Работа над ошибками по русскому языку
материал по русскому языку по теме

Царакова Надежда Радионовна

yesОчень удобно работать над ошибками, когда есть такое подспорье. У каждой орфограммы (цифра) и пунктограммы (цифра в кружке) свой номер, а с правой стороны инструкция к выполнению проработки. Ученик получает тетрадь, где на полях вместо "галочек" и "палочек" стоят цифры, открывает конспект, ищет нужную цифру и - вперед к борьбе со своими "орфо-пункто-недугами". Да и учителю легче подсчитывать количество ошибок. Основу данной работы я взяла в газете "Русский язык", добавила для удобства правило, несколько расширила таблицу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prorabotka_oshibok_i_netochnostey.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОРАБОТКА ОШИБОК И НЕТОЧНОСТЕЙ

ОРФОГРАММЫ

Вижу

Прорабатываю

1.Не оформлено начало или конец   

   предложения.

2.Пропуск или замена буквы в слове.          

3.Предлог.

   За ‌‌_ столом (сущ.), со _мной (мест.)

4.Единая приставка.

   От-, на-, под-, с-, до-, по-, перед-…

   за ‌‌‌/ заметил, забил, закрыл…

  ☺Помню:

   Пусть никто никогда не забудет,

   Что З приставкой не была и не будет.

   Обрати внимание

    На здесь, здоровье, здание       

    З нельзя в них отделить,

    Чтобы смысл не повредить:

    -десь,-доровье, -дание –

    нет в них содержания.

5.Суффикс.

  а) -ен- у разноскл. существительных

   пламя – пламЕНи

  б) -ова-/-ева-; -ива-/-ыва- у глагола:

  ☺Ставлю ? «я что делаю?».Если глагол

   будет на –ую,-юю, то пишу –ова/ева.

  Я рисую – значит рисовать

  Я выкапываюне на -ую – значит выкапывать

  в)Гласная перед суффиксом Л в прошед.

   времени у глаг.

  ☺Помню: пишу ту гласную, которая

   в инфинитиве перед –ТЬ

   таЯть→ таЯл;  клеИть→ клеИл

     г)  –чик-/-щик- у существительных

  ☺Помню: после Д,Т,З,С,Ж – пишу ЧИК

   Подсказка: Да Ты Же Сам Знаешь!

   СмаЗчик, каменщикнет д,т,ж,с,з

  д) Только Е,Ё в суфф. причастий (не О)

   испечённый, перчёный, копчёный

   е)  –к-/-ск- у прилагательных

  ☺Помню: -к-пишу:

   - у качеств. прилаг (узКий→ужестеп. сравн)

   - если прилаг. образует краткую форму

     (дерзКий→ дерзоккр. ф.)

   - после Ц,Ч,К (ткаЧ → ткацКий)

  ☺Исключения: узбекСКий, угличСКий,

    таджикСКий

  ж) –ик-/-ек- у существительного

  ☺Помню: зову на помощь родит. падеж.

   Если гласная «беглая», то это Е.

   цветочЕК → цветочКарод. п.

   ключИК → ключИКарод.п.

    Смотри продолжение справа →→→→→

6.Словарное слово.

   (непроверяемые гласные и согласные в

   корне)

7. жи-ши /  ча-ща / чу-щу

    Помню исключения:

    брошюра, жюри, парашют

8.Буквы и-ы после ц:

  Помню: И пишу в словах на –ЦИЯ

       и в корне слова.

   ☺Исключения: цыган, цыпочки, цыкнул,

   цыпленку, цыц, цыпка

   цифра, лекция, с улицы, сестрицын,

   цыганискл 

9.Мягкость согласного

  (пропуск мягкого знака): коньки, лебедь.

10.Разделительный ь

     пью, соловьи, бьет

11.Разделительный ъ

   а)ъ пишу только после приставок на

     согласную

     объяснение, въезд.

   б) ъ пишу в инояз. словах после приставок

      ад-, ин-, кон-, об-, суб-,

      адъютант, конъюнктура, инъекция

    в) ъ пишу в иноязыч. словах после

      первой части сложного слова:

      фельдъегерь

12.ь после шипящих в конце

     существительных и наречий

     калач_, дочь, без туч_, горяч_, настежь

    Помню:

    а) ь пишу у всех сущ. 3-го скл.

        Дочь3 скл, задачне 3 скл

    б) ь пишу у всех наречий:

        навзничьнар.

         Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

13.Вежливый ь в окончаниях

     глаголов 2-го л. ед. ч.:

     пишешь, моешься.

     Ь в неопр. форме (инфинитиве)

      глагола:

     беречь, мочь.

     Ь в повелительном наклонении

     глаголов:

     режь, мажь.

14.В сочетаниях

     чк, чн, нч, нщ, рщ, нт

     не должно быть ь.

15.Безударная проверяемая гласная

     в корне слова:

     варенье – варит;                     ☻

     сварил, заварка, вареный

16.Проверяемая парная глухая или

     звонкая согласная в корне      ☻

     (б-п,  в-ф,  г-к,  д-т,  ж-ш,  з-с)

     редко – редок;

     редкость, проредить, редкий.

17.Единственный ь в сложном

     числительном:

     семнадцать, семьдесят, семьсот

    (Помню: если у числит. нет мягкого

    знака на конце слова, то он есть в

    середине!)

18.Двойная согласная в корне:

     аллея, группа

19.Соединительная гласная о или е

     в сложных словах:

     босоножки, землеройка

    ☺ (Помню: после мягких и шипящих

      пишу е)

20.Непроизносимая согласная в корне:

     грустно – грустить;

     грустный, загрустил, грусть

21.Частица не с глаголами и

     деепричастиями:

     не _ былгл; не _ раздумываядееп;

     ненавидетьгл (искл.)

     ☺ (Помню: всегда раздельно!)

22.-тся или -ться в глаголах.

23.Слабое (безударное) окончание

     существительных.

     ☺Контрольные слова:

     1 скл –земля (м.р.,ж.р. –а,-я)

     2 скл –конь (ср.р. –о,-е , м.р. -…)            

     3 скл –степь (ж.р. на шипящую)

24. Слабое окончание в прилагательных,

      местоимениях, порядковых

      числительных и причастиях.

25.Ошибка в наречии (слитно, раздельно,

     через дефис). См. таблицу!ٱ

26.Частицы бы, (б), ли (ль), же (ж).

    (Помню: если можно переставить бы, же

    в другое место или опустить, то

    это частица и пишется она отдельно). ☺

27.Заглавная буква в имени собственном.

28.Частицы –то, -либо, кое-, -нибудь в

     неопределенных местоимениях и

     наречиях:

     кто-то, кто-либо, кое-кто, кто-нибудь

    ☺ (Помню: кое-, -то, -либо, -нибудь,

                    черточку не позабудь!)

29.Не или ни в местоимениях и наречиях:

     никто – некто;

     никогда – некогда

    (Помню: под ударением пишу е)

30.Кавычки в названии:

     «Маленький принц» (книга)

     «Трамвай» (журнал)

     «Ну, погоди» ( мультфильм)

31.Буквы З и С на конце приставок:

     разбудить, расписание.

      (Помню: З пишу перед звонкими,

                          С пишу перед глухими!)

      Все глухие ищу здесь:

    -Степка, хочешь щец?

    - Фи!

32.Буквы О и Е после шипящих и Ц

     в окончаниях существительных,

     прилагательных и местоимений:

     врачом – солнцем

     большого– могучего

     (Помню: под ударением пишу О!)

33.Буквы Е и И в корнях с чередованием:

     наБИРаю – наБЕРу

     выТИРаю – выТЕРеть

     уМИРать – уМЕРеть

     заДИРать – заДЕРешь

     заПИРать – заПЕРеть

     БЛИСТать – БЛЕСТеть

     расСТИЛать – расСТЕЛить

   выЧИТание – выЧЕТ

   заЖИГание - заЖЕГ

    ☺ (Помню: в корне пишу И,

                     если за ним суффикс А

    Исключения: сочетание, сочетать,

         побирушка

34.Чередование –ним-// -а

                              -ин-// -я

     заНИМать – заНЯть

35.Буквы О и А в корнях с чередованием

     изЛАГать – изЛОЖить

     КАСание – КОСнуться

     ☺ (Помню: в корне пишу А,

                     если за ним суффикс А)

    б) полногласие и неполногласие:

        -ОРО- РА  (гОРОд –гРАд)

        -ОЛО-ЛА (хОЛОд –хЛАд)

        -ЕРЕ- РЕ (бЕРЕг –бРЕг)

36. Корни с чередованием

     а) ГОРеть –заГАР

         ТВОРить -  уТВАРЬ,ТВОРчество

          поКЛОНиться – КЛАНяться

                                         поКЛОН

          ЗАРница – ЗАРево, ЗОРи

          (Помню: без ударения пишутся

          корни левого столбика, а под

          ударением любая.)

      б) ПЛАВать, ПЛЫВунец

          (но! ПЛОВец, ПЛОВчиха )

37.Буквы О-А в корне с чередованием

      -РАСТение – выРАЩивать

      выРОС

     (Помню: А пишу перед СТ, Щ,

    искл: РОСТов, РОСТовщик, РОСТок,

              РОСТислав, отРАСль)

    Буквы О – А в корнях с чередованием

              СКАКать- выСКОЧить

        (Помню: А пишу перед К, О перед Ч)

        Искл.: СКАЧу, СКАЧок ☺

38. Слабые (безударные) окончания

       глаголов 1-го и2-го спряжения.

      (Помню, как определить спряжение:

  1. Ставлю глагол в инфинитив (н. ф.)                        
  2.  Проверяю подсказкой:

Не на –ИТЬ, не исключение,

Значит 1-е спряжение.

  1. БРИТЬ, СТЕЛИТЬ –искл 1-го спр.
  2. Гнать, держать, смотреть и видеть

Дышать, слышать, ненавидеть,

и обидеть, и вертеть,

и зависеть, и терпеть – искл 2-го спряжения.

39. Гласные О-Е после шипящих и Ц в

      корне:

      дешевый, желтый, черный

      шоссе, жокей (иностр.)

      ☺ Подсказка!

       В безударном положенье

       О пиши ты без сомненья:

       шоколад, шоссе, шофер,

       пончо, шовинизм, жонглер,

       шотландка, ранчо, креп-жоржет,

       добавь жокей. Ошибок нет!

40.Гласные О-Е после шипящих и Ц  в

     суффиксах сущ., прилаг., наречий

     дружОК, свинцОВый, грушЕВый,

     горячО, певучЕ

     ☺ (Помню: под ударением пишу О)

41.Приставки ПРЕ- и ПРИ-

     ☺ (Помню: ПРЕ- при значении «очень»

     и «пере»;

     ПРИ- при значениях: приближение,

     присоединение, неполное действие,

     нахождение около чего-нибудь).

     Приплыть (приближ.),

     Прибить (присоедин.)

     Прибрежный (около берега)

     Приоткрыть (не совсем открыть)

     Прехитрый (очень хитрый)

     Преступник (переступить)

42.Буквы И-Ы в корне после приставок.

     (Помню: после приставки на    

     согласную

     И в корне заменяется на Ы.

     ПОДыграть (играть), но! Поиграть.

     Искл.: После СВЕРХ-, МЕЖ-, ДЕЗ-

     пишу И.: межинститутский, контригра.

 ☺ Исключение: взимать

43.Дефисное и слитное написание

     морфем ПОЛ- и ПОЛУ-

 ☺Помню: правило «Юли»

     Пол через дефис, если 2-й корень

     - начинается с заглавной буквы

       пол-Юли, пол-Светлого

     - начинается с Л: пол-лимона

     - начинается с гласной: пол-яблока

  ☺Помню: ПОЛУ- пишу слитно

      полумесяц, полукруг

44.Буквы Е-И в суффиксах

     существительных:

     комочек –комочка

     ключик-ключика

     (Помню: зову на помощь родит. падеж.

      Если гласная в суфф. выпадает

      в род. п., то это суф. –ЕК.)

45.Буквы О-А на конце наречий.

     Направо   после этих приставок - О

     Вправо

     Задолго  (за окнО)

   Издалека   после этих приставок пишу - А

   Допоздна

   Справа            (с окнА)

    (Помню: проверка: после любой

   приставки ставлю слово «ОКНО»)

46.Не с существ., прилагат, нареч. на -о.

     Общее: если есть противопоставление,

     То пишу раздельно.

     Для прилаг. и нареч.: пишу раздельно,

     если перед НЕ есть слова НИСКОЛЬКО,

     НИЧУТЬ, ОТНЮДЬ, ВОВСЕ  

     Если слово перед НЕ начинается с НИ,

     то пишу раздельно.

      (Помню: если слово без НЕ не

     употребляется, то пишу слитно.

     Неряха, невзгоды…)

47*.Производные предлоги:

     из-за, из-под  ___ через дефис

     в__течениЕпред          =

     в__продолжениЕпред =значение времени 

     в течениИ сущ. (реки.., на конце И)

     в продолжениИсущ. (романа …,пишу И)

     вследствиЕ пред (= из-за)

     в__следствиИсущ. ( расследование –

     пишу раздельно, на конце И)

     насчетпредлог (= о…, о поездке)

     на__счетсущ (положить деньги на__счет)

     в__ заключениЕпредлог (= в конце)

     в__заключениИсущ (= в тюрьме)

     ввидупредлог (=из-за, по причине)

     НО!! Иметь в__виду!(слово «иметь»

     влияет на раздельное написание)

     в  видепредл.

     вместопредлог  (= за)

     благодаря =

     согласно   =  + кому? чему?

     вопреки    =

48. Дефисное написание частиц

      -то, -ка,-де,-таки

      с любыми словами.

49.Слитное написание производных

      союзов:

      тоже (= и)

      также (= и)

      чтобы (= для того чтобы)

     (Помню: если ЖЕ, БЫ можно отбросить

     или переместить в другое место в

     предложении, то это не союз и       ☺

     пишу раздельно)

     потому,  оттого

50. Союзы

      как  будто

      так  как          =  в два слова!!

      потому  что    

51.Правописание междометий и

     звукоподражательных слов:

     Ну, ох, ах, эй, гм, ура, тьпру…

52. Слитное и дефисное написание

      сложных  прилагательных.

      Белоствольная (белый ствол)

      Ствол (какой?) белыйподчин

      Темно-синий (темный и синийсочин)

53*. «Различение частиц  Не и НИ».

54.Не с причастиями.

     ☺Помню случаи раздельного напис-я:

     а) с краткими причастиями

         не__прочитанакр.пч

     б) при противопоставлении

         не__решенная, а списанная

     в) у причастий с зависимыми словами,

         т.е. в причастном обороте

         не__выполненная вовремяз.с. работа

      ☺ В остальных случаях пишу слитно.

55.Не с местоимениями.

     ☺Помню: если между НЕ и Местоим.

          есть предлог, то пишу раздельно

          (в три слова)

       Не у кого – некогонет предлога

       Не с кем – некемнет предлога

56.Корни с чередованием

     а) мак//мок

         мак – «погружать в жидкость»

         мок  - «пропитаться жидкостью» 

         промокашка, обмакнуть

     б) равн//ровн

         равн – равный (схожий, одинаковый)

         ровн – ровный (прямой, гладкий)

     ☺Помню исключения:

         ровесник, равнина

1. Пишу предложение еще раз.

2. Пишу строчку с этим словом.

3. Пишу 3 сущ. или мест. с этим предлогом.

4. Пишу строчку слов с этой приставкой и    

    отмечаю ее.

5. Придумываю 3 слова с эти суффиксом и

    отмечаю его

     з) Н, НН у прилагательных

  ☺Помню: нн пишу, если:

   - основа сущ. на –Н (банный→баня)

   - суффиксы –онн-/-енн- (соломЕННый)

     Исключение: ветреный

     Но! Безветренный

  - В словах: стеклянный, оловянный,

                     деревянный

  и) Н, НН в суффиксах причастий

  Помню: нн пишу, если:

  - у прич. есть зависимое слово, т.е. в

    причастном обороте

   написанный (как?) от рукиз.с. документ

  - при наличии любой приставки, кроме НЕ

    замеченный, намазанный, но немазаный

  - если прич. сов. вида (что сделанный?)

    решенныйсов.в.

    Исключение: раненый

  - у прич. на –ованный, -еванный

    маринованный

   Исключение:  кованый, жеваный

  ☺Помню: в кратких прич. всегда Н

   задача (какова?) не решенакр.прич.

  Помню: есть слова для запоминания

   к)-очк / корочка, девочка…

6. Пишу на «солнышке» ☼ не менее 5 раз.

7.Пишу строчку слов с той парой, в которой

   ошибся.

8. Кроме этого слова, пишу еще 2 с ци.

9. Пишу три подобных слова.

10. Пишу 3 слова с разделительным ь.

11.Пишу это слово 2 раза, отмечая    

      приставку и первую гласную корня.

12. Пишу данное слово, определяю

      часть речи, у существительных

      надписываю склонение;

      ь подчеркиваю одной чертой,

      шипящую – двумя.

      Над искл. подписываю «искл»

13. Пишу 3 любых глагола 2-го лица;

                 3 глагола в неопр. форме;

                 3 глагола в повелит. наклон.

← ☺Помню:у глагола после шипящей

         всегда пишу ь.

14.Придумываю еще 2 слова с этим

     буквосочетанием.

15.а) Подбираю и пишу через тире

         проверочное слово;

     б) сочиняю еще 3 слова с этим корнем,

         отмечая корень.

16.а) Подбираю и пишу через тире

         проверочное слово;

      б) пишу еще 3 слова с этим корнем.

17.Записываю это числительное, а рядом-

     еще 2 похожих.

← ☺

18.Пишу слово 2 раза, подчеркивая

     двойную согласную.

19.Отмечаю корни, из которых состоит

     слово, и обвожу кружком

     соединительную гласную.

20. Подбираю и пишу через тире

         проверочное слово и еще 3 слова

         с этим корнем.

21. Пишу 3 глагола или деепричастия

      с частицей не.

      Что делать? Что сделать?  - Глагол

      Что Делая? Что сделав? – Дееприч.

22. Задаю к глаголу нужный вопрос:

      надо (что сделать?) извиниться;

      он (что сделает?) извинится.

23. Определяю склонение существит-го

      и подбираю контрольное слово;

      по дороге (1 скл) – по земле

24. Проверяю вопросом:

      до (каких?) третьих петухов

      к (какой?) румяной щеке.

25. Кроме этого, пишу еще 2 похожих.

26. Пишу три слова с этой частицей

      (раздельно).

27. Пишу три слова на эту букву.

28. Пишу еще 2 слова с этой частицей

      (через дефис).

29. Пишу еще 2 похожих местоимения

      или наречия, ставя ударение.

30. Пишу название любой книги.

31. Пишу три подобных слова.

32. Кроме этого, пишу еще 2 подобных

      слова, ставя в них ударение.

33. Пишу три слова с этим корнем,

      отмечая его и суффикс А.

     

☺Смотрю таблицу ٱ

34. Пишу три слова с этим корнем,

      отмечая его и суффикс А.

35. а) Пишу три слова с этим корнем,

      отмечая его и суффикс А.

б) Пишу слово дважды.

36. Пишу три слова с данным корнем,

      отмечая ударение.

Исключения: утварь, изгарь, пригарь,

                            выгарки, зоревать,

                            пловец, пловчиха

37. Пишу три слова с этим корнем,

      отмечая его.

                                                             

38. Определяю спряжение глагола.

    ☺ (Помню окончания: 

     -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) – 1 спряж.

     -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят) – 2 спряж.)

39. Русские слова проверяю  

      «родственником», иностранные

      прорабатываю как словарные слова.

      ☺ (Помню: сигнал 1,2,3!)

      ☺ Подсказка:

       Пишем Ё в словах: дешёвка,

       Бечёвка, ночёвка и раскорчёвка,

       Тяжёлый, сгущённый, стажёр,  

                                          ухажёр,

       Печёнка, тушёнка и дирижёр.

40. Пишу еще 2 слова с суффиксом,

      в котором ошибся, ставлю ударение.

41. Пишу еще 2 слова с этой приставкой.

      Указываю значение.

Помню: если значение не определяется,

    то это словарное слово.

Помню  парные слова, отличающиеся

     одной гласной:

   прИбытьприезжать -прЕбыватьнаходиться

    прИемникаппарат - прЕемникпоследователь

   прИзретьприютить – прЕзиратьненавидеть

   прИступитьначать - прЕступитьзакон

   прИтворитьзакрыть - прЕтворитьвоплотить

   прИдатьдобавить –прЕдатьвыдать

   прИходящийприходит - прЕходящеевременное

42. Пишу еще 2 слова, подобных этому.

←☺

43. Пишу еще 2 слова, подобных этому.

44. Пишу слово, рядом его род.п., выделяю

      суф.

      Если гласная беглая, то это Е.

←☺

45. Пишу еще 2 наречия с таким

      суффиксом.

46. Записываю пример, где ошибся.

      Указываю часть речи.

      При раздельном написании двумя

      чертами подчеркиваю или противо-

      поставление, или специальные слова,

      что написаны слева.

      Не__правдасущ, а ложь.

      Вовсе не__интересныйприлаг.

      Ни для кого не__важнонареч.

      Неряхане употр. 

47. Пишу данное слово, определяю

      часть речи (предлог или сущ-е).

      Выбираю то, что подходит из

      написанного слева и отмечаю точно

      так же.

      Пишу еще 2 слова с этим предлогом.

      ______________________________

     * Предлоги, не вызывающие

      трудности: впереди, напротив, возле,

      кругом, вдоль, вблизи, вокруг,

      в  связи.

       !!!Предлог « несмотря  на» 

      надо отличать от деепричастия

      «не__смотря на» !

      (Помню: деепричастие встречается

      крайне редко, оно имеет значение

      «не глядя» и пишется раздельно с НЕ:

       Он говорил, не  смотря дееп на

      слушателей.

       Несмотря на пред дождь, мы пошли

       гулять.

       Несмотря на предл = вопреки чему-н.)

48.  Пишу еще 2 слова с этой частицей.

49. Убеждаюсь, что это союз, а не

      местоимение с частицей.

      Пишу данное, надписываю часть речи.

   ☺ (Помню: по__тому берегу

                    от__того  поворота

   Это не союз, потому что рядом есть

   поясняемые существительные. Можно

   местоимения «тому», «того» заменить

   на любое прилагательное.)

50. Прорабатываю как словарное слово.

 

      ☺ (Помню: никогда не пиши «буд-то» -

       это безобразие!! Потому что нет

       такого слова «буд»)  

 51. Проставляю необходимые знаки

       препинания.

52. Если прилагательное образовано с

      подчинительной связью, пишу слитно.

      Если с сочинительной связью – дефис)

      Проверяю вопросом при подчинении

      и соединением союза И при сочинении)

      (Помню: есть объемная таблица ٱ по

      теме «Слитное, дефисное и раздельное

      написание сложных существительных

      и сложных прилагательных)

53. Обращаюсь за помощью к таблицеٱ

      «Различение частиц  Не и НИ»

      Выбираю оттуда нужное объяснение.

54. Пишу данное, определяю условия

      написания (слитно или раздельно),

      делаю необходимые пояснения (смотрю

      слева)                    

     

     

55. Пишу данное слово,обозначаю

       условия выбора, записываю еще 2

       примера.

56. Пишу слово, в котором ошибся,

       определяю значение, записываю его

      в скобках.

      Выделяю корень, одной чертой

      подчеркиваю гласную в корне.

П У Н К Т У А Ц И Я

Вижу

Прорабатываю

1. ☼ Запятая при однородных членах

         предложения.

     ☺Помню:

     ставлю запятую       не ставлю

         [ ○,○,○ ].                 [ ○ или ○].            

         [○, но ○]                 [ ○ и ○]. и = да                  

         [○, да ○] да=но

         [○, а ○]

         [○, однако ○ ]

         [○, зато ○ ]

         [○и○,○и○,○и○]

         [как ○,так и ○]

         [не только ○, но и ○]

         → → → → → → → → → → → → →

         

2. ☼ Обобщающее слово

         при однородных членах.

         ☺Помню: двоеточие или тире

          [Δ: и ○, и ○, и ○, и ○].

          [ Δ: и ○, и ○, и ○, и ○… -].

          [ и ○, и ○, и ○, и ○ -Δ].

          [Δ, словом: и ○, и ○, и ○, и ○].

          [ и ○, и ○, и ○, и ○ – словом, Δ].

   

3. ☼ Обращение.

        ☺Помню: обращение всегда

         выделяется запятыми, а при

         интонационном выделении знаком «!».

         [^^^^^ , ……].    

         [...….,^^^^^  ].    

         [...,^^^^^ ,… ].    [^^^^^ ! ……].  

4. ☼ Вводные слова, предложения,

         слова-предложения ДА, НЕТ.

        ☺Помню: вводные слова всегда

            выделяются запятыми

         [+  +  +  +,….....].

         [….....,+  +  +  +].

         […,+  +  +  +,…].

5. Бессоюзные сложные предложения.

    ☺Помню: между частями ставится

     запятая, точка с запятой, двоеточие,

     тире.

     а)  [ - = ] , [ - = ].

     Предложения не распространены.

     б) [ - = ] ; [ - = ].

     Хотя бы одно из предложений имеет

     внутри свои знаки препинания.

     в) [ - = ] : [ - = ].  Двоеточие ←☺

           Если →

         [ - = ] : [причина].

         [ - = ] : [пояснение].

         [ - = ] : [дополнение].

     ☺Помню: самоконтроль

         [ - = ]потому что : [причина].

         [ - = ]а именно : [пояснение].

         [ - = ]что : [дополнение].

           → → → → → → → → → → → →

6. ☼ Сложносочиненные предложения.

         [ - = ], и [ - = ].

     ☺Помню: сочинительные союзы:

      соединительные: и, да, ни/ни, не только/

      но и, как/ так и, тоже, также, да (=и)

      противительные: а, но, однако, зато,

                                    да (=но)

      разделительные: или, либо, то/то,

      не то/ не то, или/или, то ли / то ли

     ☺Помню: в ССП предложения

         равноправны, нельзя задать вопрос

         от одного предложения к другому.

7. ☼ Сложноподчиненные предложения.

         [ - = ] , ( что- = ).

         [ - = ] – это главное предложение,

                      от него ставят вопрос к

                      придаточному.

         (что- = ) – это придаточное предл-е,

                           т.е. зависимое.

    ☺Помню: подчинительные союзы

     времени: когда, пока, едва, лишь, только

     условия: если, если/то, раз, если бы…

     сравнения: как, словно, точно, как будто

     следствия: так что

     определительные: какой, который, чей,

     причины: потому что, так как, ибо,

                       оттого что…

     цели: чтобы, для того чтобы,

               с тем чтобы …

     уступки: хотя, несмотря на то что,

                     пускай, пусть…

     изъяснительные: что, кто, чего, о чем,

                     чтобы, чего, чему, кем, о ком…

8. Прямая речь и цитирование.

         А: «П.»        «П», - а.    

         А: «П!?»      «П!?» -а.

         «П, -а, - п». (если разрыв в простом

                              предложении)

         «П, -а.- П».  (если разрыв на границе

                              двух предложений)

         «П?! –а. –П».(если на месте разрыва

                               должны стоять ! или ?

9. Тире между главными членами

         предложения.

        Помню:  тире ставится, если

        - оба гл. чл. выражены сущ. в им.п.

        - оба гл. чл. выражены числительным

        - оба гл. чл. выражены инфинитивом

        - один из гл. чл. выражен сущ. в им.п.,

           а другой – инфинитивом

        -  перед сказуемым стоит ЭТО, ВОТ

        ☺Помню:  подсказка

            Если между гл.чл. можно вставить

            ЭТО или ВОТ – смело ставь тире.

10. Тире в неполном предложении

      ☺Помню:  при пропуске любого

       члена предложения ставлю тире.

11. Обособленное определение.

      Помню: обособить – значит

       выделить на письме запятыми, а в

       устной речи интонацией.

      ☺Помню:  обособляется определение:

      - любое, если оно относится к

        личному местоимению (я, ты, он,она,

        оно, мы, вы, они + их падежные

        формы)

      - распространенное опр-е, стоящее

        после определяемого слова

      - однородные опр-я, стоящие после

        определяемого слова

      - распростр-е опр-е, имеющее значение

        причины, может обособ-ся

        и перед определяемым словом.

        * Определяемое слово чаще всего

           является существительным или

           местоимением.

12. Обособленное приложение.

      Помню:  приложение – это

      определение, выраженное сущест-м.

       ☺Помню:  обособляется

       - распростран-е прилож., если стоит

      после определяемого слова;

    - любое приложение, если относится

       к личному местоимению;

    - приложение, стоящее после имени

       собственного и относящееся к нему;

13. Обособленное обстоятельство.

      Помню:  обособляются

      - обстоятельства, выраженные

        деепричастием или деепричастным

        оборотом;

      - обстоятельство с предлогом

         несмотря на

     - обстоят-ва, выраженные существител.

        с предлогами: благодаря, согласно,

        вопреки, в силу, при наличии,

        при отсутствии, по причине, ввиду,

        вследствие

      * Не обособ-ся слова: сидя, молча, стоя,

         лежа, нехотя, шутя…

      * Не обособ-ся обст-ва, выраженные

         фразеологич. оборотами: спустя

         рукава, сломя голову, засучив рукава

14. Обособленное дополнение.

      ☺Помню:   обособляются

       дополнения с предлогами: кроме,

       вместо того чтобы, помимо, сверх,

       за исключением, исключая.

15. Уточняющие члены предложения.

      Помню:  уточнить – значит

       конкретизировать, пояснить другой

       член предложения.

       Уточ. чл. пр-я всегда выделяются

       запятыми.

       Уточ. чл. пр. отвечает на вопрос:

        Где именно?       Куда именно?

        Когда именно?  Откуда именно?

        Как именно?      Почему именно?

        Куда именно?    Зачем именно?

      →→→→→→→→→→→→→→→→

16. Сравнительные обороты и

           конструкции с союзом как.

           смотрю таблицу  ٱ

         

                                                             

     

         

         

1. Подчеркиваю однородные члены,

    обозначаю знаком «×»

    главное слово, от которого ставлю

    вопрос к однородным членам.

    Строю схему, отмечая всю графику.

   Легкий ветерок ×  то просыпался, то

    утихал.

    [то ○, то ○ ].

Помню: «золотое правило»

          При повторяющемся союзе запятая

          ставится между однородными

          членами.

         [ и ○, и ○, и ○, и ○]

         [    ○, и ○, и ○, и ○]

         [ или ○, или ○, или ○, или ○]

         [         ○, или ○, или ○, или ○]

2. Подчеркиваю однородные члены

    и обобщающее слово,

    обозначаю знаком «×»

    главное слово, от которого ставлю

    вопрос к однородным членам.

    ☺Помню: обобщающее слово

    является таким же членом предложения,

    что и однородные члены.

    Строю схему, отмечая всю графику.

    Острогою бьется крупная рыба , как то:

    щуки, сомы, жерехи, судаки.

    [Δ, как то: ○, ○, ○, ○].

3. Подчеркиваю в предложении обращение

    зигзагом «^^^^^», строю схему.

   ☺Помню: обращение может быть

    распространенным!

    Соседка, перестань срамиться!

    [^^^^^,….].

4. Подчеркиваю в предложении вводные

    слова знаком «+», строю схему.

    К счастью, никто меня не заметил.

    [+  +  +  +,….].

    Червяки жили долго и превращались,

    к великой нашей радости, в куколки.

    […,+  +  +  +,…].

5. Подчеркиваю в предложениях основы

    (подлежащее и сказуемое).

    Нумерую предложения «на границе».

    Строю схему, в которой отражаю условия

    выбора того или иного знака.

    Указываю, какие отношения существуют

    Между предложениями.

    1Я знаю1: 2в вашем сердце есть и  

      гордость, и прямая честь.2

     [ - = ] : [  = и -,и - ].  БСП

     [ - = ] : [пояснение].

     [ - = ] , (что   = и -,и - ). СПП

     [ - = ] : [  = и -,и - ].

     *  *  *  *  *  *  *  *  *  *  *  *  *  *  *  *

     г) [ - = ] - [ - = ].     Тире ←☺

           Если →

      [время] - [ - = ].  

      [условие] - [ - = ].

      [ - = ] - [вывод].

      [ - = ] - [ - = ]. (противопоставление)

      [ - = ] - [ - = ]. (резкая смена событий

     ☺Помню: самоконтроль

      [когда] - [ - = ].   → время

      [если] - [ - = ].     → условие

      [- =] - [так что].   → вывод

      [- =] , а [ - = ].       → противопоставл-е

6. Подчеркиваю в предложениях основы

    (подлежащее и сказуемое).

    Нумерую предложения «на границе».

    Строю схему.

    1Тут раздался легкий свист1, и

    2Дубровский умолк2.

     [ - = ], и [ - = ]. ССП

7. Подчеркиваю в предложениях основы

    (подлежащее и сказуемое.

    Нумерую предложения «на границе».

    Строю схему. Обязательно ставлю вопрос

    от главного к придаточному и определяю

    разряд придаточного.

*  Разряд определяют уч-ки 9-11 кл.

    1Ямщики подвязали колокольчики1,

    2чтобы звон не привлек внимание

    сторожей.2

    [ - = ],зачем?  (чтобы - = ).цели   СПП

   

8. Нахожу прямую речь и слова автора,

    строю схему.

    А Балда приговаривал с укоризной:

    «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

     А: «П».

     «Стой, братцы, стой! – кричит

     мартышка.- Погодите.Как музыке идти?

     Ведь вы не так сидите».

     «П! –а.-П».

9. Подчеркиваю в предложении главные  

    члены, надписываю, чем они выражены,

    строю схему.

    Таманьподл – самый скверный городишко

    из всех приморских городов России.

    [ ____сущ  -  =====сущ ].

    Чай питьподл. – не дрова рубитьсказ.

    [ ____инф  -  =====инф ].

10. Сочиняю похожее предложение.

11. Подчеркиваю в предложении

      определение «~~~~~», над

      определяемым словом ставлю знак ×.

      Черчу схему.

       Кругом лежали поля×,׀ укрытые

       снегом .׀

       [×,׀ ~ ~ ~ ~ ~ ׀ ].

       ׀Изнуренные, грязные, мокрые ׀,

       мы ×мест  достигли наконец берега.

       ׀ ~ ~ ~ ~ ~ ׀, ×мест

           

12. Подчеркиваю в предложении

      приложение «~~~~~», над

      определяемым словом ставлю знак ×.

      Черчу схему.

      Мы ×мест, ׀учителя ׀, боялись Беликова.

      [×мест , ׀ ~~~~~~׀ ].

      Сегодня в обед Кулига×, ׀табельщик ׀,

      рассказывал о французских

      электротехниках.

      [×собст , ׀ ~~~~~~׀ ].

13. Подчеркиваю в предложении

      обстоятельство «-.-.-.-.-», над

      определяемым словом ставлю знак ×.

      Черчу схему.

       ׀Встречая утро ׀, со всех сторон

       перекликались × фазаны.

      ׀ Очнувшись д׀, я несколько времени не

       мог опомниться.

14. Подчеркиваю в предложении

      дополнение «-----», над

      определяемым словом ставлю знак ×.

      Черчу схему.

15. Подчеркиваю в предложении

      уточняющий член предложения.

      Знаком «×» отмечаю уточняемое слово.

      Задаю вопрос.

      Черчу схему.

     Помню:  

      - уточнение может присоединяться

        словами то есть, или;

      - перед уточ. сл. могут стоять слова:

        особенно, даже, главным образом,

        в частности, в том числе, например…

      - перед уточ. чл. могут стоять предлоги:

         кроме, помимо, вместо, наряду,

         исключая, включая, за исключением

16. Пишу объяснение выбора знака

      препинания.

     

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку.

Страшна не сама по себе ошибка, а не проработанная ошибка! Необходимо проработать, по возможности, все свои ошибки. У кого ошибок очень-очень много, проработайте хотя бы 10 основных ошибок. Самое гла...

Методика проведения работы над ошибками по русскому языку учащимися начальной школы.

Подборка всех орфограммм, которые изучаются в начальной школе....

Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в коррекционной школе 8 вида (методическая разработка)

Работа с орфограммами очень сложна для детей с ограниченными возможностями, но  проведение систематической  индивидуальной работы над ошибками, повышает грамотность умственно отсталых учащих...

Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в коррекционной школе 8 вида (методическая разработка)

Работа с орфограммами очень сложна для детей с ограниченными возможностями, но  проведение систематической  индивидуальной работы над ошибками, повышает грамотность умственно отсталых учащих...

Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в коррекционной школе 8 вида (методическая разработка)

Работа с орфограммами очень сложна для детей с ограниченными возможностями, но  проведение систематической  индивидуальной работы над ошибками, повышает грамотность умственно отсталых учащих...

Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в коррекционной школе 8 вида (методическая разработка)

Работа с орфограммами очень сложна для детей с ограниченными возможностями, но  проведение систематической  индивидуальной работы над ошибками, повышает грамотность умственно отсталых учащих...

Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в коррекционной школе 8 вида (методическая разработка)

Работа с орфограммами очень сложна для детей с ограниченными возможностями, но  проведение систематической  индивидуальной работы над ошибками, повышает грамотность умственно отсталых учащих...