследовательский материал. Сначала предлагается создать хронологическую таблицу. Следующая задача для учеников 5 класса: какие впечатления детских лет оказали влияние на формирование личности Чехова? Результатом работы может стать защита проекта, где ребята анализируют этапы жизни Чехова и как каждый важный этап отразился в творчестве.

6 класс – при изучении рассказов Антоши Чехонте возникает новая исследовательская задача: «Какую роль играют детали в рассказах?» (по рассказам «Лошадиная фамилия», «Злой мальчик», «Налим»). Ученики приходят к выводу, что писатель умел схватить общую картину жизни по мельчайшим деталям в 7 классе. Рассказ «Хамелеон» - предлагается для исследования. Надо сравнить поведение хамелеона в природе и Очумелова. В чем сходство? Смысл названия? Обращается внимание что Чехов мастерски пользовался словом и иронией. Итог работы может быть как в виде доклада, так и в виде защиты проекта. 8 класс: как понимается афоризм Чехова «Краткость – сестра таланта»? Ребята обращают внимание на то, что авторский голос скрыт, но чеховская недоговоренность действует на читателя сильнее громких слов. Интересны для ребят темы «Чехов и театр», Чехов и его пьесы».

При изучении «Капитанской дочки» А.С. Пушкина особое внимание всегда привлекает один из героев – Пугачев. Исследовательским проектом может стать тема: «Пугачев на Волге. Легенды и былины атамана». Учащиеся собирали материал, обращались к краеведческой литературе, были проанализированы легенды, сложенные о Пугачеве в Поволжье.

Итогом этого исследовательского проекта стала защита и на литературном празднике, и в областном конкурсе, где работа получила высокую оценку.

Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями учащихся, а также мультимедийные презентации по темам курса, которые демонстрируются с помощью интерактивной доски. Материалы готовятся вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Школьных проектов может быть большое разнообразие. Это проекты теоретического и практического типа. По видам их можно разделить на:

  1. исследовательский проект. (может быть представлен в виде презентации, буклета, странички сайта ит. д.)
  2. проект – выставка («Описание выставки творческих работ»).
  3. проект – реклама (буклет)

Предлагаемая методика работы над проектом включает 4 этапа:

  1. планирование;
  2. аналитический этап;
  3. этап обобщения информации;
  4. этап представления полученных результатов работы над проектом.

Предметы русский язык и литература дают большие возможности для работы с использованием ИКТ, так как именно на этих уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, анонсы, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.

Проектно-исследовательская деятельность в обучении предполагает введение общих и частных методов научного познания на всех его этапах - от восприятия до применения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории науки и её современного состояния, а также информации, знакомящей учащихся с методами научного познания соответствующей науки. Это создаёт основу для профилизации обучения и профессиональной ориентации молодёжи и, кроме того, обеспечивает повышение научного уровня преподавания. 

Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:

•  личностно ориентирована;

•  характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;

•  позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;

•  позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

•  приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Эти ценные моменты, которые даёт участие в проектно- исследовательской деятельности, необходимо шире использовать в практике развития интеллектуальных и творческих способностей школьников. Таким образом, использование методов проектно- исследовательской деятельности в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности ХХ I века, личности новой эпохи, когда определяющими факторами развития общества будут интеллект человека и информация.

Список литературы

  1. Качурин. Организация исследовательской деятельности на уроках                литературы.
  2. Княжицкий, А. И. Самый прагматичный предмет [Текст] / А. И. Княжицкий // Русская словесность. – 2007. - № 7. – С. 2 – 6.
  3. Лебедева, Л. И. Метод проектов в продуктивном обучении [Текст] / Л. И. Лебедева, Е. В. Иванова // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 116 -120.
  4. Романовская, М. Б. Метод проектов в образовательном процессе [Текст] / М. Б. Романовская // Журнал для администрации школ. – 2007. - № 1. – С. 118 – 143.
  5. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. -  № 4. – С. 144 – 148.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

Статья была опубликована в 2006 году в сборнике "Инновационные подходы к обучению литературе" (г.Благовещенск, 2006)...

Проектно-исследовательские технологии на уроках русского языка и литературы

Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения: метод проектов, метод погружения, м...

формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы....

Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления

Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...