Презентации, разработки уроков, доклады, эссе, внеклассные мероприятия
презентация (русский язык) по теме

Янгуразова Лидия Гизаровна

    Данный материал незаменим при подготовке обучающихся к олимпиаде по русскому языку, а также для подготовки к ГИА и ЕГЭ. В презентации показаны сложные случаи определения типа склонения, в которых чаще всего допускаются ошибки, например склонение фамилий на -ов и -ин, склонение разносклоняемых имен существительных и др. 

    Разработки могут пригодиться для проведения открытых уроков и мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Полная таблица типов склонения имен существительных.

                                                                             

1 скл.

2скл.

3 скл.

Несклоняемые имена существитель-

ные

Существитель-

ные   на -ий

Существитель-

ные на -ие

Существитель-

ные на -ия

Разноскло-

няемые имена суще-

ствительные

Существитель-

ные смешанного типа склонения

Существительные,

склоняющиеся,

как прилагатель-

ные

Существитель-

ные, имеющие

форму только множественно-

го или только единственного числа

Существи-

тельные

на -а,-я

женского

и мужского рода.

Кроме

суще-

стви-

тель-

ных

на

-ия

Существи-

тельные

мужского

рода на согласный

и

среднего рода

на -о,-е.

Кроме

суще-

стви-

тельных

на

-ие

Ж.р.,

на -ь

Иноязычные

существитель-

ные на -о,-е, -      и,-у,-ю,   на ударное -а.

Иноязычные

существитель-

ные на согласный, обозначающие

лиц женского

пола.

Русские и украинские

фамилии на -о,-их(-ых).

Сложно-сокр-

щенные

слова на гласный звукового, буквенного и

смешанного

характера.

На -ий

На -ие

На -ия

10 существитель-

ных среднего рода на -мя

и существительное мужского рода

   путь

Фамилии на

-ов и -ин.

Фамилии на –ий.

Субстантивированные прилагательные и причастия



Предварительный просмотр:

Существительные 1склонения

Существительные  женского

рода на -а

Существительные женского

рода на -я

Существительные мужского

рода на -а

Существительные мужского

рода на -я

Ед.число                   Мн.число

И.  парта                    парты

           Р.  парты                   парт[]

 Д.  парте                     партам

В.  парту                     парты

   Т.  партой                   партами

   П.  о парте                 о партах

Ед.число         Мн.число

           И.  няня                няни

           Р.   няни               нянь[]

           Д.   няне               няням

           В.   няню              нянь[]

           Т.   няней              нянями

           П.  о няне             о нянях

Ед.число         Мн.число

       И.    папа             папы

       Р.     папы            пап[]

       Д.    папе              папам

       В.    папу              пап[]

       Т.     папой           папами

       П.    о папе           о папах

Ед.число       Мн.число

И.     дядя               дяди

  Р.      дяди               дядей

   Д.     дяде                дядям

В.      дядю              дядь[]

     Т.      дядей             дядями

      П.     о дяде            о дядях



Предварительный просмотр:

Существительные 2 склонения

Существительные мужского рода, оканчивающиеся на согласный звук

Существительные среднего рода, оканчивающиеся на -о

Существительные среднего рода, оканчивающиеся на -е

Ед. число                               Мн. число

             И.     стол[]                            столы

             Р.     стола                             столов

             Д.    столу                              столам

             В.     стол[]                             столы

             Т.     столом                           столами

             П.    о столе                           о столах

             И.     конь[]                            кони

             Р.      коня                              коней

             Д.     коню                             коням

             В.     коня                              коней

             Т.     конем                            конями

             П.    о коне                            о конях

Ед. число                       Мн. число

              И.    окно                             окна

              Р.     окна                            окон[]

              Д.     окну                            окнам

              В.     окно                            окна

              Т.     окном                          окнами

              П.     об окне                        об окнах

Ед. число                    Мн. число

                           И.       море                         моря

   Р.        моря                         морей

    Д.        морю                        морям

 В.        море                         моря

      Т.        морем                       морями

      П.       о море                      о морях



Предварительный просмотр:

Существительные 3 склонения

Существительные женского рода, оканчивающиеся на ь

Ед. число               Мн. число                                  Ед. число                    Мн. число                         Ед. число              Мн. Число

И.      мышь[]                      мыши                                     тетрадь[]                       тетради                             мать[]                    матери

Р.       мыши                        мышей                                    тетради                        тетрадей                            матери                  матерей

Д.      мыши                         мышам                                   тетради                        тетрадям                            матери                  матерям

В.       мышь[]                      мышей                                   тетрадь[]                      тетради                               мать[]                   матерей

Т.       мышью                      мышами                                 тетрадью                    тетрадями                          матерью                матерями

П.      о мыши                    о мышах                                  о тетради                     о тетрадях                         о матери              о матерях



Предварительный просмотр:

Существительные, оканчивающиеся на -ий, -ие, -ия

Существительные на -ий

Существительные на -ие

Существительные на -ия

          Ед. число.                    Мн. число.

 

И.     санаторий[]                    санатории

 Р.     санатория                      санаториев

 Д.     санаторию                    санаториям

В.      санаторий[]                   санатории

Т.      санаторием                   санаториями

П.      о санатории                 о санаториях

           Ед. число.                     Мн. число.

И.     решение                         решения

Р.      решения                        решений[]

Д.      решению                       решениям

В.      решение                        решения

Т.      решением                      решениями

П.     о решении                     о решениях

            Ед. число.                    Мн. число.

И.        станция                       станции

Р.         станции                       станций[]

Д.         станции                      станциям

В.         станцию                      станции

Т.         станцией                     станциями

П.        о станции                    о станциях

 



Предварительный просмотр:

Существительные смешанного типа склонения

Фамилии на -ов

Фамилии на -ин

     Ед. число            Мн. число             Ед.число             Мн. число

И. Чехов[]                  Чеховы                  Чехова                 Чеховы

Р.  Чехова                  Чеховых                Чеховой               Чеховых

Д. Чехову                   Чеховым               Чеховой               Чеховым

В.  Чехова                  Чеховых                Чехову                 Чеховых

Т.  Чеховым               Чеховыми             Чеховой               Чеховыми

П.  о Чехове             о Чеховых             о Чеховой            о Чеховых

    Ед. число             Мн. число                  Ед. число            Мн. число

И. Пушкин[]            Пушкины                   Пушкина            Пушкины

Р. Пушкина             Пушкиных                 Пушкиной          Пушкиных

Д. Пушкину             Пушкиным                Пушкиной          Пушкиным

В. Пушкина             Пушкиных                 Пушкину            Пушкиных

Т. Пушкиным          Пушкиными               Пушкиной        Пушкиными

П. о Пушкине           о Пушкиных              о Пушкиной     о Пушкиных



Предварительный просмотр:

                                                                           

Существительные, имеющие форму только множественного

 или только единственного числа

Только множественного числа

Только единственного числа

                                     И.  ножницы

                                     Р.  ножниц[]

                                     Д.  ножницам

                                     В.  ножницы

                                     Т.  ножницами

                                     П.  о ножницах

                                И.  молоко

                                Р.   молока

                                Д.   молоку

                                В.   молоко

                                Т.   молоком

                                П.   о молоке



Предварительный просмотр:

                                                                Существительные, склоняющиеся, как прилагательные

Фамилии на -ий

Субстантивированные прилагательные

Субстантивированные

 причастия

      Ед. число                    Мн. число

 

И.  Достоевский               Достоевские

Р.   Достоевского             Достоевских

Д.  Достоевскому             Достоевским

В.  Достоевского              Достоевских

Т.  Достоевским               Достоевскими

П.  о Достоевском            о Достоевских

   

       Ед. число                     Мн. число

 

И.     столовая                       столовые

Р.      столовой                      столовых

Д.      столовой                     столовым

В.      столовую                    столовые

Т.       столовой                    столовым

П.      о столовой                  о столовых

         Ед. число                  Мн. число

И.    провожающий             провожающие

Р.     провожающего            провожающих

Д.     провожающему           провожающим

В.     провожающего            провожающих

Т.      провожающим            провожающими

П.     о провожающем          о провожающих

       



Предварительный просмотр:

           Эффективность урока- стимул к успеху учителя и ученика

Слово «эффективность» в переводе с латинского «effectus» - означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Т.е. эффективность – это действенность. Вся деятельность педагога строится через урок.

  Конечно, каждый учитель хочет добиться наибольших результатов своей деятельности, а для этого необходимо работать над эффективностью урока, но возникает вопрос: как? На что в первую очередь обратить внимание?  

  Наверное, в самом начале необходимо тщательно продумывать цели урока.

  Учитель для себя всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока. Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможности учеников. Большую роль играет интуиция, личность учителя, владение им ситуацией на уроке. Наличие у него психологических знаний.

  В любом случае надо всегда помнить, что цель урока должна быть посильной.

  Каждый этап урока может иметь свою цель.

  Учитель ставит цель: для себя ( программа-максимум), для детей ( программа – минимум).

   Немаловажную роль для достижения высокой эффективности урока играет удачно подобранные виды организации деятельности учащихся на уроке. Приведем некоторые наиболее яркие из них:

  - лекция;

  - дискуссия;

  - ролевая игра;

  - путешествие;

  - пресс – конференции;

  - телемост;

  - КВН;

  - «взятие крепости» ( игра);

  - « крестики – нолики» ;

  - « морской бой»;

  -  беседа( ответы на вопросы учителя, на вопросы учебника);

  - конспектирование;

  - пересказ текста;

  - групповая работа;

  - работа в парах;

  - творческие задания;

  - самостоятельная работа;

  - составление плана, рецензии, конспекта, отзыва, реферата;

  - взаимопроверка, самопроверка;

  - тестирование и т.д.

  Эффективность деятельности на уроке зависит также от профессионализма учителя, а именно:

   а) знания предмета;

   б) культуры общения;

   в) любви к детям.

  Это, несомненно, те самые три кита, на которых держится учительская деятельность вообще.

  Русский же язык в ряду школьных предметов является одним из самых трудных ( я думаю никто с этим спорить не станет). В связи с этим специфика преподавания русского языка отличается от преподавания остальных предметов.  Я для себя усвоила несколько пунктов, которые должен знать, наверное, каждый учитель- языковед.

  Кроме тех моментов, которые были изложены выше, необходимо помнить о следующих особенностях:

  1. В народе не зря говорят: повторение – мать учения. Для изучения

русского языка традиционным способом это самое главное.

   Закрепление материала всегда должно проводиться в 4 этапа. Если какой-то из этих этапов опускается, эффективность изучения предмета резко падает.

  I этап – первичное закрепление материала, проводится на том же уроке, на котором изучался новый материал, в течение урока или в конце урока.

  II этап – выполнение домашнего задания (самостоятельное повторение материала).

  III этап – проверка качества выполнения домашнего задания (проводится на следующем уроке.

  IV этап – повторение на уроках-обобщениях, уроках-повторениях (проводится после окончания изучения раздела).

   Кроме того, на каждом уроке мы повторяем изученные орфограммы при работе над текстом учебника, у доски, при комментированной проверке домашнего задания, во время объяснительных и предупредительных диктантов и т.д.

  2) И второй момент, на который необходимо обратить внимание – это психологическая подготовка обучающихся к восприятию новых знаний. Научно доказано, что память человека работает лучше в том случае, если параллельно с объяснением нового материала дается какая-либо  эмоциональная нагрузка. Это может быть удивление, восторг, радость, смех и т.д. Достигается это, например, с помощью постановки исследовательских задач, привлечения обучающихся к изучению нового материала путем нахождения «интересного в самом языке», использования элементов занимательности, постановки «проблемных» вопросов.

   Ребята сами формулируют, если это необходимо, основные моменты правила, исходя из выясненных в диалоге с учителем положений. Важно поставить проблему: как пишем в этом случае и почему? Важно помочь увидеть скрытые от поверхностного зрения аналогии и направлять ассоциации, не используя на первом этапе примеров, содержащих ошибки.

       Важно, чтобы и текст было легко запомнить в силу выразительности примеров или синтаксической одноплановости конструкций: Соберу ягоды, которые собираю. Запер ключом, которым запираю. Замер охотник, который замирает. Стер буквы, которые стирал.

      На месте е-и могут стоять точки, и тогда сформировывается модель в диалоге с учителем, помогающим написать правильно, но не сразу объясняющим, почему писать нужно именно так. И это подлинная риторика, и действие ее подчиняется принципу, который давно был сформулирован Паскалем: «Доводы, до которых человек додумался сам, кажутся ему куда более убедительными, нежели те, что пришли в голову другим».

      Методика преподавания орфографии русского языка с самого начала строилась на принципе сознательного ее усвоения по схеме: правило – практическое применение (умение) – автоматизация (навык).

      Время от времени выдвигаются новые концепции преподавания русского языка, такие как обучение орфографии методом ассоциативных полей, формирование «врожденной» грамотности и др.

     Суть этих учений сводится к тому, что способы осознанного усвоения орфографии дополняются подсознательным усвоением написания слов с опорой на зрительную, слуховую, моторную память и память органов речи (кинестезическую память): 1) внимательное прочтение слов, «фотографирование» их взглядом – развитие зрительной памяти; 2) орфографическое проговаривание – тренировка слуховой памяти( речевого слуха) и памяти органов речи; 3) работа у доски и в тетради - тренировка моторной памяти (памяти пишущей руки).

    Грамотное письмо – это не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность: каждый акт письма – сложное действие, в котором учитывается не только зрительное восприятие, но и слуховой образ слова и речедвигательные представления, а главное – смысловая память, мышление. Пишущий всегда отправляется от слышимого слова: процесс написания сопровождается внутренней речью (проговариванием). Таким образом, в формировании навыков правописания играет роль целый ряд анализаторов: слуховой, зрительный, речедвигательный ( движение органов речи), рукодвигательный ( память пишущей руки). Приведем в связи с этим слова К.Д.Ушинского: « Если мы будем читать слово глазами, произносить вслух, слушать, как произносим сами или как произносят другие, и в то же время писать их на доске или в тетради, и если потом один из наших органов ошибается, например, голосовой, то слух подсказывает нам, что мы ошиблись…, если ошибутся слух или голос, то поправит зрение, даже привычка руки может оказать свое заметное содействие».

     Важно также приноровиться к «языковым очкам» ученика, его речемыслительным комплексам, переводить правила на тот язык, на котором привык мыслить ученик.

     Сказанное учителем и внешне понятое учеником отнюдь не всегда  равно тому, что хотел сообщить педагог. «Слово одинаково принадлежит и говорящему, и слушающему, - подчеркивал А.А.Потебня, - а потому значение его состоит  не в том, что оно имеет определенный смысл для говорящего, а в том, что оно способно иметь смысл вообще». Никакое лингвистическое психопрограммирование не поможет этому смыслу стать общим достоянием учителя и ученика, если учитель не апеллирует:

а) к общей коммуникативной памяти («Вспомни, это я говорил, когда…», «Ты еще тогда спросил…»); б) к диалогу; в) к эффекту скрытого «25-ого кадра» - повторяемых в разной форме, но семантически идентичных структур, выстраивающих систему навязанных ассоциаций.
     Диалог в этом случае – это индивидуальная работа обучающегося с текстом, при которой он, во-первых, сам ставит перед учителем все интересующие его вопросы по тексту и, во-вторых, отвечает на вопросы учителя:

 - Где бы ты написал иначе и почему?

 - Почему пишется так, а не иначе, и нет ли здесь ошибки?

 - Есть ли в тексте опечатки и какие? (Элемент ролевой игры)

 - Почему по-разному написаны внешне схожие слова?(Например, тренер и тренировка; скошенный и некошеный).

      Важно, чтобы каждый мог дать свой ответ: для обучающихся это научный поиск, для учителя – возможность индивидуализировать фронтальную работу и риторически корректно  закрепить необходимые  модели.

     Метод «25-ого кадра» - ненавязчивое повторение в ходе урока отдельных правил и примеров, включаемых в разные контексты. При этом пример может быть лишен всякой логической связи с контекстом; чем меньше будет эта связь, тем рельефнее будет выступать структура. Вспомним хотя бы знаменитое изречение Катона: «Карфаген должен быть разрушен!» («И все-таки  он должен быть разрушен!») – которое  произносилось без всякого логического ввода и в конечном итоге дало результат, так как завладело умами и сердцами слушающих. Аналогично будет действовать периодически вспыхивающая на экране монитора, или открывающаяся за рабочими схемами, или повторяемая учителем в виде рефрена та часть правила, его квинтэссенция, которая предназначена для запоминания. Также очень полезно использование синсематизма для развития образной памяти обучающихся  и актуализации ассоциативного начала.

     По словам В.М.Бехтерева, у школьников более других форм памяти развита именно память образная, и потому учителю необходимо использовать ее резервы. Можно составлять схемы правил, но часто эти схемы превращаются в стандартные таблицы, ничем не отличающиеся от традиционного изложения правил. Совсем другое дело, когда схемы составляет сам ученик! Это его мировидение, его неповторимо-индивидуальное отношение к правилу и формируемой языковой модели.

     Запоминающиеся образы – это все то, что может разбудить воображение обучающихся. Если же эти образы подкрепляются использованием разных цветов или противоположных по своим характеристикам музыкальных фрагментов, то содержание  и словесная форма объединятся на внутреннем подсознательном уровне, образуя ассоциативную взаимосвязь.

       Конечно, изучение методических новинок не говорит о том, что учитель должен отказаться от традиционных методов преподавания. Исходя из требований психологии и дидактики к организации учебного процесса , целесообразнее всего  выделить следующие структурные компоненты уроков изучения нового материала:

1. Сообщение темы урока, постановка цели предстоящих занятий.

2. Целенаправленное повторение ранее пройденного материала как средство подготовки обучающихся к восприятию нового материала.

3. Изучение нового материала  с помощью различных методов (беседы, рассказа учителя, самостоятельной работы обучающихся):

а) наблюдения над языком с целью выявления существенных признаков нового материала;

б) работа по определению понятий и формулированию правил.

5) Первичное закрепление материала:

а) устная беседа учителя с обучающимися по содержанию изученных правил;

б) предупредительные диктанты зрительного и слухового типа;

в) выполнение упражнений по учебнику (осложненное списывание);

г) объяснительные диктанты;

д) составление обучающимися «своих» примеров.

6. Задание на дом, подведение итогов урока.

 -

 



Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия.

     До последнего времени я как-то  не очень задумывалась над тем, какая же у меня педагогическая философия и какие факторы повлияли на становление таковой. Конечно же, у каждого учителя должен быть свой собственный взгляд  на проблему воспитания и обучения детей в средней школе. Это, видимо, зависит и от  уровня развития, и от мировоззрения, и от степени образованности и воспитанности самого педагога. К сожалению, в наше время не так уж часто встретишь таких учителей, которые сами могли бы быть образцом для своих учеников, примером для подражания. Когда в анкете для проведения конкурса «Учитель года», я прочитала вопрос:

«Какой фактор повлиял на выбор вашей профессии?», я с ходу написала ответ: «Любовь к детям». И потом только я задумалась, а понимала ли я в то время, когда выбирала профессию (мне было всего 17 лет), что я люблю детей. Скорее нет, чем да. Это сейчас я понимаю, что не выдержала бы столько лет почти каторжной работы в школе, если бы не любила по-настоящему своих учеников.

        Неужели просто стечение обстоятельств сыграло роль в выборе профессии учителя? Да нет же, это что-то другое. Возвращаясь в прошлое, вспоминаю свое детство, юность и начинаю осознавать, что передо мной в школьные годы всегда были учителя, служившие для меня примером порядочности, интеллигентности, высокого уровня культурности и образованности. Мне всегда хотелось быть такой же, как они, мои школьные учителя.

      Самой любимой моей учительницей была Евгения Ивановна Дергач, она навсегда останется для меня образцом, человеком, в котором было столько обаяния и доброты, что каждый, кто с ней когда-либо общался, невольно сам становился лучше, чище. Это теперь я понимаю, что все эти годы я неосознанно подражала ей, своей первой учительнице, ее образ всегда стоял у меня перед глазами. Я мысленно обращалась к Евгении Ивановне, когда нужно было принять единственно правильное решение в трудной ситуации. Даже отношению к своим собственным детям, я думаю, что научилась у Евгении Ивановны. Когда-то моя старшая сестра (ее тоже учила Евгения Ивановна) рассказала мне о том, что дочка нашей первой учительницы, Наташа, как-то пожаловалась, что мама никогда не ставит ей «пятерок».

Как бы она ни старалась, как бы ни готовилась, больше «четверки» никогда не получала. Тогда меня это очень удивило. Теперь, много лет спустя, когда мне самой пришлось учить собственного сына, я вспомнила этот рассказ сестры. Да как же поставишь «пятерку» собственному ребенку, когда на тебя испытующе смотрят несколько пар детских глаз, тут не то что завышать оценку, а приходится иногда и занижать, чтобы остаться на высоте в глазах чужих детей, о своему ребенку ведь можно объяснить все потом.

      Мне жаль, что я так и не успела сказать слова благодарности своей первой учительнице. К сожалению, ее уже нет с нами, но для меня она навсегда останется живой.

      Также с благодарностью я вспоминаю всегда энергичную Риму Салиховну Вагапову, которая по праву считается лучшим математиком у нас в районе. Как она любила подтрунивать над нами, когда мы делали что-то не так. Она обращала внимание на все: на одежду, прическу, чистоту в классе, поведение, хотя и не была нашим классным руководителем. После ее колких шуточек всем, конечно, побыстрее хотелось исправиться.

     А как мы все любили Раиля Рахматулловича Кальметьева, можно сказать, человека-легенду. Все, кто у него учился, и сейчас могут повторить пару-тройку рассказов, услышанных от него на уроках истории, или рассказать что-нибудь интересное о нем самом.

     Не могу не вспомнить добрым словом  Валентину Михайловну Милушкину, благодаря которой я научилась правильно говорить и грамотно писать по-русски  и, конечно же, Нину Павловну Князеву, нашего классного руководителя, сумевшего сплотить наш класс, увидевшего большой потенциал в своих учениках, умевшего всегда находить компромисс, не давить на нас, не «ломать» как личностей.

     И еще о многих достойных учителях можно было бы рассказать: о Люции Амировне, Флюре Гаяновиче, Александре Александровиче, Федоре Федоровиче, Вазиле Фаткиевне, Рашиде Хазигалиевиче, Лидии Степановне, Галине Васильевне…

     Вспоминая всех своих учителей, я теперь понимаю, как же мне повезло, что я училась у таких прекрасных людей, которые и сформировали мою педагогическую философию. Я старалась собрать все лучшее, что было у моих школьных учителей, а также у преподавателей Башгосуниверситета, который я окончила впоследствии, а еще у моих старших коллег, научивших меня работать с детьми.

     Осталось только добавить, чего я не приемлю в учителях и что совершенно несовместимо с педагогической деятельностью. Это грубость и жестокость по отношению к детям, некомпетентность учителя, равнодушие и пренебрежительное отношение к своей работе. Об этом очень метко сказал поэт С. Михалков:

                             Щенок, воспитанный пинком,

                             Не будет преданным щенком.

                             Ты после грубого пинка

                             Попробуй, подзови щенка.

                             Где раздают щенкам пинки,

                             Там воспитатели – пеньки.

      Я бы хотела, чтобы мы, учителя ХХI века, смогли возродить престиж нашей профессии, вернуть уважение, которое, увы, за последнее время многие из нас растеряли, и чтобы наши ученики по праву могли бы гордиться тем, что учились у нас. И если хотя бы один ученик с такой же благодарностью, с какой я сейчас вспоминаю своих учителей, вспомнит когда-нибудь и обо мне, тогда, наверное, можно будет считать, что моя педагогическая философия верна.  



Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция                                                                                                                                                                                                   по  стихам поэтов-фронтовиков

« Солдатам Великой Отечественной посвящается…»

Ведущ.I    С каждым годом все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Все меньше  остается на этой Земле участников ее кровавых, жестоких событий. Но остаются с нами стихи, песни, созданные в те страшные годы – 1941,1942,1943,1944,1945…

Звучит первый куплет песни «Сященная война»

Ведущ.II        По-разному встретили весть о войне люди разных поколений. За плечами таких поэтов, как Константин Симонов, Александр Твардовский, Геворг Эмин, были Испания, Халкин-Гол, финская война 1940 года. Они осознавали, что война, в первую очередь, страшная беда для всей страны…

Ученик.  Пускай до последнего часа расплаты,

                До дня торжества – недалекого дня –

                И мне не дожить, как и многим ребятам,

                Что были нисколько не хуже меня.

 

                Я долю свою по-солдатски приемлю, -

                Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,

                То лучше, чем смерть за родимую землю,

                И выбрать нельзя.

                                                     (А.Твардовский, 1941)

Ученик. Они хотят убить мой день грядущий

               И подчинить своей жестокой цели,

               Сжечь все, чем жив наш дух, от века сущий,

               Они б и солнце потушить хотели.

             

               Они хотят в своей безумной спеси,

               Чтоб край мой не был вольным и крылатым.

              Земля моя! Я прерываю песни:

              Отныне становлюсь твоим солдатом.

                                                   (Г.Эмин, 21 июля 1941)

Ведущ.I     А вот о настроении юного поколения мы можем судить по стихотворению Бориса Богаткова, для которого война, скорее,  романтическое приключение, которого следует ждать с нетерпением. Об этом свидетельствует уже само название «Наконец-то!».

                 

Ученик. Новый чемодан длиной в полметра,

               Кружка, ложка, ножик, котелок…

               Я заранее припас все это,

               Чтоб явиться по повестке в срок.

               Как я ждал ее! И наконец-то

               Вот она, желанная в руках!..

               Пролетело, отшумело детство

               В школах, пионерских лагерях.

               

               Молодость девичьими руками

               Обнимала и ласкала нас,

               Молодость холодными штыками

               Засверкала на фронтах сейчас.

               Молодость за все родное биться

               Повела ребят в огонь и дым,

               И спешу я присоединиться

               К возмужавшим сверстникам моим!

Ведущ.II    Из Архангельского района Башкирии ушел на фронт двадцатилетний Александр Киселев. В декабре 1941 года, когда родные сообщили ему о гибели двоюродного брата, они получили от Саши письмо, где были такие строки:

Ученик. Пусть мы погибнем,

               Но победим мы,

               Улыбки снова взойдут на лицах,

               И радость лица наполнит снова.

               За смерть же братьев, за смерть героев

               Заплатим гадам – с земли сотрем их,

               За капли крови прольются реки,

               Мы будем жить в своем народе!

Ведущ.I       Александр Киселев погиб в 1942 году в бронепоезде под Тулой.

Звучит песня «Москвичи»

Ведущ.II    На фронт уходили и девушки. Почему они это делали, объяснить могут строки Юлии Друниной, выпускницы московской

средней школы 1941 года.

Ученица.Я ушла из детства в грязную теплушку,

               В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

               Дальние разрывы слушал и не слушал

               Ко всему привыкший сорок первый год.

               Я пришла из школы в блиндажи сырые,

               От Прекрасной Дамы в «мать» и в «перемать»,

               Потому что имя ближе, чем «Россия»,

               Не могла сыскать.

Ученица. Нет, это не заслуга, а удача –

               Быть девушке солдатом на войне,

               Когда б сложилась жизнь моя иначе,

               Как в День Победы стыдно было б мне…

               С восторгом  нас, девчонок, не встречали,

               Нас гнал домой охрипший военком,

               Так было в сорок первом. А медали

               И прочие регалии – потом.

               Смотрю назад, в продымленные дали:

               Нет, не заслугой в тот зловещий год,

               А высшей честью школьницы считали

               Возможность умереть за свой народ.

                                                          ( Я.Смеляков)

Ведущ.I          Юлия Друнина в 1942 году пишет:

Ученица. Я только раз видала рукопашный.

                 Раз – наяву, и тысячу - во сне.

                 Кто говорит, что на войне не страшно,

                 Тот ничего не знает о войне.

Ведущ.II          На безжалостном сталинградском ветру зимой 1942 года пишет стихи юный Борис Шаховской.

Ученик.   Рассвет над Волгою осенний,

                 И не понять – туман иль дым.

                 И вспоминается Есенин:

                 «…не буду больше молодым…»

                 У нас сложнее все

                                                 и проще

                 В полсотне метров от врага.

                 Который день в прибрежной роще

                 Метет свинцовая пурга!

                 Мы очень молодые люди,

                 Но здесь, на огненном ветру,  

                 Не знаем,

                 Будем иль не будем

                 Во взводных списках поутру.

Ведущ.I        Война стала восприниматься страшной обыденностью, где все время холодно, сыро, хочется есть и спать, где не остается места для книжного патриотизма, красивых слов, да и умирать приходится некрасиво и незаметно. В один из таких горьких моментов Михаил Тимошечкин пишет:

Ученик. Кому-то выдала судьба

               За что-то все земные блага.

               А нам досталась лишь борьба

               И до безумия отвага.

              Еще бушует артналет,

              Снаряды нудно долбят землю ,

              А нам уже кричат: «Вперед!»,

              А мы встаем, командам внемля.

              А мы, невольники войны,

              В свои семнадцать-восемнадцать,

              Как старики, умудрены,

              И не с кем нам судьбой меняться.

             

              Стеной встает разрывов лес.

              А мы, голодные подранки,

              С винтовками наперевес

              Бежим под вражеские танки.

              А мы, России пацаны,

              На подвиги обречены.

Ведущ.II        И опять звучат мужественные, сдержанные голоса поэтов старшего поколения, вселяя веру в победу, давая силы уставшим однополчанам.

Ученик. Уже темнеет. Наступленье,

               Гремя прошло свой путь дневной,

               И в нами занятом селенье

               Снег смешан с кровью и золой.

               У журавля, где как гостинец

               Нам всем студеная вода,

               Ты сел, усталый пехотинец,

               И все глядишь назад, туда,

 

               Где в полверсте от крайней хаты

               Мы, оторвавшись от земли,

               Под орудийные раскаты,

               Уже не прячась, в рост пошли.

               А ты уверен в эту пору,

               Что раз такие полверсты

              Ты смог пройти, то, значит, скоро

              Пройти всю землю сможешь ты.

                                                          (К.Симонов)

Ученик. …но нет пути обратно,

              На всей земле  для нас другого места нет,

              И ни к чему слова, а только выжить надо,

              Хоть шестьдесят минут идут как десять лет…

              Ты знаешь нас, комбат, - мы выдержим все это,

              Мы вытерпим и час, и два, и пять.

              Но в тот недальний день, когда придет победа,

              Дай выжившим поспать, дай нам поспать, поспать.

                                                            (А.Твардовский)

               

Звучит песня «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат…»

Ведущ.I     «Мужество» - именно так назвала свое стихотворение, написанное в осажденном Ленинграде, Анна Ахматова.

Ученик.  Мы знаем, что ныне лежит на весах

                И что совершается ныне.

                Час мужества пробил на наших часах.

                И мужество нас не покинет.

                Не страшно под пулями мертвыми лечь,

                Не горько остаться без крова, -

                И мы сохраним тебя, русская речь,

                Великое русское слово.

                Свободным и чистым тебя пронесем,

                И внукам дадим, и от плена спасем

                                                                   Навеки!

Ведущ.II         Силу и мужество в воинов вселяли девушки и женщины, воюющие рядом, - своей нежностью, добротой и просто - своим присутствием.

Ученик. Когда, упав на поле боя –

               И не в стихах, а наяву, -

               Я вдруг увидел над собою

               Живого взгляда синеву,

               Когда склонилась надо мною

               Страданья моего сестра, -

               Боль сразу стала не такою:

               Не так сильна, не так остра.

                Меня как будто оросили

                Живой и мертвою водой,

                Как будто надо мной Россия

                Склонилась русой головой!..

Ведущ.I       Но как было тяжело на войне девушкам – об этом могли рассказать только они сами.

Ученица. Четверть роты уже скосило…

                 Распростертая на снегу,

                 Плачет девочка от бессилья,

                 Задыхается: «Не могу»

                 Тяжеленный попался малый,

                 Сил тащить его больше нет…

                 (Санитарочке той усталой

                 Восемнадцать сравнялось лет.)

                 Отлежишься. Обдует ветром.

                 Станет легче дышать чуть-чуть.

                 Сантиметр за сантиметром

                 Ты продолжишь свой крестный путь.

                 Между жизнью и смертью грани –

                 До чего же хрупки они…

                 Так приди же, солдат, в сознанье,

                  На сестренку свою взгляни!

                  Если вас не найдут снаряды,

                  Не добьет диверсанта нож,

                  Ты получишь, сестра, награду –

                  Человека опять спасешь.

                  Он вернется из лазарета,

                  Снова ты обманула смерть.

                  И одно лишь сознанье это

                  Всю-то жизнь тебя будет греть.

                                                       (Юлия Друнина)

                 

Ведущ.II        Война  - всегда экстремальные, нечеловеческие условия, в которых смерть подстерегала человека в любую минуту. Однако и на фронте рядом со смертью шла любовь…

Ученица.  Ждала тебя. И верила. И знала

                  Мне нужно верить, чтобы пережить

                  Бои, походы, вечную усталость,

                  Ознобные могилы-блиндажи.

 

                  Пережила. И встреча под Полтавой.

                  Окопный май. Солдатский неуют.

                  В уставах не записанное право

                  На поцелуй. На пять моих минут.

                  Минуту счастья делим на двоих…

                                                             (Ю.Друнина)

Ведущ.I      В далеком тылу тоже оставались женщины. Они слали мужьям на фронт  письма, судя по которым все у них было хорошо, жизнь шла своим чередом, беспокоиться о них не нужно. А каково им приходилось на самом деле – об этом стихотворение Юлии Друниной с коротким выразительным названием «Бабы».

Ученица. Мне претит пресловутая «женская слабость»,

                 Мы не дамы, мы русские бабы с тобой.

                 Мне обидным не кажется слово смачное «бабы» -

                 В нем народная мудрость, в нем щемящая боль.

                   

                 Как придет похоронная на мужика

                 Из окопных земель, из военного штаба,

                 Став белей своего головного платка,

                 На порожек опустится баба.

                 А на зорьке впряжется, не мешкая в плуг,

                 И потянет по-прежнему лямки.

                 Что поделаешь? Десять соломинок-рук

                 Каждый день просят хлеба у мамки…

                 Эта смирная баба двужильна, как Русь.

                 Знаю – вынесет все, за нее не боюсь.

                 Надо – вспашет полмира,

                 Надо – выдюжит бой.

                 Я горжусь, что и мы – тоже бабы с тобой!

Ведущ.II       9 мая 1945 года война закончилась, солдаты-победители вернулись домой. Как ждали они счастья, мира, любви…

Ученик. Из войны    

                                мы красивыми вышли,

               молодыми –

                                  и в форме, и в силе.

               Нам сражения

                                   Души не выжгли,

               Только лица
                                 слегка
                                           заострили.

                                     

Звучит песня В.Высоцкого.



Предварительный просмотр:

Урок-практикум в форме деловой  игры

 «Корректор»

Цели: 1) формирование норм правильной литературной речи;

           2)повторение и закрепление изученных орфограмм, обучение работе

              со словарем;

           3)развитие орфографической зоркости, совершенствование

              правописных навыков.

 

Оборудование: мультимедийная доска, презентации к уроку.

                                 Ход урока.

     I. Вступительное слово учителя.

   

     Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчеты, наблюдения?!

Ученый, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными другим людям, сохранить их для будущих поколений.

     И горько подумать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать  нить изложения, затемнить смысл, разрушить стройную систему доказательств.

     « До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы , простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность», - так пишет в книге «У слова стоя на часах Олег Рисс – корректор по профессии.

   

      II. Работа со словарем.

     

      Определите значение слов корректор, корректура, корректировать по словарям и составьте с ними словосочетания.

                          внимательный корректор

                          правильная корректура

                          корректировать статью

       III. Слово учителя.

     

       В течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора Выясним, какими качествами  должен обладать корректор. Оказывается, кроме хорошего знания языка, корректор должен обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным, аккуратным.

 

     IV. Практические задания.

     Задание I. Выпишите из загадки, написанной на доске, слова с орфограммами, обозначьте их, укажите вид, подсчитайте, сколько в этом тексте орфограмм.

   

      Задание II. Перед вами стихотворение болгарского поэта И.Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

  1. Найдите слова, которые поверяются с помощью словаря.
  2. Найдите слова, которые проверяются изменением формы слова.
  3. Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил.

   

      Задание III. Верным помощником корректора является словарь. С помощью орфографического словаря проверьте написание следующих слов:

   

      фестиваль, детектив, реклама, параллель, благодарю, пожалуйста, теннис, ателье, фиолетовый, лиловый.

 

       Задание IV. Вставьте буквы в слова

       фу_бол, хо_ей, во_зал, рю_зак, д_суг, м_г_зин, г_рбарий, ко_екция, б_лкон.

       Задание V. Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и заказал:

         - Шесть порций орфографических ошибок.

         - Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.

         - Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

          Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню. (Можно пользоваться словарем.)

  1. Бул_н м_сной с фр_кадельками.
  2. Ра_ольник с колбасой.
  3. К_тлеты свиные.
  4. П_льмени.
  5. Шампин_ ны в т_матном соусе.
  6. К_мпот см_родиновый.
  7. Коври_ка пш_ничная.
  8. П_рожное бисквитное.
  9. Пиро_ки с повидл_.

  Задание VI. Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

       - Предоставляю вам право выбора оружия.

       - Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты.

      Проведем орфографическую дуэль. Сейчас мы с вами напишем словарный диктант (с взаимопроверкой) . Работаем в парах, на доске – по вариантам.

Словарный диктант.

       Частота колебаний маятника – чистота русского языка;

       поседеть от горя – посидеть на полянке;

       спешу на помощь – спишу текст песни;

       нора волчицы – укрепление границы;

       подъезжать к границе – беспокоиться о пшенице.

   Задание VII. Светло и ярко солнце светит,

                         Но загрустил Ошибкин Петя.

                         Глядит мечтательно в тетрадь:

                         - Вот если б получить мне «пять».  

              Проверьте работу Ошибкина, помогите получить ему пятерку.

       

       

      V. Заключительное слово учителя.

       

 Так что же должен знать и уметь настоящий корректор, как вы думаете ребята?

 

       VI. Итоги урока.

       

      VI. Домашнее задание.

    Подберите материал из учебника  для словарного диктанта на тему:

               « Непроверяемые гласные и согласные в корне слова».

                       



Предварительный просмотр:

 

КОРРЕКТОР

КОРРЕКТУРА

КОРРЕКТИРОВАТЬ



Предварительный просмотр:

                             

                                   На окне стоит горшок,

                                   А в горшке стоит цветок.

              Посмотреть не разберешь:

                                  Не растение, а еж.

                       

                                                                                                                   (Кактус)



Предварительный просмотр:

                                                               Жалоба.

 Дядя, прашу тебя , помаги

                             Твоей плимяннице Оле

                             А то небудет ее наги

В этой пративной школе.

         Мне вчера за дектант на слова

                            Учитель паставил «два»,

       А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прочитать.

                 Попраси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне «пять».

   



Предварительный просмотр:

ФЕСТИВАЛЬ                        ТЕННИС

ДЕТЕКТИВ                            АТЕЛЬЕ

РЕКЛАМА                              ФИОЛЕТОВЫЙ

ПАРАЛЛЕЛЬ                         ЛИЛОВЫЙ

БЛАГОДАРЮ                        ПОЖАЛУЙСТА



Предварительный просмотр:

ФУ_БОЛ              Д_СУГ

ХО__ЕЙ               М_Г_ЗИН

ВО_ЗАЛ               Г_РБАРИЙ

РЮ_ЗАК              Б_ЛКОН

            КО__ЕКЦИЯ



Предварительный просмотр:

                                          Меню

  1. Бульон мясной с фрикадельками.
  2. Рассольник с колбасой.
  3. Котлеты свиные.
  4. Пельмени.
  5. Шампиньоны в томатном соусе.
  6. Компот смородиновый.
  7. Коврижка пшеничная.
  8. Пирожное бисквитное.
  9. Пирожки с повидлом.


Предварительный просмотр:

  1. В слове дуб три звука [д],[у],[б].

2.I.(На) желтых (листьях) – прилаг.

   II.Н.ф. – желтый; в м.р., род.пад., мн.ч.

   III.На листьях (каких ?) желтых.



Предварительный просмотр:

  1. В слове дуб три звука [д],[у],[п].

2.I.(На) желтых (листьях) – прилаг.

   II.Н.ф. – желтый; в пред.пад., мн.ч.

   III.На каких листьях?  желтых.

                                          ~~~~~~



Предварительный просмотр:

«Преданья старины глубокой…»

Былина

«Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Цели:1) воспитание патриотизма, любви к русской  народной культуре;

           2) дать представление о былине как жанре фольклора;

           3) развитие аналитического мышления и навыков выразительного

               чтения.

Оборудование: 1) аудиозапись былины «Илья Муромец и Соловей-

                              разбойник;

                               2) иллюстрации к былине.

                                             Ход урока.

I.Ознакомление с новым материалом.

     

  1. Прослушивание аудиозаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

  1. Слово учителя.

    Так запевает свою старину певец-сказитель. Начинает негромко, как бы

приглашает слушателей забыть на время свои заботы и вместе с ним мысленно перенестись во времена былинных богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, с замиранием сердца следить за героическими подвигами богатырской заставы во славы земли Русской.

  1. Беседа с обучающимися.

    - Как вы думаете, в чем секрет такого завораживающего влияния былин?

   - Когда у одного из лучших исполнителей былин Федора Андреевича Конашкова спросили: «Неужели Илья Муромец был такой сильный и мог палицу  весом  в 300 пудов подбрасывать выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего?», нимало не смутясь тот ответил: «Теперь, конечно, таких богатырей нету, а раньше, в досельные годы, когда жил Илья Муромец, они ведь были, такие сильные богатыри. Как же иначе?»

      Сказитель верил, что все, о чем он рассказывает, происходило на самом деле…И эта вера, его восхищение богатырями передавалось и слушателям.

   - Какова же история возникновения былин?

 

   - Возникли былины более 1000 лет тому назад в Киевской Руси. Выросли они из древних песен и легенд. История в этих произведениях причудливо переплетается с поэтическим вымыслом, реальность – с фантастикой.

  1. Запись в тетради.

Былины – это особый жанр русского фольклора, поэтически сочетающий

реальную историческую основу с фантастическим вымыслом. В них повествуется о легендарных героических подвигах, совершаемых храбрыми, благородными богатырями.

II.Чтение  былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» обучающимися.

III.Анализ произведения.

- Итак, как же удавалось исполнителям заучивать так много былин, ведь старины много веков передавались из уст в уста, а записывать их стали только 19 веке.

 ( Им помогала 1) хорошая память, 2) построение былины: зачин, основная часть, концовка, 3) повторы).

 - Какие художественные преувеличения вы заметили в былине? Как они называются?

 - В былинах часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Посмотрите, как выразительны такие слова: дружинушка, Иванушка, Микулушка, Марьюшка. Назовите такие слова в былине.

 - Помогают сказителю и меткие, выразительные постоянные эпитеты , переходящие из былины в былину, как из сказки в сказку. Например: солнце красное, поле чистое  и т.д. Какие постоянные эпитеты вы заметили в данной былине?

 - Как видите, былины имеют немало общих черт со сказками. А что же их отличает от сказок?

 (  1)Особый былинный стих, придающий былине особую торженственность, напевность, 2) серьезность содержания, 3)основная идея былины.)

IV.Домашнее задание.

   

   Попробуйте придумать сюжет современной былины, но только былины, а не сказки или рассказа.

 

V.Итоги урока.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад и внеклассное мероприятие

Доклад -  "Физическая культура в школе";       Сценарий внеклассного мероприятия "Русский солдат умом и силой богат" в честь 200-летия юбилея Отечественной войны 1812 г....

Секреты "Малахитовой шкатулки" (литературный конкурс по творчеству П.П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками).

Цели:Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений.Развивать творческие способности учащихся.Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом...

Формирование личности на уроках литературы и внеклассных мероприятиях (презентация)

Классный руководитель и воспитательная система класса в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Методическая разработка (физика, 8 класс) Внеклассное мероприятие «Теоретики» и «Экспериментаторы» Занятие физического кружка

Занятие проводится в виде игры под названием «Через тернии к звёздам» Создаются две команды – «Теоретики»  и « Экспериментаторы». Перед ними ставится задача, которую каждая решает соответств...

Доклад на тему: "Нетрадиционные технологии на уроках музыки и внеклассных мероприятиях в коррекционной школе-интернате VIII вида. Сказкотерапия".

В материале представлены доклад и презентация на тему: "Нетрадиционные технологии на уроках музыки и внеклассных мероприятиях в коррекционной школе-интернате VIII вида. Сказкотерапия."...

Доклад и презентация на тему "Игровые технологии на уроках музыки и внеклассных мероприятиях в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида".

Нетрадиционные методы и приёмы обучения на уроках музыки и пения, на внеклассных мероприятиях. В материале представлены доклад и презентация на тему "Активизация познавательной деятельности и развитие...