новые педагогические технологии на уроках русского языка
методическая разработка (русский язык) по теме

в этих статьях представлен материал направленный в помощь учителям русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии

Игра является, пожалуй , самым древним приёмом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приёмам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр. В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Учитель может проводить уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки - КВН,

ролевые игры, уроки-соревнования, театрализованные уроки.

В каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду – незаметных и тихих. Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает этих робких детей и дает им возможность показать себя с неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности.

Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Подготовка не является скучной и однообразной работой по сбору необходимых сведений по предметам. дети заранее делятся на команды и распределяют свои роли. При формировании команд необходимо учитывать уровень учащихся внутри группы и между ними, чтобы распределить равномерность сил. Необходимо построить игру так, чтобы каждый ученик сумел проявить свои способности. Для этого можно предложить вариативные формы ответов: письменные; устные. Также можно предложить конкурсы узкой направленности:

конкурс капитанов,

конкурс теоретиков и т.д.

На уроках русского языка могут использоваться игры со словами, игры-консультации, викторины.

Вот несколько игр, которые использовала при изучении темы «Фонетика».

1) Замените в каждом последующем слове один звук так, чтобы получилось новое  слово.

Например бок – сок – док – дом и т.д.

Эту игру можно давать по группам как соревнование «Кто больше?»

2) Преврати одно слово в другое, изменяя в каждом последующем слове только один звук.

реку в море

ночь в день

волка в козу

тесто в булку

В эту игру также можно проводить по группам как соревнование «Кто быстрее?»

3) Метаграммы

Со звуком  [ с ]    я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С  [ м  ]  берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.

                                              (Соль, моль)

С   [ б ]   мучительной бываю

С   [ м]   одежду пожираю,

С   [ р ]   актёру я нужна,

С   [ с ]   для повара важна.

                                             (Боль, моль, роль, соль)

             

4) Обгонялки

Записать 10 слов, в которых звуков меньше, чем букв (конь) или больше, чем букв (ёж).  Опять можно играть по группам «Кто быстрее?». Записать как можно больше слов, которые читаются одинаково слева направо и справа налево (дед, око…). П группам «Кто больше?»

5) Логогриф

Готов вас напоить водой,

Но  [ э ]   прибавьте мне в начале,

И соберу перед собой

Я зритель в квартире, зале

                                               ( Кран, экран)

Я по полену бью, звеня,

дровами на зиму снабжаю.

Когда ж с конца прочтут меня,

Я недовольство выражаю.

                                               (Топор, ропот)

6) Прятки

Чтобы найти слово, нужно сделать фонетическую запись и произнести звуки в обратном порядке

Лён  [ л'он] ноль

Яр [йар] рай

Дог [док] код

7) Фонетическое лото

У ребят карточки с 6 гласными фонемами  [а], [о], [у], [и], [э], [и] и 36 согласными фонемами  [б], [б,], [в], [в,], [й], [к], [к,], [г] и т.д.

Даются слова или записываются на доске, группа собирает фонетическую запись слова  каюта [к], [а], [й], [у], [т], [а].

Такое лото можно сделать «живым», когда учащиеся выстраиваются с фонемами, согласно заданному слову.

Можно усложнить задание: составить слово, в котором звуков больше (меньше), чем букв. Или составить пословицу (фразеологизм) на определённую тему, используя фонемы.



Предварительный просмотр:

После уроков

(организация внеклассной работы по русскому языку и литературе).

Увлечённый своей работой словесник, способен «заразить» ученика любовью к русскому языку и литературе. Проблема интереса к изучению предмета складывается из нестандартности подхода к содержанию и организации изучения предмета на уроке и во внеурочное время. Уроки – концерты, КВН, литературные викторины, кроссворды, лингвистические сказки и задачи – вот далеко не полный перечень любой учительской «копилки».

Хочу рассказать о некоторых видах внеклассной работы по предмету, которые  давно практикую.

«Звёздный час». 

Эту телевизионную передачу смотрят и взрослые и дети. Её я и взяла за основу игры, которую провожу после изучения определённых разделов языка и литературы. Конечно, школа не располагает таким оборудованием, каким располагает телевидение. Но у нас есть «Выручалочка» - доска, портреты писателей, иллюстрации к произведениям, рисунки ребят. Также будут нужны наборы цифр для игроков и помощников (у меня от 1 до 5), звёздочки и желание заинтересовать ребят. такой «Звёздный час» проводила и в 5 классе по теме «Сказки народов Мира», в 6 классе по темам «Былины», «Самостоятельные части речи», в 7 классе «Творчество А.С.Пушкина», «Служебные части речи». (Разработки 2х занятий прикладываются).

Литературное кафе - вид внеклассной работы для старшеклассников. Его можно проводить после изучения творчества особо музыкальных поэтов: Тютчева, Фета, Есенина, Цветаевой, Ахматовой… Так одной из тем литературного кафе была «Поэзия и русский романс». Романс – это часть старинной нашей культуры, где красота слова и красота музыки соединяются вместе и неотразимо воздействуют на душу человека. Наши школьники не знают русский романс. Соединить лирику Тютчева и Фета с музыкой романса – благородная миссия преподавателя литературы. (Разработка прикладывается). Хорошо, если романс будет звучать «живьём», если нет таких исполнителей, можно ограничиться записями. Я привлекала к этому занятию не только учащихся, но и учителей, влюблённых в русский романс. И ребята-старшеклассники по-новому взглянули на своих преподавателей химии, информатики. Самый лестный отзыв после этого занятия: на моё предложение потанцевать (что греха таить - многие наши школьные мероприятия заканчиваются дискотекой), учащиеся ответили отказом, сказав, что после такой музыки слушать современную не хочется.

Внеклассная работа по предмету отражается и на стендах кабинета. Под рубрикой «Это интересно» помещаю сведения о писателях, произведениях, героях, которые не найдёшь в учебнике. Кроссворды, чайнворды, литературные викторины тоже занимают своё место на стендах кабинета. При составлении их учитываю популярные среди детей книги, новинки художественной литературы. Помогают составить их и наши методические журналы, и специальные сборники литературных викторин и кроссвордов.

Звёздный час по русским былинам.

Оформление доски

1. «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

2. «Садко»

3. «Добрыня и Змей»

4. «Мамаево побоище»

5. «Добрыня и Настасья»

1. Илья Муромец

2. Алёша Попович

3. Михайло Потык

4. Добрыня Никитич

5. Василий Буслаев

1. Селянинович                                          1. купавный

2. Иванович                                                2. баский

3. Данилович                                              3. неумильный

4. Степанович                                            4. волжаный

5. Годинович                                              5. поганый

Вопросы к I туру.

1. Угадай былину по прочитанному отрывку:

- А не сделаешь ты заповеди великой, на долонь кладу, другой сверху прижму…(5)

- Прямоезжая дорожка заколодела, заколодела дорожка, замуровела…(1)

- Я заложу свою буйну голову, а вы залагайте лавки товара красного…(2)

2. На какой из былинных сюжетов была написана знаменитая опера?  (2)

Вопросы ко II туру.

1. Угадай былинного героя по описанию:

- Это уж идёт богатырь, знать полёта соколиного, видать поступь молодецкую…(5)

- У попа да у Ростовского едино было чадо милое, удал добрый молодец…(2)

- Будь же ты великий богатырь и смерть тебе в бою не писана…(1)

2. Кто из героев из вражеского стана?  (3)

Подведение итогов.  Кубики (10) с буквами для составления слов. Награждение за самое большое слово.

Вопросы III тура.

Вспомни отчества  Микулы (1)

 Мишуты (3)

 Ильи (2)

 Ставра (5)

Подведение итогов.

Вопросы к IY туру.

Былинный словарь. 1) Среди этих слов есть два, которыми называли красивого человека – богатыря (1,2)

                                    2) И есть два, которыми называли подлого человека? (3,5)

           Подведение итогов.

Для финала даётся слово С К А З И Т Е Л Ь, из букв которого игроки должны составить как можно больше слов – существительных ед.ч. Им.п.



Предварительный просмотр:

Проектные технологии

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов  претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми»; т.е., это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются.

3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

5. Все должны проявлять активность и вносить, свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых – спящих партнёров.

6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает – План действий учащихся в проекте.

План работы над проектом состоит из шести «П»:

  1. ПРОБЛЕМА включает в себя тему и задачи проекта, отвечает на вопрос: зачем нам нужен этот проект.
  2. ПЛАНИРОВАНИЕ собственной деятельности; определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результата).
  3. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ  с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.)
  4. ПРОДУКТ:
  1. отчёт (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов);
  2. издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д.
  1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ проекта – это осмысление полученных данных и способов достижения результата; обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.)
  2. ПОРТФОЛИО – сбор папки с рабочими материалами проекта.

Результатом проектной деятельности может быть создание

  1. словарика,
  2. морфологического портрета слова,
  3. энциклопедии_одного слова
  4. сборника иллюстраций,
  5. сборника собственных творческих работ,
  6. стенгазеты,
  7. видео- или слайд-фильма,лингвистический анализ текста,
  8. публикации,
  9. буклета, презентации.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения.

Предлагаю вашему вниманию несколько проектов, по литературе выполненных учащимися 10 профильного класса в 2010г. Эти проекты интересны ещё и тем, что выполнены не «сквозную» тему, и учащиеся рассматривали её на примере произведений, нравственный потенциал которых порождает особую систему гуманистических знаний – убеждений.

Предлагаю вашему вниманию несколько тем для проектов по литературе. Эти проекты интересны ещё и тем, что выполнены на «сквозную»тему и учащиеся рассматривали проблему на примере произведении, нравственный потенциал которых порождает особую систему гуманистических знаний – убеждений.

  1. Тема дуэли в русской литературе.
  2. Горячее сердце в русской литературе 19 века.
  3. Тема дороги в русской литературе.
  4. Бал в русской литературе 19 века.
  5. Униженные и оскорблённые в русской литературе.
  6. Тема памяти в русской литературе.
  7. «Маленький человек» в русской литературе.
  8. Тема героя своего времени в русской литературе.
  9. Три Катерины (по «Грозе» Островского, «Воскресению» Толстого. «Леди Макбет  Мценского уезда» Лескова).

Способ введения ученика в структуру материала через такую проблему, вопрос, ответ на который организуется в форме поиска, создаёт возможность для формирования у школьников эстетического вкуса, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Г.Д.Лебедева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка

Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка...

Новые педагогические технологии на уроке английского языка.

Понятие «педагогическая технология» появилось в начале 1960-х годов. С 1966 года в Англии раз в два года проходят конференции, по материалам которых выпускаются книги «Aspects of Educational Technolog...

Применение приемов новых педагогических технологий на уроках иностранного языка в начальной школе

в работ автор делиться опытом работы по применение приемов  новых педагогических технологий на уроках иностранного языка в начальной школе...

Критериальное оценивание как новая педагогическая технология на уроках русского языка

В последнее время всё чаще мы слышим о так называемом критериальном оценивании, который пока идёт как эксперимент в отдельно взятых школах страны. Чтобы понять, что такое критериальное оценивание,...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...

Новые педагогические технологии в преподавании русского языка

Одна из главных задач обучения русскому языку состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к предмету, развить стремление к речевому самосоверш...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: Новые педагогические технологии на уроках русского языка и литературы

Применение педагогических технологий  на уроках словесности....