Исследование, как вид познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литерауры.
статья (русский язык) по теме

Мой опыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Сизова Елана Викторовна,

                                                                                       учитель русского языка

                                                                      и литературы

                                                                                           МОУ «Черлакская средняя

                                                                                 общеобразовательная

                                                                                                  школа №2», первая категория,

                                                                               стаж работы-17лет,

                                                                                      Дом. адрес: Омская обл.,

                                                               р.п.Черлак,

                                                                             ул.Солнечная, д.18

                                                                              тел.8(3812) 2-25-09

Исследование,  как вид познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

(Обмен опытом работы).

                                                                                          О, сколько нам открытий чудных                                                                                             готовят просвещенья дух,

и опыт – сын ошибок трудных,

                                                               и гений – парадоксов друг.

А.С.Пушкин.

Исследовательская деятельность учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности.

Мой опыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности.

Общеизвестно, что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с помощью взрослых мир. Главное для учителя – не убить заложенные природой исследовательские задатки. Ничто так не убивает познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении. Тем более слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он не осознал. В результате многолетней практики я пришла к выводу, что простейшие методы исследования не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для развития личности ребёнка.

Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя – в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.

Развивают поисковую активность разные формы деятельности. Для развития поисковой позиции ребят открывает большие возможности самостоятельная работа. Дидактическая ценность ее заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству. А выполнение реконструктивных самостоятельных работ заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи.

Важным для будущих ребят–исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль.

Можно включить в урок задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Какие же формы и приемы работы помогут его реализовать?

1) На уроках развития речи большое внимание уделяется языковому анализу текста, так как способствует совершенствованию связной речи учащихся. В центре внимания урока – художественный текст. Работая с анализом текста, школьник учится добывать информацию, осмысливать ее и моделировать информационное поле. Развивает коммуникативные навыки: учится слышать и слушать собеседника, выстраивать свое высказывание.

Осуществлению взаимосвязи в изучении русского языка и литературы способствует работа с текстом, в ходе которой решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки старшеклассников. В процессе такой работы реализуются межпредметные связи, учащиеся знакомятся с изобразительно-выразительными возможностями тех или иных языковых средств, воспитывается интерес к предмету, формируются навыки самостоятельной работы.

2) Планируя уроки русского языка в старших классах, предпочтение отдаётся таким формам учебных занятий, которые создают творческую атмосферу совместной деятельности с учащимися, атмосферу духовного общения  

- уроки-семинары «Наречие как самостоятельная часть речи»,

- подготовка к ЕГЭ в 9-м классе "И вот она, родная сторона, где вновь душа поэзии полна",

- лабораторные работы «Поход в научно – исследовательский институт им. Числительного», «Случай в городе Слованске»,

         -самостоятельная исследовательская работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, их рецензирование.

         3) Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическую необходимость обращаться к словарям,  целесообразнее воспитывать на базе ситуативных задач. Например:

          Представьте, что вы корректор журнала. Вам необходимо подготовить для набора научную статью. В рукописи встречаются ошибки, допущенные автором, машинисткой при печатании текста. Проверьте текст, исправьте ошибки, подготовьте его к печати. Используйте для проверки словарь.

          4) Уроки – путешествия, ролевая игра представляют собой не что иное как опрос, только в необычной форме. Задания – упражнения направлены на закрепление и совершенствование полученных знаний и навыков, где требуется и самостоятельная исследовательская деятельность по определенной теме урока

          5) Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимися знаний.

        Цель таких заданий – будить детскую любознательность, побуждать желание заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания.

Изучение русского языка как национального достояния способствует духовно-нравственному становлению личности, создаёт условия для реализации творческих возможностей каждого ученика, содействует воспитанию любви и интереса к языку.

В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, которая должна быть направлена на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.

В своей практической работе я применяю следующие методы активизации познавательной деятельности:

1. Работа над сквозными сюжетами в русской литературе (тема «маленького человека», тема детства, тема семьи и дома, тема живой и мёртвой души и т.д.). На основе параллельного воспроизведения материала учащиеся приходят к серьёзным обобщениям по предложенным проблемам.

2. Разнообразие жанров уроков:
- творческие проекты. Тема: «Поэты пушкинской поры», «Возлюбленные А.С.Пушкина», «Виртуальная экскурсия в Михайловское». Форма работы: групповое составление коллажей с последующей защитой проекта;
- ролевые игры. Тема: «Суд над Андрием. (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)». Форма работы: судебное заседание с исполнением учениками ролей центральных персонажей, сторон обвинения, защиты, свидетелей;
- уроки – литературно-музыкальные композиции. (Составляются обучающимися самостоятельно с разделением ролей: подбор литературного материала, биографических сведений, музыкального сопровождения, оформление урока иллюстрациями);

-ролевой анализ литературных героев, способствующий глубже проникнуть во внутренний мир героев, стремление высказать свои мысли.

3. Словарная работа:
-составление тематических словарей на основе творчества поэта, писателя.

4. Работа над выразительным чтением:
- логическое ударение на ключевые слова.

5. Выразительный пересказ:
- позволяет охватить большой объем текста в сжатом виде.

6. Работа над датами:
- с кем из современников мог дружить писатель, где, в каких журналах печатался, в каких событиях общественной жизни участвовал, какие проблемы своего времени поднял в творчестве.

7.Литературные марафоны.

Предлагается такая форма проверки заданий по самостоятельному чтению и изучению материала о писателях и их произведениях.

Литературное образование учеников не ограничивается только учебными занятиями, но и факультативными занятиями, элективными курсами.

Целью внеклассной работы является побуждение учеников к самообразованию, к самостоятельному поиску знаний.

В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:

1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов и т.п. Например: «Сравнительный анализ сказок   В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер - теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, «Сравнительный анализ Евгения Онегина и Чайльда-Гарольда (в произведениях А.С Пушкина «Евгений Онегин» и Дж. Байрона «Паломничество Чайльда-Гарольда»)», «Образ художника в повестях Н.В. Гоголя "Ночь перед рождеством", "Невский проспект","Портрет", «Плюшкин и Гобсек(сравнительный анализ героев произведений Н.В.Гоголя и О.Бальзака)», «Дети и детство в рассказах А.П.Чехова», «Незабываемый мир детства и отрочества в произведениях русских писателей, «Наташа Ростова и Эллочка Щукина», «Русалка и другие мифические образы в народном творчестве», «Рождественский рассказ как жанр».

3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, психологии, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Прилагательные, обозначающие  характер человека», «Образы животного мира в лирике С. Есенина», «Мое здоровье в моих руках», «Разговорная речь в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», “Сленг в молодёжных журналах”

4. Работы, посвященные писателям, поэтам, знаменитым людям, чьи судьбы связаны с историей поселка, города, области. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка. Например: «Война глазами очевидца», «Поэты нашего поселка».                  

Работы по всем этим темам были представлены на школьной, районной и областной конференциях научно-исследовательских работ обучающихся. В школе создано научное общество учащихся «Миллениум», работает «Малая Академия наук».  Свои работы ребята защищают на предметных секциях перед компетентной комиссией, которые дают рекомендацию о представлении научной работы на районную научно-практическую конференцию «Поиск».

Научно-исследовательские работы  Дрыгиной н. и Мартус Л. «Разговорная речь в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», Лосич А.  «Сравнительный анализ сказок   В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Бутаковой З. «Рифменная тавтология», Кварчии Н.«Дети и детство в рассказах А.П.Чехова» получили Диплом лауреата региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области.

Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать свой профессиональный выбор.

Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию учёного, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений. "Учащиеся решают проблемы, уже решённые обществом, наукой, и новые только для школьников... Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает её результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требует проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности", - писал И.И. Лернер. Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Учитель же помогает выбрать путь восхождения, через частное открыть общее.

В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат - собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения. Трудно не согласиться с М.Г.Качуриным (петербургский методист, профессор) : "Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях хорошего преподавания будет внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что-то не замеченное прежде". Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать “своё слово”, направить поиск, предложив методику исследования. Успех исследования во многом определяется темой. Обращение к темам, исследованным литературоведением, классическим для литературоведения, несомненно, в познавательном отношении полезно и интересно для увлечённого литературой школьника.

Мы принимаем во внимание, что учебно-исследовательская работа школьников в основном повторяет все этапы научного исследования, но полагаем, что она должна быть адаптирована с учетом дидактических принципов доступности, посильности, должна быть связана с базовым школьным образованием

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст. Приобретенный мной за годы опыт руководства исследовательской деятельностью учащихся в области литературы позволил выработать алгоритм действий при написании исследовательской работы.

Очевидно, что характер решения исследовательских задач зависит не только от качества знаний, умений и навыков по литературе, имеющихся у ученика, но и от уровня его общего развития. Чем глубже и шире жизненный и читательский опыт, тем больше сторон открывается старшекласснику в художественном тексте. Чем лучше развито эмоциональное восприятие, языковое чутье, творческое мышление, тем интереснее интерпретации прочитанного. Поэтому, сотрудничая с учеником в процессе выполнения работы по литературе, необходимо уделять самое пристальное внимание развитию этих качеств, помня о том, что в литературоведении равно важны и уверенное владение знаниями, и богатство личности исследователя. Таким образом, руководство самостоятельной деятельностью старшеклассника — сложная, педагогически продуманная система творческого общения, в процессе которого обсуждается прочитанное, формулируется тема работы, цели и основные проблемы, требующие рассмотрения, пути анализа текста. Руководитель помогает найти нужную литературу, консультирует, организует предварительное обсуждение доклада в группе.

Учитель консультирует школьника, помогает ему выделить главное, составить план, в соответствии с которым пишется черновик, затем работа полностью оформляется, все цитаты сопровождаются соответствующими сносками. Результаты проведенного исследования оформляются в следующих формах: реферат, научная статья, доклад, тезисы докладов и выступлений.

Большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе научный руководитель оказывает помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, которая не всегда должна иметь академический характер. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы — все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу старшеклассника.

Презентация работы проводится на уроке или на ученической конференции.

Такая серьёзная работа на уроках русского языка и литературы, факультативах  воспринимается старшеклассниками не только как средство подготовки к поступлению в вуз, но и как внутренняя потребность, как важнейшее условие саморазвития и самоутверждения. Важнейшее значение придается формированию коммуникативных умений, без которых осуществление исследования и его последующая защита на конференции невозможны. Ценно то, что и вне уроков ученики включаются в формы общения, способствующие развитию речевой активности, вербального интеллекта, необходимого будущему студенту.

По завершению работы участникам факультатива предлагается заполнить анкету. Вопросы анкеты подталкивают исследователей подвести итог своей работы не только в плане интеллектуального продукта, но и в плане плодотворности исследовательской деятельности для собственного развития.

  1) Чему Вы научились, занимаясь исследованием? Что узнали?

  2) Где и как Вы можете использовать полученный опыт?

  3) Что Вам больше всего принесло удовлетворение в работе?

  4)Что было трудно?

  5) Как изменила исследовательская  работа по лингвистике Ваше отношение к изучению русского языка?

По сравнению с рефлексией в научном исследовании в учебно-исследовательской работе более важна рефлексия не на продукт научный вклад исследования, а на результат – какие личностные качества открылись, какие способности, навыки появились в результате учебно-исследовательской работы.

Использование технологии исследовательского метода ориентирует современных школьников не только на простое усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика, подготовка школьника ка...

Исследование, как вид познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Исследование,  как вид познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы....

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

В статье рассматриваются способы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством ИКТ. Представлены виды и формы заданий, а также результаты их при...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Тема, выбранная мною, актуальна, т.к. активизация познавательной деятельности обучающихся без развития их познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Познавательный интерес...

Образовательный проект.Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью технологии ТРИЗ.

Активизация познавательной деятельности обучающихся  на уроках    русского языка и литературы с помощью технологии ТРИЗ.\...