Интегрированный урок русского языка и математики"Говорят, что числа правят миром..."
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Оболикшта Елена Александровна

Интегрированный урок русского языка и математики был создан в качестве обобщительного - повторяющего по теме " Имя числительное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_otkrytogo_integrirovannogo_uroka.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого интегрированного урока "Математика – русский язык"

в рамках творческого отчёта гимназии

"Культуротворческая среда образовательного учреждения как фактор, обеспечивающий социализацию обучающихся в рамках новой образовательной инициативы" (17. 03. 2011)

Тема: "Говорят, что числа правят миром…"

(Математика: "Действия с положительными и отрицательными числами";

Русский язык: "Числительное")

Класс: 6

Учитель: Егорова Анастасия Алексеевна, учитель математики;

Оболикшта Елена Александровна, учитель русского языка и литературы.

Цели:

  1. обогащение системы знаний по заданным темам русского языка и математики;
  2. закрепление умений и навыков действий с положительными и отрицательными числами, а также употребления в разговорной речи числительных в процессе решения математических и грамматических заданий;
  3. расширение математического кругозора учащихся и формирование у них положительного мотива учения за счёт "погружения" в межпредметную область;
  4. воспитание организованности, умения самоконтроля и саморефлексии;
  5. развитие наблюдательности и нестандартного мышления, выдержки и настойчивости в достижении цели.

Оборудование:

  1. компьютер и мультимедийный проектор;
  2. маркерная доска;
  3. раздаточный материал (домашнее задание).

Структура урока:

  1. Приветствие, мотивация к работе на уроке (сообщение темы, целеполагание)

УР:

  1. Здравствуйте! Мы очень рады видеть вас сегодня здесь! За время нашей работы я много раз читала вам различные стихотворения, а А.А. рассказывала занимательные истории и факты из жизни математиков, но сейчас я хочу поделиться с вами словами замечательного поэта Степана Щипачёва:

         Цифры, что рядышком встали,

         Каждая – раз уж стоит –

         Тонны испытанной стали

         Взвалит на плечи свои.

         Славить готов и таблицы

         Мой безискусственный стих,

         Только б счастливые лица

         Чаще мне чудились в них.

         Цифры приметны почету,

         В сводках, как совесть, чисты.

         Знаем, который по счету

         Лег километр на грунты.

         Цифры, что вписаны в сроки,

         Годы уже не сотрут,

         Это – плотины, дороги,

        Это – к планетам маршрут….

УМ:

  1. Прочитайте тему и сравните услышанные строки со словами на доске.  Предположите, о чём сегодня пойдет речь на нашем уроке.
  2. Что вы хотите получить от него? /целеполагание детей/:
  1. Повторить;
  2. Закрепить;
  3. Узнать новое и т.п.
  1. У нас сегодня тоже есть цель: мы хотим показать вам математику и русский язык с другой стороны, ведь эти науки неразрывны. Говорят, что числа правят миром… Но править в одиночку очень и очень тяжело, и вот здесь находится крепкое плечо, на которое можно опереться – родной язык! Приступим!

  1. Основная часть:

УМ:

  1. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА (устная работа, ответы фиксируются на маркерной доске):
  1. Сколько цифр вы знаете? (10)
  2. Что такое процент? (0,01 часть числа)
  3. Чему равно произведение взаимно обратных чисел? (1)
  4. Сколько лет в одном веке? (100)
  5. Наименьшее простое число? (2)
  6. Чему равна сумма противоположных чисел? (0)
  7. Что больше:  или 0,6? (0,6)
  8. Какую часть часа составляют 20 минут? (1/3)
  9. Наименьшее натуральное число? (1)
  10. Корни уравнения: . (7 и -7)
  11. Наибольшее целое отрицательное число? (-1)
  12. На какое число нельзя делить? (0)
  1. Все ваши ответы связаны с числами.

УР:

  1. Причём в окружающем нас мире числа встречаются повсюду. Для этого даже возникла особая часть речи. Как она называется? (числительное)
  2. Приведите примеры.
  3. Когда мы имеем дело с числительными?
  4. Мы, конечно, не первые, кто заметил, что числа окружают нас. Еще наши предки обратили на это внимание и сохранили свои наблюдения в виде устойчивых изречений, которые мы передаём из поколения в поколение и употребляем в определённых ситуациях. Как называются такие изречения? (фразеологизмы).
  5. И сейчас мы с вами проверим, как хорошо вы знаете фразеологизмы, в которых используются имена числительные. На экране вы видите пословицы и поговорки, записанные в 2 столбика: в 1ом столбике – начало, во 2ом - конец. Но они перепутаны. Помогите частям фразеологизмов найти друг друга, записав их правильно (ПРОВЕРКА)

Семь раз отмерь…                                       На неделе

Семи пядей…                                                В трёх соснах

Семеро одного…                                          А критику – двумя

Семь пятниц…                                             Не ждут

Заблудиться….                                            Первый кнут

Похвалу слушай одним ухом…                   Во лбу

Доносчику…                                                Ни одного не поймаешь

За двумя зайцами погонишься - …           Один раз отрежь

УМ:

  1. Народную мудрость вы хорошо усвоили, числа тоже прекрасно знаете – значит, мы можем поменяться с вами местами. Мы с Е.А. тут немного помудрили и вот что у нас получилось:
  1. ;
  2. на ста шестидесяти восьмой странице;
  3. ;
  4. пяти целыми ноль ноль семь сотыми;
  5. ;
  6. сто сорок семь больше одна тысяча двести тридцати один;
  7. ;
  8. три тысячи пятьсот восемьдесят девятью.
  1. Сейчас мы будем отвечать, а вы, наоборот, нас проверите – будете экспертами. Только ведь нас двое – учитель математики и учитель русского языка, т.е. нужно не только уметь правильно работать с числами, но и называть их. И, кончено же, пояснять свой ответ 

(КЛАСС ДЕЛИТСЯ НА 2 ГРУППЫ:

ГРУППА СПРАВА – ЭКСПЕРТЫ-МАТЕМАТИКИ,

ГРУППА СЛЕВА – ЭКСПЕРТЫ-ЛИНГВИСТЫ).

УР:

  1. Итак, мы читаем выражения, а вы оцениваете правильность с точки зрения математики и русского языка.

 (Работа с выражениями на экране проектора, после анализа каждого выражения – показ правильного варианта).

УМ:

  1. Итак, у нас получился всего один правильный ответ – 94. Дайте этому числу все возможные характеристики с точки зрения математики (целое, натуральное, чётное, рациональное, имеет противоположное и обратное и т.п.).

УР:

  1. А теперь дайте все возможные характеристики этому числу с точки зрения русского языка (ОГЗ, вопрос, Начальная форма, МФП, СФ и т.п.)

УР:

  1. Молодцы! Но как-то неинтересно получается: считаем, склоняем, анализируем – никакой романтики…Правду говорят, математика – очень точная и неэмоциональная наука. То ли дело – искусство слов… Только вслушайтесь: "Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…"… Или: "Зима недаром злится – прошла её пора…"

УМ:

  1. Неправда, Е.А.!!! На самом деле с помощью чисел  можно много чего сделать – например, нарисовать картинку (рисунок на проекторе) или даже выразить эмоции…

УР:

  1. Эмоции…А.А., вы ничего не путаете???

УМ:

  1. Абсолютно!!! Есть даже такой раздел – цифровые стихи,  и вам, как человеку, любящему поэзию, это должно понравиться!!! Друзья мои, давайте все вместе почитаем и попробуем определить, какое настроение содержится в этих строках:

УР:

(Читает и анализирует с детьми)

2   12   46,

48   3   06.

33   1   102,

8    30    32

                (считалка)

2   15  42

42  15

37  08   5

20   20   20!

                (веселые стихи)

511    16

5    20    337

712    19

2000047

                (грустные стихи)

7   14   100   0

0   0   0   13

37   08   5

20   20    20

                (веселые стихи)

3     1512

16025

11   0    3    15

100006   02    05

                (грустные стихи)

УМ:

  1. Вот так оказывается, что поэзия живёт в математике. Но давайте вернёмся к науке. Все вы наверняка любите разгадывать кроссворды. Вот сейчас вы и попробуете разгадать такой небольшой кроссворд. Мы уже встречались с такими заданиями, когда по ответу нужно определить букву, а затем из полученных букв составить ключевое слово. Работаем по вариантам: 1 вариант – решает 1, 3 и 5 уравнения; 2 вариант – 2, 4 и 6.
  1. ;
  2. ;
  3. ;
  4. ;
  5. ;
  6. .

-6

1,2

-5,5

Нет корней

Е

В

И

Т

Д

С

УР:

  1. Назовите зашифрованное слово. Двести – какое это числительное?
  2. Каково оно по разряду и составу?
  3. Просклоняйте его (письменно – в тетради, фронтальная устная проверка).

УМ:

  1. Всё это замечательно, но как вы думаете, где могут пригодиться все те знания, которые вы получаете день за днём?

(На экране профессии: актер, бухгалтер, землемер, каменщик, математик, музыкант, поэт, пасечник, продавец, плотник, садовник, экономист, финансист, сатирик)

  1. Как вы думаете, что мы можем сейчас сделать с этими профессиями? (расположить слова в два столби ка так, чтобы в первый столбик попали существительные, обобщаю щие профессии, которые имеют прямое отношение к цифрам, измере ниям; а во второй столбик слова, которые обозначают профессии, не имеющие отношение к счету, цифрам).

3. Подведение итогов (рефлексия, постановка домашнего задания):

УР:

  1. Вот и подошёл к концу наш урок. И логическим его завершением будет, конечно, домашнее задание:

Вариант 1:

  1. ; (-7)
  2. ; (8)
  3. Составьте с ответом 2ого выражения два предложения так, чтобы в первом случае числительное было количественным, а во втором – порядковым. Определите синтаксическую функцию числительного.
  4. Просклоняйте результат первого выражения.

Вариант 2:

  1. ; (-25)
  2. ;  (2)
  3. Составьте с ответом 2ого выражения два предложения так, чтобы в первом случае числительное было количественным, а во втором – порядковым. Определите синтаксическую функцию числительного.
  4. Просклоняйте результат первого выражения.

УМ:

  1. Посмотрите свои тетради, вспомните записи на доске, осмыслите их. Пусть сегодня их и немного, гораздо важнее то, что осталось в вашем сознании. Поделитесь вашими мыслями о прошедших 45 минутах (что они значат лично для вас?)

УР:

  1. А теперь давайте еще раз обратимся к нашей теме. Полностью ли вы с ней согласны?
  2. Да, несомненно, числа правят миром, но они ничто без слов, с помощью которых мы их записываем и говорим. Математика и русский язык идут рука об руку, и мы желаем вам никогда не разъединять их! Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (русский язык и математика) "Выбирай, решай, твори!"

Форма урока: путешествие по "Морю  тайн и надежд"....

Интегрированный урок русского языка и математики

Конспект итогового урока по изучению темы "Имя числительное"....

Интегрированный урок русского языка и математики

Конспект итогового урока по теме "Имя числительное"....

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".

Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...

Интегрированный урок русского языка и математики "Космическое путешествие на планету Числяндия"(6 класс)

Интегрированный урок русского языка и математики проводится в форме игры-путешествия на планету Числяндия с целью обобщений знаний обучающихся по русскому языку по теме "Имя числительное" и по математ...

Интегрированный урок русского языка и математики в 6 классе на тему "Имя числительное и число".

Цель урока: научить различать имена числительные и числа,обратить внимание на слова со значением числа, развивать интерес к математике и русскому языку на базе получения дополнительной информац...

Интегрированный урок русского языка и математики. Склонение числительных, обозначающих целые числа (6 класс)

Интегрированный урок русского языка и математики. Склонение числительных, обозначающих целые числа. Комбинированный урок. Цели: -развивающие: развивать умение правильно склонять числител...