Олимпиадные задания
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) по теме

Сумина Светлана Юрьевна

Занятия школы юного филолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 1.ppt2.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие «Школы юного филолога»

Слайд 3

Поставьте ударение в словах Баловать Каталог Балов а ть Катал о г

Слайд 4

Поставьте ударение в словах Менеджмент Рефери Еретик М е неджмент Р е фери Ерет и к

Слайд 5

Поставьте ударение в словах Диспансер Жалюзи Закупорить Диспанс е р Жалюз и Зак у порить

Слайд 6

Поставьте ударение в словах Танцовщицы Красивее Ассиметрия Подсадная утка Танц о вщицы Крас и вее Ассиметр и я Подс а дная утка

Слайд 7

Поставьте ударение в словах Поимка преступника Разогнутый Сосредоточение Украинский Христианин По и мка преступника Раз о гнутый Сосредот о чение Укра и нский Христиан и н

Слайд 8

Являются ли этимологически родственными: пятка – пятно? Являются Пятка – от пята «нога» Пятно от пята – буквально «след от ноги»

Слайд 9

Являются ли этимологически родственными: сад – сажа, и сало – сальный? Сад и сажа – этимологически родственные. Сад – исходно «насаждения», производное от «садити» - буквально «заставлять сесть» Сажа от садити – буквально «то, что насело» Слова сало и сальный не являются этимологически родственными. Сало (общеслав.) – от садить, сесть. Буквально «то, что насело» (мясо) Сальный – сближение с франц. Sale – «грязный, неприличный».

Слайд 10

Какие из приведённых ниже слов являются этимологически родственными: вещь – вещать – весть – невеста – ведать – ведьма – вести? Этимологически родственными являются: Весть – от основы ведать – «знать» (ведь – «знания»)ДТ/Д/СТ Ведьма от ведать с помощью суффикса МА Невеста – первоначально «знающая, ведающая». НЕ – отрицательная частица, поэтому второе значение слова «неизвестная, незнакомая» Вести – родственное слов к «идти» Вещь и вещать не этимологически родственные

Слайд 11

Какие из приведённых ниже слов являются этимологически родственными: напёрсток – перст – наперсник – перо? Напёрсток – на персте – «на пальце» Перст (общеслав.) – буквально – «то, чем заканчивается верхняя часть ладони» Перо и наперсник не этимологически родственные

Слайд 12

Какие из приведённых ниже слов являются этимологически родственными: лукоморье – лукавый – луковица – излучина – лукошко – луг – лужа? Этимологически родственные: Лукоморье – излучина. Лукоморье = «лука моря» (то есть «изгиб моря») Излучина – излука – «изгиб». Лука – извилина. К/Ч Луг – буквально «низкое, вогнутое место Лужа произошло от луга – «трясина» Г/Ж Лукавый – можно объяснить как «гнущийся» Лукошко от слова «лук» в значении лука – изгибающиеся ветки Луковица не этимологически родственное

Слайд 13

Укажите различия в значении слов: лирический – лиричный. Лирический – относящийся к лирике Лиричный – обладающий лиричностью

Слайд 14

Укажите различия в значении слов: эффективный – эффектный. Эффективный – действенный Эффектный – производящий эффект, яркий, запоминающийся

Слайд 15

Укажите различия в значении слов: экономный – экономический – экономичный. Экономный – бережливы Экономический – относящийся к экономике Экономичный – создающий возможность сэкономить, сберечь, сохранить

Слайд 16

Укажите различия в значении слов: главный - заглавный Главный – основной, ведущий Заглавный – одноимённый с заглавием

Слайд 17

Составьте словосочетания со словами-паронимами: желанный - желательный Желанный гость – желательно сделать

Слайд 18

Постройте словообразовательные цепочки из данных слов: глазок, глаз, глазной, глазница, глазастый, глазеть, сглазить, узкоглазый Глаз-ок Глаз-аст-ый Глаз-е-ть глаз С-глаз-и-ть Узк-о-глаз-ый Глаз – глаз-н-ой – глазн-иц-а

Слайд 19

Объясните, почему после Ж, Ш всегда, а после Ц почти всегда пишется буква И, хотя произносится звук Ы. В современном языке после Ж, Ш всегда пишется И. Такое написание называется традиционным. В древнерусском языке Ж и Ш были мягкими. Буква И пишется в большинстве слов после Ц, так как этот звук в древнерусском языке был мягким.

Слайд 20

Почему местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ могут находиться в одном синонимическом ряду с местоимением СВОЙ? Местоимения ЕГО (ОН), ЕЁ (ОНА), ИХ (ОНИ) могут являться формами косвенных падежей личных местоимений, а также выступать в роли притяжательных местоимений, и в этой роли они синонимичны местоимению СВОЙ.

Слайд 21

Слово КАРАКУЛИ А) заимствовано из латинского языка Б) Заимствовано из арабского языка В) Заимствовано из тюркского языка Г) является исконно русским Заимствовано из тюркских. Каракол = КАРА «чёрная» + кол «рука» На тюркское происхождение указывает согласование гласных и открытость слога.

Слайд 22

Выделите основы и окончания в следующих словах: Метро, налево, село, ухо, около, счастливо (дитя), счастливо, путь, спать, вспять, кровать, пусть, хоть, взять. Метро, налево, сел о, ух о, около, счастлив о (дитя), счастливо, путь, спа ть, вспять, кровать, пусть, хоть, взя ть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания в школе. Методическая разработка.

Использовать в работе на математическом кружке....

Олимпиадные задания для учащихся 5-6-х классов

Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам ...

Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка

Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...

Олимпиадные задания, тесты и практические задания

Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы....

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы....