Урок развития речи "Сочинение-описание в жанре лирической миниатюры"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Жукович Ирина Александровна

Урок развития речи для 5 класса рассчитан на 2 часа. В ходе него даётся понятие о жанре лирической миниатюры, выясняются секреты написания миниатюры, выявляются выразительные средства языка. На уроке используются репродукции пейзажей и музыкальные произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе.

Автор: Жукович И.А., учитель русского языка и литературы МОУ средней школы №13 г.о. Тольятти.

Тема урока: «Сочинение-описание природы в жанре лирической миниатюры»

Образовательные цели:

  1. Дать понятие о жанре лирической миниатюры.
  2. Подвести к выводу о «секретах» написания лирической миниатюры.
  3. Учить использовать выразительные средства языка в творческой работе.
  4. Акцентировать внимание на работе над деталью.

Ход урока:

  1. Речевая разминка.

1. Слово учителя:

К  данному уроку вы должны были понаблюдать за природой, записать всё необычное, удивившее вас. С этого и начинается искусство слова – с наблюдения. Но ещё хочу открыть вам одну «тайну»: в древности не было существующих отдельно друг от друга разных видов искусств: танца, живописи, словесного творчества. Всё было нераздельно. Мы часто интуитивно чувствуем их тесную связь. Поэтому кроме ваших записей на уроке нам помогут написать лирическую миниатюру и музыка, и живопись.

Послушайте лирическую пьесу Э.Грига «Птичка» (сочинение 43 №4),  записывая попутно «облака мыслей» (после прослушивания).

2. Вопросы после прослушивания:

- Что, может быть, вас удивило? (произведение очень маленькое)

- А какие «Облака мыслей» вы записали? (прослушать, сравнить, отметить неординарные).

         и другие.

  1. Теоретическая часть. Введение понятий «миниатюра» и «лирическая».

1. Слово учителя:

        Посмотрите, как о многом может рассказать такое маленькое, миниатюрное музыкальное произведение. Понятие «миниатюра» наверняка встречалось вам и в других областях искусства, и просто в жизни.

2. Вопросы:

- Что ещё может быть миниатюрным?  (статуэтка, картина, туфелька и т.д.)

- На доске выписаны три значения слова 2миниатюра». Как вы думаете, какое из них на уроке мы используем?

Запись на доске:

Миниатюра –

  1. небольшой рисунок в красках в старинной рукописи, книге;
  2. небольшая картина тщательной и изящной отделки;
  3.  произведение искусства малой формы (выбранное третье значение записывается в тетрадь).

- Жанр миниатюры существует и в словесном творчестве: это тоже очень маленькое, но законченное по мысли произведение. Предлагаю вчитаться внимательно в миниатюру М.М.Пришвина и вместе поразмышлять, почему её называют лирической?

3. Чтение произведения М.М.Пришвина «Под снегом».

4. Вопросы к тексту:

- Удалось услышать, как мышь под снегом грызла корешок?

- Расскажите, что вы представили?

- Можем ли мы догадаться о чувствах автора? Какие слова миниатюры помогли это сделать?

- Каким человеком представляется автор?

- Как это необычно, автор о себе не сообщил ни слова, а мы догадались. Вот поэтому миниатюру Пришвина можно назвать лирической, т.е. выражающей внутренние чувства.

5. Запись в тетрадь:

Лирический – выражающий внутренние чувства.

  1. «Секреты» написания лирической миниатюры.

1. Беседа:

- Помните, как Левша сумел подковать крохотную блоху? Чем же было вызвано такое восхищение экспертов?

- Действительно, миниатюрное произведение создать гораздо труднее, чем обычных размеров. Левша должен был соразмерять каждое движение, иметь твёрдую руку и зоркий глаз, интуицию настоящего мастера, творца.

- А какие «секреты» должен знать создатель лирической миниатюры-сочинения? Вот ещё одна миниатюра М.М.Пришвина, которая поможет нам их открыть.

2. Чтение миниатюры «Запоздалый ручей».  Проверка восприятия.

3. Работа над осознанием правил написания миниатюры:

- В любом миниатюрном произведении, будь то картина или статуэтка, тщательно отделывается каждая деталь, каждый штрих. Какие из деталей вы бы отметили в тексте?

Из ответов учащихся выписываются на доске «секреты» написания лирической миниатюры:

а) в основе лежат свежие личные наблюдения (в ручей капает сок из поломанной ветки берёзы и т.д.)

б) они подчиняются одной мысли.

в) используются выразительные средства языка: сравнения (звёзды как вербочки), метафоры (звёзды распухают в облаках), контекстуальные синонимы (задумчивость-тишина), контекстуальные антонимы (в темноте белеют), восклицательные предложения  и т.д.

IV. Практическая часть урока.

  1. Чтение домашних записей. Отмечаются самые удачные.
  2.  Знакомство с репродукциями пейзажей художников и фотографиями с изображением природы.
  3. Написание сочинения. Задача: подмечать то, что не заметят, может быть, другие и рассказать об этом таким языком, в котором бы проявился ваш внутренний мир, ваши чувства.
  4. Во время работы звучат музыкальные произведения:

Э. Григ «Бабочка», соч. 43 №1

          «Ноктюрн», соч. 54 №4

          «Летний вечер», соч. 71 №2

Е. Дога (музыка к к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»)

           Вступление.

           Тема Оли.

           Вальс.

П.Чайковский («Времена года)

            Март. Песня жаворонка.

Апрель. Подснежник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи "Сочинение в жанре рекламы по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (9 класс).

Данный урок проводится в 9-ом классе после изучения комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".Цели:   1. Обучение написанию сочинения в жанре рекламы....

Урок литературы. 9 класс. « Лирическая миниатюра. Уроки нравственности»

« Лирическая миниатюра. Уроки нравственности». Урок литературы в 9 классе.В 9 классе после изучения рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор» я провожу урок внеклассного чтения «Лирическая миниат...

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение - миниатюра "Астра- последняя улыбка осени". 2.урок-концерт "Суть и душа земли родной - её обычай , песня , слово..."

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение- миниатюра "Астра- последняя улыбка осени"2. заключительный урок по теме "Фольклор" в 5 классе (литература)...

Урок развития речи по русскому языку. Сочинение-миниатюра по пьесе П.И.Чайковского Февраль.Масленица. ( Времена года)

Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием по УМК Бабайцевой. Урок предназначен для проведения в 6 классе....

Урок развития речи "Рецензия как жанр сочинения".

Понятие рецензииСранение эссе  и рецензииПримеры рецензийНаписание рецензии по заданому тексту....

Урок развития речи 7 класс Создание сочинения-миниатюры на основе концепта «ДРУЖБА» «Дружба - бесценный дар !»

Урок формирует у учащихся представления о концепте «дружба» в процессе языкового и речевого развития.Учит учащихся применять свои теоретические знания на практике, последовательно изл...