Описание помещения. Сжатое изложение (А. С. Пушкин "Станционный смотритель") 6 класс
план-конспект урока русского языка (6 класс) по теме

Фисенко Галина Витальевна

Программный вид работы  позволяет подготовить учащихся к одному из заданий  ГИА. Сжатое изложение научит выбирать в тексте основное, закрепит теоретические и практические навыки, расширит словарный запас и кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_pomeshcheniya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка (сжатое изложение в «6» классе) с элементами саморазвития.

Предисловие

Проект посвящён рассмотрению лексико- стилистической подготовки к сжатому изложению. Актуальность работы определяется необходимостью повышения уровня лексико-стилистической грамотности учащихся и в связи с этим потребностью создания методики подготовки к  сжатому изложению. Предметом проекта выбрана лексико-стилистическая подготовка к сжатому изложению повествовательного текста с элементами описания помещения в художественном стиле. «Рассредоточенная подготовка к изложению с опорой на  коммуникативно-значимый принцип в отборе лексики для анализа позволит повысить уровень сформированности умения учащихся передавать не только содержание и основную мысль текста, но и  индивидуальные особенности стиля автора при  (……….) сжатой (…….) записи художественного текста.» ( Т.М. Фалина.). Учащихся  разных классов необходимо  в большей степени приобщать к выполнению сжатого изложения, чтобы они были готовы писать его на экзаменах. Записывая текст сжато, ученики проявляют важное коммуникативное умение исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные художественные средства, примыкающие к опорным словам и формирующие микротемы. Предлагаемый вариант подготовки к сжатому изложению может быть проведён на  одном уроке, а на втором  школьники записывают текст. Возможна и рассредоточенная подготовка. В этом случае заранее нужно обратиться к содержанию, композиции текста, к схеме, плану, а возможности сокращения, языковые средства текста можно рассмотреть на уроке написания изложения.

Этот текст приемлем для учащихся  6-8 классов в зависимости от подготовленности.(А. С. Пушкин «Станционный смотритель»).

2.1.Входные данные урока.

Класс-6-ой.

Тип урока -сообщение новых сведений.

Тема по развитию речи- описание помещения.

Тема лингвистическая - словообразование, орфография, культура речи.

Тема коммуникативная – коммуникативно - организованный дидактический материал из романа А. С. Пушкина « Евгений Онегин» (описание помещения).

Технология урока – комплексная .

Средства обучения - отрывок из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»,( текст изложения  перед каждым учеником), отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (проецируется на доску), словарь.

2. 2.Организация работы.

  1. Оформление доски до урока: в середине оставлено место для заголовка, слева – схема текста ( см. дальше), под заголовком оставлено место для плана, справа в столбик- трудные слова с подчёркнутыми орфограммами (см. дальше) слева –экран.

2.Раздаточный материал (текст изложения) положен заранее перед каждым учеником.

3. Портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к повести « Станционный смотритель», выставка книг А. С. Пушкина.

2. 3.Цели урока.

Познавательные:

а) повторить изученные речеведческие понятия (тема, основная мысль,  заголовок, стиль, тип речи, микротемы, опорные слова, изобразительно-выразительные средства);

б) познакомить со способами сжатия текста и с понятием  «схема текста»,учить сжато излагать  повествовательный текст с элементами описания помещения, сохраняя определённую степень выразительности подлинника.

Практические:

а)закрепить (старое) умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к сжатому изложению;

б) формировать (новое) умение применять способы сжатия текста и умение читать схему текста.

Общепредметные:

а) воспитывать интерес к предмету с помощью содержания текста, ценностный взгляд на богатство русского языка в произведениях А. С. Пушкина путём показа функционирования разных языковых единиц в тексте, способность к саморазвитию , самосовершенствованию;

б) развивать логическое мышление( анализ, синтез, сравнение, обобщение, сжатие), разные виды речеведческой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), разные виды памяти (слуховую, зрительную), волю, воображение;

в) формировать умение самостоятельно пополнять знания ( пользоваться словарём, использовать схему текста).

2. 4.Ход урока.

1.Речевая разминка. На экране проецируется текст. (читает подготовленный ученик).

Татьяна взором умиленным

Вокруг себя на всё глядит,

И всё ей кажется бесценным,

Всё думу томную живит

Полумучительной отрадой:

И стол с померкшею лампадой,

И груда книг, и под окном

Кровать, покрытая ковром,

И вид в окно сквозь сумрак лунный,

И этот бледный полусвет,

И лорда Байрона портрет,

И столбик с куклою чугунной

Под шляпой с пасмурным челом,

С руками, сжатыми крестом.

-Прочитайте про себя ещё раз отрывок из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», с которым вы познакомитесь в старших классах на уроках литера туры. О чём говорится в этом  отрывке?

( О комнате, которую автор описывает глазами Татьяны). С какой целью используется описание помещения?(У каждой эпохи свои приметы: здания, одежда, предметы быта. Вещи стареют  вместе со своим временем.

Человечество бережёт приметы ушедшего времени. В домах любого времени есть комнаты разного назначения с набором привычных вещей. Эти столы и стулья, шкафы и кровати, занавески и светильники составляют  интерьер - внутреннее убранство комнаты, кабинета, столовой, прихожей, вообще любого помещения. Мир вещей несёт на себе приметы времени.)  По мере необходимости проводится словарная работа: лампада, лорд Байрон, столбик с куклою чугунной.

-Подготовьтесь и прочитайте этот отрывок выразительно.

2.Работа по теме. Слово учителя.

- Сегодня с описанием помещения мы встретимся ещё в одном произведении А. С. Пушкина: это отрывок из повести «Станционный смотритель». А эпиграфом нашего урока будут слова А. П. Чехова: «Краткость –  сестра таланта». Особенно актуально звучит эта мысль в наши дни, когда ежедневно на нас обрушивается поток информации.  Нужно уметь кратко передавать её. Как вы думаете, зачем это необходимо?  ( Ответы детей).  Мы будем учиться  писать сжатое изложение. Выясним лексическое значение слова «сжатое». Каким синонимом можно его заменить? Почему большой по объёму текст сокращается иногда до одного предложения? Что обычно сокращается  в тексте? Какие слова нельзя опускать? (Ключевые, опорные слова).

3. Сообщение нового материала о способах сжатия текста (исключение,  обобщение, упрощение).

4. Чтение текста. – Послушайте отрывок из повести великого русского  писателя и поэта А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Что вы знаете об авторе? Читали ли вы всю повесть? (по мере необходимости-сведения об авторе, истории создания произведения). Подумайте, как лучше озаглавить этот отрывок. (Перед чтением текста следует сказать, что учащиеся во время слушания и наблюдения по тексту могут делать небольшие заметки на черновике, чтобы определить опорные слова, особенно необходимые для написания в сжатом изложении).

Текст прилагается.

5.Беседа по вопросам.

-Все ли слова вам понятны? (Словарная работа).

-Как можно озаглавить текст? ( «На станции», «Станция» и др.)

-Каковы стиль и тип речи этого отрывка?  Докажите.

-О чём говорится в тексте?

-Как вы понимаете основную мысль отрывка? (Автор хочет передать колорит той эпохи, в условиях которой жил смотритель)

- Какими средствами языка передает А.С.Пушкин значение понятия «предмет и его местоположение» ?

- Какие предметы отбирает писатель для показа общего вида комнаты? (картинки на стене, горшки с бальзамином, кровать с пестрою занавескою).

- Перечитайте описание иллюстраций к «Притче о блудном сыне». Докажите, что предложения связаны друг с другом. Покажите эту связь.

- Какие микротемы можно вычленить в этом отрывке? Давайте озаглавим их.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН.

  1. Приезд на станцию.
  2. Красавица Дуня.
  3. «Смиренная обитель»:

а) картинки на стене;

б) прочие предметы.

-Можно ли для краткости пересказа исключить какую-либо часть? (Вторая часть не влияет на раскрытие темы и передачу основной мысли). Отметьте это в тексте.

- Давайте составим схему текста.

Повествование.    ---------         Приезд на станцию.

Описание           ------------      «Смиренная обитель» :

картинки на стене

прочие предметы

- Докажите, что текст написан в художественном стиле.

-Давайте в оставшихся частях текста выберем опорные слова, выделим в тексте существенное и несущественное . (см. текст)

- Назовите к отдельным опорным словам основные художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения).

- Попробуйте заменить некоторые из них синонимами на уровне авторского замысла. Объясните роль отдельных средств в тексте, особенно тех, которые должны остаться в сжатом тексте.

- Что дает автору повествование от первого лица? (особенную эмоциональную передачу, ощущение своего Я)

- Глаголы какого времени употреблены в тексте и почему?

6. Орфографическая работа по правописанию трудных слов, записанных на доске. ( смиренную, рассмотрением, шлафрок, сохранилась, обитель и т.д.)

7. Повторное чтение сжатого текста.

При необходимости можно предоставить учащимся возможность прочитать про себя текст для сжатого изложения или предложить пересказать его устно. Схема и план могут оставаться на доске в зависимости от подготовленности класса.

8. Запись текста школьниками. 

Методические выводы по главе 2 .

Такая разносторонняя подготовка даже на одном уроке значительно повышает качество ученических работ. В сжатом изложении, несмотря на дополнительно поставленную задачу сократить текст качество использования художественных средств выше, так как необходимость исключить несущественное в тексте заставила учащихся сосредоточить внимание на описании в большей степени. При отборе лексики для анализа текста следует опираться на коммуникативно-значимый принцип, который дает возможность выделить в микротемах  опорные слова и относящиеся к ним изобразительно-выразительные средства. Школьники приобретают специальные речевые умения и навыки, которые необходимы им в дальнейшей учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение сжатому изложению в 7,8,9 классах

С первым заданием, с которым выпускники сталкиваются при сдаче ОГЭ, является изложение. И не просто изложение, а изложение сжатое. Когда я столкнулась непосредственно в выпускном 9 классе с проблемами...

Подготовка к написанию сжатого изложения с элементами сочинения 7 класс

Презентация содержит материал по региональному компоненту...

Подготовка к сжатому изложению. Урок-практикум в 9 классе

Урок позволит повторить теорию о способах компрессии текста, закрепить навыки выполнения данной работы. Работа в группах - основа эффективности занятия....

Сжатое изложение как вид текста,7 класс

Урок развития речи.Обучение написанию сжатого изложения...

Подготовка к сжатому изложению. Урок-практикум в 9 классе

Подготовка к сжатому изложению. Урок-практикум в 9 классеЦель урока:создать условия для отработки умения сжимать текст с помощью разных приемов компрессииЗадачи:Повторить теоретические сведения по тем...